ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность подростковой девиации. Динамика развития
девиантных форм поведения в подростковом возрасте 6
1.2. Социальная педагогика как наука и практическая деятельность 18
1.3. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к
девиантному поведению 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 34
2.1. Работа социального педагога с девиантными подростками в условиях
образовательной организации 34
2.2. Работа социального педагога с девиантными подростками во внеучебное
время 44
2.3. Организация взаимодействия социального педагога с другими органами
и учреждениями, занимающимися вопросами коррекции девиантного поведения подростков 51
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ 62
3.1. Программа исследования потребностей девиантных подростков в
организации досуга 62
3.2. Социальный проект организации досуговой деятельности подростков по
месту обучения в период летних каникул «ДЕТИ - ДЕТЯМ» 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ 114
Приложение 1 114
Приложение 2 118
Общественность постоянно обращает особое внимание на тех людей, поведение которых отклоняется от общепринятых или официально установленных социальных норм. Все науки: религия, литература, искусство, наука, философия рассматривали и оценивали ненормативное поведение. Становление особого научного направления - девиантология подчеркнула актуальность проблемы отклоняющегося поведения подростков.
Под влиянием социума, в результате педагогической запущенности и равнодушия взрослых иногда же наоборот из-за гиперопеки и других сопутствующих факторов формируется девиантное поведение подростков. Ведущей предпосылкой девиантного поведения специалисты определяют психологические трудности, связанные с неправильным воспитанием ребёнка.
В результате общесистемного кризиса, происходящего последнее время в обществе, возрастает интерес к решению проблемы отклоняющегося поведения, в следствии чего возникает необходимость более глубокого изучения не только основ девиантного поведения (особенности, причины, формы, диагностика, динамика), но и комплексной его профилактики всеми субъектами: врачей, психологов, педагогов, социальных работников, специалистов исправительной системы.
Зачастую государство выдвигает в отношении девиантных подростков запретительные меры при этом причины не искореняются. Это является предпосылкой к развитию аффективных состояний у подростков, которые способствуют общественно-отрицательным формам поведения, и в случае их сохранения становятся устойчивыми качествами личности. Это характеризуется: уходом из школы, не подготовкой к дальнейшей жизни, включением в «группу риска», вследствие всего этого подростки начинают демонстрировать асоциальное поведение и у них возникает множество новых проблем.
В России же наблюдается тенденция к росту числа девиантных детей и подростков, в основе этой тенденции лежит нестабильность всех сфер общественной жизни, сменой ценностей, разрушением семейного института, ростом уровня безработицы, ужесточением криминогенной обстановки. В последнее время отмечается снижение культурного и интеллектуального развития детей, отсутствием навыков социального поведения, что приводит к общей социальной деградации общества.
Поэтому, данная проблема девиации подростков носит не только педагогический, сколько социальных характер. Поэтому ее необходимо изучать с точки зрения комплексного подхода ив работе субъектов системы профилактики.
Теоретические предпосылки изучения девиации лежат в основе исследований выдающихся ученых: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.
На сегодняшний день изучением вопросов девиантного поведения занимаются исследователи различных областей науки: С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Н.А. Закатова, Р.В. Овчарова и многие другие.
Объектом исследования является работа социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.
Предмет исследования - содержание и особенности социально-педагогической работы с девиантными подростками.
Цель исследования - изучение содержания и особенностей социально-педагогической работы с девиантными подростками, выявление ее сильных и слабых сторон, поиск путей совершенствования.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.
2. Дать характеристику социально-педагогической науки как теории и практики.
3. Описать деятельность социального педагога по работе с девиантными подростками в целом.
4. Проанализировать работу социального педагога с девиантными подростками в общеобразовательной организации, в том числе во внеучебное время.
5. Охарактеризовать деятельность всех субъектов, занимающихся социально-педагогической профилактикой девиантного поведения подростков.
6. Разработать программу работы социального педагога с девиантными подростками в условиях летнего городского лагеря.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования и программ работы социальных педагогов с девиантными подростками; анализ полученных данных; моделирование деятельности социального педагога в условиях общеобразовательной школы, во внеучебное время.
База исследования - Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №8» г. Тавда
Свердловской области.
Теоретическая значимость работы состоит в актуализации знаний по проблеме подростковой девиации, уточнении комплексной социально-педагогической работы в условиях образовательной организации.
Практическая значимость - разработанная нами программа может быть использована в деятельности социального педагога при работе с девиантными подростками, а также дополнена или скорректирована на длительный период времени.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Изучив и проанализировав материалы по теме исследования в ходе написания выпускной квалификационной работы, мы пришли к выводу, что количество подростков с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Нами были рассмотрены различные подходы к определению понятия «девиантное поведение», достаточное большое их количество затрудняет организацию его профилактики. Мы считаем, что девиантное поведение - это поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
В процессе исследования проблемы подростковой девиантности нами были рассмотрены причины ее возникновения, такие как дефекты общественного, семейного и школьного воспитания, социальное неравенство, девальвация моральных норм и т.д. Кроме это изучена профилактическая деятельность всех субъектов сформировавшейся современной системы профилактики, которая, на наш взгляд, должна стать всеохватывающей и иметь комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований. Сегодня необходимо отказаться от принципа неотвратимости наказания в отношении несовершеннолетних, признать важность не столько карательных функций, сколько деятельности по устранению причин, в результате которых был совершен проступок, и принятия мер по ресоциализации с помощью организации психолого¬педагогических мероприятий и помощи в самоорганизации деятельности подростков, включая досуговую.
У подростков с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения, потеряно доверие к взрослым. Они грубы и заносчивы в общении со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения является одним из наиболее важных направлений социализации таких подростков. Важно воспитать в них чувство собственного достоинства, опираясь на положительные качества, проявляя заботу и внимание.
Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия срочных мер. Прежде всего, речь идет о таких мерах, которые способствовали бы устранению причин девиантного поведения. Проблема обостряется ещё и потому, что подростки и их родители, нуждающиеся именно в психолого-педагогической помощи, отказываются принимать её от специалистов, поскольку не обращают внимание на отклонения от норм и ценностей общества, в котором живут, и не имеют соответствующих социально-педагогических знаний.
Рассмотрев социально-педагогические аспекты девиантного поведения в подростковом возрасте, мы пришли к выводу, что они на сегодняшний день являются самыми актуальными, но им уделяется недостаточно внимания в процессе организации самостоятельной деятельности подростков, включая досуговую.
Кроме теоретического изучения сущности девиантного поведения мы проанализировали программы различных учебных учреждений (включая деятельность социального педагога) по работе с девиантными подростками, на основе полученных данных пришли к выводу, что основная работа с данной категорией подростков должна проводиться во внеурочное время, особо актуальным является вопрос об организации свободного и досугового времени учащихся.
В практической части ВКР нами было проведено социологическое исследование с целью выяснения предпочтений в формах проведения досуга учащимися МБОУ «ООШ № 8» для дальнейшего использования этой
информации в проектной деятельности. На основе полученных данных был разработан проект организации досуговой деятельности подростков по месту обучения в период летних каникул под названием «Дети - детям».
В результате реализации данного проекта ожидалось, что подростки «группы риска» будут вовлечены в деятельность волонтерского отряда «Импульс», что позволит уменьшить общее число детей с девиантным поведением и количество правонарушений и преступлений, совершенных учащимися МКОУ «ООШ № 8» г. Тавда.
Преимущество проектной деятельности над обычной культурно-воспитательной состоит в том, что проект четко определяет приоритетные направления деятельности учреждения в профилактике девиантного поведения подростков на определенный срок и позволяет оперативно решить поставленные задачи, поскольку ориентирован на конкретные и измеряемые планируемые результаты.
Таким образом, поставленные в ВКР задачи решены и цель достигнута. (Вспомогательные материалы по проекту см. в Приложении 2).
1. Артемьева В.В. Психология деятельности специалиста по социальной работе по профилактике девиантного поведения подростков на основе анализа содержания семейных отношений // Вестник МГУ МВД России. - 2010. - № 1. - С.3-6.
2. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. М.: Изд.центр «Академия», 2012. - 240 с.
3. Азарова Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - С. 33-36.
4. Аникина Г.А. Проблемы профилактики и коррекции девиантного
поведения детей и подростков // Молодой ученый. - 2014. - №19. -
С. 448-451.
5. Афанасьев В.С., Гилинский Я.И.. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. СПб: Филиал Ин-та социологии РАН, 1993. - 167 с.
6. Беличева А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. М.: Ред.-изд.центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. - 182 с.
7. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учеб. пособие. СПб: Изд. дом «Питер», 2012. - 336 с.
8. Березин С.В., Лисецкий К.С. (общ.ред.) Технология формирования социальных навыков. - 2-е изд., испр. и доп. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. - 224 с.
9. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 2009. - № 2. - С.8-12.
10. Вершинина Г.В., Михайловская Т.В. - Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 1990. - 141 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. университетов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. - 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 2015. - 288 с.
12. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
13. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности,
наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2014. - 520 с.
14. Девентьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий // Вектор науки ТГУ.- 2011. - № 3(6). - С. 99-101.
15. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 1-3). . СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
...