Правовое просвещение родителей воспитанников ДОО
|
Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты правового просвещения родителей воспитанников ДОО 8
1.1. Родители воспитанников ДОО, как субъект образовательных отношений 8
1.2. Понятие и характеристика правового просвещения 14
1.3 Правовое просвещение родителей воспитанников как направление деятельности ДОО 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО 31
2.1. Анализ деятельности МАДОУ детского сада общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567 по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО 31
2.2. Комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО 47
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения
Глава1. Теоретические аспекты правового просвещения родителей воспитанников ДОО 8
1.1. Родители воспитанников ДОО, как субъект образовательных отношений 8
1.2. Понятие и характеристика правового просвещения 14
1.3 Правовое просвещение родителей воспитанников как направление деятельности ДОО 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО 31
2.1. Анализ деятельности МАДОУ детского сада общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567 по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО 31
2.2. Комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО 47
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации является провозглашение признания, соблюдение и защита прав и свобод каждого человека и гражданина. Важнейшими целями государственной политики Российской Федерации являются обеспечение верховенства закона, формирование полноценного гражданского общества, высокого уровня правовой культуры и ответственности каждого гражданина за будущее страны.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества, укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры и правовой грамотности, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов
В настоящее время необходимость правового просвещения родителей воспитанников ДОО закреплена на государственном уровне Президентом Российской Федерации. В 2011 году Приказом Президента РФ приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Данный документ призван регулировать и обеспечивать доступность правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов.
Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы знаний и личных убеждений, соответствующих законодательству Российской Федерации.
Правовое просвещение является безусловным залогом повышения качества реального воплощения законодательных актов в практические дела и поступки людей, обеспечивает гражданскую активность личности и создает предпосылки для преодоления любых преступных проявлений.
Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.
Необходимо обеспечить создание не только правовой базы, регулирующей общественные отношения, но и механизма доведения правовых знаний до своих граждан. Важной задачей является создание условий, при которых актуальная правовая информация являлась бы доступной для каждого гражданина.
Образовательные организации являются базовым центром просветительской работы, целевой аудиторией воздействия которых являются не только обучающиеся и воспитанники, но и их родители (законные представители).
В интересах детей родители (законные представители) должны по мере возможностей заниматься их правовым воспитанием, а также рассказывать о законодательстве, о прибавлении ответственности с прибавлением возраста, о последствиях нарушения законов и правил. Однако для этого сами родители должны в должной мере разбираться в правовых вопросах.
Петрова И.М., Никитская Е.А. утверждают, что дошкольные образовательные организации не будут исключением в данном направлении деятельности. Необходимость правового просвещения родителей детей дошкольного возраста очевидна, поскольку отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребенку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребенка, а основы этого закладываются в дошкольном детстве[27].
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях отсутствует необходимое методическое обеспечение, способствующее правовому просвещению родителей воспитанников, посещающих дошкольные образовательные организации, что затрудняет реализацию данного направления деятельности в ДОО.
Одна из задач дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы поднять на высокий качественный уровень содержание правового просвещения и воспитания родителей воспитанников ДОО. Необходимо переосмыслить структуру, формы и методы работы по данному направлению, чтобы деятельность в сфере правового просвещения носила систематический характер.
Степень научной разработанности: проблемой правового просвещения занимались: Андреева Е.Е., Атагимова Э.И., Долинина И.Г Макаренко Г.И.; изучением правового просвещения родителей занимались: Никитская Е.А., Петрова И.М., Хасанова М.С. и др.
Актуальность данного исследования позволяют определить противоречие исследования: между необходимостью правого просвещения родителей воспитанников ДОО и отсутствием должного методического обеспечения по осуществлению этой деятельности.
Проблема исследования заключается в выявлении компонентов правового просвещения и актуализации осуществления правового просвещения родителей воспитанников ДОО.
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему выпускной квалификационной работы: «Правовое просвещение родителей воспитанников ДОО».
Объект исследования: правовое просвещение родителей
Предмет исследования: формы и методы правового просвещения родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.
Целью исследования является выявление и обоснование форм и методов правового просвещения родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, правовое просвещение родителей воспитанников ДОО будет реализовано, если:
- будет определено компоненты и результаты правовой просвещенности;
- будет разработан и внедрен комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО, включающий в себя следующие блоки: организационный, теоретический, практический, консультационный, итогово-оценочный.
Исходя из цели и сформулированной гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать родителей воспитанников ДОО как субъектов образовательных отношений;
2. Дать характеристику правовому просвещению;
3. Описать сущность правового просвещения родителей воспитанников ДОО;
4. Проанализировать деятельность МАДОУ №567г. Екатеринбурга по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО;
5. Разработать и описать комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта;
- эмпирические: анализ документов, беседа, анкетирование, обработка данных;
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 60 источника, а также двух приложений.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества, укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры и правовой грамотности, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов
В настоящее время необходимость правового просвещения родителей воспитанников ДОО закреплена на государственном уровне Президентом Российской Федерации. В 2011 году Приказом Президента РФ приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Данный документ призван регулировать и обеспечивать доступность правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов.
Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы знаний и личных убеждений, соответствующих законодательству Российской Федерации.
Правовое просвещение является безусловным залогом повышения качества реального воплощения законодательных актов в практические дела и поступки людей, обеспечивает гражданскую активность личности и создает предпосылки для преодоления любых преступных проявлений.
Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.
Необходимо обеспечить создание не только правовой базы, регулирующей общественные отношения, но и механизма доведения правовых знаний до своих граждан. Важной задачей является создание условий, при которых актуальная правовая информация являлась бы доступной для каждого гражданина.
Образовательные организации являются базовым центром просветительской работы, целевой аудиторией воздействия которых являются не только обучающиеся и воспитанники, но и их родители (законные представители).
В интересах детей родители (законные представители) должны по мере возможностей заниматься их правовым воспитанием, а также рассказывать о законодательстве, о прибавлении ответственности с прибавлением возраста, о последствиях нарушения законов и правил. Однако для этого сами родители должны в должной мере разбираться в правовых вопросах.
Петрова И.М., Никитская Е.А. утверждают, что дошкольные образовательные организации не будут исключением в данном направлении деятельности. Необходимость правового просвещения родителей детей дошкольного возраста очевидна, поскольку отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребенку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребенка, а основы этого закладываются в дошкольном детстве[27].
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях отсутствует необходимое методическое обеспечение, способствующее правовому просвещению родителей воспитанников, посещающих дошкольные образовательные организации, что затрудняет реализацию данного направления деятельности в ДОО.
Одна из задач дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы поднять на высокий качественный уровень содержание правового просвещения и воспитания родителей воспитанников ДОО. Необходимо переосмыслить структуру, формы и методы работы по данному направлению, чтобы деятельность в сфере правового просвещения носила систематический характер.
Степень научной разработанности: проблемой правового просвещения занимались: Андреева Е.Е., Атагимова Э.И., Долинина И.Г Макаренко Г.И.; изучением правового просвещения родителей занимались: Никитская Е.А., Петрова И.М., Хасанова М.С. и др.
Актуальность данного исследования позволяют определить противоречие исследования: между необходимостью правого просвещения родителей воспитанников ДОО и отсутствием должного методического обеспечения по осуществлению этой деятельности.
Проблема исследования заключается в выявлении компонентов правового просвещения и актуализации осуществления правового просвещения родителей воспитанников ДОО.
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему выпускной квалификационной работы: «Правовое просвещение родителей воспитанников ДОО».
Объект исследования: правовое просвещение родителей
Предмет исследования: формы и методы правового просвещения родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.
Целью исследования является выявление и обоснование форм и методов правового просвещения родителей воспитанников дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, правовое просвещение родителей воспитанников ДОО будет реализовано, если:
- будет определено компоненты и результаты правовой просвещенности;
- будет разработан и внедрен комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО, включающий в себя следующие блоки: организационный, теоретический, практический, консультационный, итогово-оценочный.
Исходя из цели и сформулированной гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать родителей воспитанников ДОО как субъектов образовательных отношений;
2. Дать характеристику правовому просвещению;
3. Описать сущность правового просвещения родителей воспитанников ДОО;
4. Проанализировать деятельность МАДОУ №567г. Екатеринбурга по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО;
5. Разработать и описать комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта;
- эмпирические: анализ документов, беседа, анкетирование, обработка данных;
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 60 источника, а также двух приложений.
Проблема правового просвещения родителей воспитанников ДОО является актуальной в настоящее время. Задача дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы поднять на высокий качественный уровень содержание правового просвещения и воспитания родителей воспитанников ДОО, переосмыслить структуру, формы и методы работы. Важно, чтобы деятельность в сфере правового просвещения носила систематический характер.
В первой главе «Теоретические аспекты правового просвещения родителей воспитанников ДОО» на основе анализа психолого-педагогической и программно-методической литературы показано, данной что проблеме уделяется существенное значение в системе образования.
Реализуя первую задачу, было определено, что родители воспитанников дошкольной образовательной организации являются полноправными участниками образовательных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим родители выполняют определенный круг прав и обязанностей в сфере образования.
Вторая задача указывает на то, правовое просвещение представляет собой целенаправленную деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение родителей (законных представителей) подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры. Результатом правового просвещения является правовая просвещенность, в которую входят следующие составляющие: правовая информированность (знание норм права), правовое мышление (оценка и применение норм права в конкретной ситуации), правовая грамотность (умение оценивать поступки с точки зрения норм права).
При реализации третей задачи, мы выявили следующее: правовое просвещение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации осуществляется при реализации ряда условий: реализация программы правового просвещения, использование возможностей общественных ресурсов, эффективных форм и методов правового просвещения. Для реализации правового просвещения используются пассивные, активные и интерактивные методы, а также формы: наглядная информация, лекция, консультация, круглый стол, родительский клуб, кинолекторий и др.
На основе обозначенных теоретических положений проведена опытно-поисковая работа, ход и результаты которой описаны во второй главе «Опытно-поисковая работа по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО». Она осуществлялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников № 567 г. Екатеринбурга.
Реализуя задачи данной главы, было определено, что родители воспитанников МАДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567испытывают необходимость в правовом просвещении в дошкольной образовательной организации, что демонстрирует недостаточная правовая информированность родителей и желание получать информацию в области права, низкий показатель правового мышления и правовой грамотности, данные факты демонстрируют результаты диагностики.
Пятая задача указывает, что комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО, разработанный и описанный в параграфе 2.2., основывается на нормативно-правовых документах Российской Федерации и состоит из пяти блоков: организационный, теоретический, практический, консультационный, итогово-оценочный. Реализация комплекса мероприятий осуществляется сотрудниками дошкольной образовательной организации, а также привлекаемыми к данной деятельности социальными партнерами.
В результате проведенного исследования поставленные задачи реализованы, основные положения гипотезы подтверждены.
В первой главе «Теоретические аспекты правового просвещения родителей воспитанников ДОО» на основе анализа психолого-педагогической и программно-методической литературы показано, данной что проблеме уделяется существенное значение в системе образования.
Реализуя первую задачу, было определено, что родители воспитанников дошкольной образовательной организации являются полноправными участниками образовательных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим родители выполняют определенный круг прав и обязанностей в сфере образования.
Вторая задача указывает на то, правовое просвещение представляет собой целенаправленную деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение родителей (законных представителей) подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры. Результатом правового просвещения является правовая просвещенность, в которую входят следующие составляющие: правовая информированность (знание норм права), правовое мышление (оценка и применение норм права в конкретной ситуации), правовая грамотность (умение оценивать поступки с точки зрения норм права).
При реализации третей задачи, мы выявили следующее: правовое просвещение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации осуществляется при реализации ряда условий: реализация программы правового просвещения, использование возможностей общественных ресурсов, эффективных форм и методов правового просвещения. Для реализации правового просвещения используются пассивные, активные и интерактивные методы, а также формы: наглядная информация, лекция, консультация, круглый стол, родительский клуб, кинолекторий и др.
На основе обозначенных теоретических положений проведена опытно-поисковая работа, ход и результаты которой описаны во второй главе «Опытно-поисковая работа по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО». Она осуществлялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников № 567 г. Екатеринбурга.
Реализуя задачи данной главы, было определено, что родители воспитанников МАДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников №567испытывают необходимость в правовом просвещении в дошкольной образовательной организации, что демонстрирует недостаточная правовая информированность родителей и желание получать информацию в области права, низкий показатель правового мышления и правовой грамотности, данные факты демонстрируют результаты диагностики.
Пятая задача указывает, что комплекс мероприятий по правовому просвещению родителей воспитанников ДОО, разработанный и описанный в параграфе 2.2., основывается на нормативно-правовых документах Российской Федерации и состоит из пяти блоков: организационный, теоретический, практический, консультационный, итогово-оценочный. Реализация комплекса мероприятий осуществляется сотрудниками дошкольной образовательной организации, а также привлекаемыми к данной деятельности социальными партнерами.
В результате проведенного исследования поставленные задачи реализованы, основные положения гипотезы подтверждены.
Подобные работы
- Развитие правовой компетентности родителей воспитанников дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Активные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО ЕЛАБУГА - 2016
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Сайт дошкольного образовательного учреждения как способ взаимодействия с родителями
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ДИСТАНЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Просветительская работа с родителями в условиях общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Повышение педагогической культуры родителей
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



