ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . 7
1.1 Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте: роль взрослых 7
1.2 Проблемы воспитания ребенка в молодой семье 14
1.3 Дошкольное образование сегодня: общая характеристика 21
ГЛАВА 2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
32
2.1 Нормативная база взаимодействия дошкольной образовательной 32
2.2 Представления работников ОО и родителей об оптимальных способах
взаимодействия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Приложение 1 58
Приложение 2 63
Актуальность исследования. По мнению Н.А.Бухаловой "характер межличностных отношений родителей и детей, положительные взаимоотношения в семье, играют большую роль в становлении растущего человека"[8]. Стремления детей заслужить признание взрослых, получить их понимание и одобрение, положительный анализ своих поступков, действий, успехов составляет основную потребность личности и располагается в основе формирования позитивных и благоприятных условий для развития.
Семья как структурная единица общества всегда привлекала внимание специалистов из различных областей знания - философии, психологии, социологии, педагогики, истории.
По словам В.М.Медкова "семья- это основанная на единой общесемейной деятельностью людей, связанных узами супружества - родительства - родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи" [1].
По оценке Е.М. Бабасова "семья рассматривается как социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью" [4].
Э.Г. Эйдемиллер отмечает в своих исследованиях, что "семья с одной стороны является одним из «индикаторов» изменений, происходящих в обществе, а с другой является самостоятельной и независимой системой" [41].
Стоит отметить, что в современном российском обществе усилился интерес к проблемам молодой семьи. Сегодня в условиях кризиса семьи и семейных отношений именно молодые родители могут сталкиваться с различными проблемами в процессе воспитания своих детей.
В современной науке исследуются различные параметры и характеристики молодой семьи: причины конфликтов, разводов супругов, стабильность и устойчивость брака. Особый интерес представляет изучение характера отношений в молодой семье. Здесь важно не только понять супружеские отношения, но и характер детско - родительских отношений, которые отражают методы воспитания ребенка в семье. Методы воспитания ребенка всегда косвенно отражают и характер супружеских отношений. В свою очередь методы воспитания ребенка порождает психологический, эмоциональный комфорт семейных отношений. Важно изучить характер приоритетных методов воспитания ребенка в молодой семье и помочь оптимизировать процесс. Основой такой оптимизации может стать конструктивное взаимодействие воспитателей дошкольной образовательной организации и молодых родителей. Педагоги, имеющие соответствующее образование и опят работы с маленькими детьми могли бы помочь молодым родителям решить свои собственные проблемы. Но для этого нужно разрабатывать и применять специальные варианты взаимодействия. Следствием будет гармонизация детско-родительских и, в целом, супружеских отношений в молодой семье.
Таким образом, целью исследования является изучение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и молодой семьи и разработка способов его оптимизации.
Объект исследования: формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет - способы оптимизации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и молодой семьи.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс формирования личности ребенка в дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть проблемы воспитания ребенка в молодой семье.
3. Изучить актуальные проблемы дошкольного образования.
4. Проанализировать нормативную базу взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей ребенка.
5. Провести диагностику представлений работников ДОУ и родителей об оптимальных способах взаимодействия.
Гипотеза исследования - я предполагаю, что взаимодействие ДОУ с семьями будет эффективным, если:
- будет проведено исследование предпочитаемых форм взаимодействия с молодыми родителями;
- будет разработана и реализована программа по взаимодействию ДОУ с молодыми родителями;
- будет исполняться разнообразие средств и форм во взаимодействии ДОУ с родителями.
Уточнение и интерпретация основных понятий:
Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия.
Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
Параметры культуры здоровой семьи-это показатели, которые воплощаются в воспитательной деятельности и способствуют формированию всесторонне развитой личности ребенка.
Молодая семья- это семья, в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста .
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)-это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Методы взаимодействия-это настрой на сотрудничество между педагогами ДОУ и молодых родителей, а также заинтересованность всех участников в решении какого-либо вопроса.
Оптимизация- это выбор наилучшего варианта из возможных для достижения наибольшей эффективности какого-либо процесса.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.
Список литературы состоит из 41 источника.
Главной задачей воспитателей является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Помимо предоставляемых источников литературы, мероприятий, которые направлены на повышения уровня педагогической культуры самих родителей, которые проходят в образовательных учреждениях, нужно пропагандировать в обществе, что такие знания для родителей необходимы, помимо этого они многим могут помочь в различных вопросах, непониманий в воспитании, так будет легче самим воспитателям, ведь при осознании необходимости к получению знаниям родителями, к ним придет глубокое понимание обязательности их взаимодействия с образовательными учреждениями, только при сотрудничестве двух важных института семьи могут добиться успехов в воспитании и развитии детей.
Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого¬педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Главная цель педагогов современного дошкольного учреждения - профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально -
дифференцированного подхода к семьям.
Важно отметить, что основная задача педагогов - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми. Педагог-воспитатель должен одинаково относиться абсолютно ко всем своим детям в коллективе. Ни в коем случае дети не должны чувствовать, что их любят меньше, а кого-то больше, дети должны ощущать абсолютное равноправие, что к нему отношение, такое же, как и к другим детям: заботливое, внимательное, чуткое. Между педагогами ДОУ и детьми должен быть доверительный контакт, где ребёнок в любой сложившей ситуации мог бы подойти к воспитателю, рассказать о своей проблеме, о своих переживаниях, поделиться чем-то, попросить совета. В свою очередь педагог должен выслушать внимательно, дать понимание, что он заинтересован в том, что ему излагает ребенок, дать понимание, что ему хотят помочь, его любят. Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду. Ребёнка нужно обязательно слушать, отвечать на все его вопросы: «А почему?», родители должны воспитывать ребёнка в мире добра, искренности, веры в чудеса. Они должны стремиться показать ребёнку, что такое открытость, что такое прямолинейность. Дети не должны бояться высказывать своё мнение, делиться тем, что у них на душе, думая, что их засмеют окружающие или не поймут, самая движущая сила в мире это чистота в душе, сердце. Только тот человек, который обладает такими качествами является самой сильной, надежной и бескорыстной личностью. Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями.
Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей воспитателя и психолога в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями. Еще одна проблема - научить детей общению друг с другом, научить, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи.
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ : Изд-во Международного бизнеса и управления, 2011-304с.
2. Анисимова Е. В. Организация совместной работы ДОУ с семьей по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (заочной) / Е. В. Анисимова. - М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. - С. 475.
3. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С.88-94.
4. Арнаутова Е.П. Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 6. - С. 4-19.
5. Бабасов Е.М. Общая социлогия: Учеб. Пособие для студентов вузов./ Е.М. Бабасов. -2-еизд..стер.- Мн: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
6. Бабынина Т. Ф. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта / Т. Ф. Бабынина, И. З. Хабибулина, Н. И. Харисова. - М.: Казань: Изд-во МОиН РТ. - 2009. - С. 192.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
8. Бухалова Н.А. Социально-философский анализ семьи: синергетический аспект //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Т. 6. №2 (19). - 2017. - С. 308-312.
9. Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Березка». Программа разработана на основе вальдорфской педагогики / Под редакцией В. К. Загводкина, С. А. Трубицыной. - М.: Москва, 2015. - С. 96. . Венкова З.Л. Структурно-функциональная модель реализации социально-педагогического процесса ДОУ и семьи (в аспекте гендерного воспитания) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 6. №2 (19). 2017.
С. 31-35.
10. Видт Е.И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл / Педагогика. - 2012. - №3.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М. Юрайт. - 2016. 496 с. 12. Газизова Ф.С. Взаимодействие семьи и педагогов в дошкольных учреждениях: исследовательский аспект // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник материалов. Всероссийской научно- практической конференции (заочной) / Ф.С. Газизова, Г.Б. Минигулова. - М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. - С. 475.
13. Гетоева Л.К., Кадиев А.Х. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами художественного медиатворчества //Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 6. №4 (21). 2017. С. 46 - 50.
14. Давыдова Л.Н. Проекты в работе с семьей / Л.Н. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - М.: ТЦ Сфера. - 2012. - С. 128.
15. Джиоева Г.Х. Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе подготовки к школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 74-78.
...