Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты правового просвещения родителей воспитанников ДОО 8
1.1. Родители воспитанников ДОО, как субъект образовательных отношений 8
1.2. Понятие и характеристика правового просвещения 14
1.3 Правовое просвещение родителей воспитанников как направление деятельности ДОО 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО 31
2.1. Анализ деятельности МАДОУ детского сада общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567 по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО 31
2.2. Комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО 47
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации является провозглашение признания, соблюдение и защита прав и свобод каждого человека и гражданина. Важнейшими целями государственной политики Российской Федерации являются обеспечение верховенства закона, формирование полноценного гражданского общества, высокого уровня правовой культуры и ответственности каждого гражданина за будущее страны.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества, укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры и правовой грамотности, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов
В настоящее время необходимость правового просвещения родителей воспитанников ДОО закреплена на государственном уровне Президентом Российской Федерации. В 2011 году Приказом Президента РФ приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Данный документ призван регулировать и обеспечивать доступность правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов.
Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы знаний и личных убеждений, соответствующих законодательству Российской Федерации.
Правовое просвещение является безусловным залогом повышения качества реального воплощения законодательных актов в практические дела и поступки людей, обеспечивает гражданскую активность личности и создает предпосылки для преодоления любых преступных проявлений.
Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.
Необходимо обеспечить создание не только правовой базы, регулирующей общественные отношения, но и механизма доведения правовых знаний до своих граждан. Важной задачей является создание условий, при которых актуальная правовая информация являлась бы доступной для каждого гражданина.
Образовательные организации являются базовым центром просветительской работы, целевой аудиторией воздействия которых являются не только обучающиеся и воспитанники, но и их родители (законные представители).
В интересах детей родители (законные представители) должны по мере возможностей заниматься их правовым воспитанием, а также рассказывать о законодательстве, о прибавлении ответственности с прибавлением возраста, о последствиях нарушения законов и правил. Однако для этого сами родители должны в должной мере разбираться в правовых вопросах.
Петрова И.М., Никитская Е.А. утверждают, что дошкольные образовательные организации не будут исключением в данном направлении деятельности. Необходимость правового просвещения родителей детей дошкольного возраста очевидна, поскольку отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребенку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребенка, а основы этого закладываются в дошкольном детстве[27].
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях отсутствует необходимое методическое обеспечение, способствующее правовому просвещению родителей воспитанников, посещающих дошкольные образовательные организации, что затрудняет реализацию данного направления деятельности в ДОО.
Одна из задач дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы поднять на высокий качественный уровень содержание правового просвещения и воспитания родителей воспитанников ДОО. Необходимо переосмыслить структуру, формы и методы работы по данному направлению, чтобы деятельность в сфере правового просвещения носила систематический характер.
Степень научной разработанности: проблемой правового просвещения занимались: Андреева Е.Е., Атагимова Э.И., Долинина И.Г Макаренко Г.И.; изучением правового просвещения родителей занимались: Никитская Е.А., Петрова И.М., Хасанова М.С. и др.
Актуальность данного исследования позволяют определить противоречие исследования: между необходимостью правого просвещения родителей воспитанников ДОО и отсутствием должного методического обеспечения по осуществлению этой деятельности.
Проблема исследования заключается в выявлении компонентов правового просвещения и актуализации осуществления правового просвещения родителей воспитанников ДОО.
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему выпускной квалификационной работы: «Правовое просвещение родителей воспитанников ДОО».
Объект исследования: правовое просвещение родителей
Предмет исследования: формы и методы правового просвещения родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.
Целью исследования является выявление и обоснование форм и методов правового просвещения родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, правовое просвещение родителей воспитанников ДОО будет реализовано, если:
- будет определено компоненты и результаты правовой просвещенности;
- будет разработан и внедрен комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО, включающий в себя следующие блоки: организационный, теоретический, практический, консультационный, итогово-оценочный.
Исходя из цели и сформулированной гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать родителей воспитанников ДОО как субъектов образовательных отношений;
2. Дать характеристику правовому просвещению;
3. Описать сущность правового просвещения родителей воспитанников ДОО;
4. Проанализировать деятельность МАДОУ №567г. Екатеринбурга по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО;
5. Разработать и описать комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта;
- эмпирические: анализ документов, беседа, анкетирование, обработка данных;
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 60 источника, а также двух приложений.
Проблема правового просвещения родителей воспитанников ДОО является актуальной в настоящее время. Задача дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы поднять на высокий качественный уровень содержание правового просвещения и воспитания родителей воспитанников ДОО, переосмыслить структуру, формы и методы работы. Важно, чтобы деятельность в сфере правового просвещения носила систематический характер.
В первой главе «Теоретические аспекты правового просвещения родителей воспитанников ДОО» на основе анализа психолого-педагогической и программно-методической литературы показано, данной что проблеме уделяется существенное значение в системе образования.
Реализуя первую задачу, было определено, что родители воспитанников дошкольной образовательной организации являются полноправными участниками образовательных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим родители выполняют определенный круг прав и обязанностей в сфере образования.
Вторая задача указывает на то, правовое просвещение представляет собой целенаправленную деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение родителей (законных представителей) подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры. Результатом правового просвещения является правовая просвещенность, в которую входят следующие составляющие: правовая информированность (знание норм права), правовое мышление (оценка и применение норм права в конкретной ситуации), правовая грамотность (умение оценивать поступки с точки зрения норм права).
При реализации третей задачи, мы выявили следующее: правовое просвещение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации осуществляется при реализации ряда условий: реализация программы правового просвещения, использование возможностей общественных ресурсов, эффективных форм и методов правового просвещения. Для реализации правового просвещения используются пассивные, активные и интерактивные методы, а также формы: наглядная информация, лекция, консультация, круглый стол, родительский клуб, кинолекторий и др.
На основе обозначенных теоретических положений проведена опытно-поисковая работа, ход и результаты которой описаны во второй главе «Опытно-поисковая работа по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО». Она осуществлялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников № 567 г. Екатеринбурга.
Реализуя задачи данной главы, было определено, что родители воспитанников МАДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567испытывают необходимость в правовом просвещении в дошкольной образовательной организации, что демонстрирует недостаточная правовая информированность родителей и желание получать информацию в области права, низкий показатель правового мышления и правовой грамотности, данные факты демонстрируют результаты диагностики.
Пятая задача указывает, что комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО, разработанный и описанный в параграфе 2.2., основывается на нормативно-правовых документах Российской Федерации и состоит из пяти блоков: организационный, теоретический, практический, консультационный, итогово-оценочный. Реализация комплекса мероприятий осуществляется сотрудниками дошкольной образовательной организации, а также привлекаемыми к данной деятельности социальными партнерами.
В результате проведенного исследования поставленные задачи реализованы, основные положения гипотезы подтверждены.
1. Андреева Е.Е. Андреева Е.Е. Об эффективных формах правового просвещения граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2016. URL.:https://cyberleninka.ru/article/n/ob-effektivnyh- formah-pravovogo-prosvescheniya-grazhdan-rossiyskoy-federatsii(датаобращения: 26.01.2019).
2. Атагимова Э.И.. Правовое просвещение: проблемы и пути решения
[Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2015.
URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-prosveschenie-problemy-i-puti- resheniya(датаобращения 13.12.2018).
3. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение. [Текст] // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1 (14). С. 65-68.
4. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания. Электронный ресурс] // Инфопедия., 2018 URL.: https ://infopedia. su/11 x9086.html(дата обращения 25.12.2018).
5. Боер, В.М.Правовая информированность [Текст]/ В.М. Боер. СПб.: ГУАП, 1998. 116 с.
6. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей [Текст] / В.Н. Гуров. М.: Педагогическое общество России, 2005. 183 с.
7. Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева: редакционный материал [Текст ] // Российский судья. 2009. № 1. С. 6-13.
8. Гарашкин, Н.А. Сущность и формы социально-правового просвещения населения [Текст] // Журнал «Вестник ТГУ» выпуск 12(92) - 2010, с. 85
9. Долинина И.Г. Правовое просвещение: концептуальные основы [Текст]/ И. Г. Долинина, Е. А. Шакирова // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. С. 49-52.
10. Дружинин, В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. СПб. : Питер, 2009. 2-е изд. 656 с.
11. Жалинский А. Э. Правовое мышление и профессиональная
деятельность юриста. [Электронный ресурс] // Науковедческие проблемы правоведения. 2016. URL.:
https://kartaslov.ru/книги/Жалинский А Э Избранные труды Том 4 Правов ое мышление и профессиональная/3 (дата обращения 17.12.2018).
12. Каминская В.И., Ратинов АР. Правосознание как элемент правового просвещения [Текст] // Сб. научн. трудов. М., 1980. 202 с.
13. Клюева В. В., Данилова М. В. Правовая грамотность учащихся старших классов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. №5. 2014. 530 с. URL.: https://moluch.ru/archive/64/10282/(дата обращения: 12.05.2018).
14. Кодекс об административных правонарушениях №195-ФЗ от
30.12.2001 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. 2012. URL.:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/ (дата
обращения 17.10.2017).
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник. [Текст] / Г. М. Коджаспирова. М.: КНОРУС, 2004. 273 с.
16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
17. Концепция правового просвещения на период до 2020 года. [Электронный ресурс] // Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае. 2018. URL.: http://pravo.khv.ru/concept(дата обращения 09.11.2018).
18. Кугушева Ю.А. Правовая грамотность учащихся и ее значение в жизни общества [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2015. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n7pravovaya-gramotnost-uchaschihsya-i-ee- znachenie-v-zhizni-obschestva-na-primere-sotsiologicheskogo-oprosa-uchenikov- mou-salovskaya-sosh(дата обращения 02.11.2018).
19. Лихачев, Т.Б. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. [Текст] /. Т. Б. Лихачев. М.: Юрайт-М, 2001. б07с.
20. Миронова Ю.В. О понятии правового просвещения. [Электронный ресурс] // Юридический портал. 2013. URL.: http://center-bereg.ru/l616.html(дата обращения 19.12.2018).
21. Мазеина Ю. В. Правовая просвещенность студентов педагогических
вузов и уровень их правового сознания: взаимодействие и взаимовлияние [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 166-169. URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2648/(дата обращения: 27.01.2019).
22. Мазеина Ю.В. Правовое просвещение как педагогическая категория [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2012. URL.: http://www.jurnal.org/articles/2012/ped18.html# ftn5(дата обращения 29.11.2018).
23. Никитская Е.А., Маркова С.В. Родительский клуб как форма работы с семьями проблемных подростков. [Текст] /Журнал «Народное образование». 2011. № 1. С. 251-254.
24. Образцов, П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст] / П. И. Образцов. Спб.: Питер, 2014. 268 с.
25. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) // "Российская газета", N 151, 14.07.2011.
26. ПановВ.Г. Российская педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс] // РПЭ. URL.: http://didacts.ru/dictionary/1041/word/metod-proektov(дата обращения 23.12.2018).
27. Петрова И.М., Никитская Е.А. Правовое просвещение родителей как
направление профессиональной деятельности социального педагога [Электронный ресурс]// Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3-5.URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18474(дата
обращения: 22.01.2019).
28. Положение о Консультационном пункте Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567, г. Екатеринбург. 2017 г. . [Электронный ресурс] // сайт МАДОУ №. URL.: https://567.tvoysadik.ru(дата обращения: 28.01.2019).
29. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" и Федеральному закону "Об актах гражданского состояния"[Текст] / О.Г. Алексеева, В.В. Андропов, А.А. Бухарбаева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. 654 с.
30. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса [Текст ] / авторы-сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. 76 с.
31. Психология деятельности и способности человека Учебное пособие, 2-е изд, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
32. Ренева Е.Н. Семейный клуб как форма организации социального партнерства дошкольной организации и семьи. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2016. URL.:https://cyberleninka.ru/article/n/semeynyy-klub-kak- forma-organizatsii-sotsialnogo-partnyorstva-doshkolnoy-obrazovatelnoy- organizatsii-i-semi(датаобращения: 26.01.2019).
33. Рожков А.И. Образовательное право. [Электронный ресурс] // Яндекс-
библиотека. 2014.
URL.:https://studme.org/219902/pravo/obrazovatelnye otnosheniya(дата обращения 04.11.2018).
34. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] //
Национальнаяэнциклопедическаяслужба.2018.URL.:
http:// didacts.ru/ dictionary/ 1041/word/metod-proektov (дата обращения
13.11.2018).
35. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
36. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]/ В. А. Сластенин. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.
37. Столяренко М.А. Юридическая психология. [Электронный ресурс] //
Lawbooks. 2015. URL: https://lawbooks.news/yuridicheskaya-
psihologiya 883/pravovaya-prosveschennost-25039.html(дата обращения: 31.01.2019).
38. Стуканов, В. Г. Информационно-педагогическая система
формирования правосознания личности [Электронный ресурс] //: В. Г. Стуканов. Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. 279 с. URL.:
http://elibrary.ru/item.asp?id=28087013(дата обращения 15.11.2018).
39. Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. [Электронный ресурс] // Все для студента. 2002. URL.: https ://www.twirpx.com/file/805323/(дата обращения 18.12.2018).
40. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, N 23, ст. 2994.
41. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие. [Текст] // Л.И. Уманский. М.: Просвещение, 1999. 160 с.
42. Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567, г. Екатеринбург. 2017 г. [Электронный ресурс] // сайт МАДОУ №567. URL.: https://567.tvoysadik.ru(дата обращения: 30.01.2019).
43. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273 от 21.12.12 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. 2012. URL.:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/66c0c83e63d3 4f08870033f56479217971de7ae4/ (дата обращения 18.12.2018).
44. Харников М.В. Сущность и структура правовой культуры подростка как результат социального воспитания и правового просвещения. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2018. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-pravovoy-kultury-podrostka- kak-rezultat-sotsialnogo-vospitaniya-i-pravovogo-prosvescheniya(дата обращения 17.12.2018).
45. Хасанова М.С. Правовое просвещение родителей и детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]// Студенческий научный форум. 2018. URL.: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004466(дата обращения 17.12.2018).
46. Чяпас А. Б., Павшюнис В. И. Проблемы правового воспитания несовершеннолетних [Текст ] //Проблемы социологии права / отв. ред. В. H. Кудрявцев, А. Б. Чяпас. Вып. 1. Вильнюс, 1970. С. 192-193.
47. Шакирова Е.А. Динамика результатов правового просвещения
обучающихся [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-3. С. 592-596. URL: http://fundamental-
research.ru/ru/article/view?id=33924(дата обращения: 22.01.2019).
48. Шакирова Е.А. Общественные ресурсы общественно-педагогический
феномен правового просвещения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6; URL: www.science-
education.ru/113-11750(дата обращения: 31.01.2019).
49. Шерайзина, Л. О. Школа правового просвещения : учеб.-метод. пособие [Текст]/ Л. О. Шерайзина, О. В. Глухова, Л. А. Силюк ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Брест : БрГУ, 2017. - 285 с.
50. Шефруков А.З. Динамика правовой культуры. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2008. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika- pravovoy-kultury
51. Шобухин В.Ю. Правовое просвещение как перспективное направление прокурорской деятельности. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2016. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe- prosveschenie-kak-perspektivnoe-napravlenie-prokurorskoy-deyatelnosti
52. Шнягин А. В. О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. №10. С. 452-454. URL https://moluch.ru/archive/69/11872/(дата обращения: 11.01.2019).
53. Шхагапсоева М.Х. Формирование правосознания в молодежной среде как особой социально-возрастной группе. Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2017. URL.: https ://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie- pravosoznaniya-v-molodezhnoy-srede-kak-osoboy-sotsialno-vozrastnoy-gruppe- teoreticheskiy-analiz
54. Щукин А.М. Правовая культура молодежи как объект социологического исследования. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2011. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-molodezhi-kak- obekt-sotsiologicheskogo-issledovaniya
55. Элиасберг, Н.И. Содержание правового образования в средней школе [Текст] / Н.И. Элиасберг // Преподавание истории в школе. 1996. №4. С. 14.
56. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека, 2008.URL.: http://www.socioline.ru(дата обращения 15.11.2018).
57. Ядрышников К. С. Неприятие коррупции как индикатор сформированной правовой культуры обучающихся (на примере
социологического исследования в ГБПОУ НКМБ) [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10681/(дата обращения: 11.02.2019).
58. Ядрышников К. С. Требования к педагогу, осуществляющему формирование правовой культуры обучающихся, с использованием кейс- технологии [Электронный ресурс] // Педагогика высшей школы. 2016. №2. URL https://moluch.ru/th73/archive/32/1082/(дата обращения: 11.02.2019).
59. Якушев А.В. Теория государства и права. [Электронный ресурс] // Образовательные ресурсы Интернета. Юриспруденция. 2017. URL. :https://alleng.org/d/jur/jur757.htm
60. Яркова Е.Н. Политико-правовая культура: опыт ценностно-смысловой реконструкции. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. 2013. URL.: https://cvberleninka.ru/article/n/politiko-pravovava-kultura-opvt-tsennostno- smyslovoy-rekonstruktsii