Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамотой

Работа №96891

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Определение понятия готовности к обучению грамоте 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 11
1.3. Теоретическое изучение готовности к обучению грамоте старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 16
1.4. Обзор методик по формированию готовности к обучению грамоте
дошкольников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ .... 27
2.1. Организация констатирующего эксперимента 27
2.2. Методика логопедического обследования дошкольников 29
2.3. Методика обследования сформированности компонентов готовности
к овладению грамотой 32
2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. 42
3.1. Принципы и основные направления работы по подготовке к
обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи 42
3.2. Содержание работы по подготовке к обучению грамоте
дошкольников с общим недоразвитием речи 48
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70


Период перехода ребенка из детского сада в школу - важный жизненный этап, который меняет социальную ситуацию его развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» напрямую указывают на важность обеспечения преемственности всех ступеней образования, в частности - дошкольного и начального общего образования. Необходимо готовить к обучению в школе. Ребенку будет легко учиться, если он готов интеллектуально (умеет рассуждать, мыслить, делать выводы, обладает широким кругозором), имеет физическую, эмоциональную, психологическую подготовленность. Кроме того, важно, чтобы дети были готовы к обучению грамоте и достигли определенного уровня развития речи.
Ученые (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.) своими исследованиями подтвердили наличие прямой зависимости между уровнем развития речи ребенка и его способностями к овладению грамотой. Доказано, что на обучение детей письму и чтению будет эффективным лишь тогда, если у них сформировано познавательное, то есть активно¬деятельностное, осмысленное отношение к речи, и в том числе, понимание звуковой структуры языка и владение его словарным составом.
Процессу овладения детьми грамотой очень важен, отмечают психологи и педагоги, т.к. её компоненты являются главными в любой сознательной деятельности человека. Подчеркивается, что для успешного овладения грамотой необходима полноценная работоспособность анализаторных систем, хорошее состояние зрительной и моторной функций, внимания, памяти, мышления, достаточный уровень овладения речью и мыслительными операциями.
Таким образом, организация целенаправленного комплексного воздействия на детей старшего дошкольного возраста с целью формирования предпосылок к обучению грамоте стала проблемой данного исследования.
Увеличивающееся число детей с различными недостатками речевого развития делает проблему их подготовки к обучению грамоте особо актуальной, поскольку нарушения компонентов речи (лексико-грамматической и звуковой стороны, словаря) влекут за собой нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) и снижают общую способность к благополучному школьному обучению, а также порождают необходимость развития предпосылок к овладению грамотой в дошкольном возрасте.
Поскольку вопросы профилактики нарушений в овладении грамотой достаточно разработаны теоретически и практически, значение данного исследования видится в реализации принципа единства при создании условий и организации системной педагогической образовательной и коррекционной деятельности.
Объект исследования - готовность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамотой.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по формированию готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой.
Цель исследования - теоретически обосновать, спланировать и провести логопедическую работу по формированию готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой и экспериментально проверить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблемам речевого недоразвития детей, выделить компоненты готовности к овладению грамотой.
2. Подобрать методики и изучить у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи состояние разных сторон устной речи, психических процессов и функций, являющихся предпосылками готовности к овладению грамотой.
3. Изучить и систематизировать принципы и организацию работы по подготовке к обучению грамоте детей данной категории, разработать содержание логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста по развитию компонентов готовности к овладению грамотой, апробировать ее на практике в дошкольном образовательном учреждении и проверить ее эффективность.
Гипотезой исследования стало предположение: возможно, специально организованная работа с детьми с общим недоразвитием речи будет способствовать развитию нарушенных предпосылок к успешному овладению грамотой.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, проектирование и моделирование системы подготовки к овладению грамотой у детей с общим недоразвитием речи, практический анализ медицинской и педагогической документации, беседы с воспитателями, логопедами, родителями и детьми, наблюдение, педагогический эксперимент. Логопедическое исследование опиралось на методологические принципы анализа речевой патологии (Л. С. Выготский,
Р. Е. Левина, В. И. Лубовский), методы диагностики, разработанные
Т. В. Ахутиной, А. В. Семинович, Л. С. Цветковой, и методические
рекомендации по изучению неречевых функций и речи З. А. Репиной, Л. Ф. Спировой, Н. М. Трубниковой, Г. В. Чиркиной. При организации исследования использовались принципы системности, деятельностного подхода, дифференцированного характера обучения, онтогенетического речевого развития, ведущего вида деятельности, наглядности.
Организация и этапы исследования.
Первый этап - анализ психолого-педагогической, лингвистической, клинической литературы по проблеме, формирование основной концепции исследования, определение задач, методов и рабочей гипотезы; теоретическое обоснование и отбор методик экспериментального изучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальной речью, формирование экспериментальной, обобщение и систематизация результатов констатирующего эксперимента. Разработка системы работы по коррекции нарушений и формированию у детей компонентов готовности к овладению грамотой.
Второй этап - проведение формирующего этапа исследования на базе подготовительных к школе групп детского сада общеразвивающего вида. Апробация системы коррекционного воздействия на экспериментальной группе детей с общим недоразвитием речи.
Третий этап - проведение контрольного этапа эксперимента, анализ результатов логопедической работы, формулировка выводов, оформление выпускной работы.
Экспериментальная работа проводилась на базе филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по физическому направлению развития детей № 33
«Веснушки» - детский сад № 48 «Лучик» Серовского городского округа.
В структуру данной выпускной квалификационной работы включены: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Основной текст изложен на 69 страницах. Список литературы включает 60 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение грамоте - сложный процесс, состоящий из множества компонентов. Базой для успешного овладения письмом и чтением является достаточная сформированность всех компонентов речи.
Данная выпускная работа разрабатывалась с целью теоретического обоснования, планирования и реализации коррекционной работы по развитию компонентов готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой, а также оценки ее эффективности.
В рамках решения поставленных задач был проведен обзорный анализ научной литературы. Данной проблемой занимались известные психологи и педагоги Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Н. Садовникова, Г. А. Каше, Н. С. Жукова, А. Н. Корнев, Т. Б. Филичева и другие. Из теоретических источников выделены определяющие понятия (обще недоразвитие речи, подготовка к обучению грамоте). Выделено, что подготовка к овладению грамотой - это комплексный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов (сформированность временных и пространственных представлений при восприятии и воспроизведении речи, чувство ритма, координация движений пальцев руки, развитая связная речь, развитая фонематическая система). В авторских трудах отмечено, что дети с общим недоразвитием речи характеризуются отставанием в развитии всех речевых компонентов, а также у них нарушена координированная работа всех анализаторных систем. Доказано, что именно поэтому дошкольники с общим недоразвитием речи не обладают в полной мере критериями готовности к обучению грамоте. Также при написании первой главы исследования были проанализированы имеющиеся методики подготовки к овладению грамотой детей с общим недоразвитием речи.
Для организации констатирующего эксперимента были рассмотрены и выбраны диагностические методики, с помощью которых в ходе данного этапа эксперимента проводилась оценка состояния речевого развития, состояния компонентов готовности к овладению грамотой. Результаты подтвердили то, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются предпосылки для возникновения трудностей овладения грамотой. На основании данных диагностики стало возможным сформировать экспериментальную группу.
При разработке третьей главы, в ходе организации практической работы, решалась задача систематизации принципов и организации работы по развитию компонентов подготовки к обучению грамоте детей данной категории. В соответствии с обозначенными в первой главе направлениями работы, было составлено содержание игровых упражнений для включения их в занятия по подготовке к овладению грамотой. Игровые упражнения, приведенные в приложении к данной выпускной работе, направлены на коррекцию выявленных нарушений в развитии фонематического слуха, чувства ритма, координации движений и ориентировки в пространстве.
В рамках контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика, результаты которой проанализированы в сравнении с результатами констатирующего эксперимента. Анализ данных показал, что количество детей с общим недоразвитием речи, имеющих предпосылки к возникновению нарушений письменной речи, в результате проведенной работы, уменьшилось на 60%, кроме того, изменения носят также и качественный характер.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась: специально организованная работа с детьми с общим недоразвитием речи способствует развитию нарушенных предпосылок к успешному овладению грамотой.
Результаты и материалы исследования могут быть полезны педагогам детских садов при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте.



1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З. Е. Агранович. - СПб. : Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Алексеева, А. Е. Подготовка детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / А. Е. Алексеева ;
Московский гос. пед. ун-т. - Москва, 2007. - 194 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] : метод. пособие / Е.А. Алябьева. - М. : ТЦ «Сфера», 2006. - 64 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] /
Е. Ф Архипова. - М. : АСТ Астрель Хранитель, 2007. - 319 с.
6. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова. Обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. - М. : Книголюб, 2005. - 96 с.
7. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002 - 1456 с.
8. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме [Текст] : методическое пособие / И. А. Быкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2009. - 112 с.
9. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте [Текст] / Н. С. Варенцова. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.
10. Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
(рекомендации для родителей) [Текст] / Е. С. Воеводина // Школьный логопед. - 2006. - № 6 (15). - С.20-26.
11. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : «Детство-Пресс», 2006. - 144 с.
12. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] : методические рекомендации для воспитателей / Ю. Ф.Гаркуша. - М. : НПЦ «Коррекция», 2002. - 69 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Академия, 2011. - 288 с.
14. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма [Текст] / Е. В. Гурьянов. - М. : Дрофа, 2011. - 112 с.
15. Даниленкова, О. Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи [Текст] / О. Р. Даниленкова // Дефектология. - 2000. - № 6. - С.13-15.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ