Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей по воспитанию детей младшего школьного возраста 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Воспитание: понятие, цель, задачи, функции, виды и
характеристика 13
1.3. Направления, формы, методы, средства взаимодействия
педагогов образовательной организации с семьей по воспитанию детей младшего школьного возраста 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию педагогов образовательной организации с семьей по воспитанию детей младшего школьного возраста на примере МБОУ СОШ №24 ГО Карпинск, п. Сосновка 34
2.1. Анализ деятельности школы по взаимодействию педагогов
образовательной организации с семьей по воспитанию детей младшего школьного возраста 34
2.2. Комплекс мероприятий взаимодействия педагогов
образовательной организации с семьей по воспитанию детей младшего школьного возраста 44
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложения 65
Актуальность исследования. С введением в современное образование новых образовательных стандартов, взаимодействие педагогов образовательных организаций с семьёй рассматривается в качестве приоритетного направления. Взаимодействие педагогов с семьями учащихся, позволит наиболее полно развить и раскрыть индивидуальность учащихся, обеспечит их образовательные достижения. Таким образом, важнейшим требованием общества к воспитанию детей младшего школьного возраста в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи и организация ее взаимодействия со школой.
Семья рассматривается как первичный социальный институт развития и воспитания ребенка. Педагогика исследует воспитательный потенциал семьи, общие основы и специфику семейного воспитания, семью как воспитательный коллектив, пути повышения педагогической культуры родителей [3].
Роль взаимодействия школы и семьи отражена в педагогических трудах И.П. Подласого [38], В.А. Сухомлинского [53].
Практика взаимодействия школы и семьи в последние годы описывается педагогами Л.В. Байбородовой [3], Л.Г. Ершовой [17], Е.В. Намсинк [31].
Исходными нормами для обеспечения взаимодействия семьи и школы служат положения ст. 63 Семейного кодекса РФ [44], ст. 52 ФЗ РФ «Об образовании в РФ» [33].
Актуальность взаимодействия семьи и школы в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [14].
Вступивший в силу Профессиональный стандарт педагога, определяет ключевые вопросы в воспитания ребенка, уделяется важное место умению педагога поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся и привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка [34].
Особую актуальность вопросы воспитания приобретают в младшем школьном возрасте, так как именно этот период считается началом становления личности, формированием его духовности, внутреннего мира, обучения нормам общественной жизни.
Результат воспитания станет успешным тогда, когда в основе союза педагогов и родителей сложатся единые взгляды на образовательный процесс, единство стремлений, будут определены общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов[32].
В настоящее время, существует множество противоречий, в некоторых случаях, воспитательные возможности школы полностью отбрасываются в сторону и подчеркивается, что она должна работать в основном как образовательное учреждение. Существует и иное убеждение - общение родителей с педагогами помогает ближе узнать детей, глубже подойти к их психологическим особенностям.
Противоречие: между необходимостью взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей по вопросам воспитания детей младшего школьного возраста и недостаточностью методических пособий и рекомендаций по данному вопросу для педагогов образовательной организации.
Проблема исследования: какие направления, формы, методы и средства должны входить в содержание взаимодействия педагогов образовательной организации и родителей в воспитании младших школьников?
Вышесказанное определило выбор темы исследования «Взаимодействие педагогов образовательной организации с семьёй по воспитанию детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей.
Предмет исследования: содержание взаимодействия педагогов образовательной организации и родителей в воспитании младших школьников.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию детей младшего школьного возраста в образовательной организации.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс взаимодействия образовательной организации и семьи по воспитанию младших школьников будет успешным при создании комплекса мероприятий с учетом выделенных направлений (работа с педагогами; работа с родителями; совместная работа педагогов, родителей и детей); форм (коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных); методов (метод групповой дискуссии, метод игры, метод совместных действий, метод конструктивного спора) и средств (материальные; идеальные; технические).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать понятие «воспитание»: его цель, задачи, функции.
3. Изучить направления, формы, методы, средства взаимодействия педагогов образовательной организации с семьёй по воспитанию детей младшего школьного возраста по воспитанию детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать деятельность школы по взаимодействию педагогов с семьей по воспитанию детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез;
• эмпирические - беседа, анкетирование, анализ документов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 ГО Карпинск, п. Сосновка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Период младшего школьного возраста, считается началом становления личности, формированием его духовности, внутреннего мира, обучения нормам общественной жизни. Таким образом, воспитание имеет большое значения для обучающихся данного периода детства.
Взаимодействие педагогов образовательной организации с семьёй по воспитанию детей младшего школьного возраста, позволит наиболее полно развить и раскрыть индивидуальность обучающихся, обеспечит их образовательные достижения.
Важнейшим требованием общества к воспитанию детей младшего школьного возраста в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи и организация ее взаимодействия со школой.
Период младшего школьного возраста знаменуется с началом школьного обучения, его границы с 6-7 до 10-11 лет.
Начало данного возрастного периода знаменуется с возрастным кризисом, ему способствует изменение образа, стиля жизни, интересов ребенка.
Социальная ситуация развития характерна тем, что для ребёнка младшего школьного возраста остается важная потребность в общении со сверстниками. Теперь ведущий вид деятельности - учебная деятельность.
Особенностью детей младшего школьного возраста является, стремление сотрудничать со взрослыми, подражать им, это еще раз подтверждает значимость взаимодействия.
В результате активного развития личности младших школьников в рамках ведущей учебной деятельности возникают (формируются) следующие основные, личностно актуальные психические новообразования. Это: произвольность психических познавательных процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
Центральными психическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: активное развитие воображения, словесно логическое мышление, произвольное внимание, произвольная смысловая память, письменная речь, качественное развитие самооценки.
Понятие «воспитание» является одним из ведущих в педагогике. Этим термином обозначают разные понятия: процесс, воздействие, передача и т.д. Но наибольшее распространение в педагогической литературе получило определение понятия воспитания как некоего целенаправленного процесса. Таким образом, воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, основанный на взаимодействии педагога и обучающихся.
Цель воспитания формируется из доминирующего заказа общества. Современные формулировки цели и задач отражены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Цель воспитания - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Таким образом, выделяют следующие функции воспитания: культурологическая, гуманистическая, духовное воспроизводство, профессионально-экономическая.
Классическая классификация видов воспитания предполагает: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. Развитие общества выдвинули в качестве отдельных видов патриотическое, экономическое, экологическое, правовое воспитание школьников. Нами была рассмотрена характеристика данных видов воспитания.
Воспитание делят по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками: авторитарный стиль, демократический стиль, либеральный стиль, попустительский стиль.
В разные культурно-исторические периоды взаимодействие семьи и школы имеет свои особенности.
Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Планируя работу с семьями учащихся педагогу необходимо изучить особенности семьи: её состав, качества семейной жизни.
Работа педагогов образовательной организации по взаимодействию с семьями учащихся строится по трём направлениям: работа с педагогами; работа с родителями; совместная работа педагогов, родителей и детей.
Формы взаимодействия педагогов образовательной организации с семьями учащихся, определяются с учётом потребностей и запросов родителей. Формы взаимодействия педагогов с семьями учащихся подразделяются на: коллективные(родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары, совместные мероприятия), групповые (консультации, творческие мастерские, родительские клубы, индивидуальные (беседы, консультации, посещение семьи), наглядно-информационные (стенды, буклеты, выставки, памятки). Так же, формы взаимодействия подразделяют на традиционные и нетрадиционные.
Существуют следующие методы взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей по воспитанию детей младшего школьного возраста: метод групповой дискуссии, метод игры, метод совместных действий, метод конструктивного спора.
Продуктивность взаимодействия зависит от средств, с помощью которых педагог строит свою работу с семьями: материальные (учебные пособия, макеты, плакаты); идеальные (диаграммы, речь, письмо), технические средства (видео и аудио записи, компьютеры, планшеты, интерактивные доски).
При анализе деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №24 ГО Карпинск, п. Сосновка было выявлено, что работа по взаимодействию ведётся как на уровне школы (Совет школы), так и внутри класса (родительские комитеты). Родители входят в их состав для содействия организационной, контрольной, консультативной и иной помощи.
Осуществляется взаимодействие с помощью автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование», где родители могут контролировать посещение и успеваемость детей. Так же, есть возможность обмениваться сообщениями.
В «Программе воспитательной деятельности МБОУ СОШ № 24 п. Сосновка на 2018 - 2019 учебный год» особое внимание уделяется семьями первоклассников, так как детям младшего школьного возраста необходима поддержка в период смены их образа жизни, их деятельности (Родительское собрание «В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?»; Педагогический всеобуч для родителей первоклассников; индивидуальная работа с родителями).
«План воспитательной работы школы на 2018 - 2019 учебный год» содержит воспитательные мероприятия, активными участниками которых являются семьи учащихся (военизированная игра «Зарница», интеллектуальная игра «Самый умный», соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», социально-педагогический проект «Будь здоров!», родительское собрание «Праздник бабушек и мам!» и др.).
Несмотря на то, что работа в МБОУ СОШ №24 по взаимодействию педагогов школы с семьями учащихся ведется на протяжении всего учебного года, результаты анкетирования родителей и педагогов позволили выделить основные проблемы:
1. Трудности в выборе индивидуального подхода к родителям.
2. Низкая информированность родителей о формах взаимодействия.
3. Необходимость педагогического просвещения родителей по воспитанию детей младшего школьного возраста.
4. Включение нетрадиционных форм взаимодействия педагогов образовательной организации с семьёй.
Для решения существующих проблем, нами был разработан комплекс мероприятий, реализующийся по следующим направлениям: работа с педагогами, работа с родителями, совместная работа педагогов, родителей и детей.
Комплекс мероприятий включил в себя, как традиционные формы взаимодействия (праздник, игры, конкурсы), так и нетрадиционные формы (семинар, круглый стол, мастерская, семейный клуб).
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие 2-е изд., перераб. СПб.: В.А. Михайлова, 1998. 379 с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер с англ, А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 448 с.
3. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: учебно-методическое пособие. Ярославль.: Академия Холдинг, 2003. 224 с.
4. Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 9 т. М.: Худож. лит., 1979. 654 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.
6. Биктуганов Ю.И. Взаимодействие педагога с семьей и общественностью: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т,
2016. 148 с.
7. Блонский П. П. Избранные психологические и педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1979. 304 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968., 11 с.
9. Бурмистрова Е.В., Донцов Д.А., и др. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст // Вестник практической психологии образования. 2015. №1. С. 3-14.
10. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. История педагогики: учебное пособие. СПб.: Наукоемкие технологии, 2017. 373 с.
11. Виненко В.Г. Общие основы педагогики: учеб. пособие. М.: ИТК «Дашков и К°», 2008. 300 с.
12. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2013. 511 с.
13. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
14. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с.
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Под ред. В.Е. Клочко. М.: Владос-пресс, 2003. 264 с.
16. Долганова О., Петрова О, Шарохина Е., Педагогика. Конспект лекций. М.: Эксмо. 192 с.
17. Ершова Л.Г. Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка // Образование в современной школе. 2011. №10. С.42-48.
18. Ефремова О.И. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Берлин: Директ-Медиа,
2017. 171 с.
19. Играем, празднуем, соревнуемся: сценарии совместных мероприятий с родителями /авт.-сост. Т.В. Толстых и др. Волгоград: Учитель, 2009. 312 с.
20. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология // Электронный учебник. 2013. URL: www.ural-education.ru(дата обращения: 01.08.2018).
21. Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. Воронеж.: 1999. 57 с.
22. Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой. М.: Прометей, 2013. 210 с.
23. Коменский Я. А. Избр. пед. сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. 652 с.
24. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. 2011. №1. С. 209-212.
25. Макаренко А.С. Педагогические еочинения: в 8-ми т. Т.4.1988
26. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 480 с.
27. Мандель Б.Р. Психология развития. М.: Берлин: Директ-Медиа,
2015. 743 с.
28. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. 269с.
29. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.
30. Мудрик А.Б. Социальная педагогика. M.: Академия, 2009. 224 c.
31. Намсинк Е.В. Педагогическое взаимодействие с семьёй в период адаптации ребёнка к школе // Начальная школа плюс До и После. 2013. №4. С. 20-23.
32. Недвецкая М.Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи: монография. М.: АПКи ППРО, 2007.
33. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
34. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
35. Официальный сайт МБОУ СОШ №24 г.Карпинска, п.Сосновка // Сведения об образовательной организации // Документы URL: школа24сосновка.рф (дата обращения: 28.01.2019).
36. Педагогика. В 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / под. Ред. М.И. Рожкова. М.: Юрайт, 2018. 252 с.
37. Петрова Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 335с.
38. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. 365 с.
39. Попова М.Н. Исторические основы взаимодействия семьи и школы // Педагогическое образование в России. 2017. №1 С. 124-128
40. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
41. Психолого-педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса: учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт,
2018. 422 с.
42. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Т.2. М.:
Больш.рос.энцикл., 1999. С. 128
43. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия, 2000. 336 с.
44. Семейный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2017 г. М.: Эксмо, 2017. 64 с.
45. Симонова Л.М., Пустовойт Ю.В. Основные понятия вПсистеме духовно-нравственного воспитания // Успехи современного естествознания. 2012. №4. С. 60-62.
46. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с
47. Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2011.144 с
48. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 512 с.
49. Социология воспитания / Л.Л. Рыбцова, А.В. Меренков, Т.И. Гречухина, А.В. Усачева., И.Ю. Вороткова. Екатеринбург: Урал. федер. ун-т, 2013. 176 с.
50. Справочник учителя начальных классов / авт.-сост. Е.М. Елизарова, Ю.А. Киселёва. Волгоград: Учитель, 2011. 367 с.
51. Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. СПб.: Типография Училища глухонемых, 1892. 568 с.
52. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
53. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: 1980. 170 с.
54. Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. Челяб. гос. ун-т, 2009. 277 с.
55. Чердынцева Е.В. Технологии формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2013. №4 С. 24-26
56. Черникова Е.В. Теория и методика воспитания: учебно-методическое пособие. Тирасполь.: 2011. 435 с.
57. Щанкин А.А. Особенности высшей нервной деятельности и психическое здоровье детей: учебное пособие / А.А. Щанкин. М.: Берлин: Директ- Медиа, 2015. 95 с.
58. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005. 366 с.
59. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2015 672 с.
60. Юревич С.Н. Теоретические и методические основы взаимодействия с родителями: учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 181 с.