Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие педагогов ДОУ и молодых родителей: способы оптимизации

Работа №96933

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . 7
1.1 Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте: роль взрослых 7
1.2 Проблемы воспитания ребенка в молодой семье 14
1.3 Дошкольное образование сегодня: общая характеристика 21
ГЛАВА 2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
32
2.1 Нормативная база взаимодействия дошкольной образовательной 32
2.2 Представления работников ОО и родителей об оптимальных способах
взаимодействия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Приложение 1 58
Приложение 2 63


Актуальность исследования. По мнению Н.А.Бухаловой "характер межличностных отношений родителей и детей, положительные взаимоотношения в семье, играют большую роль в становлении растущего человека"[8]. Стремления детей заслужить признание взрослых, получить их понимание и одобрение, положительный анализ своих поступков, действий, успехов составляет основную потребность личности и располагается в основе формирования позитивных и благоприятных условий для развития.
Семья как структурная единица общества всегда привлекала внимание специалистов из различных областей знания - философии, психологии, социологии, педагогики, истории.
По словам В.М.Медкова "семья- это основанная на единой общесемейной деятельностью людей, связанных узами супружества - родительства - родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи" [1].
По оценке Е.М. Бабасова "семья рассматривается как социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью" [4].
Э.Г. Эйдемиллер отмечает в своих исследованиях, что "семья с одной стороны является одним из «индикаторов» изменений, происходящих в обществе, а с другой является самостоятельной и независимой системой" [41].
Стоит отметить, что в современном российском обществе усилился интерес к проблемам молодой семьи. Сегодня в условиях кризиса семьи и семейных отношений именно молодые родители могут сталкиваться с различными проблемами в процессе воспитания своих детей.
В современной науке исследуются различные параметры и характеристики молодой семьи: причины конфликтов, разводов супругов, стабильность и устойчивость брака. Особый интерес представляет изучение характера отношений в молодой семье. Здесь важно не только понять супружеские отношения, но и характер детско - родительских отношений, которые отражают методы воспитания ребенка в семье. Методы воспитания ребенка всегда косвенно отражают и характер супружеских отношений. В свою очередь методы воспитания ребенка порождает психологический, эмоциональный комфорт семейных отношений. Важно изучить характер приоритетных методов воспитания ребенка в молодой семье и помочь оптимизировать процесс. Основой такой оптимизации может стать конструктивное взаимодействие воспитателей дошкольной образовательной организации и молодых родителей. Педагоги, имеющие соответствующее образование и опят работы с маленькими детьми могли бы помочь молодым родителям решить свои собственные проблемы. Но для этого нужно разрабатывать и применять специальные варианты взаимодействия. Следствием будет гармонизация детско-родительских и, в целом, супружеских отношений в молодой семье.
Таким образом, целью исследования является изучение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и молодой семьи и разработка способов его оптимизации.
Объект исследования: формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет - способы оптимизации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и молодой семьи.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс формирования личности ребенка в дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть проблемы воспитания ребенка в молодой семье.
3. Изучить актуальные проблемы дошкольного образования.
4. Проанализировать нормативную базу взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей ребенка.
5. Провести диагностику представлений работников ДОУ и родителей об оптимальных способах взаимодействия.
Гипотеза исследования - я предполагаю, что взаимодействие ДОУ с семьями будет эффективным, если:
- будет проведено исследование предпочитаемых форм взаимодействия с молодыми родителями;
- будет разработана и реализована программа по взаимодействию ДОУ с молодыми родителями;
- будет исполняться разнообразие средств и форм во взаимодействии ДОУ с родителями.
Уточнение и интерпретация основных понятий:
Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия.
Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
Параметры культуры здоровой семьи-это показатели, которые воплощаются в воспитательной деятельности и способствуют формированию всесторонне развитой личности ребенка.
Молодая семья- это семья, в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста .
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)-это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Методы взаимодействия-это настрой на сотрудничество между педагогами ДОУ и молодых родителей, а также заинтересованность всех участников в решении какого-либо вопроса.
Оптимизация- это выбор наилучшего варианта из возможных для достижения наибольшей эффективности какого-либо процесса.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.
Список литературы состоит из 41 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Главной задачей воспитателей является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Помимо предоставляемых источников литературы, мероприятий, которые направлены на повышения уровня педагогической культуры самих родителей, которые проходят в образовательных учреждениях, нужно пропагандировать в обществе, что такие знания для родителей необходимы, помимо этого они многим могут помочь в различных вопросах, непониманий в воспитании, так будет легче самим воспитателям, ведь при осознании необходимости к получению знаниям родителями, к ним придет глубокое понимание обязательности их взаимодействия с образовательными учреждениями, только при сотрудничестве двух важных института семьи могут добиться успехов в воспитании и развитии детей.
Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого¬педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Главная цель педагогов современного дошкольного учреждения - профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально -
дифференцированного подхода к семьям.
Важно отметить, что основная задача педагогов - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми. Педагог-воспитатель должен одинаково относиться абсолютно ко всем своим детям в коллективе. Ни в коем случае дети не должны чувствовать, что их любят меньше, а кого-то больше, дети должны ощущать абсолютное равноправие, что к нему отношение, такое же, как и к другим детям: заботливое, внимательное, чуткое. Между педагогами ДОУ и детьми должен быть доверительный контакт, где ребёнок в любой сложившей ситуации мог бы подойти к воспитателю, рассказать о своей проблеме, о своих переживаниях, поделиться чем-то, попросить совета. В свою очередь педагог должен выслушать внимательно, дать понимание, что он заинтересован в том, что ему излагает ребенок, дать понимание, что ему хотят помочь, его любят. Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду. Ребёнка нужно обязательно слушать, отвечать на все его вопросы: «А почему?», родители должны воспитывать ребёнка в мире добра, искренности, веры в чудеса. Они должны стремиться показать ребёнку, что такое открытость, что такое прямолинейность. Дети не должны бояться высказывать своё мнение, делиться тем, что у них на душе, думая, что их засмеют окружающие или не поймут, самая движущая сила в мире это чистота в душе, сердце. Только тот человек, который обладает такими качествами является самой сильной, надежной и бескорыстной личностью. Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями.
Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей воспитателя и психолога в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями. Еще одна проблема - научить детей общению друг с другом, научить, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи.



1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ : Изд-во Международного бизнеса и управления, 2011-304с.
2. Анисимова Е. В. Организация совместной работы ДОУ с семьей по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (заочной) / Е. В. Анисимова. - М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. - С. 475.
3. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С.88-94.
4. Арнаутова Е.П. Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 6. - С. 4-19.
5. Бабасов Е.М. Общая социлогия: Учеб. Пособие для студентов вузов./ Е.М. Бабасов. -2-еизд..стер.- Мн: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
6. Бабынина Т. Ф. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта / Т. Ф. Бабынина, И. З. Хабибулина, Н. И. Харисова. - М.: Казань: Изд-во МОиН РТ. - 2009. - С. 192.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
8. Бухалова Н.А. Социально-философский анализ семьи: синергетический аспект //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Т. 6. №2 (19). - 2017. - С. 308-312.
9. Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Березка». Программа разработана на основе вальдорфской педагогики / Под редакцией В. К. Загводкина, С. А. Трубицыной. - М.: Москва, 2015. - С. 96. . Венкова З.Л. Структурно-функциональная модель реализации социально-педагогического процесса ДОУ и семьи (в аспекте гендерного воспитания) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 6. №2 (19). 2017.
С. 31-35.
10. Видт Е.И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл / Педагогика. - 2012. - №3.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М. Юрайт. - 2016. 496 с. 12. Газизова Ф.С. Взаимодействие семьи и педагогов в дошкольных учреждениях: исследовательский аспект // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник материалов. Всероссийской научно- практической конференции (заочной) / Ф.С. Газизова, Г.Б. Минигулова. - М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011. - С. 475.
13. Гетоева Л.К., Кадиев А.Х. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами художественного медиатворчества //Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 6. №4 (21). 2017. С. 46 - 50.
14. Давыдова Л.Н. Проекты в работе с семьей / Л.Н. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - М.: ТЦ Сфера. - 2012. - С. 128.
15. Джиоева Г.Х. Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе подготовки к школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 74-78.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ