ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОДАРЕННОСТИ 7
1.1. Понятие, виды и специфика одаренности 7
1.2 Организация работы с одаренными детьми: история и современность 16 1.3. Подростки с художественно-эстетической одаренностью: особенности, специфика работы 24
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ И
ПОДДЕРЖКЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 30
2.1. Работа по развитию и поддержке художественно - эстетически
одаренных подростков в Российской Федерации 30
2.2. Работа по развитию и поддержке художественно - эстетически
одаренных подростков в Республике Казахстан 40
2.3. Анализ программ по развитию и поддержке художественно-эстетически
одаренных подростков Российской Федерации и Республики Казахстан 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
По мере того как общество, использующее информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, возникает потребность в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах («человеческом капитале»), способных завершить этот процесс. Особое внимание в таком обществе уделяется таланту и одаренности людей - как творческому потенциалу социальных преобразований. Для института образования чрезвычайно важно своевременно выявлять и диагностировать одаренных детей, создавать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.
Актуальность темы настоящего исследования определяется рядом обстоятельств:
- во-первых, осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и светлое будущее планеты связано именно с творчески мыслящими молодыми людьми, у них не всегда есть возможность раскрыть и приумножить свой потенциал, проявить индивидуальность;
- во-вторых, ускоренная динамика жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузки на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем по выявлению (особенно в раннем возрасте) и сбережению одаренности и уникальности подрастающего поколения.
Проблема работы с одаренными подростками рассматривалась и рассматривается многими учеными, среди которых Ф. Гальтон, Дж. Гильфорд, Дж. Рензулли, Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин и другие.
Во многих странах разработаны государственные программы работы с одаренными подростками. В современной России развитие и поддержка одарённости осуществляется на основе Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг., которая предусматривает разработку Региональных программ выявления и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации. Также развитие и поддержка одаренности рассматривается в таких нормативно-правовых актах, как: Закон «Об образовании в Российской Федерации» [1]; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [9]; Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [5]; Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 гг. [4]; Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы [5] и Доклад о выполнении Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [19]; Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» [7] и др.
Несмотря на теоретическую разработанность темы исследования, проблематику вопроса можно оценить высказыванием ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), доктор психологических наук, профессора Виталия Рубцова: «В целом же, и к сожалению, ориентация российского образования на середняка в полной мере сохраняется, и сейчас хорошо осознается нашим обществом. И хотя необходимость работы с одаренными детьми можно считать заявленной государственной проблемой, тем не менее, проблема формирования действенной системы выявления, поддержки и сопровождения детей с одаренностью остается сложнейшей комплексной задачей» [37, 38].
Объект исследования: подростки с художественно - эстетической одаренностью.
Предмет исследования: особенности организации работы с художественно - эстетически одаренными подростками.
Цель ВКР - изучить специфику поддержки и развития художественно - эстетически одаренных подростков.
Задачи:
1. Раскрыть феномен одаренности.
2. Рассмотреть виды и специфику одаренности.
3. Изучить организацию работы с одаренными детьми (историю и современность).
4. Проанализировать специфику и особенности работы с художественно - эстетически одаренными подростками (на примере России и Казахстана).
5. Разработать и реализовать проект с художественно - эстетически одаренными подростками.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновываются актуальность темы исследования, ее цель и задачи.
Первая глава - теоретическая, в ней раскрываются основные понятия, виды и специфика одаренности, приводятся примеры по организации работы с одарёнными подростками, особо выделяется такой вид одаренности, как художественно - эстетическая.
Во второй главе приводится опыт Российской Федерации и Республики Казахстан по работе с художественно - эстетически одаренными подростками.
В Заключении обобщаются выводы, сделанные в процессе исследования.
Сравнительный анализ, проведенный в данной работе, позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время интеграция, процессы глобализации, экономическая и политическая ситуация в мире заставляют все государства обратиться к развитию внутреннего потенциала, к развитию человека, которое требует не только инвестиций, но и действенной системы. В настоящее время приоритетным направлением в данной области являются инвестиции в одаренных подростков и отработанная система их развития.
2. Одаренность - явление «комплексное» и многогранное, которое
физиологически определено особой организацией деятельности мозга человека. На развитие одаренности оказывает влияние множество факторов: характер человека, уровень его образования, характер
жизнедеятельности, своевременная диагностика, условия развития и т.д.
3. В научной литературе встречаются разные виды одаренности:
практическая, познавательная, художественно-эстетическая,
коммуникативная, духовно-ценностная, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность. При этом каждая одаренность проявляется в разные возрастные периоды.
4. Художественно - эстетическая одаренность проявляется у человека достаточно рано. Вместе с тем диагностика, развитие и поддержка художественно-эстетической одаренности особенно важна в подростковом возрасте, так как именно в этом периоде личность начинает менять свои приоритеты, страдает от недостатка волевой регуляции, испытывать трудности в межличностных отношениях.
5. Многие высокоразвитые страны разрабатывают собственные системы диагностики, развития и поддержки одаренных подростков. Как правило, это государственная интенсивная помощь одарённым детям, которая включает как психологическую, так и материальную помощь. Одним из государств, в котором была сформирована экстенсивная система поддержки одаренных подростков, был СССР. Система выявления одаренности основывалась на оценке достижений подростка.
6. С развитием рыночных отношений и ориентацией на неограниченные возможности человека такие станы, как Казахстан и Россия перешли на интенсивные системы диагностики и развития одаренности подростков. Особенностью такой системы является, во-первых, диагностика не достижений, а потенциала. Во-вторых, интенсивная система предполагает учет мотивационной сферы и творческих возможностей подростка.
7. Принципы интенсивной системы заложены как в ряде нормативно-правовых актов России и Казахстана (Закон «Об образовании»), так и в программных документах (Программы «Одаренные дети» и «Развитие образования», Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Национальная стратегия действия в интересах детей и т.д.).
8. В обеих странах система диагностики, развития и поддержки художественно - эстетически одаренных подростков строится на схожих основаниях: государственная помощь, частные инвестиции и содействие общественных организаций. В систему работы с художественно¬эстетически одаренными подростками как в России, так и в Казахстане вовлечены: средние образовательные школы, специализированные школы (школы искусств, музыкальные школы), учреждения дополнительного образования (Дворцы молодежи, Дворцы школьников и т.д.).
9. В процессе исследования работы с художественно - эстетически одаренными подростками были выявлены некоторые слабые места в организации такой работы, а именно:
- художественно - эстетически одаренные подростки не выделяется в особую категорию, работа по их поддержке осуществляется наравне с другими видами одаренности;
- большая часть программ направлена на работу с интеллектуальной одаренностью подростков, при этом художественно - эстетической уделяется неоправданно малое внимание;
- в Казахстане отсутствуют системные документы по работе с одаренными подростками в учреждениях общего среднего образования. Положительным в опыте Казахстана является наличие специализированной государственной организации, координирующей работу всех государственных органов, частных компаний и общественных фондов с одаренными подростками (Центр «Дарын»);
- В Российской Федерации при наличии системных документов по работе с одаренными подростками отсутствует единый государственный орган, координирующий работу всех учреждений на федеральном уровне.
9. Развитие комплексной системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи предполагает более широкое привлечение потенциала учреждений общего и дополнительного образования с использованием возможностей образовательно-научных и инновационных структур вузов и ссузов, производственных структур и общественных организаций.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992
№3266-1. М.: Юрист, 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 08.07.2018).
2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов / Утв.Указом Президента РФ от 3 апреля 2012 г. № р-827. М.: Брист, 2013. - 25 с.
3. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной
системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы / Утв. зам. Предс.Прав-ва РФ О.Голодец 27 мая 2015 г. № 3274п-П8. М.: Юрист,
2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71372446/ (дата обращения: 08.07.2018).
4. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 гг. М.: Юрист, 2014. - 10 с.
5. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы (утв. Правительством РФ 27.05.2015 N 3274п-П8). М.: Юрист, 2017. - 11 с.
6. Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации. М.: Юрист, 2015. - 11 с.
7. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития». М.: Юрист, 2015. - 11 с.
8. Постановление Правительства Российский Федерации О внесении изменений в Правила предоставления Образовательному Фонду «Талант и успех» субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на выявление и поддержку детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, оказание содействия в получении такими лицами образования, в том числе в области искусств, естественнонаучного образования, а также образования в области физической культуры и спорта, включая организацию и осуществление спортивной подготовки. М.: Юрист, 2017. - 5 с.
9. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2010-2015 годы. Подпрограмма «Одаренные дети». М.: Юрист, 2010. - 22 с.
10. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/70265348/ (дата обращения: 08.07.2018).
11. Антонова Е. Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - №2. - С. 13-17.
12. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд. ЛГУ, 1968. - 170 с.
13. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Понятие, виды, проблемы (Выпуск 1). МИОО, 2005. - 176 с.
14. Блинова В. Л., Блинова Л. Ф. Детская одаренность: теория и практика. Казань: ТГГПУ, 2010. - 56 с.
15. Брославская Т. Л. Создание условий для формирования и развития предметной одаренности // Одаренный ребенок. - 2014. - № 6. - С.105-111.
16. Буркина Л. С. Социальная девиантность как культур- антропологический феномен / Л.С. Буркина, Р.А. Петренко, Е.А. Петренко, И. К. Жолобова. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ АПСН, 2013. - 160 с.
...