Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики правонарушений у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
подросткового возраста 7
1.2. Правонарушения: понятие, виды, причины 17
1.3. Формы и методы профилактики правонарушений у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования 26
Глава 2. Опытно-поисковая деятельность учреждения
дополнительного образования закрытого типа «Центр досуга для детей сотрудников ООО Авто перекресток» по профилактике правонарушений у детей младшего подросткового возраста 38
2.1. Анализ деятельности учреждения дополнительного образования
закрытого типа «Центр досуга для детей сотрудников ООО Авто перекресток» по профилактике правонарушений у детей младшего подросткового возраста 38
2.2. Комплекс мероприятий по профилактике правонарушений у
детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного 50
образования
Заключение 62
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Распространение правонарушений среди несовершеннолетних в России происходит угрожающими темпами. Об этом свидетельствуют статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, других министерств и ведомств. Однако есть все основания полагать, что на самом деле ситуация выглядит еще более тревожно, чем показывает статистика.
Глубокие социальные и политические перемены в российском обществе обострили криминальную обстановку: растет число правонарушений, сохраняется высокий удельный вес ранее судимых, снижается возрастной ценз правонарушителей, поэтому социальная профилактика правонарушений у юношей и девушек, подростков и даже детей в последние годы стала чрезвычайно актуальной.
Профилактики правонарушений среди младших подростков в общеобразовательной организации обусловлена ростом негативных тенденций в детской и подростковой среде. Одной из таких тенденций являются правонарушения среди подростков. На детей младшего подросткового возраста в современной ситуации его жизнедеятельности и взросления оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис младшего подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у младшего подростка.
Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка, которое проявляется во вне в различных формах, в том числе в виде различных правонарушений.
Накопленный в России и за рубежом опыт профилактики правонарушений среди подростков, несмотря на его значительность, недостаточно результативен, что обусловлено действием ряда противоречий: в практике это противоречие выражается в том, что, с одной стороны, - достаточно большое количество мероприятий профилактического характера, а с другой - недостаточный учет детских интересов и потребностей, отсутствие анализа причин правонарушений среди младших подростков и профилактической деятельности процессуального характера. Противоречие, существующее в практике, дополняется еще двумя видами противоречий: в теории и между теорией и практикой.
В теории: с одной стороны, пристальное внимание ученых разработке проблемы профилактики, с переносом акцента на профилактику аддиктивного поведения детей младшего подросткового возраста, а с другой стороны - недостаточное внимание к профилактике правонарушений среди подростков.
Между теорией и практикой противоречие заключается в том, что практика испытывает потребность в конкретных разработках технологии организации профилактического процесса, а в педагогической науке преобладают теоретические обобщения и концептуальные идеи, которые зачастую оторваны от действительной практики и не опираются на особенности личности и своеобразие ситуации развития современного подростка.
Научные исследования проблем преступности, изучения и исправления личности подростка проводились в основном криминологами и специалистами в области исправительно - трудового законодательства (Ю.Ю. Бехтерев, Л.Я. Драпкин, С.В. Познышев, И.И. Карпец, И.В. Шмаров и д.р.).
Психолого-педагогические проблемы воспитания и перевоспитания освещены в трудах А.С. Макаренко, М.Г. Деткова, А.И. Зубкова, О.С. Кузьминой, А.С. Фомина, С.А. Ветошкина и Е.Я. Тищенко.
Противоречие исследования: между необходимостью проведения профилактики правонарушений у детей младшего подросткового возраста в образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций для специалистов образовательной организации по данному вопросу.
Проблема исследования: каковы формы и методы профилактики правонарушений у детей младшего подросткового возраста в образовательной организации?
Тема исследования: «Профилактика правонарушений у детей младшего подросткового возраста в образовательной организации».
Ограничение: в своей работе мы будем рассматривать учреждение дополнительного образования закрытого типа.
Объект исследования: процесс профилактики правонарушений у детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: формы и методы профилактики правонарушений у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по профилактике правонарушений у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: вероятно, профилактика правонарушений у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования будет результативна, если: будут определены причины правонарушений у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования, а также формы и методы профилактики правонарушений у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования и будет разработан комплекс мероприятий по профилактике правонарушений у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста;
2) проанализировать понятие «правонарушения», обозначить ее виды и причины;
3) рассмотреть формы и методы профилактики правонарушений у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования;
4) проанализировать деятельность учреждения по профилактике правонарушений у детей младшего подросткового возраста.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ документов, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: учреждение дополнительного образования «Центр досуга для детей сотрудников ООО Авто перекресток», г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 62 источника и 1 приложения.
Младший подростковый возраст - это период перехода детства к взрослости, по периодизации Д.Б. Эльконина возрастные границы устанавливаются в настоящее время с 12 до 14 лет. Ведущей деятельностью этого возраста является общение со сверстниками, где формируется самосознание - как основное новообразование возраста.
Психологическими потребностями младшего подростка является стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Помимо этого, младший подростковый возраст характеризуется интенсивным половым созреванием. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным для подростка и окружающих.
Правонарушение - это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность.
Виды правонарушений: по степени общественной опасности: преступления; проступки (конституционные, административные, гражданско-правовые деликты, дисциплинарные); по сферам общественной жизни: в политической, экономической, социальной, семейной и др.; по видам юридической деятельности: в правотворчестве, в применении права; по формам вины: совершенные умышленно, совершенные по неосторожности; по отраслям народного хозяйства: в энергетике, на транспорте, в с/хозяйстве, в сфере торговли.
Причины правонарушений младших подростков связаны с семьей, сверстниками, уровнем жизни, досугом разной направленности, учебно-воспитательной работой, провокацией со стороны криминальных элементов, стереотипами поведения молодежи, половой безнравственностью, жестокостью и насилием.
Профилактика правонарушений младших подростков характеризуется как предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации младших подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями. Профилактика в младшем подростковом возрасте отличается от профилактики более старших подростков тем, что ранняя профилактика может предотвратить начало правонарушений на начальном этапе. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений младших подростков являются: профилактическая беседа, внесение представления об устранении причин и условий, установление особых требований к поведению правонарушителя, профилактический учет и контроль, профилактический учет и контроль.
В учреждении дополнительного образования закрытого типа используются метод переубеждения, метод переучивания, метод переключения, метод «взрыва», тестирование, беседа, рефлексия, убеждение, социальное проектирование, анализ документов, социометрия, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности, индивидуальная педагогическая поддержка. Формы работы с младшими подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей: выявление семей, находящихся в социально-опасном положении; индивидуальные беседы с учащимися, родителями; работа с документами; диагностика; индивидуальные и групповые консультации; содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы; работа по профориентации; организация отдыха и оздоровления детей; организация занятости несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
Дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.
Посещение учреждения дополнительного образования для подростков считается наиболее комфортабельным в связи с тем, что они самостоятельно выбирают занятия по своим интересам, добиваются признания своих талантов, встречают новых друзей по интересам, что является результативным методом профилактики правонарушений подростков. А в образовательной организации работа по профилактике ведется, но не всегда вовремя.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Учреждения дополнительного образования закрытого типа «Центр досуга для детей сотрудников ООО Авто перекресток», где проходят мероприятия общего развития, а также проводятся дополнительные занятия по интересам подростков. Создается данное учреждение для детей и подростков сотрудников организации ООО «Авто перекресток». Учреждение посещают младшие подростки в возрасте от 12 до 14 лет, желающие обучаться, организовывать свой досуг, пополнять свои знания и с пользой проводить внеурочное время.
Основными направлениями деятельности учреждения дополнительного образования закрытого типа «Центра досуга для детей сотрудников ООО Авто перекресток» можно отметить обеспечение особых условий содержания воспитанников; реализацию дополнительных образовательных программ и начального профессионального образования; формирование здорового образа жизни. В данном учреждении проводится досуговая деятельность, организация общения и развития учащихся, также проводятся беседы с учащимися, показ презентации на правовую тему и проведение конкурсных проектов по социальным нормам.
Для выявления склонности к правонарушениям у детей младшего подросткового возраста были задействованы ребята из клуба футболистов в возрасте от 12 до 14 лет, с которыми было проведено анкетирование по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. По окончанию анкетирования было выявлено, что знание о правонарушениях, их причинах и мерах предупреждения имеется, но не в полной мере; также, младшие подростки осознают ответственность за собственное поведение.
Для комплексной профилактики было проведено анкетирование среди педагогов и родителей, где исходя из полученных данных видно, что и педагоги и родители нуждаются в профилактической работе по правонарушениям несовершеннолетних, а также по формированию у них правовых знаний.
Актуальность проведения комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, заключается в том, что в сегодняшнем обществе, правовое воспитание для подрастающего поколения играет важную роль в развития личности, в формировании моральной и гражданской ответственности, изучении норм и правил поведения в демократическом, правовом государстве. Граждане такого государства, смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Целью комплекса мероприятий является профилактика правонарушений у младших подростков в учреждении дополнительного образования; а также профилактическая работа по правонарушениям с родителями и педагогами.
Комплекс мероприятий по профилактике правонарушений у детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования будет реализован в 2019-2020 учебном году.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.