Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования в ДОО 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного
возраста 5
1.2 Эстетическое воспитание: понятие, цель, задачи, результат,
компоненты 15
1.3 Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического
воспитания младших дошкольников в ДОО 24
Глава 2. Опытно поисковая работа по эстетическому воспитанию младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования на примере МБДОУ №42 г. Сухой Лог 32
2.1 Анализ деятельности детского сада по эстетическому
воспитанию младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования 32
2.2 Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию младших дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования «Цветные ладошки» 41
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения 62
Актуальность темы исследования. Эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.
Педагоги, применяя в непосредственной образовательной деятельности рисование, с использованием нетрадиционных техник, отмечают, что эта деятельность для детей является увлекательной и завораживающей. Она удивляет и восхищает детей. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку, в частности - ребенку младшего дошкольного возраста, создавать новые образы. Рисунки детей привлекают внимание, в первую очередь, своей необычностью, т.к. ребенок может использовать разный материал, овладевает новой для него техникой нанесения изображения и приемами.
Необходимо отметить, что нетрадиционные техники рисования мало используются педагогами в дошкольной образовательной организации в непосредственно образовательной деятельности детей. К сожалению, мало учитываются в эстетическом воспитании дошкольников потенциал и образовательные возможности нетрадиционных техник рисования. Дети младшего дошкольного возраста не знакомы с такими нетрадиционными техниками рисования как: кляксография, монотипия и др.
Возникает противоречие между необходимостью в эстетическом воспитании младших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования и недостаточностью методических пособий для специалистов ДОО по данному вопросу. Проблема исследования: какие нетрадиционные техники рисования можно применять в эстетическом воспитания младших дошкольников в ДОО?
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших дошкольников в детском саду.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования в эстетическом воспитании младших дошкольников в детском саду.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования в ДОО.
Гипотеза исследования: вероятно, эстетическое воспитание младших дошкольников в ДОО посредством нетрадиционных техник рисования должно строиться с учетом комплекса мероприятий «Цветные ладошки».
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть понятие «эстетическое воспитание», его цель, задачи, результат, компоненты.
3. Охарактеризовать нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания младших дошкольников в ДОО.
4. Проанализировать деятельность детского сада по эстетическому воспитанию младших дошкольников.
5. Провести первичную диагностику эстетической воспитанности младших дошкольников.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; эмпирические: наблюдение, сравнение.
База исследования: МБДОУ №42 г. Сухой Лог.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Изучив психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что младший дошкольный возраст (3-4 года) характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Также, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Младшие дошкольники могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
Было рассмотрено понятие «Эстетическое воспитание», его цель, задачи, результат, компоненты.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты.
Главная цель эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Задачами эстетического воспитания являются:
1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.
3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
5. Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности.
6. Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов.
7. Эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности.
8. Воспитание творческих потребностей и способностей.
Также, мы охарактеризовали нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания младших дошкольников в ДОО и проанализировали деятельность МБДОУ №42 по эстетическому воспитанию младших дошкольников.
Анализ деятельности МБДОУ №42 позволил сделать вывод, что в данном детском саду проводится многосторонняя целенаправленная деятельность по эстетическому воспитанию детей, в частности младших дошкольников. Но, к сожалению, в детском саду недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для эстетического воспитания дошкольников. Нетрадиционные техники рисования практически не востребованы в образовательном процессе данного детского сада.
Мы провели первичную диагностику эстетической воспитанности младших дошкольников. Полученные результаты диагностики позволяют сделать вывод, что дети, принимавшие участие в опытно-поисковой работе в основном имеют средний и низкий уровень эстетической воспитанности, и эти данные являются основой для определения продуктивности процесса по формированию эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста и уточнения дальнейшей программы эстетического воспитания.
Получив такой невысокий результат уровня качества эстетической воспитанности младших дошкольников средствами искусства и нетрадиционных техник рисования, был разработан комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию младших дошкольников, посредством нетрадиционных техник рисования.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем подтвердить гипотезу о том, что эстетическое воспитание младших дошкольников в ДОО посредством нетрадиционных техник рисования должно строиться с учетом комплекса мероприятий «Цветные ладошки».
Цель, которая была сформулирована в начале исследовательской работы, достигнута, задачи решены.
1. Бабаева Т.И., А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. 321 с.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Воронежский гос.ун-т, 2008. 272 с.
3. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
4. Боровик О.В. Развитие воображения: метод. рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ Рон», 2012. 112 с.
5. Брыкина Е.К. Зайцева В.В. Методика развития детского изобразительного творчества: учеб.-метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2012. 496 с.
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос, 2007. 160 с.
7. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика- Синтез, 2013. 336 с.
8. Ветлугина Н.А., Канеман Л.В. Теория и методика музыкального
воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. 222 с.
9. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 2014. 358 с.
10. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. М.: ТЦ Сфера, 2011. 128 с.
11. Власенко О.П. Комплексные занятия в первой младшей группе. Волгоград: Учитель, 2012. 262 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2012. 389 с.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: Просвещение, 1991. 328 с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М.: Просвещение,
1996. 332 с.
15. Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: как быть ребёнком М.: Просвещение,
2009. 374 с.
16. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.
М.: Просвещение, 2000. 344 с.
17. Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. М.: Издательство «Скрипторий», 2003. 2008. 72 с.
18. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2013. № 1. 51 с.
19. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985. 120 с.
20. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2012. 311 с.
21. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование. М.: Просвещение, 2008. 264 с.
22. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие
дошкольников. М., Просвещение, 2012. 311 с.
23. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. СПб.: Издательство: Аркти; Питер, 2008. 74 с.
24. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
25. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 80 с.
26. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. О психологии детей. Ростов_н/Д: Дизайн,
2012. 187 с.
27. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Просвещение, 2005. 240 с.
28. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 2010. 115 с.
29. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Просвещение, 2000. 128 с.
30. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников М.: Просвещение, 2014. 142 с.
31. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 2012. 428 с.
32. Лихачев Д.С. Теория эстетического воспитания школьников. М.: ВЛАДОС, 2010. 647 с.
33. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: метод. пос. для специалистов ДОУ. М.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2012. 143 с.
34. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА; Творческий центр «Сфера»,
2010. 144 с.
35. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М.: Просвещение, 2014. 112 с.
36. Неменский Б.М. О проблемах эстетического воспитания. М.:
Просвещение, 2005. 67 с.
37. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение,
2003. 688с.
38. Немов Р.С. Психология. М..: ВЛАДОС, 2004. Кн. 1: Общие основы психологии. 930 с.
39. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Волгоград: KADO, 2010. 272 с.
40. Павлова О.В. Художественное творчество: комплексные занятия. Первая
младшая группа. Волгоград: Учитель, 2013. 142 с.
41. Палагина Н.Н. Воображение ребенка у самого истока М.: Просвещение,
1997. 136 с.
42. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества М.: Просвещение, 2014. 350 с.
43. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Академия, 2011. 264 с.
44. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1997. 268 с.
45. Робзева Т.Г. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». Первая младшая группа. Волгоград: Учитель, 2011. 107 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 750 с.
47. Скоролупова О., Федина Н.О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. №5. 2010. 40 с.
48. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д: Дизайн, 1996. 575 с.
49. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: 3-х т. М.:
Педагогика, 1980. Т. 2. 388 с.
50. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребёнка. М.: Просвещение, 2002. 208 с.
51. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.:
Просвещение, 2003. 170 с.
52. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника: хрестоматия. М.: Просвещение, 1997. 408 с.
53. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. 3-е изд.,
испр. М.: Просвещение, 1981. 573 с.
54. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем: учеб. пособие. М.: Просвещение. 2010. 361 с.
55. Филатов Ф.Ф. Общая психология. Ростов-н/Д: Феникс, 2005. 303 с.
56. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М., Просвещение, 2000. 484 с.
57. Харламов И.Ф. Педагогика : учеб. пособие. 4-е, перераб. и допол. М.: Гардарики, 2007. 519 с.
58. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 128 с.
59. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 2012. 397 с.
60. Шинкарёва Н.А., Григорьева О.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни. М.: Просвещение, 2014. 573 с.
61. Эльконин Д.Б. Детская психология М.: Просвещение, 2007. 384 с.
62. Якобсон П.М. Художественное восприятие дошкольников. М.: Просвещение, 2013. 485 с.
63. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста: метод. пособие для
воспитателей и родителей. М.: Мозаика- Синтез, 2006. 64 с.