ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ 9
ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Развитие лексики у детей дошкольного возраста в норме 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
1.3. Недоразвитие лексики у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ 40
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей
дошкольного возраста 40
2.2. Методика логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 42
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
3.1.Теоретическое обоснование и принцип работы по формированию
лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной 58 дизартрии
3.2. Содержание работы по формированию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с лёгкой
степенью псевдобульбарной дизартрии (обучающий
62 эксперимент)
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Состояние физического и психического здоровья современных детей в России приобретает общегосударственный характер. Демографическое положение в стране сегодня еще больше обостряет проблему комплексных исследований нарушений развития, социально-психологической и медицинской реабилитации данной категории детей. В работах A.П. Анохина, В. И. Бондаря, Л. С. Выготского, В. В. Лебединского, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовского, А. Р. Лурия, И. В. Мамайчука,
B.Г. Петровой, Т. В. Сак, В. М. Синева, O. П. Хохлина, М. К. Шеремета и других ученых комплексное исследование нарушений развития становления общезначимой проблемой общества с учетом стремительного увеличения детей с проблемами физического, психического, эмоционального развития, обусловленных влиянием негативных экологических, социально экономических, демографических и внутренних биологических факторов, которые затрудняют их социально-психологическую адаптацию, вхождение в образовательное пространство и будущее профессиональное самоопределение.
Актуальна данная проблема для дошкольников с нарушениями речи, поскольку сегодня в России наблюдается рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Факт увеличения нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста, (А. К. Аксенова, В. К. Воробьева, Н. В. Висневский, В. В. Воронкова, В. В. Тищенко, М. К. Шеремет и др.), требует пересмотра методов и форм воспитания и обучения указанной категории детей. Сегодня достаточно острой проблемой логопедической отрасли является нарушения с дизартрией, коррекция которой имеет важнейшее медико-педагогическое, психологическое и социальное значение. Традиционно в отечественной и зарубежной неврологии и логопедии термином «дизартрия» обозначается два разных состояния: приобретенные нарушения звукопроизношения и отклонение в формировании произносимой способности, обусловленной грубой неполноценностью иннервации артикуляционного органов (М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова) [31].
Клиническая картина дизартрии была описана более ста лет поэтому в рамках псевдобульбарного синдрома (Lepine, 1977, A. Oppenheim, 1885, G. Pezitz, 1902). 1911 H. Gutzmann определил дизартрию как нарушения артикуляции и выделил две ее формы: центральную и периферическую.
В рамках представленной работы остановимся на проблеме лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизмы, недостатки в произношении и фонемообразования. Оно может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития (Р. Е. Левина) [21,22, 42].
Для псевдобульбарной дизартрии свойственно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности. Это проявляется в напряженном состоянии всей артикуляционной мускулатуры, что затрудняет движение. Любые артикуляционные движения производятся медленно, часто не доводятся до конца.
У большинства детей с легкой формой псевдобульбарной дизартрии в устной речи отмечается не только нарушение звукопроизношения, но и ограниченный и недостаточно уточненный запас слов, отклонения в овладении грамматическими закономерностями языка и в понимании речи. Такие дети с трудом овладевают грамматическим строем речи, не всегда могут грамотно построить предложение, допускают ошибки в употреблении окончаний, предлогов, не могут разобраться в тех изменениях, которые приносит в морфологическую структуру слова та или иная приставка или суффикс. Дети не всегда могут понять смысл обращенных к ним слов, если они не были подсказаны ситуацией. Нарушено понимание инверсионных и сравнительных конструкций, логико-грамматических и залоговых отношений.
Анализ литературы и практики позволил сформулировать противоречие: с одной стороны, вопросы формирования лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией изучались разными учеными и отражены в литературе, доказана эффективность различных средств и методик, значимость решения данной проблемы подчеркивается многими исследователями, с другой стороны, анализ практики позволил констатировать, что педагоги нуждаются в методических рекомендациях, в которых были бы описаны методы и приемы, условия формирования лексики у детей дошкольного возраста с дизартрией, в частности у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии; не описана система работы по формированию лексической стороны речи у данной категории детей.
Проблема - формирование лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Объект исследования: уровень сформированности лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: содержание работы по формированию лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза. Вероятно, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии наблюдается несформированность различных аспектов лексико-семантической системы языка (объём словаря, структуры лексического значения, точности понимания и употребление слов и др.), которая отмечается вариативностью. Возможно, что специально организованная логопедическая работа при формировании лексико-семантической стороны речи с применением инновационных форм работы, повысит уровень развития языковой способности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать работу по формированию лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по вопросам развития лексики у детей дошкольного возраста в норме; выявить специфику недоразвития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Организовать и провести констатирующий эксперимент сформированности лексики у детей с общим недоразвитием речи общим недоразвитием речи III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, проанализировать его результаты.
3. Провести экспериментальное обучение направленной на формирование лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Теоретико-методологическая основа исследования. Формирование начального детского лексикона многосторонне рассматривается в работах таких авторов как М. М. Алексеева, Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, А. Н. Гвоздев, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова, Т. Н. Ушакова, С. Л. Рубинштейн, Т. Б. Филичева,
С. Н. Цейтлин, В. И Яшина.
Дизартрия, как сложный речевой дефект анализируется в работах Е. Ф.Архиповой, Л. И. Беляковой, О. В. Правдиной, О. Г. Приходько, Т. Б. Филичевой, и др.
Формированию лексики детей с дизартрией посвящены исследования Е. Ф. Архиповой, М. В. Ипполитовой, Р. И. Лалаевой, Л. В Лопатиной, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2.Эмпирические: анализ документов, обработка результатов,
количественный и качественный анализ данных.
Структура работы - работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере того, как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии возникают трудности в употреблении слов в экспрессивной речи, актуализации словаря, трудности при подборе антонимов, ограниченность словарного запаса, неумение выделить существенные признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение в значении слова на основе единого признака. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Исходя из этого, была проведена коррекционная работа по формированию словаря дошкольников с ОНР III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии и выявлена её эффективность.
В коррекционной работе были использованы дидактические игры на повышение лексического уровня. По каждой лексической теме использовались интерактивные папки - «лэпбуки», по расширению словаря, которые в свою очередь открыли перед нами большие возможности.
После обучающего эксперимента проведено повторное обследование. Целью контрольного эксперимента - определение эффективности коррекционной работы по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что проведенная работа была эффективна. Работа способствовала развитию мышления, памяти, воображения детей, слухового и зрительного восприятия. Дети стали проявлять больше активности в играх со сверстниками, содержание игр стало более разнообразным, обогатилось речевое взаимодействие в игре. Активный словарь детей увеличился. В процессе речевого развития, поменялся характер вербальных ассоциаций. У обучающихся произошёл качественный скачок в формировании лексической системности, в организации семантических полей. Это выражается в том, что существенно поменялось соотношение парадигматических и
синтагматических реакций в ассоциативном поле. Тематические ассоциации наблюдались чаще, чем парадигматические, но у последних реакции стали увеличиваться. Это свидетельствует о том, что у детей уже начинает формироваться ядро семантического поля. На данном этапе работа по развитию лексической стороны еще не закончена, поэтому необходимо продолжать работать с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в этом направлении систематически, последовательно, целенаправленно.
В рамках диссертационного исследования проблема формирования лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, учитывающая психолингвистический подход, приобрела конкретное практическое решение. Представляет интерес и дальнейшее изучение процесса формирования лексики у данной категории детей с учетом системного строения слова и его структурно-функциональных особенностей в речевой деятельности.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Цель - теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование работы по формированию лексики у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии достигнута.
1. Андрусишина, Л. Е. Психологические характеристики общефункциональных механизмов речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] / Л. Е. Андрусишина // Теория и практика современной логопедии. - Вып. 4. - М. : Актуальное образование, 2007. - С. 18-23.
2. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) [Текст] / под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М. : Издательство «Просвещение», 1968. - 342 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.
4. Ахутина, Т. В. Исследование речевого мышления в психолингвистике [Текст] / Т. В. Ахутина, И. Н. Горелов [и др.] - М. : Наука, 1985. - 240 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст]: учеб. для студ. дефект. фак. выс. пед. учеб. завед / Л. О. Бадалян,. - М. : Академия, 2000. -267 с.
6. Валасина, А. В. Не считай ворон. Развитие речи. Знакомство с фразеологизмами [Текст] / А. В. Валасина, Е. А Лаврентьева. - М. : Карапуз, 2007. - 16 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. М. : ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]: монография из сборника / Л. С. Выготский Психология развития человека - М. : Смысл; Эксмо, 2005. - С. 664-1018.
9. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст] / А. Н. Гвоздев. Изд-во: КомКнига, 2005. - 320 с.
10. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм
псевдобульбарной дизартрии [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, // Вопросы логопедии. - М. : Изд - во МИГИ им. В. И. Ленина, 1978. - С.27-37.
11. Данилавичюте, Э. А. Диагностика речевой готовности ребенка к усвоению фонетического принципа письма [Текст] / Э. А Данилавичюте,
Е. Ф. Соботович, Л. Е. Андрусишина, Л. И. Бартенева [и др. ] // Методика выявления речевых нарушений у детей и диагностика их готовности к школьному обучению - К.: 1111 «Компашя «Актуальна освгга»,
1998. - С. 84- 91.
12. Жукова, Н. С. Учимся говорить правильно [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2002. - 72 с.
13. Журба, Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни [Текст] / Л. Т. Журба, Е. М Мастюкова - М. : Медицина, 1981. -272 с.
14. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 280 с.
15. Каше, Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Изд-во АИН РСФСР, 1961. - 107 с.
...