Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового нигилизма у старших подростков как социальное явление 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших
подростков 6
1.2. Правовой нигилизм: понятие, виды, проявления и причины 15
1.3. Формы и методы профилактики правового нигилизма у старших
подростков в школе 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по профилактике правового нигилизма у старших подростков на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа 29
2.1. Анализ работы школы по профилактике правового нигилизма у
старших подростков 29
2.2. Программа по профилактике правового нигилизма у старших
подростков в школе 46
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложения 65
Актуальность темы исследования. Переход российского общества к рыночным отношениям повлек изменения во всех сферах жизни - экономической, политической, социальной, духовной. Неизбежно выявился ряд острых социальных проблем, одна из которых - правовой нигилизм молодого поколения. Проблема правового нигилизма у подростков в России приобрела в последние годы общегосударственное значение. Это обусловлено тем, что в современном российском обществе находят широкое отражение такие крайне негативные формы правового нигилизма как подростковый экстремизм, преступность в подростковой и молодежной среде. Данные отрицательные девиации наносят огромный вред, как самому государству, так и обществу, задерживая их развитие.
Среди российских ученых, которые в последние годы активно участвуют в проблеме правового нигилизма, можно назвать Н.В. Варламову [9], Н.Л. Гранат [14], В.Ю. Деминову [20], И.И. Карпец [28], Н.И. Матузова [37] и др. Различные авторы интерпретируют это понятие по-своему.
И.И. Карпец и А.Р. Ратинов определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности [28].
Н.Л. Гранат определяет правовой нигилизм как направление общественно-политической мысли, отвергая, социальную и личную ценность закона и рассматривает его как наименьший идеальный способ регулирования социальных отношений [14].
По мнению Н.В. Варламовой, автора публикации «Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России», правовой нигилизм определяется как не только направление общественно-политической мысли, которое отвергает социальную ценность закона и считает его наименьшим полным способом регулирования общественных отношений, но также свойство, состояние общественного сознания [9].
Противоречие исследования: между необходимостью преодоления правового нигилизма у старших подростков в школе и недостаточностью методических пособий по данному вопросу для специалистов школы.
Проблема исследования: как проводить профилактику правового нигилизма у старших подростков в школе?
Тема исследования: «Профилактика правового нигилизма у подростков в школе»
Объект исследования: правовой нигилизм у старших подростков как социальное явление.
Предмет исследования: процесс профилактики правового нигилизма у старших подростков в школе.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать программу по профилактике правового нигилизма у старших подростков в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, профилактика правового нигилизма у старших подростков в школе будет результативна, если:
1) на основании анализа и диагностики будут определены проблемы правового нигилизма старших подростков в школе и будет разработана программа, направленная на решение выявленных проблем.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
2. Проанализировать понятие «правовой нигилизм», обозначить его виды, проявления и причины.
3. Определить формы и методы профилактики правового нигилизма у старших подростков в школе.
4. Проанализировать опыт работы школы по преодолению правового нигилизма у старших подростков.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
• эмпирические: анкетирование, опрос, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Старший подростковый возраст - от 14 до 16 лет, период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте имеется стремление к взрослости и самостоятельности; усиление авторитета группы сверстников; в процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния; начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками; основным новообразованием считается жизненное и профессиональное самоопределение; происходит формирование «Я-концепции»; процесс формирования «образа-Я» сопровождается сильным аффективным переживанием; повышается тревожность в сфере общения со взрослыми; типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость; повышенный интерес к своей внешности
Главное новообразование старшего подросткового возраста - открытие «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности.
Все это зависит от важных процессов переходного возраста: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется; типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
В данном возрасте имеются определенные проблемы, которые могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.
Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.
Виды правового нигилизма в зависимости от сферы его проявления: политический, религиозный, нравственный, социальный, психо-эмоциональный нигилизм.
Формы правого нигилизма: умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; издание противоречивых правовых актов; подмена законности целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур; нарушение прав человека; теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).
Причины правового нигилизма: административно-командные методы; расхождение между декларативными положениями законов и действительностью; кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования; деформация правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.
Профилактика правового нигилизма - это комплекс мер, направленных на формирование уважительного отношения к действующей правовой системе, нормам права, повышение правовых знаний через правовое просвещение старших подростков, родителей, педагогов школы.
Профилактика правового нигилизма должна быть ориентирована на то, чтобы правовая информация, полученная в процессе обучения и воспитания, служила созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно.
Формы профилактики правового нигилизма у старших подростков: творческие формы, проектная, дискуссия, игровые, наглядные, массовые мероприятия, использование материалов средств массовой информации, электронная. Формы работы со старшими подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.
Важное значение в профилактике правового нигилизма старших подростков имеет применение различных методов: классные часы; уроки обществознания, факультативы; лекции и беседы; рефераты по правовой тематике; сочинения, эссе; экскурсии; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч; вечера вопросов и ответов; обсуждение книг и статей; оформление правового уголка, стендов; издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике; совет профилактики; встречи с работниками прокуратуры, МВД, судьями, инспекторами по делам несовершеннолетних; дни профилактики, правовой помощи; индивидуальная работа.
Опытно-поисковая работа по профилактике правового нигилизма у старших подростков проходила на базе МБОУ «СОШ №1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа.
В течение учебного года в школе ведется работа по профилактике правового нигилизма. Реализация плана осуществляется через совместную работу администрации школы, учителей, педагога психолога, социального педагога.
С целью профилактики правового нигилизма с учащимися, инспектором ПДН и социальным педагогом на протяжении 2-й учебной четверти, были проведены профилактические беседы по темам: «Поступок. Проступок. Правонарушения»; «Ответственность несовершеннолетних за совершенные преступления»; «Административная и уголовная ответственность»; «Я и закон».
Для проведения первичной диагностики правового нигилизма старших подростков, было проведено исследование. Для диагностики были использованы следующие методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.К. Орел); анкетирование обучающихся старшего подросткового возраста и педагогов школы на выявление уровня правовых знаний по блокам; исследование типов правосознания у старших подростков 10-А класса, посредством методики «Отношение к праву» Д.С. Безносова.
Проведя, анкетирование по методикам стало ясно, что имеются старшие подростки, которые имеют склонность, к отклоняющемуся поведению и неготовые соблюдать закон, испытывают недостаток информации о нормативно-правовом обеспечении учебного процесса, испытывают потребность в правовых знаниях. Педагоги продемонстрировали потребность в формировании правовой компетенции, а также затрудняются определить права и обязанности учащихся.
Для предотвращения развития правового нигилизма у старших подростков, нами была разработана программа по профилактике правового нигилизма у старших подростков. Цель программы: совершенствование работы по профилактике правового нигилизма среди старших подростков. Деятельность по правовому просвещению является комплексной, она затрагивает всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, обучающихся старшего подросткового возраста. В ней предложены основные методы и формы правового просвещения.
Разработанная нами программа была частично апробирована в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. Горького» Асбестовского городского округа. В апробации участвовали обучающиеся старшего подросткового возраста, педагогический коллектив. Мероприятия были проведены в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей подростков.
Реализация поставленных задач способствовала достижению следующих результатов: два старших подростков были сняты с внутри школьного учета; повысился уровень правовых знаний среди педагогов в школе; понизилось количество старших подростков, являющихся правовыми нигилистами.
Данные результаты показывают, что разработанная программа по профилактике правового нигилизма старших подростков актуальна и ряд проведенных мероприятий способствует достижению результатов.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Арбузов А.В. Правовой нигилизм: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. 209 с.
2. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 3¬е изд., пер. и доп. Издательство Юрайт, 2016. 715 с.
3. Балута Г. Возможно ли преодоление правового нигилизма // Государственная служба. 2009. № 5. С. 11-13.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
5. Бирюков С.В. Правовой нигилизм и отрицание права // Право и государство. 2009. № 1. С. 33-35.
6. Божович Л.И. Формирование личности: Избранные
психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт.
2001. 352 с.
7. Болотина Т.В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизма общего образования: дис. . канд. пед наук. М., 1997.180 с.
8. Братасюк М. Преодоление правового нигилизма в современной России как проблема сохранения гуманистического смысла права // Правовая наука: прошлое, настоящее, будущее, 2014. С. 64-70.
9. Варламова Н.В. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России // Конституционное право. Восточно-Европейское обозрение. 2000. № 1. С. 90.
10. Волынская О.В. Правовой нигилизм следователя (к вопросу о детерминантах уголовно-процессуальных ошибок и нарушений) // Российский следователь. 2006. № 7. С. 18-22.
11. Гайденко П. Нигилизм // Философская энциклопедия. М., 2014. С. 64.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
13. Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990.№ 9. С. 4-5.
14. ГранатН.Л. Причины правового нигилизма в России // Закон. 2009. № 1. С. 16-24.
15. Гревцов Ю.И. О правовом нигилизме. Издательский Дом СПбГУ, 2010. С. 66-68.
16. Григорович Л.А. Педагогика и психология. М., 2001. 187 с.
17. Гулина О.Р. Феномен правового нигилизма в современной России. Уфа: РИО БашГУ, 2003. 151 с.
18. Гулина О.Р. Феномен правового нигилизма в современной России. Уфа: РИО БашГУ, 2003. С. 9.
19. Давыдов В.В., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. М.: ТЦ Сфера, 2008. 112 с.
20. Демина В.Ю., Катышев М. Проблемы теневой юстиции в России. // Вестник аналитики. 2001. № 4. 139-140.
21. Ефремов А.В. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2010. С. 46-48.
22. Зимина Н.В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету. 2010. С. 64-66.
23. Иванова Е., Шамарин А. Наше будущее // Наша молодежь. 2014. №4. С. 8-9.
24. Ильин И.А. О сущности права. М.: Русская книга, 1993. Т. 4. 183 с.
25. Ильина Т.А. Педагогика.Курс лекций.. М.: Просвещение, 1984. 492 с.
26. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект. СПб., 2004. 205 с.
27. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Феникс, 2008. 252 с.
28. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Российское право, 1992. 432 с.
29. Касьяненко М.В. Стереотипы правового нигилизма. 2009. С. 142- 145.
30. Королькова Е.С. Правовое образование во внеурочной деятельности школы // Организация внеурочной работы по праву. М., 2002. 191 с.
31. Лазарева В.В. Общая теория права и государства. М.: Юрист, 2003. 472 с.
32. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000. 420с.
33. Ленин В.И. Что такое советская власть? Из цикла «Речи, записанные на граммофонных пластинках»; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 5-е изд. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1969. С. 238-239.
34. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. 2010. 647 с.
35. Малешин Д.Я. Причины правового нигилизма в России. 2009. № 1. С. 144-152.
36. Матузов Н.И. Актуальные проблемы российского права // Государство и право. 2000. № 10. С. 5-12.
37. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение, 2006. № 2. С. 54.
38. Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Юристъ,1997. 776 с.
39. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2008. 384 с.
40. Михеев Д.Н. Правовой нигилизм, как социально-правовое явление // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 108-111.
41. Мицкевич А.В. Соотношение системы права и системы законодательства // ВНИИКЗ. М. 2002. 67 с.
42. Монтескье Ш. О духе законов. М.: Мысль, 1955. 665 с.
43. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Лениздат, 1972. 296 с.
44. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Госиздат иностр. и нац. словарей, 1953. 843 с.
45. Подласый И.П. Педагогика. Теория и технология воспитания: учебник для студ. вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. 463 с.
46. Попов В.В. Некоторые формы появления правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. 2002. № 1. С. 24-48.
47. Радьков О.С. Правовой нигилизм в России: Конец XX-начало XXI вв.: дис. ... канд. юрид. наук. М, 2005. 170 с.
48. Ромашов Р.А., Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История государств и права. 2006. № 2. С. 2-8.
49. Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12. С. 65-69.
50. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2004. 301 с.
51. Тихонравов Ю.И. Основы философии права. М.: Вестник, 1997. 608 с.
52. Ткаченко В.Б. Российский правовой нигилизм :дис...канд. юрид. наук. М., 2000. 156 с.
53. Тумаков В.А. О правовом нигилизме // Государство и право. № 10.
2002. С. 55.
54. Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. № 10. С. 20-27.
55. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе. 1993. С. 54-57.
56. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.М. : Госиздат иностр. и нац. словарей, 1938. 1039 с.
57. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождении подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб., 2006. 192 с.
58. Хазамов М.О. Правовой нигилизм в ракурсе проблем социальной безопасности // Теория и практика общественного развития. 2006. № 1.
59. Хазамов М.О. Правовой нигилизм как фактор угрозы социальной безопасности России. Автореф. ... дисс. канд. фи-лос. наук. Краснодар, 2006.
60. Хамитова Г.Ш. Правовой нигилизм молодежи как социальная проблема российского общества // Успехи современного естествознания. 2007. № 9. С. 73-74.
61. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. 1989. 560 с.
62. Эриксон Э. Психоаналитическое историческое исследование. М. : Московский философский фонд «Медиум», 1996. 560 с.