Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания в 7 классе на основе ФГОС

Работа №96896

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1 Понятие и сущность исследовательской деятельности 6
1.2 Педагогические условия организации исследовательской деятельности
обучающихся в школе 20
1.3 Особенности исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА 46
2.1 Измерение уровня сформированности исследовательской компетентности
и УУД обучающихся 7 класса 47
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 55
2.3 Методические рекомендации по организации исследовательской
деятельности на уроках истории и обществознания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100


Актуальность. Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОС, направлена на усиление роли компетенций в обучении. Постепенно подход «усвоения знаний» уступает место системно - деятельностному. Данная концепция предполагает овладение учениками различными универсальными учебными действиями, которые позволяют им эффективно действовать как в повседневной и личной жизни, так и в профессиональных ситуациях. Особое значение придается умениям и навыкам, позволяющим действовать в новых и неопределенных обстоятельствах, для которых невозможно заранее получить соответствующие средства.
Из уже установленных теоретических позиций следует отметить, что ключевые компетенции являются многофункциональными, надпредметными и междисциплинарными, или метапредметными.
ФГОС определяет требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: метапредметным, личностным и предметным и, содержащим освоенные обучающимися УУД (регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные).
Для развития метапредметных компетенций учащихся используются разные средства: исследовательский метод, метод проектов, проблемное обучение, работа с информацией - «метод смыслового чтения» (поиск, обработка и ее интерпретация), подготовка презентационного материала, проведение нестандартных уроков и пр.
Основной смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке существенной целью является получение нового знания, то в образовании - усвоение учащимися функционального навыка исследования, формирования способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностных взглядов обучающегося на основе приобретения новых знаний.
Знакомство школьников с основами исследовательской деятельности возможно через уроки различной направленности, в том числе и через обществознание и историю, внеклассные мероприятия, подготовку и презентацию своих проектов и творческих работ. В рамках внедрения методов исследования педагогу необходимо действовать системно и проводить поэтапный процесс приобщения школьников к исследованию с учетом их возрастных особенностей. На таких уроках возможно целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Как показал анализ научно-педагогической литературы, разработке теоретических и методологических основ проблемы исследовательской деятельности обучающихся основной школы посвящены работы
A. С. Обухова, П.И. Пидкасистого, А.И. Савенкова, И.Ф. Свадковского, М.И. Скаткина, В.А. Сластенина и др. Современные исследователи определили набор действий, создающих в своем единстве целостную картину исследовательской деятельности.
Психологические основы организации исследовательской деятельности обучающихся рассмотрены в трудах Дж. Келли, А.В. Леонтовича,
B. И. Андреева, П.Я. Гальперина и др.
Изучение проблемы организации исследовательской деятельности учащихся основной школы в научно-педагогической литературе и педагогическом опыте выявило противоречие между объективной необходимостью обеспечить организацию исследовательской деятельности школьников на современном этапе с целью развития у них исследовательской компетенций и универсальных учебных действий и неопределенностью теоретически обоснованных педагогических условий, направленных на достижение данной цели.
Противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как организовать исследовательскую деятельность школьников на уроках истории и обществознания в 7 классах, в процессе которой развиваются ключевые компетенции и универсальные учебные действия, установленные ФГОС.
Объектом работы является исследовательская деятельность обучающихся 7 класса.
Предметом работы является развитие исследовательской деятельности обучающихся 7 класса на уроках истории и обществознания.
Цель исследования: выявить и научно обосновать методы развития исследовательской деятельности обучающихся 7 класса на уроках истории и обществознания на основе ФГОС.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности обучающихся.
2. Выявить умения, формируемые в рамках ФГОС ООО при организации исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания
3. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие исследовательской деятельности обучающихся 7 класса (педагогический эксперимент).
4. Разработать методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ научной литературы; систематизация, классификация, обобщение и сравнение; эмпирические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Воспитание всесторонне развитой творческой личности обучающего является одним из приоритетов современного образования. Использование исследовательского метода дает возможность для ученика к самосовершенствованию и саморазвитию. Данный подход на уроках помогает не только развивать основные навыки и универсальные действия, но и с интересом преподавать учебный материал.
Постепенно увеличивается объем знаний, который накапливается человечеством в течение веков, а учебные часы, выделенные на историю и обществознания, остаются такими же. Поэтому необходимо перейти к новой системе образования, конечной целью которого является овладение универсальными навыками, развитие их способностей к творчеству, к восприятию и созданию нового.
Основные задачи, которые решаются путем внедрения отдельных этапов исследовательской деятельности на уроках: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы).
Умение и привычка самостоятельно добывать новые знания, в конечном счёте, становится потребностью и определяют высокий уровень интеллектуального развития человека. Усвоение алгоритма научного исследования влияет на формирование исследовательской культуры, а так же расширяет кругозор обучающихся.
В рамках школьного исследования подростки учатся преодолевать трудности, проявлять стойкость и решительность и использовать все имеющиеся у них ресурсы. Процесс обучения постепенно перестраивается, поэтому ученик может посмотреть на себя под другим углом зрения.
При проведении и организации исследовательской деятельности на i уроках истории и обществознания были проанализированы возможности развития ключевых компетенций и универсальных учебных действий обучающихся. Включение учеников 7 классов в исследовательскую деятельность происходило как на самих уроках, так и самостоятельно.
Сделаны выводы о целесообразности развития исследовательских умений школьников под руководством учителя на уроках истории и обществознания, дальнейшей самостоятельной работы учеников в этом направлении. Выявлены и показаны положительные результаты в обучении при освоении навыков исследовательской деятельности учеников 7 классов.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» i от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и i науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).
3. Алейникова нИ.А. н Интеллект I будущего |/ еИ.А. I Алейникова i// i Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2015. - № 1. - С. 25-27.
4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. - М., 2008. - 159 с.
5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А. Г. Асмолов // Практика образования. - 2008. - № 2. - С. 17-18.
6. Баранова i Е.В. i Как i увлечь i школьников i исследовательской i деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2014. - № 2. - С. 7-10.
7. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся i в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в i школе. - 2015. - № 8. - С. 6-11.
8. Бельфер |М. i Несколько еслов i об i исследовательских i работах i школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2016. - N 17. - С. 13-15.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: i Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. - 323 с.
10. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 446 с.
11. Богомолова |А.А. 1 Организация i проектной i исследовательской i деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2016. - N 5. - С. 35-38.
12. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология I исследовательской I деятельности I учащихся I : I метод I проектов I /1 Н. А. Борисенко // Литература в школе. - 2012. - №7. - С. 39-49.
13. Брыкова О. еСотворчество еучителя еи ученика |/ О. Брыкова i// i Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2016. - № 20. - С. 33-36.
14. Волков |С. Чтобы не было скучно н/ С. Волков // Литература: изд. I дом Первое сентября. - 2014. - № 3. - С. 17-19. i
15. Гайфитулин нМ.С. Проект «Исследователь» / М.С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2015. - № 3. - С. 102-104.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ