Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты правового просвещения школьников в образовательной организации 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших школьников 7
1.2 Понятие и сущность правового просвещения школьников в
образовательной организации 14
1.3 Методы правового просвещения старших школьников в образовательной организации 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому просвещению старших
школьников на примере МАОУ Гимназия №1 г. Сухой Лог 31
2.1 Анализ правового просвещения старших школьников в МАОУ
Гимназия № 1 г. Сухой Лог 31
2.2 Диагностика уровня сформированности правовых знаний старших
школьников в МАОУ Гимназия № 1 г. Сухой Лог 36
2.3 Разработка факультативного курса для старших школьников «Школа
правового просвещения» 45
Заключение 56
Список использованной литературы 61
Приложения 67
Актуальность исследования. Принцип приоритета интересов личности, защита ее прав и свобод, закрепленный в новой Конституции России кардинально меняет представление о роли и назначении образования в XXI веке. Учитывая, что социокультурная ситуация в современном российском обществе неопределенна, общественные ценности и нормы неоднозначны актуальной остается проблема формирования правосознания и правовой культуры молодежи для успешной ее социализации в обществе. Ведущая роль в создании шкалы нравственных и правовых ценностей, трансформации сознания и поведения личности принадлежит школе как наиболее традиционному, устойчивому социальному институту.
Государственной программой Российской Федерации в качестве основного результата обучения в школе предусмотрено формирование личности молодого человека, умеющего жить в гражданском обществе и правовом государстве, нести ответственность за собственное благополучие и благополучие общества[38]. В этой связи актуальной становится правовое просвещение обучающихся.
Современная школа способна гибко реагировать на процессы и явления, происходящие в обществе и мире, использовать в обучении и воспитании личностно-ориентированные образовательные технологии. Образовательные учреждения располагают достаточно высокой степенью самостоятельности существования, поэтому возможна организация определенного правового пространства, социально-культурной среды. Правовое просвещение школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого заключается в передаче правовых знаний ученикам. Наиболее актуально правовое просвещение для обучающихся основного общего и среднего общего уровней образования. Период старшего школьного возраста - наиболее благодатное время для получения правовых знаний - именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое просвещение подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности.
Необходимо отметить, что вопросам правого просвещения в образовательных организациях посвящено не так уж много научных работ. Как правило, современные исследования подразделяются на несколько направлений. Так, непосредственно правовому воспитанию детей и подростков уделено внимание в работах в работах Г.П. Давыдова, А.К. Котова, Е.В. Татаринцева и др. Способы и методы формирования правого сознания несовершеннолетних рассматриваются в трудах Е.В. Бурлай, В.Г. Лавренова и др. Исследования вопросов методологического правового образования изучаются такими авторами, как Я.В. Зубова, В.Н Субботин и др. Однако проблемы правового просвещения именно в средних образовательных организациях освещены в педагогической литературе недостаточно полно. Здесь можно отметить работы Э.И. Атагимовой, Е.В. Горбачевой, Е.А. Кнышевой. Однако необходимо отметить, что сегодня в соответствии с ФГОС второго поколения, в школьные учебники входят материалы, содержащие элементы правового просвещения, однако эффективной методики преподавания данных материалов не разработано.
Проблема исследования: каким должно быть содержание правового просвещения старших школьников в образовательной организации?
В той связи возникает противоречие исследования - возрастающая потребность в правовых знаниях у выпускников школы и отсутствие эффективных образовательных методик по правовому просвещению учащихся старших классов средней школы. Именно поэтому в средней школе требуется особое внимание педагогов, направленное на правовое просвещение школьников.
Таким образом, указанное выше противоречие и проблема отсутствия эффективной методологической базы по правовому просвещению в образовательных организациях обусловливают значимость и актуальность выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс правового просвещения школьников в образовательной организации.
Предмет исследования -правовое просвещение старших школьников в образовательной организации
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке факультативного курса по правовому просвещению старших школьников в условиях образовательной организации.
Для достижения данной цели в работе поставлен ряд следующих задач:
- исследовать психолого-педагогическую характеристику старших школьников;
- рассмотреть понятие и сущность правового просвещения школьников в образовательных организациях;
- изучить методы правового просвещения старших школьников в образовательной организации;
- проанализировать правовое просвещение старших школьников в МАОУ Гимназия № 1 г. Сухой Лог;
- провести диагностику уровня сформированности правовых знаний старших школьников в МАОУ Гимназия № 1 г. Сухой Лог;
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что правовое просвещение старших школьников в образовательной организации будет достаточно эффективным при условии непрерывности процесса углубления и закрепления правовых знаний с помощью дополнительных факультативных программ.
В процессе написания работы применялись различные методы системного анализа, сравнительно-аналитического анализа в части анализа учебно-методической литературы по теме исследования, учебных программ, 5
пособий, и т.п. При проведении опытно-поисковой работы использовались эмпирические методы - анкетирования, наблюдения, а также методы математического анализа.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две разделенные на параграфы главы, заключение, список использованной для написания работы литературы и приложения.
По итогам выпускного квалификационного исследования были получены следующие выводы и результаты.
Так, анализ юридической и педагогической литературы по проблеме исследования позволил установить, что правовое просвещение старших школьников является актуальной и многоаспектной проблемой, носящей социально-педагогический характер. Это обусловлено тем, что право охватывает все важнейшие сферы жизни общества и одним из важнейших элементов формирования правового государства и гражданского общества становления правового сознания, правовой и нравственной культуры личности становится правовое просвещение. Правовое просвещение призвано знакомить школьников с принципами права, международными правовыми актами и действующими в нашем государстве законами, а также превращение общепризнанных правовых ценностей в личностно значимые ориентиры. Таким образом, правовое просвещение, то есть распространение правовых знаний, предназначено повышать общую юридическую культуру и образованности. Вышеуказанные результаты обуславливают высокую роль и значение правильного организованного правового просвещения в рамках образовательного учреждения.
Изучение психолого-педагогической литературы по вопросу исследования позволила выявить два подхода к определению старших школьников. Часть авторов относит к старшим школьникам учеников 11 класса 16-17-ти лет, тогда как другая группа ученых охватывает данным понятием более широкую возрастную группу - подростков 15-18 лет. Не смотря на возникающие разногласия по данному вопросу, психолого-педагогическая характеристика детей данного возраста имеет схожие признаки. Учеными отмечается, что в возрасте 1517 лет психология старшего школьника определена тем, что у него завершается период подростничества и происходит вступление во взрослость. В психологическом плане учащиеся старших классов характеризуются ровным и устойчивым настроением, стабильным поведением, контролируемой эмоциональной сферой. Ведущей деятельностью на этом этапе развития подростка является учебно-профессиональная. Старшие школьники подходят к учебному процессу более сознательно и понимают учебу как важную базу, основу для будущей профессии. Вопросы, которые волнуют старших школьников, связаны с проблемами устройства общества, взаимоотношений между людьми, поиска смысла жизни, социальной справедливости, самосовершенствования личности и т. д. С активизацией социальной активности и расширением круга интересов старшеклассника складываются его гражданские, политические, мировоззренческие убеждения. Этому способствуют зарождающиеся в этом возрасте познавательные и ценностно - ориентационные предпосылки, необходимые для успешной закладки фундамента мировоззренческой системы человека. Происходит не просто увеличение объёма знаний, а расширение кругозора, появление устойчивых политических интересов, способности к анализу и обобщению конкретных фактов.
Рассмотрение особенностей организации правового просвещения в рамках образовательной организации показало, что важное значение в деле правового просвещения учащихся имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей. Деятельность по правовому просвещению в образовательной организации должна быть информативной и содержательной, иметь коммуникативную направленность, обладать ситуативностью, задачи правового просвещения школьников должны быть направлены на повышение правовой и гражданской активности слушателей, формы и способы реализации должны содержать эмоциональность. К основным методам правового просвещения в образовательных организациях относятся беседы, проектная деятельность, интерактивные методы, игровые методы, наглядные формы, массовые мероприятия, электронные методы, эвристические методы и др.
Объект исследования - Гимназия №1 городского округа Сухой Лог - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, реализует основные общеобразовательные программы среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля. В целом анализ организации правового просвещения старших школьников в гимназии показал, что правовое просвещение школьников организовано на достаточно высоком педагогическом и методологическом уровне. Так, старшие школьники гимназии изучают на профильном уровне обществознание, литературу, с 2016-2017 учебного года - третьим предметом на профильном уровне выбран предмет право. Курс «Право» дополняет и поддерживает профильный курс «Обществознание», предназначенный для учащихся 11 классов. Программа является преемственной по отношению к программе основной школы: в ней на новом уровне изучаются понятия, рассмотренные в основной школе при изучении интегрированного курса «Обществознание» (включая экономику и право): право в системе социальных норм, система права (9 класс); понятие гражданства (6 класс); основные конституционные права и обязанности граждан России (6-7 классы); гражданские правоотношения (9 класс);семейные правоотношения (9 класс); процессуальные правоотношения (9 класс). На уроках по праву МАОУ Гимназия №1 применяется целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, домашняя самостоятельная работа и др.
Однако, несмотря на указанные успехи, реальное состояние уровня правового просвещения старших школьников нельзя назвать достаточным. Так, в 2017-2018 году по результатам ЕГЭ набрали 70 и более баллов 7 человек (29,2%); 80 и более баллов набрали 3 участника ЕГЭ (12,5%), то есть хорошую достаточность знаний по обществознанию показало менее 50% выбравших данный предмет. При анализе результатов ЕГЭ было отмечено, что значительное количество неверных решений отмечается и по разделу «Право». В этой связи, несмотря на хорошую организацию образовательного процесса по данному направлению, в гимназии необходимо активизировать работу по правовому просвещению обучающихся не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
В целях подтверждения выявленной проблемы и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования, среди старших школьников МАОУ Гимназия №1 была проведена диагностика правовых знаний на основе анкетирования. Целью диагностики выступало изучение уровня правовых знаний, обучающихся 11 классов для дальнейшего совершенствования работы по правовому просвещению обучающихся. Проведенное исследование показало, что большинство старших школьников (50 и более %) хорошо ориентируются в правовых вопросах. Вместе с тем, часть старшеклассников показало отсутствие четких знаний о действующих законах, своих правах и обязанностях, несмотря на то, что в программе старших классов организован курс по профилю «право», многие учащиеся гимназии имеют ошибочные суждения по правовым вопросам.
В рамках совершенствования правового просвещения старших школьников в МАОУ Гимназия №1 г. Сухой Лог в работе предложено ввести в образовательный процесс программу факультативного курса для старших школьников, посредством которой полученные на уроках правовые знания углублялись и закреплялись. Предлагаемая факультативная программа охватывает большую часть тем, предлагаемых к изучению в реализуемой в МАОУ Гимназия №1 рабочей образовательной программе «право». Однако ее содержания позволяет более глубоко изучать наиболее проблемные участки права, а мотивацию и интерес старших школьников к факультативному курсу будут обеспечивать отличные от основной образовательной программы методы и формы преподавания курса.
Вышеизложенное позволяет прогнозировать достижение высоко эффекта от реализации данной программы на практике, так как ожидаемый результат от ее внедрения заключается в расширении правовых знаний старших школьников, повышении правовой культуры, формировании правильного правосознания, и что немаловажно в правовом просвещении, умении применять полученные знания на практике.
Реализация данной программы может также помочь выпускникам с осознанным выбором своего пути продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, сформулированные в результате проведения исследования выводы и результаты позволяют говорить о достижении поставленной в выпускной квалификационной работы цели и подтверждении выдвинутой гипотезы.
1. Андреева Е.Е. Об эффективных формах правового просвещения граждан Российской Федерации / Е.Е. Андреева, Г.Б. Морозов // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 75-80.
2. Артамонова Л.Г. Использование активных методов в правовом обучении ивоспитании // Вестник образования России. 2014. № 6. С. 48-61.
3. Атагимова Э.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения/Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. // Мониторинг правоприменения. 2014. №4 (13). С.64-68.
4. Басирова Ф.Р. Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС [Электронный ресурс].Режим доступа: https://www.metodkopilka.ru/kontrol_i_ocenka_rezultatov_obucheniya_v_usloviy ah_osvoeniya_fgos59470.htm (дата обращения 20.01.2019)
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.192 с.
6. Белокопытов Ю.А. Активные методы обучения // Высшее образование в России. 2004. №4. С.167-169.
7. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2007. 96 с.
8. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,
2004. 336 с.
9. Бушкова Н.К. Внеклассная работа по экономическому и правовому образованию учащихся: Метод, пособие. Рязань, 2002. 61 с.
10. Вавилин М.В. К вопросу о совершенствовании системы правового просвещения в Российской Федерации // Вестник экономики, праваи социологии. 2015.№ 3. С. 127-129.
11. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант». (дата обращения: 05.02.2019)
12. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2006. 1136 с.
13. Гинцяк Л.Ф., Ильченко В.Н., Шабуров А.С. Методика преподавания правовой сферы общества. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), 2016. 142 с.
14. Давыдов В. В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы. Рекомендации для учителей, руководителей школ и органов управления образованием // Психол. наука и образование. 1997. № 1. С. 15-35.
15. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]: Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 05.02.2019).
16. Долинина И.Г. Методические материалы по курсу «Я выбираю» // Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт. М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002.С. 172-200.
17. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности /И.И. Евтушенко //Социально-гуманитарные знания. 2011. № 4. С. 356-361.
18. Елин В.М. Педагогические условия формирования правовых знаний старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед наук. М., 2003. 21 с.
составляющих процесса преподавания юридических дисциплин в образовательных учреждениях. М.: Юрист, 2013. 375 с.
20. Занченко И.В. Педагогика: учебник. М.: Аспект-Пресс, 2012. 572 с.
21. Ильина Т.А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2006. 167 с.
22. Конвенция о правах ребенка одобрена [Электронный ресурс]: Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 30.01.2019)
23. Конституция РФ [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения 06.01.2019)
24. Королькова Е.С. Правовое образование во внеурочной деятельности школы // Организация внеурочной работы по праву. М., 2002. 191 с.
25. Коротков В.В. Формирование правовой среды общеобразовательного учреждении: автореферат диссертации кандидата педагогических наук:13.00.01 / В.В. Коротков; Волжская гос. пед. академия. Нижний Новгород,2003. 168 с.
26. Корсаков К. В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания // Российский юридический журнал. 2010. № 3 (май-июнь). С. 194-201.
27. Кравцова Э.М. Формы и методы работы с подростками. Саратов, 2010. 70 с.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: ТЦ «Сфера», Москва,
2001. 167с.
29. Лакомова А.А. Значение правового просвещения в современной России / А.А. Лакомова, Т.М. Хусяинов // Научный журнал Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 15-22.
30. Мазаев В.Д. О проблемах правового образования в школе // Основы государства и права. 2012. №3. С.65-68.
31. Миронова Ю.В. О понятии «правовое просвещение» // Административное право и процесс. 2013. N 2.
32. Нечаева А. Правовое просвещение. Опыт территорий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://territoriaprava.ru/topics/11482(дата обращения 12.01.2019)
33. Никитин А.Ф. Право. Учебник. 10-11 класс. М.; Дрофа, 2015.
34. Никитин А.Ф. Права ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000. 96 с.
35. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эвгес», 2005. 176 с.
36. О просветительской деятельности: модельный закон [Электронный ресурс]: принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. N 20-15. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 26.01.2019).
37. Об образовании в Российской Федерации[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 16.01.2019). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 09.01.2019)
38. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 02.02.2019)
39. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 16.01.2019). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 03.02.2019)
40. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 05.01.2019)
41. Павлова М.В. Формирование нравственно-правовой культуры студенческой молодежи как социально-педагогическая проблема / М.В. Павлова, Т.Н. Петрова //Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. 2012. №1 (18). С. 106-108.
42. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 176 с.
43. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2009. 192 с.
44. Певцова Е.А. О некоторых аспектах формирования правового сознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся обществе // Основы государства и права. 2005. №1. С.49-61
45. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. П. И. Пидкасистого. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2018. 563 с.
46. Попова Т.В., Коротеева О.Д. Специфика правового просвещения школьников в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58. С.197-200.
47. Права человека и учебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2004. 112 с.
48. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сборник материалов. - М.: Изд. дом «Новый учебник»,
2002. 208 с.
49. Правовое просвещение в современной образовательной организации: инструктивно - методический сборник сост. Е.А. Кнышева. Орёл: Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 2016. 122 с.
50. Правовые знания - школьникам: методические рекомендации /МУК МЦРБ, Ижморская районная библиотека им. М.С.Прудникова; сост. Н.В. Стручкова. пгт. Ижморский, 2017. 32 с.
51. Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Учебн. пособие. Т. 2. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. 2004.286 с.
52. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.:Гитис,2009. 145 с.
53. Ситдикова Д. Ш. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней и высшей школах. М.: Наука, 2015. 146 с.
54. Тугутова С.А. Педагогические условия формирования правосознания старшеклассников: Дисс. . канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000.164 с.
55. Уколова Е.В., Друбочевская И.Л. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников. М., 2000. 349 с.
56. Урванцева С.О. Современный взгляд на правовое просвещение // Педагогическое образование в России. 2017. №3 . С. 34-38.
57. Фабриков М.С. Педагогические условия воспитания правовой культуры старшеклассников: монография. Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. 159 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 16.01.2019)
59. Черемисина А.А. Становление и развитие правового образования и воспитания учащихся // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 35
60. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ.Вузов. М.:ВЛАДОС, 2001. 357с.
61. Юридическая энциклопедия Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристь, 2001. 1272 с.