РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Общая характеристика познавательной деятельности 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Возможности активизации познавательной деятельности детей
младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА... 25
2.1 Характеристика диагностик, направленных на изучение познавательной активности школьников 25
2.2. Определение уровня познавательной активности младших
школьников учащихся 3-го класса 31
2.3. Рекомендации, направленные на повышение уровня
познавательной активности учащихся 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Общая характеристика познавательной деятельности 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Возможности активизации познавательной деятельности детей
младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА... 25
2.1 Характеристика диагностик, направленных на изучение познавательной активности школьников 25
2.2. Определение уровня познавательной активности младших
школьников учащихся 3-го класса 31
2.3. Рекомендации, направленные на повышение уровня
познавательной активности учащихся 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Еще древнегреческий философ Сократ уделял свое внимание этой проблеме, он учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину путем размышления. Ж.Ж Руссо, создавал специальные ситуации, вынуждающие ученика захотеть узнать что-то новое. Но, не смотря на это, проблема получила " популярность" только в хх веке. Такие великие педагоги как: Б.Г Ананьева, А.Я Каменский, Г.И Щукина, К.Д Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие, занимались проблемой активизации познавательной деятельности. Проблема активизации познавательной деятельности побуждала к разработкам новых методик, различных компонентов, пособий для совершенствования урока и развития обучающихся.
Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями.
Познавательную активность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
При наличии познавательной активности учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.
Одна из самых актуальных проблем современного общества - активизация познавательной деятельности. В последние годы интерес к этой проблеме усилился. Именно поэтому мною была выбрана данная тема, развитие познавательной активности обучающихся начальной школы.
Объект исследования: является образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: познавательная активность учащихся обучающихся в младших классах.
Цель работы: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития познавательной активности у младших школьников.
В связи с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «познавательная активность».
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Изучить возможности активизации познавательной активности.
4. Провести исследование, направленное на выявление уровня познавательной активности обучающихся в младших классах.
5. Дать рекомендации направленные на повышение уровня познавательной активности младших школьников.
Для достижения цели и реализации поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические (обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы, анализ полученной информации) и эмпирические (наблюдение, анкетирование).
Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева», в 3 «В» классе спортивно-эстетического отделения. В классе обучается 25 человек, из них 15 мальчиков и 10 девочек (в возрасте 8-9 лет).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями.
Познавательную активность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
При наличии познавательной активности учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.
Одна из самых актуальных проблем современного общества - активизация познавательной деятельности. В последние годы интерес к этой проблеме усилился. Именно поэтому мною была выбрана данная тема, развитие познавательной активности обучающихся начальной школы.
Объект исследования: является образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: познавательная активность учащихся обучающихся в младших классах.
Цель работы: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития познавательной активности у младших школьников.
В связи с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «познавательная активность».
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Изучить возможности активизации познавательной активности.
4. Провести исследование, направленное на выявление уровня познавательной активности обучающихся в младших классах.
5. Дать рекомендации направленные на повышение уровня познавательной активности младших школьников.
Для достижения цели и реализации поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические (обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы, анализ полученной информации) и эмпирические (наблюдение, анкетирование).
Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева», в 3 «В» классе спортивно-эстетического отделения. В классе обучается 25 человек, из них 15 мальчиков и 10 девочек (в возрасте 8-9 лет).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, необходимо сделать выводы. Итак, изучив психолого-педагогическую литературу, можно сказать о том, что познавательная активность, это не что иное, как сознательная деятельность представляющая совокупность теоретического и практического мышления и осуществляется на каждом этапе взаимодействия через выполнение практических действий.
Один из важных этапов в жизни каждого человека, является обучение в школе, первым этапом обучения в школе является начальная школа. Задача педагога не только научить ребенка, но научить его учиться, мыслить, запоминать и воспринимать учебный материал. Различные принципы, методы способствуют развитию познавательной деятельности младших школьников.
Младший школьный возраст является особым периодом, в этом возрасте происходят различные изменения, как в психическом развитии, так и в физическом.
Конечно каждый учитель, старается сделать свой урок разнообразным, интересным, включая в свои уроки нестандартные игры, задачки и т.д. Достаточно важную роль в уровне познавательной активности в исследуемом классе, сыграл предмет «Юным Умникам и Умницам» который преподается детям в Гимназии с первого класса. Данное пособие предлагает систему работы по развитию познавательных способностей детей, помогает освоить программу общеобразовательной школы. Упражнение выполнены в определенной последовательности, благодаря чему происходит развитие внимания, наблюдательности, логики, памяти, мышления и т.д. Задания можно использовать на уроках математики, русского языка, информатики.
Для того что бы активизировать деятельность, ребенку прежде всего должна быть интересна эта деятельность, разнообразить ее можно включая в уроки: дидактические игры, наглядность, творческие работы, проводить уроки «путешествие», научно-исследовательская деятельность, проводить внеклассные мероприятия, т.д. Учебный процесс должен проходить на уровне развития обучающихся начальной школы.
В работе необходимо использовать педагогические технологии:
1. Игровые;
2. Личностно-ориентированные;
3. Развивающие;
4. Проблемное - обучение;
5. Интегрированные уроки.
Проведя исследование, мною было выявлено, что в третьем классе, в целом у обучающихся наблюдается высокий уровень познавательной активности. Об этом свидетельствуют результаты, представленные в таблице
6. У них проявляются высокие волевые качества, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. В параграфе 2.3 представлены рекомендации по работе с учащимися.
Таким образом, поставленные задачи были реализованы. Для дальнейшего развития познавательной активности младших школьников, и перспективы исследования проблемы, можно увидеть в более подробной разработке учебно-методического пособия для учителей начальной школы.
Сам процесс активизации познавательной деятельности педагогически управляем, достигнуть успехов в решении проблемы можно, только если регулярно применять различные пути активизации познавательной деятельности в совокупности. Применяя рекомендации направленные на повышение уровня мышления, объема памяти и концентрации внимания, указанных в параграфе 2.3 можно достичь результатов. Положительную роль сыграют и различные методы, путем воздействия на мотивацию происходит развитие личности, на основе освоения способов деятельности, а это отвечает цели поставленной в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Ведь цель ФГОС НОО является не только получение знаний, но и умение добывать и пользоваться полученными знаниями.
Один из важных этапов в жизни каждого человека, является обучение в школе, первым этапом обучения в школе является начальная школа. Задача педагога не только научить ребенка, но научить его учиться, мыслить, запоминать и воспринимать учебный материал. Различные принципы, методы способствуют развитию познавательной деятельности младших школьников.
Младший школьный возраст является особым периодом, в этом возрасте происходят различные изменения, как в психическом развитии, так и в физическом.
Конечно каждый учитель, старается сделать свой урок разнообразным, интересным, включая в свои уроки нестандартные игры, задачки и т.д. Достаточно важную роль в уровне познавательной активности в исследуемом классе, сыграл предмет «Юным Умникам и Умницам» который преподается детям в Гимназии с первого класса. Данное пособие предлагает систему работы по развитию познавательных способностей детей, помогает освоить программу общеобразовательной школы. Упражнение выполнены в определенной последовательности, благодаря чему происходит развитие внимания, наблюдательности, логики, памяти, мышления и т.д. Задания можно использовать на уроках математики, русского языка, информатики.
Для того что бы активизировать деятельность, ребенку прежде всего должна быть интересна эта деятельность, разнообразить ее можно включая в уроки: дидактические игры, наглядность, творческие работы, проводить уроки «путешествие», научно-исследовательская деятельность, проводить внеклассные мероприятия, т.д. Учебный процесс должен проходить на уровне развития обучающихся начальной школы.
В работе необходимо использовать педагогические технологии:
1. Игровые;
2. Личностно-ориентированные;
3. Развивающие;
4. Проблемное - обучение;
5. Интегрированные уроки.
Проведя исследование, мною было выявлено, что в третьем классе, в целом у обучающихся наблюдается высокий уровень познавательной активности. Об этом свидетельствуют результаты, представленные в таблице
6. У них проявляются высокие волевые качества, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. В параграфе 2.3 представлены рекомендации по работе с учащимися.
Таким образом, поставленные задачи были реализованы. Для дальнейшего развития познавательной активности младших школьников, и перспективы исследования проблемы, можно увидеть в более подробной разработке учебно-методического пособия для учителей начальной школы.
Сам процесс активизации познавательной деятельности педагогически управляем, достигнуть успехов в решении проблемы можно, только если регулярно применять различные пути активизации познавательной деятельности в совокупности. Применяя рекомендации направленные на повышение уровня мышления, объема памяти и концентрации внимания, указанных в параграфе 2.3 можно достичь результатов. Положительную роль сыграют и различные методы, путем воздействия на мотивацию происходит развитие личности, на основе освоения способов деятельности, а это отвечает цели поставленной в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Ведь цель ФГОС НОО является не только получение знаний, но и умение добывать и пользоваться полученными знаниями.



