Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №96944

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Общая характеристика познавательной деятельности 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Возможности активизации познавательной деятельности детей
младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА... 25
2.1 Характеристика диагностик, направленных на изучение познавательной активности школьников 25
2.2. Определение уровня познавательной активности младших
школьников учащихся 3-го класса 31
2.3. Рекомендации, направленные на повышение уровня
познавательной активности учащихся 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Еще древнегреческий философ Сократ уделял свое внимание этой проблеме, он учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину путем размышления. Ж.Ж Руссо, создавал специальные ситуации, вынуждающие ученика захотеть узнать что-то новое. Но, не смотря на это, проблема получила " популярность" только в хх веке. Такие великие педагоги как: Б.Г Ананьева, А.Я Каменский, Г.И Щукина, К.Д Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие, занимались проблемой активизации познавательной деятельности. Проблема активизации познавательной деятельности побуждала к разработкам новых методик, различных компонентов, пособий для совершенствования урока и развития обучающихся.
Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями.
Познавательную активность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
При наличии познавательной активности учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.
Одна из самых актуальных проблем современного общества - активизация познавательной деятельности. В последние годы интерес к этой проблеме усилился. Именно поэтому мною была выбрана данная тема, развитие познавательной активности обучающихся начальной школы.
Объект исследования: является образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: познавательная активность учащихся обучающихся в младших классах.
Цель работы: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития познавательной активности у младших школьников.
В связи с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «познавательная активность».
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Изучить возможности активизации познавательной активности.
4. Провести исследование, направленное на выявление уровня познавательной активности обучающихся в младших классах.
5. Дать рекомендации направленные на повышение уровня познавательной активности младших школьников.
Для достижения цели и реализации поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические (обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы, анализ полученной информации) и эмпирические (наблюдение, анкетирование).
Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева», в 3 «В» классе спортивно-эстетического отделения. В классе обучается 25 человек, из них 15 мальчиков и 10 девочек (в возрасте 8-9 лет).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги выпускной квалификационной работы, необходимо сделать выводы. Итак, изучив психолого-педагогическую литературу, можно сказать о том, что познавательная активность, это не что иное, как сознательная деятельность представляющая совокупность теоретического и практического мышления и осуществляется на каждом этапе взаимодействия через выполнение практических действий.
Один из важных этапов в жизни каждого человека, является обучение в школе, первым этапом обучения в школе является начальная школа. Задача педагога не только научить ребенка, но научить его учиться, мыслить, запоминать и воспринимать учебный материал. Различные принципы, методы способствуют развитию познавательной деятельности младших школьников.
Младший школьный возраст является особым периодом, в этом возрасте происходят различные изменения, как в психическом развитии, так и в физическом.
Конечно каждый учитель, старается сделать свой урок разнообразным, интересным, включая в свои уроки нестандартные игры, задачки и т.д. Достаточно важную роль в уровне познавательной активности в исследуемом классе, сыграл предмет «Юным Умникам и Умницам» который преподается детям в Гимназии с первого класса. Данное пособие предлагает систему работы по развитию познавательных способностей детей, помогает освоить программу общеобразовательной школы. Упражнение выполнены в определенной последовательности, благодаря чему происходит развитие внимания, наблюдательности, логики, памяти, мышления и т.д. Задания можно использовать на уроках математики, русского языка, информатики.
Для того что бы активизировать деятельность, ребенку прежде всего должна быть интересна эта деятельность, разнообразить ее можно включая в уроки: дидактические игры, наглядность, творческие работы, проводить уроки «путешествие», научно-исследовательская деятельность, проводить внеклассные мероприятия, т.д. Учебный процесс должен проходить на уровне развития обучающихся начальной школы.
В работе необходимо использовать педагогические технологии:
1. Игровые;
2. Личностно-ориентированные;
3. Развивающие;
4. Проблемное - обучение;
5. Интегрированные уроки.
Проведя исследование, мною было выявлено, что в третьем классе, в целом у обучающихся наблюдается высокий уровень познавательной активности. Об этом свидетельствуют результаты, представленные в таблице
6. У них проявляются высокие волевые качества, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. В параграфе 2.3 представлены рекомендации по работе с учащимися.
Таким образом, поставленные задачи были реализованы. Для дальнейшего развития познавательной активности младших школьников, и перспективы исследования проблемы, можно увидеть в более подробной разработке учебно-методического пособия для учителей начальной школы.
Сам процесс активизации познавательной деятельности педагогически управляем, достигнуть успехов в решении проблемы можно, только если регулярно применять различные пути активизации познавательной деятельности в совокупности. Применяя рекомендации направленные на повышение уровня мышления, объема памяти и концентрации внимания, указанных в параграфе 2.3 можно достичь результатов. Положительную роль сыграют и различные методы, путем воздействия на мотивацию происходит развитие личности, на основе освоения способов деятельности, а это отвечает цели поставленной в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Ведь цель ФГОС НОО является не только получение знаний, но и умение добывать и пользоваться полученными знаниями.



1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. Трудов, [Текст] / Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР; 1985.¬215 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе, вопросы психологии, [Текст] / Ш.А. Амонашвили.-М.: «Дрофа», 1984. - № 5 - 35-41 с.
3. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям). Дошкольное воспитание, [Текст] /Е. Белова. М.:АСТ;- 1994, - №8, 80-83 с.
4. Богуславский, Г.Б. Сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике, [Текст] / М. Монтессори. - М.: «Карапуз»,2002 - 467 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, [Текст] / Л.И Бажович.- М.: ЭКСМО 1968. 96 с.
6. Бондаревский. Воспитание интереса к знаниям, [Текст] / Бондаревский. - Тула.: Фламинго, 1968.-319 с.
7. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? [Текст] /Л.Венгер.-СПБ.: 1995, - №8.- 66-74 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание младших школьников в процессе ознакомления, [Текст] /Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2003. - 201 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология, [Текст] / Л.С Выготский - М.: РУСАЙНС, 1991.-255 с.
10. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии, [Текст] / Л. С. Выготский. В 6 т. - М.: РОСМЭН, 2003. - Т. 2. - 364 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, [Текст] /Л.С Выготский. - М.: ЭКСМО, 1986. -75-78 с.
12. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным, [Текст] / С.В Герасимов. - М.: Экзамен, 1993.-195 с.
13. Говорова, Р. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей, [Текст] / Говорова, Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Дошкольное воспитание, М.: Книга, 1988, №5,-17-25 с.
14. Гоноболин, Ф. Н. Психология младшего школьника, [Текст] / Ф.Н Гоноболин, М.: Аврора, 1973.- 144 с.
15. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога, [Текст]/Под ред. В.В. Слободчикова, вып. 2, - Томск.: Прогресс, 1992.- 124 с.
16. Гуцалюк, Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе, [Текст] / Л.Б Гуцалюк. М.: Начальная школа, 1994., №4, - 11 - 13 с.
17. Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте, [Текст] / В.В Давыдов.- М.: Статистика, 1993.- 88 с.
18. Данилов, М. А. Процесс обучения в начальной школе, [Текст] / М.А Данилов.- М.: Планета, 1960.-75 с.
19. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6¬7 лет, [Текст]/ Дошкольное воспитание. М.: Мысль, 1994., №6, -27-31 с.
20. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения, [Текст] /А. Дистервег.- М.: Советская энциклопедия, 1963.-268 с.
21. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей, [Текст] / М. Доналдскон.- М.: Книга, 1986.-112 с.
22. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность младших школьников, [Текст]/ М. Доналдсон. - М.: Педагогика, 2004. - 213 с.
23. Дусавицкий, А. В. О развитии познавательных интересов младших школьников. Вопросы психологии, [Текст] / А.В Дусавицкий. 1975. №3. -45 с.
24. Дьяченко, О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группы, [Текст] / Дьяченко О, Варенцова, Н. М.: Дошкольное воспитание, 1994., №10, -46 с.
25. Занков, Л. В. О начальном обучении, [Текст] / Л.В Занков.- М.: Прогресс, 1963. 75 с.
26. Занков, М.И. Обучение и развитие, [Текст] / М.И Занков. - М.: Гардарики, 2005 - 156 с.
27. Запорожец, А. В. Психология действия, [Текст]/ А.В Запорожец /¬М.: Академия, 2000. - 193 с.
28. Иващенко Е.В. Журнал “Начальная школа”, [Текст]/ Иващенко Е.В. - М.: Книга, № 12,1987. 25 с.
29. Ильина, Т. А. Педагогика, [Текст] / Т.А Ильина.- М.: Педагогика 1984. 25 с.
30. Ильина, Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов, [Текст] / Т.А Ильина.- М.: Просвещение, 1984. 54 с.
31. Кабанова - Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение, [Текст] / Е.Н Кабанова - Меллер. М.: Знание 1981. - 96 с.
32. Кириллова, Г.Д Методы обучения в современной общеобразовательной школе, [Текст] / Г.Д Кириллова. Л.: Знание, 1986. 78 с.
33. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений, [Текст]/ Г.М Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров,- М.: Издательский центр «Академия». 2000. - 321 с.
34. Коменекий, Я. А. Избранные педагогические сочинения, [Текст] / Я.А Каменский. - М.: Педагогика, 1955.- 85 с.
35. Коротаева Е. В. Проблемы активизации субъектов в учебно-познавательных взаимодействиях, [Текст] /Е. В Коротаева// Педагогическое образование, 2008. №3. 25 - 37 с.
36. Коротаева, Е. В. Развитие инициативности у детей дошкольного возраста, [Текст]/ Коротаева, Е. В. Святцева, А. В. // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2.
37. Корнелл Джозеф. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми, [Текст] / Джозеф Корнелл.- ИСАР - Дальний Восток, 1999. - 35 с.
38. Кравцов, Г.Г., Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе, [Текст]/ Г.Г Кравцов, Е.Е Кравцова.- М.: Знание, 1987.-129 с.
39. Кравцова, Е. Е, Готовность к школе. Дошкольное воспитание, [Текст] / Е. Е. Кравцова, Г. Г Кравцов. М.: Знание, 1991, №7, -81-84 с.
40. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, [Текст] / Е.Е Кравцова. М.: Педагогика, 1991.-89 с.
41. Кузнецова, А.,. Подготовка детей к обучению в школе, [Текст] / А. Кузнецова, А. Алиева, А Заушницкая. М.: Дошкольное воспитание, 1989., №8, -50-54 с.
42. Лебедев, Г.М. Формирование потребности в знаниях у учащихся, [Текст] /Г. Лебедев Л.: 1973.-60 с.
43. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребёнка. / Избр. Психол. Произв, [Текст] / А. Н Леонтьев.- М:.Дрофа, 1983. -154 с.
44. Лернер, И.Я Проблемное обучение, [Текст] / И. Я Лернер. М.: Знание, 1974. 64.с
45. Лисина, М. И. Общение, личность и психика младшего школьника, [Текст] / М. Лисина - М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 78 с.
46. Мастерство учителя - успех ученика, [Текст] / Сборник методологических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. - М.: Томск, 2006. - 101 с.
47. Национальная педагогическая энциклопедия, [Электронный ресурс ]/ URL:http://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-slovar.html
48. Немов, Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений, [Текст] / Р.С Немов. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2002. -181-190 с.
49. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий, [Текст] /А.М Новиков.- М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
50. Онищук, В.А. Урок в современной школе Пособие для учителей, [Текст] / В.А Онищук. - М.: Просвещение, 1981. -191 с.
51. Основы психофизиологии: Учебник, [Текст] /Ю.И Александров. - М.: ИНФРА-М, 2003 - 349 с.
52. Педагогический энциклопедический словарь, [Текст] /Б.М. Бим- Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. - М., Большая Российская энциклопедия, 2003. - 389 с.
53. Поспелов, Н.Н М.: Педагогика, Формирование мыслительных
операций, [Текст] / Н.Н Поспелов. - М.: Педагогика. 1989.- 152 с.
54. Скаткин, Н. М. Проблемы современной дидактики, [Текст] /Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 2001. 2е. изд. -123 с.
55. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям, [Текст] // В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1971. - С. 87
56. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, [Текст] /Н.Ф Талызина. М.: Педагогика, 1984.-96 с.
57. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя, [Текст] /Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1982. -112 с.
58. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников, [Текст] /Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982.-195 с.
59. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе, [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979.- 175 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ