Организация взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков....6
1.2. Лидерский потенциал: определение, условия развития, проявления
в старшем подростковом возрасте 13
1.3. Образовательная организация и общественное объединение как социальные институты и субъекты взаимодействия по развитию лидерского
потенциала старших подростков 21
1.4. Организация взаимодействия: понятие, характеристика 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАОУ ПГО «СОШ №8» И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАДЕЖА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 39
2.1. Возможности общественного объединения «Надежа» по развитию
лидерского потенциала старших подростков 39
2.2. Анализ работы школы по развитию лидерского потенциала
старших подростков 45
2.3. Программа организации взаимодействия школы с общественным объединением «Надёжа» для развития лидерского потенциала старших
подростков 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков....6
1.2. Лидерский потенциал: определение, условия развития, проявления
в старшем подростковом возрасте 13
1.3. Образовательная организация и общественное объединение как социальные институты и субъекты взаимодействия по развитию лидерского
потенциала старших подростков 21
1.4. Организация взаимодействия: понятие, характеристика 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАОУ ПГО «СОШ №8» И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАДЕЖА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 39
2.1. Возможности общественного объединения «Надежа» по развитию
лидерского потенциала старших подростков 39
2.2. Анализ работы школы по развитию лидерского потенциала
старших подростков 45
2.3. Программа организации взаимодействия школы с общественным объединением «Надёжа» для развития лидерского потенциала старших
подростков 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность исследования. Развитие лидерских качеств у подростков старшего возраста эта одна из актуальных проблем в переходном периоде нашей страны к правовому государству и демократии, экономике рынка. Одним из главных социальных институтов, дающим успешное решение данной проблемы являются общественные объединения, которые благоприятствуют процессу развития лидерского потенциала. Федеральный Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (2006 г.) говорит, о государственной поддержке этих форумов, направленной на "социальное становление, развитие и социализацию детей и молодежи в общественной жизни..." [5]. Общеобразовательные организации, общественные объединения, не изменяя своим традициям, интегрируют усилия для усиления социального опыта подростков, необходимые знания, показывая качества, присущие личности и используя лидерские качества.
Отечественные и зарубежные ученые выявили, что такие важные качества, например, такие как, способность принятия ответственных решений в важных для социума ситуациях, управлять взаимоотношением в социуме, консолидируя усилия на достижение общей цели, развивают лидерские качества.
Изучение научной литературы и исследований показало, что рассматривались следующие аспекты проблемы взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков. В работе Волохова А.В. изучена самостановление ребенка в период программы самостановления в жизни общественной организации [29]. Доказано, что помощь в развитии детского движения и осуществлении детских начинаний расширяют сферу деятельности детских объединений и способствуют вживлению в коллектив, помогают реализовать индивидуальные качества, применить полученные знания в повседневных жизненных ситуациях.
Кирпичник А.Г. поведал об общественной организации и сделал вывод, что пребывание школьников в таких объединениях способствует переменам к лучшей их личности [39]. Кудряшова Е.В. рассмотрела лидерство, как предмет социально-философского анализа сделав вывод, что каждый лидер имеет присущие черты личности [44]. Тажутдинова Г.Ш. раскрыла тему взаимосвязи лидерства и направленности личности подростка. Она показала, что характерно для личности лидера или выдвигается ли лидер группы по определенному виду направленности [56].
Несмотря на проведенные исследования феномена лидерства в подростковом возрасте, вопросы взаимодействия общеобразовательной организации и детских общественных объединений по совершенствованию лидерских качеств у старших подростков за последнее время в работах специально не рассматривались. Проведенные исследования и рекомендации на данную тему отсутствуют. Решение проблемы совершенствованию лидерских качеств подростков в различных общественных институтах осложняется противоречием между нуждой общества в лидерах, как властной личности, лидерских качеств подростка, - и мало достаточной разработанностью практики и теории программы организации взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений, направленного на развитие лидерского потенциала старших подростков.
Проблема исследования: как организовать взаимодействие общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков.
Объект исследования: процесс развития лидерского потенциала старших подростков.
Предмет исследования: взаимодействие общеобразовательной организации и общественного объединения, как средство развития лидерского потенциала старших подростков.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и опытно - поисковых данных разработать программу взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения для развития лидерского потенциала старших подростков.
Гипотеза исследования: программа взаимодействия, разработанная общеобразовательной организацией и общественным объединением, способствует развитию лидерского потенциала старших подростов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику старшего подростка;
2. Ознакомиться с понятием «лидерский потенциал старших подростков»;
3. Охарактеризовать общеобразовательную организацию и общественные объединения, как социальные институты;
4. Рассмотреть организацию взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения;
5. Проштудировать возможности общественного объединения «Надежа» по развитию лидерского потенциала старших подростков;
6. Провести диагностику развития лидерского потенциала старших подростков;
При анализе проблемы были использованы доступные комплексные методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование;
• эмпирические изучение и обобщение педагогического опыта, анализ документов, наблюдение, тестирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8» и общественное объединение «Надёжа» в г. Полевской.
Выпускная квалификационная работа в структуре рассматривается как две главы, введения, заключения, списка использованной литературы (в количестве 65 источников).
Отечественные и зарубежные ученые выявили, что такие важные качества, например, такие как, способность принятия ответственных решений в важных для социума ситуациях, управлять взаимоотношением в социуме, консолидируя усилия на достижение общей цели, развивают лидерские качества.
Изучение научной литературы и исследований показало, что рассматривались следующие аспекты проблемы взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков. В работе Волохова А.В. изучена самостановление ребенка в период программы самостановления в жизни общественной организации [29]. Доказано, что помощь в развитии детского движения и осуществлении детских начинаний расширяют сферу деятельности детских объединений и способствуют вживлению в коллектив, помогают реализовать индивидуальные качества, применить полученные знания в повседневных жизненных ситуациях.
Кирпичник А.Г. поведал об общественной организации и сделал вывод, что пребывание школьников в таких объединениях способствует переменам к лучшей их личности [39]. Кудряшова Е.В. рассмотрела лидерство, как предмет социально-философского анализа сделав вывод, что каждый лидер имеет присущие черты личности [44]. Тажутдинова Г.Ш. раскрыла тему взаимосвязи лидерства и направленности личности подростка. Она показала, что характерно для личности лидера или выдвигается ли лидер группы по определенному виду направленности [56].
Несмотря на проведенные исследования феномена лидерства в подростковом возрасте, вопросы взаимодействия общеобразовательной организации и детских общественных объединений по совершенствованию лидерских качеств у старших подростков за последнее время в работах специально не рассматривались. Проведенные исследования и рекомендации на данную тему отсутствуют. Решение проблемы совершенствованию лидерских качеств подростков в различных общественных институтах осложняется противоречием между нуждой общества в лидерах, как властной личности, лидерских качеств подростка, - и мало достаточной разработанностью практики и теории программы организации взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений, направленного на развитие лидерского потенциала старших подростков.
Проблема исследования: как организовать взаимодействие общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков.
Объект исследования: процесс развития лидерского потенциала старших подростков.
Предмет исследования: взаимодействие общеобразовательной организации и общественного объединения, как средство развития лидерского потенциала старших подростков.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и опытно - поисковых данных разработать программу взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения для развития лидерского потенциала старших подростков.
Гипотеза исследования: программа взаимодействия, разработанная общеобразовательной организацией и общественным объединением, способствует развитию лидерского потенциала старших подростов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику старшего подростка;
2. Ознакомиться с понятием «лидерский потенциал старших подростков»;
3. Охарактеризовать общеобразовательную организацию и общественные объединения, как социальные институты;
4. Рассмотреть организацию взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения;
5. Проштудировать возможности общественного объединения «Надежа» по развитию лидерского потенциала старших подростков;
6. Провести диагностику развития лидерского потенциала старших подростков;
При анализе проблемы были использованы доступные комплексные методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование;
• эмпирические изучение и обобщение педагогического опыта, анализ документов, наблюдение, тестирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8» и общественное объединение «Надёжа» в г. Полевской.
Выпускная квалификационная работа в структуре рассматривается как две главы, введения, заключения, списка использованной литературы (в количестве 65 источников).
Проведенное исследование позволяет утверждать, организация процесса взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений с целью развития лидерских качеств старших подростков является актуальной проблемой. Это имеет связь с добровольным характером включения подростков в социальные отношения; избирательным условием социального опыта, осуществляющееся подростками, с учетом отношений к оценкам старших, определяемых авторитетом этих старших, а также направленностью деятельности этого выбранного подростками социального института.
Показано, что процесс взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения способствует развитию лидерских качеств старших подростков, предполагает наличие особых организационно - педагогических условий по включению подростков в социально - значимую деятельность, поиск возможных форм сотрудничества с ровесниками и старшими, выбор подходящего по форме и содержанию детского объединения и программ, определение и реализацию своей социальной роли в общественном объединении, рефлексию самореализации себя в избранной социальной роли, самокоррекцию отношений и форм участия в общественно - значимой деятельности. При этом лидерский потенциал подростков является одновременно и завершающим самореализацию компонентом, и начинающим ее на другом, более высокоразвитом уровне: обогащен социальный опыт подростков, расширена сфера их интересов и возможностей, потребностей, мотивов развития личности, программы деятельности, предлагаемые к реализации различные социальные роли.
Процесс взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений строится на основе соотношения равенства и педагогической поддержки, причем соотношение — это гармонично и оптимально.
Это вызвано тем, что в ходе сотрудничества социальных институтов приобретается и накапливается подростками опыт социальных отношений за счет освоения подростками опыта совместной деятельности, взаимообмена социальным опытом, совместного изучения этого опыта путем определения, освоения и реализации подростком новых социальных ролей, именно присущих подростку - лидеру.
Программа была направлена на подростков старшего возраста. Результат данной программы дал развития лидерских качеств, в экспериментальной группе мы получили следующие данные. Большой рост произошел в теоретических знаниях. В самом начале работы теорией владели лишь 9 процентов, то на конец мероприятия процент вырос до 87. Наличие практического организаторского опыта в начале отмечали 53%, на конец - 82%.
При анализе в сравнительной плоскости произошло изменение таких качеств, как: самостоятельность, общительность, наблюдательность, настойчивость, инициативность и активность. Итог нашей работы по развитию лидерского потенциала подрастающего поколения доказывает, что программа, направлена для взаимодействия и способствует более глубокой работе, которая позволяет развить лидерские качества подростков, что говорит о том, что выдвинутая нами гипотеза - подтвердилась.
В процессе исследования были решены поставленные нами задачи, что позволило достичь цели исследования - разработать программу взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения для развития лидерского потенциала старших подростков.
В процессе применены научно - практические рекомендации по формированию и развитию лидерских качеств подростков в общественном объединении, оказана практическая помощь педагогам Полевского в организации такой работы в детских общественных объединениях и в органах ученического самоуправления.
Данное исследование не в состоянии охватить все возможные аспекты проблем развития лидерских качеств старших подростков в детском общественном объединении и открывает перспективы последующего исследования. Существует острая необходимость в совершенствовании диагностического инструментария для выявления и изучения сформированности лидерских качеств в современных условиях.
Показано, что процесс взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения способствует развитию лидерских качеств старших подростков, предполагает наличие особых организационно - педагогических условий по включению подростков в социально - значимую деятельность, поиск возможных форм сотрудничества с ровесниками и старшими, выбор подходящего по форме и содержанию детского объединения и программ, определение и реализацию своей социальной роли в общественном объединении, рефлексию самореализации себя в избранной социальной роли, самокоррекцию отношений и форм участия в общественно - значимой деятельности. При этом лидерский потенциал подростков является одновременно и завершающим самореализацию компонентом, и начинающим ее на другом, более высокоразвитом уровне: обогащен социальный опыт подростков, расширена сфера их интересов и возможностей, потребностей, мотивов развития личности, программы деятельности, предлагаемые к реализации различные социальные роли.
Процесс взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений строится на основе соотношения равенства и педагогической поддержки, причем соотношение — это гармонично и оптимально.
Это вызвано тем, что в ходе сотрудничества социальных институтов приобретается и накапливается подростками опыт социальных отношений за счет освоения подростками опыта совместной деятельности, взаимообмена социальным опытом, совместного изучения этого опыта путем определения, освоения и реализации подростком новых социальных ролей, именно присущих подростку - лидеру.
Программа была направлена на подростков старшего возраста. Результат данной программы дал развития лидерских качеств, в экспериментальной группе мы получили следующие данные. Большой рост произошел в теоретических знаниях. В самом начале работы теорией владели лишь 9 процентов, то на конец мероприятия процент вырос до 87. Наличие практического организаторского опыта в начале отмечали 53%, на конец - 82%.
При анализе в сравнительной плоскости произошло изменение таких качеств, как: самостоятельность, общительность, наблюдательность, настойчивость, инициативность и активность. Итог нашей работы по развитию лидерского потенциала подрастающего поколения доказывает, что программа, направлена для взаимодействия и способствует более глубокой работе, которая позволяет развить лидерские качества подростков, что говорит о том, что выдвинутая нами гипотеза - подтвердилась.
В процессе исследования были решены поставленные нами задачи, что позволило достичь цели исследования - разработать программу взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения для развития лидерского потенциала старших подростков.
В процессе применены научно - практические рекомендации по формированию и развитию лидерских качеств подростков в общественном объединении, оказана практическая помощь педагогам Полевского в организации такой работы в детских общественных объединениях и в органах ученического самоуправления.
Данное исследование не в состоянии охватить все возможные аспекты проблем развития лидерских качеств старших подростков в детском общественном объединении и открывает перспективы последующего исследования. Существует острая необходимость в совершенствовании диагностического инструментария для выявления и изучения сформированности лидерских качеств в современных условиях.



