Профилактика правового нигилизма у подростков в школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового нигилизма у старших подростков как социальное явление 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших
подростков 6
1.2. Правовой нигилизм: понятие, виды, проявления и причины 15
1.3. Формы и методы профилактики правового нигилизма у старших
подростков в школе 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по профилактике правового нигилизма у старших подростков на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа 29
2.1. Анализ работы школы по профилактике правового нигилизма у
старших подростков 29
2.2. Программа по профилактике правового нигилизма у старших
подростков в школе 46
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложения 65
Глава 1. Теоретические основы правового нигилизма у старших подростков как социальное явление 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших
подростков 6
1.2. Правовой нигилизм: понятие, виды, проявления и причины 15
1.3. Формы и методы профилактики правового нигилизма у старших
подростков в школе 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по профилактике правового нигилизма у старших подростков на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа 29
2.1. Анализ работы школы по профилактике правового нигилизма у
старших подростков 29
2.2. Программа по профилактике правового нигилизма у старших
подростков в школе 46
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложения 65
Актуальность темы исследования. Переход российского общества к рыночным отношениям повлек изменения во всех сферах жизни - экономической, политической, социальной, духовной. Неизбежно выявился ряд острых социальных проблем, одна из которых - правовой нигилизм молодого поколения. Проблема правового нигилизма у подростков в России приобрела в последние годы общегосударственное значение. Это обусловлено тем, что в современном российском обществе находят широкое отражение такие крайне негативные формы правового нигилизма как подростковый экстремизм, преступность в подростковой и молодежной среде. Данные отрицательные девиации наносят огромный вред, как самому государству, так и обществу, задерживая их развитие.
Среди российских ученых, которые в последние годы активно участвуют в проблеме правового нигилизма, можно назвать Н.В. Варламову [9], Н.Л. Гранат [14], В.Ю. Деминову [20], И.И. Карпец [28], Н.И. Матузова [37] и др. Различные авторы интерпретируют это понятие по-своему.
И.И. Карпец и А.Р. Ратинов определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности [28].
Н.Л. Гранат определяет правовой нигилизм как направление общественно-политической мысли, отвергая, социальную и личную ценность закона и рассматривает его как наименьший идеальный способ регулирования социальных отношений [14].
По мнению Н.В. Варламовой, автора публикации «Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России», правовой нигилизм определяется как не только направление общественно-политической мысли, которое отвергает социальную ценность закона и считает его наименьшим полным способом регулирования общественных отношений, но также свойство, состояние общественного сознания [9].
Противоречие исследования: между необходимостью преодоления правового нигилизма у старших подростков в школе и недостаточностью методических пособий по данному вопросу для специалистов школы.
Проблема исследования: как проводить профилактику правового нигилизма у старших подростков в школе?
Тема исследования: «Профилактика правового нигилизма у подростков в школе»
Объект исследования: правовой нигилизм у старших подростков как социальное явление.
Предмет исследования: процесс профилактики правового нигилизма у старших подростков в школе.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать программу по профилактике правового нигилизма у старших подростков в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, профилактика правового нигилизма у старших подростков в школе будет результативна, если:
1) на основании анализа и диагностики будут определены проблемы правового нигилизма старших подростков в школе и будет разработана программа, направленная на решение выявленных проблем.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
2. Проанализировать понятие «правовой нигилизм», обозначить его виды, проявления и причины.
3. Определить формы и методы профилактики правового нигилизма у старших подростков в школе.
4. Проанализировать опыт работы школы по преодолению правового нигилизма у старших подростков.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
• эмпирические: анкетирование, опрос, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Среди российских ученых, которые в последние годы активно участвуют в проблеме правового нигилизма, можно назвать Н.В. Варламову [9], Н.Л. Гранат [14], В.Ю. Деминову [20], И.И. Карпец [28], Н.И. Матузова [37] и др. Различные авторы интерпретируют это понятие по-своему.
И.И. Карпец и А.Р. Ратинов определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности [28].
Н.Л. Гранат определяет правовой нигилизм как направление общественно-политической мысли, отвергая, социальную и личную ценность закона и рассматривает его как наименьший идеальный способ регулирования социальных отношений [14].
По мнению Н.В. Варламовой, автора публикации «Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России», правовой нигилизм определяется как не только направление общественно-политической мысли, которое отвергает социальную ценность закона и считает его наименьшим полным способом регулирования общественных отношений, но также свойство, состояние общественного сознания [9].
Противоречие исследования: между необходимостью преодоления правового нигилизма у старших подростков в школе и недостаточностью методических пособий по данному вопросу для специалистов школы.
Проблема исследования: как проводить профилактику правового нигилизма у старших подростков в школе?
Тема исследования: «Профилактика правового нигилизма у подростков в школе»
Объект исследования: правовой нигилизм у старших подростков как социальное явление.
Предмет исследования: процесс профилактики правового нигилизма у старших подростков в школе.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать программу по профилактике правового нигилизма у старших подростков в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, профилактика правового нигилизма у старших подростков в школе будет результативна, если:
1) на основании анализа и диагностики будут определены проблемы правового нигилизма старших подростков в школе и будет разработана программа, направленная на решение выявленных проблем.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
2. Проанализировать понятие «правовой нигилизм», обозначить его виды, проявления и причины.
3. Определить формы и методы профилактики правового нигилизма у старших подростков в школе.
4. Проанализировать опыт работы школы по преодолению правового нигилизма у старших подростков.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
• эмпирические: анкетирование, опрос, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Старший подростковый возраст - от 14 до 16 лет, период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте имеется стремление к взрослости и самостоятельности; усиление авторитета группы сверстников; в процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния; начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками; основным новообразованием считается жизненное и профессиональное самоопределение; происходит формирование «Я-концепции»; процесс формирования «образа-Я» сопровождается сильным аффективным переживанием; повышается тревожность в сфере общения со взрослыми; типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость; повышенный интерес к своей внешности
Главное новообразование старшего подросткового возраста - открытие «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности.
Все это зависит от важных процессов переходного возраста: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется; типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
В данном возрасте имеются определенные проблемы, которые могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.
Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.
Виды правового нигилизма в зависимости от сферы его проявления: политический, религиозный, нравственный, социальный, психо-эмоциональный нигилизм.
Формы правого нигилизма: умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; издание противоречивых правовых актов; подмена законности целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур; нарушение прав человека; теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).
Причины правового нигилизма: административно-командные методы; расхождение между декларативными положениями законов и действительностью; кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования; деформация правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.
Профилактика правового нигилизма - это комплекс мер, направленных на формирование уважительного отношения к действующей правовой системе, нормам права, повышение правовых знаний через правовое просвещение старших подростков, родителей, педагогов школы.
Профилактика правового нигилизма должна быть ориентирована на то, чтобы правовая информация, полученная в процессе обучения и воспитания, служила созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно.
Формы профилактики правового нигилизма у старших подростков: творческие формы, проектная, дискуссия, игровые, наглядные, массовые мероприятия, использование материалов средств массовой информации, электронная. Формы работы со старшими подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.
Важное значение в профилактике правового нигилизма старших подростков имеет применение различных методов: классные часы; уроки обществознания, факультативы; лекции и беседы; рефераты по правовой тематике; сочинения, эссе; экскурсии; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч; вечера вопросов и ответов; обсуждение книг и статей; оформление правового уголка, стендов; издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике; совет профилактики; встречи с работниками прокуратуры, МВД, судьями, инспекторами по делам несовершеннолетних; дни профилактики, правовой помощи; индивидуальная работа.
Опытно-поисковая работа по профилактике правового нигилизма у старших подростков проходила на базе МБОУ «СОШ №1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа.
В течение учебного года в школе ведется работа по профилактике правового нигилизма. Реализация плана осуществляется через совместную работу администрации школы, учителей, педагога психолога, социального педагога.
С целью профилактики правового нигилизма с учащимися, инспектором ПДН и социальным педагогом на протяжении 2-й учебной четверти, были проведены профилактические беседы по темам: «Поступок. Проступок. Правонарушения»; «Ответственность несовершеннолетних за совершенные преступления»; «Административная и уголовная ответственность»; «Я и закон».
Для проведения первичной диагностики правового нигилизма старших подростков, было проведено исследование. Для диагностики были использованы следующие методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.К. Орел); анкетирование обучающихся старшего подросткового возраста и педагогов школы на выявление уровня правовых знаний по блокам; исследование типов правосознания у старших подростков 10-А класса, посредством методики «Отношение к праву» Д.С. Безносова.
Проведя, анкетирование по методикам стало ясно, что имеются старшие подростки, которые имеют склонность, к отклоняющемуся поведению и неготовые соблюдать закон, испытывают недостаток информации о нормативно-правовом обеспечении учебного процесса, испытывают потребность в правовых знаниях. Педагоги продемонстрировали потребность в формировании правовой компетенции, а также затрудняются определить права и обязанности учащихся.
Для предотвращения развития правового нигилизма у старших подростков, нами была разработана программа по профилактике правового нигилизма у старших подростков. Цель программы: совершенствование работы по профилактике правового нигилизма среди старших подростков. Деятельность по правовому просвещению является комплексной, она затрагивает всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, обучающихся старшего подросткового возраста. В ней предложены основные методы и формы правового просвещения.
Разработанная нами программа была частично апробирована в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа. В апробации участвовали обучающиеся старшего подросткового возраста, педагогический коллектив. Мероприятия были проведены в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей подростков.
Реализация поставленных задач способствовала достижению следующих результатов: два старших подростков были сняты с внутри школьного учета; повысился уровень правовых знаний среди педагогов в школе; понизилось количество старших подростков, являющихся правовыми нигилистами.
Данные результаты показывают, что разработанная программа по профилактике правового нигилизма старших подростков актуальна и ряд проведенных мероприятий способствует достижению результатов.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Главное новообразование старшего подросткового возраста - открытие «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности.
Все это зависит от важных процессов переходного возраста: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется; типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
В данном возрасте имеются определенные проблемы, которые могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.
Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.
Виды правового нигилизма в зависимости от сферы его проявления: политический, религиозный, нравственный, социальный, психо-эмоциональный нигилизм.
Формы правого нигилизма: умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; издание противоречивых правовых актов; подмена законности целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур; нарушение прав человека; теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).
Причины правового нигилизма: административно-командные методы; расхождение между декларативными положениями законов и действительностью; кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования; деформация правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.
Профилактика правового нигилизма - это комплекс мер, направленных на формирование уважительного отношения к действующей правовой системе, нормам права, повышение правовых знаний через правовое просвещение старших подростков, родителей, педагогов школы.
Профилактика правового нигилизма должна быть ориентирована на то, чтобы правовая информация, полученная в процессе обучения и воспитания, служила созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно.
Формы профилактики правового нигилизма у старших подростков: творческие формы, проектная, дискуссия, игровые, наглядные, массовые мероприятия, использование материалов средств массовой информации, электронная. Формы работы со старшими подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.
Важное значение в профилактике правового нигилизма старших подростков имеет применение различных методов: классные часы; уроки обществознания, факультативы; лекции и беседы; рефераты по правовой тематике; сочинения, эссе; экскурсии; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч; вечера вопросов и ответов; обсуждение книг и статей; оформление правового уголка, стендов; издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике; совет профилактики; встречи с работниками прокуратуры, МВД, судьями, инспекторами по делам несовершеннолетних; дни профилактики, правовой помощи; индивидуальная работа.
Опытно-поисковая работа по профилактике правового нигилизма у старших подростков проходила на базе МБОУ «СОШ №1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа.
В течение учебного года в школе ведется работа по профилактике правового нигилизма. Реализация плана осуществляется через совместную работу администрации школы, учителей, педагога психолога, социального педагога.
С целью профилактики правового нигилизма с учащимися, инспектором ПДН и социальным педагогом на протяжении 2-й учебной четверти, были проведены профилактические беседы по темам: «Поступок. Проступок. Правонарушения»; «Ответственность несовершеннолетних за совершенные преступления»; «Административная и уголовная ответственность»; «Я и закон».
Для проведения первичной диагностики правового нигилизма старших подростков, было проведено исследование. Для диагностики были использованы следующие методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.К. Орел); анкетирование обучающихся старшего подросткового возраста и педагогов школы на выявление уровня правовых знаний по блокам; исследование типов правосознания у старших подростков 10-А класса, посредством методики «Отношение к праву» Д.С. Безносова.
Проведя, анкетирование по методикам стало ясно, что имеются старшие подростки, которые имеют склонность, к отклоняющемуся поведению и неготовые соблюдать закон, испытывают недостаток информации о нормативно-правовом обеспечении учебного процесса, испытывают потребность в правовых знаниях. Педагоги продемонстрировали потребность в формировании правовой компетенции, а также затрудняются определить права и обязанности учащихся.
Для предотвращения развития правового нигилизма у старших подростков, нами была разработана программа по профилактике правового нигилизма у старших подростков. Цель программы: совершенствование работы по профилактике правового нигилизма среди старших подростков. Деятельность по правовому просвещению является комплексной, она затрагивает всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, обучающихся старшего подросткового возраста. В ней предложены основные методы и формы правового просвещения.
Разработанная нами программа была частично апробирована в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа. В апробации участвовали обучающиеся старшего подросткового возраста, педагогический коллектив. Мероприятия были проведены в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей подростков.
Реализация поставленных задач способствовала достижению следующих результатов: два старших подростков были сняты с внутри школьного учета; повысился уровень правовых знаний среди педагогов в школе; понизилось количество старших подростков, являющихся правовыми нигилистами.
Данные результаты показывают, что разработанная программа по профилактике правового нигилизма старших подростков актуальна и ряд проведенных мероприятий способствует достижению результатов.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Правовое воспитание младших подростков в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Личностные ценности современных подростков в контексте
профильного обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МОЛОДЕЖНОМ ЦЕНТРЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Формирование правовых компетенций персонала банка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика девиантного поведения подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



