ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1 Понятие и сущность исследовательской деятельности 6
1.2 Педагогические условия организации исследовательской деятельности
обучающихся в школе 20
1.3 Особенности исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА 46
2.1 Измерение уровня сформированности исследовательской компетентности
и УУД обучающихся 7 класса 47
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 55
2.3 Методические рекомендации по организации исследовательской
деятельности на уроках истории и обществознания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
Актуальность. Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОС, направлена на усиление роли компетенций в обучении. Постепенно подход «усвоения знаний» уступает место системно - деятельностному. Данная концепция предполагает овладение учениками различными универсальными учебными действиями, которые позволяют им эффективно действовать как в повседневной и личной жизни, так и в профессиональных ситуациях. Особое значение придается умениям и навыкам, позволяющим действовать в новых и неопределенных обстоятельствах, для которых невозможно заранее получить соответствующие средства.
Из уже установленных теоретических позиций следует отметить, что ключевые компетенции являются многофункциональными, надпредметными и междисциплинарными, или метапредметными.
ФГОС определяет требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: метапредметным, личностным и предметным и, содержащим освоенные обучающимися УУД (регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные).
Для развития метапредметных компетенций учащихся используются разные средства: исследовательский метод, метод проектов, проблемное обучение, работа с информацией - «метод смыслового чтения» (поиск, обработка и ее интерпретация), подготовка презентационного материала, проведение нестандартных уроков и пр.
Основной смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке существенной целью является получение нового знания, то в образовании - усвоение учащимися функционального навыка исследования, формирования способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностных взглядов обучающегося на основе приобретения новых знаний.
Знакомство школьников с основами исследовательской деятельности возможно через уроки различной направленности, в том числе и через обществознание и историю, внеклассные мероприятия, подготовку и презентацию своих проектов и творческих работ. В рамках внедрения методов исследования педагогу необходимо действовать системно и проводить поэтапный процесс приобщения школьников к исследованию с учетом их возрастных особенностей. На таких уроках возможно целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Как показал анализ научно-педагогической литературы, разработке теоретических и методологических основ проблемы исследовательской деятельности обучающихся основной школы посвящены работы
A. С. Обухова, П.И. Пидкасистого, А.И. Савенкова, И.Ф. Свадковского, М.И. Скаткина, В.А. Сластенина и др. Современные исследователи определили набор действий, создающих в своем единстве целостную картину исследовательской деятельности.
Психологические основы организации исследовательской деятельности обучающихся рассмотрены в трудах Дж. Келли, А.В. Леонтовича,
B. И. Андреева, П.Я. Гальперина и др.
Изучение проблемы организации исследовательской деятельности учащихся основной школы в научно-педагогической литературе и педагогическом опыте выявило противоречие между объективной необходимостью обеспечить организацию исследовательской деятельности школьников на современном этапе с целью развития у них исследовательской компетенций и универсальных учебных действий и неопределенностью теоретически обоснованных педагогических условий, направленных на достижение данной цели.
Противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как организовать исследовательскую деятельность школьников на уроках истории и обществознания в 7 классах, в процессе которой развиваются ключевые компетенции и универсальные учебные действия, установленные ФГОС.
Объектом работы является исследовательская деятельность обучающихся 7 класса.
Предметом работы является развитие исследовательской деятельности обучающихся 7 класса на уроках истории и обществознания.
Цель исследования: выявить и научно обосновать методы развития исследовательской деятельности обучающихся 7 класса на уроках истории и обществознания на основе ФГОС.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности обучающихся.
2. Выявить умения, формируемые в рамках ФГОС ООО при организации исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания
3. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие исследовательской деятельности обучающихся 7 класса (педагогический эксперимент).
4. Разработать методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ научной литературы; систематизация, классификация, обобщение и сравнение; эмпирические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Воспитание всесторонне развитой творческой личности обучающего является одним из приоритетов современного образования. Использование исследовательского метода дает возможность для ученика к самосовершенствованию и саморазвитию. Данный подход на уроках помогает не только развивать основные навыки и универсальные действия, но и с интересом преподавать учебный материал.
Постепенно увеличивается объем знаний, который накапливается человечеством в течение веков, а учебные часы, выделенные на историю и обществознания, остаются такими же. Поэтому необходимо перейти к новой системе образования, конечной целью которого является овладение универсальными навыками, развитие их способностей к творчеству, к восприятию и созданию нового.
Основные задачи, которые решаются путем внедрения отдельных этапов исследовательской деятельности на уроках: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы).
Умение и привычка самостоятельно добывать новые знания, в конечном счёте, становится потребностью и определяют высокий уровень интеллектуального развития человека. Усвоение алгоритма научного исследования влияет на формирование исследовательской культуры, а так же расширяет кругозор обучающихся.
В рамках школьного исследования подростки учатся преодолевать трудности, проявлять стойкость и решительность и использовать все имеющиеся у них ресурсы. Процесс обучения постепенно перестраивается, поэтому ученик может посмотреть на себя под другим углом зрения.
При проведении и организации исследовательской деятельности на i уроках истории и обществознания были проанализированы возможности развития ключевых компетенций и универсальных учебных действий обучающихся. Включение учеников 7 классов в исследовательскую деятельность происходило как на самих уроках, так и самостоятельно.
Сделаны выводы о целесообразности развития исследовательских умений школьников под руководством учителя на уроках истории и обществознания, дальнейшей самостоятельной работы учеников в этом направлении. Выявлены и показаны положительные результаты в обучении при освоении навыков исследовательской деятельности учеников 7 классов.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» i от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и i науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).
3. Алейникова нИ.А. н Интеллект I будущего |/ еИ.А. I Алейникова i// i Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2015. - № 1. - С. 25-27.
4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. - М., 2008. - 159 с.
5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А. Г. Асмолов // Практика образования. - 2008. - № 2. - С. 17-18.
6. Баранова i Е.В. i Как i увлечь i школьников i исследовательской i деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2014. - № 2. - С. 7-10.
7. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся i в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в i школе. - 2015. - № 8. - С. 6-11.
8. Бельфер |М. i Несколько еслов i об i исследовательских i работах i школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2016. - N 17. - С. 13-15.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: i Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. - 323 с.
10. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 446 с.
11. Богомолова |А.А. 1 Организация i проектной i исследовательской i деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2016. - N 5. - С. 35-38.
12. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология I исследовательской I деятельности I учащихся I : I метод I проектов I /1 Н. А. Борисенко // Литература в школе. - 2012. - №7. - С. 39-49.
13. Брыкова О. еСотворчество еучителя еи ученика |/ О. Брыкова i// i Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2016. - № 20. - С. 33-36.
14. Волков |С. Чтобы не было скучно н/ С. Волков // Литература: изд. I дом Первое сентября. - 2014. - № 3. - С. 17-19. i
15. Гайфитулин нМ.С. Проект «Исследователь» / М.С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2015. - № 3. - С. 102-104.
...