Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа социального педагога с девиантным подростком

Работа №96924

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность подростковой девиации. Динамика развития
девиантных форм поведения в подростковом возрасте 6
1.2. Социальная педагогика как наука и практическая деятельность 18
1.3. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к
девиантному поведению 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 34
2.1. Работа социального педагога с девиантными подростками в условиях
образовательной организации 34
2.2. Работа социального педагога с девиантными подростками во внеучебное
время 44
2.3. Организация взаимодействия социального педагога с другими органами
и учреждениями, занимающимися вопросами коррекции девиантного поведения подростков 51
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ 62
3.1. Программа исследования потребностей девиантных подростков в
организации досуга 62
3.2. Социальный проект организации досуговой деятельности подростков по
месту обучения в период летних каникул «ДЕТИ - ДЕТЯМ» 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ 114
Приложение 1 114
Приложение 2 118


Общественность постоянно обращает особое внимание на тех людей, поведение которых отклоняется от общепринятых или официально установленных социальных норм. Все науки: религия, литература, искусство, наука, философия рассматривали и оценивали ненормативное поведение. Становление особого научного направления - девиантология подчеркнула актуальность проблемы отклоняющегося поведения подростков.
Под влиянием социума, в результате педагогической запущенности и равнодушия взрослых иногда же наоборот из-за гиперопеки и других сопутствующих факторов формируется девиантное поведение подростков. Ведущей предпосылкой девиантного поведения специалисты определяют психологические трудности, связанные с неправильным воспитанием ребёнка.
В результате общесистемного кризиса, происходящего последнее время в обществе, возрастает интерес к решению проблемы отклоняющегося поведения, в следствии чего возникает необходимость более глубокого изучения не только основ девиантного поведения (особенности, причины, формы, диагностика, динамика), но и комплексной его профилактики всеми субъектами: врачей, психологов, педагогов, социальных работников, специалистов исправительной системы.
Зачастую государство выдвигает в отношении девиантных подростков запретительные меры при этом причины не искореняются. Это является предпосылкой к развитию аффективных состояний у подростков, которые способствуют общественно-отрицательным формам поведения, и в случае их сохранения становятся устойчивыми качествами личности. Это характеризуется: уходом из школы, не подготовкой к дальнейшей жизни, включением в «группу риска», вследствие всего этого подростки начинают демонстрировать асоциальное поведение и у них возникает множество новых проблем.
В России же наблюдается тенденция к росту числа девиантных детей и подростков, в основе этой тенденции лежит нестабильность всех сфер общественной жизни, сменой ценностей, разрушением семейного института, ростом уровня безработицы, ужесточением криминогенной обстановки. В последнее время отмечается снижение культурного и интеллектуального развития детей, отсутствием навыков социального поведения, что приводит к общей социальной деградации общества.
Поэтому, данная проблема девиации подростков носит не только педагогический, сколько социальных характер. Поэтому ее необходимо изучать с точки зрения комплексного подхода ив работе субъектов системы профилактики.
Теоретические предпосылки изучения девиации лежат в основе исследований выдающихся ученых: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.
На сегодняшний день изучением вопросов девиантного поведения занимаются исследователи различных областей науки: С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Н.А. Закатова, Р.В. Овчарова и многие другие.
Объектом исследования является работа социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.
Предмет исследования - содержание и особенности социально-педагогической работы с девиантными подростками.
Цель исследования - изучение содержания и особенностей социально-педагогической работы с девиантными подростками, выявление ее сильных и слабых сторон, поиск путей совершенствования.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.
2. Дать характеристику социально-педагогической науки как теории и практики.
3. Описать деятельность социального педагога по работе с девиантными подростками в целом.
4. Проанализировать работу социального педагога с девиантными подростками в общеобразовательной организации, в том числе во внеучебное время.
5. Охарактеризовать деятельность всех субъектов, занимающихся социально-педагогической профилактикой девиантного поведения подростков.
6. Разработать программу работы социального педагога с девиантными подростками в условиях летнего городского лагеря.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования и программ работы социальных педагогов с девиантными подростками; анализ полученных данных; моделирование деятельности социального педагога в условиях общеобразовательной школы, во внеучебное время.
База исследования - Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №8» г. Тавда
Свердловской области.
Теоретическая значимость работы состоит в актуализации знаний по проблеме подростковой девиации, уточнении комплексной социально-педагогической работы в условиях образовательной организации.
Практическая значимость - разработанная нами программа может быть использована в деятельности социального педагога при работе с девиантными подростками, а также дополнена или скорректирована на длительный период времени.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив и проанализировав материалы по теме исследования в ходе написания выпускной квалификационной работы, мы пришли к выводу, что количество подростков с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Нами были рассмотрены различные подходы к определению понятия «девиантное поведение», достаточное большое их количество затрудняет организацию его профилактики. Мы считаем, что девиантное поведение - это поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
В процессе исследования проблемы подростковой девиантности нами были рассмотрены причины ее возникновения, такие как дефекты общественного, семейного и школьного воспитания, социальное неравенство, девальвация моральных норм и т.д. Кроме это изучена профилактическая деятельность всех субъектов сформировавшейся современной системы профилактики, которая, на наш взгляд, должна стать всеохватывающей и иметь комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований. Сегодня необходимо отказаться от принципа неотвратимости наказания в отношении несовершеннолетних, признать важность не столько карательных функций, сколько деятельности по устранению причин, в результате которых был совершен проступок, и принятия мер по ресоциализации с помощью организации психолого¬педагогических мероприятий и помощи в самоорганизации деятельности подростков, включая досуговую.
У подростков с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения, потеряно доверие к взрослым. Они грубы и заносчивы в общении со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения является одним из наиболее важных направлений социализации таких подростков. Важно воспитать в них чувство собственного достоинства, опираясь на положительные качества, проявляя заботу и внимание.
Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия срочных мер. Прежде всего, речь идет о таких мерах, которые способствовали бы устранению причин девиантного поведения. Проблема обостряется ещё и потому, что подростки и их родители, нуждающиеся именно в психолого-педагогической помощи, отказываются принимать её от специалистов, поскольку не обращают внимание на отклонения от норм и ценностей общества, в котором живут, и не имеют соответствующих социально-педагогических знаний.
Рассмотрев социально-педагогические аспекты девиантного поведения в подростковом возрасте, мы пришли к выводу, что они на сегодняшний день являются самыми актуальными, но им уделяется недостаточно внимания в процессе организации самостоятельной деятельности подростков, включая досуговую.
Кроме теоретического изучения сущности девиантного поведения мы проанализировали программы различных учебных учреждений (включая деятельность социального педагога) по работе с девиантными подростками, на основе полученных данных пришли к выводу, что основная работа с данной категорией подростков должна проводиться во внеурочное время, особо актуальным является вопрос об организации свободного и досугового времени учащихся.
В практической части ВКР нами было проведено социологическое исследование с целью выяснения предпочтений в формах проведения досуга учащимися МБОУ «ООШ № 8» для дальнейшего использования этой
информации в проектной деятельности. На основе полученных данных был разработан проект организации досуговой деятельности подростков по месту обучения в период летних каникул под названием «Дети - детям».
В результате реализации данного проекта ожидалось, что подростки «группы риска» будут вовлечены в деятельность волонтерского отряда «Импульс», что позволит уменьшить общее число детей с девиантным поведением и количество правонарушений и преступлений, совершенных учащимися МКОУ «ООШ № 8» г. Тавда.
Преимущество проектной деятельности над обычной культурно-воспитательной состоит в том, что проект четко определяет приоритетные направления деятельности учреждения в профилактике девиантного поведения подростков на определенный срок и позволяет оперативно решить поставленные задачи, поскольку ориентирован на конкретные и измеряемые планируемые результаты.
Таким образом, поставленные в ВКР задачи решены и цель достигнута. (Вспомогательные материалы по проекту см. в Приложении 2).



1. Артемьева В.В. Психология деятельности специалиста по социальной работе по профилактике девиантного поведения подростков на основе анализа содержания семейных отношений // Вестник МГУ МВД России. - 2010. - № 1. - С.3-6.
2. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. М.: Изд.центр «Академия», 2012. - 240 с.
3. Азарова Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - С. 33-36.
4. Аникина Г.А. Проблемы профилактики и коррекции девиантного
поведения детей и подростков // Молодой ученый. - 2014. - №19. -
С. 448-451.
5. Афанасьев В.С., Гилинский Я.И.. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. СПб: Филиал Ин-та социологии РАН, 1993. - 167 с.
6. Беличева А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. М.: Ред.-изд.центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. - 182 с.
7. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учеб. пособие. СПб: Изд. дом «Питер», 2012. - 336 с.
8. Березин С.В., Лисецкий К.С. (общ.ред.) Технология формирования социальных навыков. - 2-е изд., испр. и доп. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. - 224 с.
9. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 2009. - № 2. - С.8-12.
10. Вершинина Г.В., Михайловская Т.В. - Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 1990. - 141 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. университетов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. - 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 2015. - 288 с.
12. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
13. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности,
наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2014. - 520 с.
14. Девентьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий // Вектор науки ТГУ.- 2011. - № 3(6). - С. 99-101.
15. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 1-3). . СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ