Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков

Работа №96885

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков....6
1.2. Лидерский потенциал: определение, условия развития, проявления
в старшем подростковом возрасте 13
1.3. Образовательная организация и общественное объединение как социальные институты и субъекты взаимодействия по развитию лидерского
потенциала старших подростков 21
1.4. Организация взаимодействия: понятие, характеристика 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАОУ ПГО «СОШ №8» И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАДЕЖА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 39
2.1. Возможности общественного объединения «Надежа» по развитию
лидерского потенциала старших подростков 39
2.2. Анализ работы школы по развитию лидерского потенциала
старших подростков 45
2.3. Программа организации взаимодействия школы с общественным объединением «Надёжа» для развития лидерского потенциала старших
подростков 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Актуальность исследования. Развитие лидерских качеств у подростков старшего возраста эта одна из актуальных проблем в переходном периоде нашей страны к правовому государству и демократии, экономике рынка. Одним из главных социальных институтов, дающим успешное решение данной проблемы являются общественные объединения, которые благоприятствуют процессу развития лидерского потенциала. Федеральный Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (2006 г.) говорит, о государственной поддержке этих форумов, направленной на "социальное становление, развитие и социализацию детей и молодежи в общественной жизни..." [5]. Общеобразовательные организации, общественные объединения, не изменяя своим традициям, интегрируют усилия для усиления социального опыта подростков, необходимые знания, показывая качества, присущие личности и используя лидерские качества.
Отечественные и зарубежные ученые выявили, что такие важные качества, например, такие как, способность принятия ответственных решений в важных для социума ситуациях, управлять взаимоотношением в социуме, консолидируя усилия на достижение общей цели, развивают лидерские качества.
Изучение научной литературы и исследований показало, что рассматривались следующие аспекты проблемы взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков. В работе Волохова А.В. изучена самостановление ребенка в период программы самостановления в жизни общественной организации [29]. Доказано, что помощь в развитии детского движения и осуществлении детских начинаний расширяют сферу деятельности детских объединений и способствуют вживлению в коллектив, помогают реализовать индивидуальные качества, применить полученные знания в повседневных жизненных ситуациях.
Кирпичник А.Г. поведал об общественной организации и сделал вывод, что пребывание школьников в таких объединениях способствует переменам к лучшей их личности [39]. Кудряшова Е.В. рассмотрела лидерство, как предмет социально-философского анализа сделав вывод, что каждый лидер имеет присущие черты личности [44]. Тажутдинова Г.Ш. раскрыла тему взаимосвязи лидерства и направленности личности подростка. Она показала, что характерно для личности лидера или выдвигается ли лидер группы по определенному виду направленности [56].
Несмотря на проведенные исследования феномена лидерства в подростковом возрасте, вопросы взаимодействия общеобразовательной организации и детских общественных объединений по совершенствованию лидерских качеств у старших подростков за последнее время в работах специально не рассматривались. Проведенные исследования и рекомендации на данную тему отсутствуют. Решение проблемы совершенствованию лидерских качеств подростков в различных общественных институтах осложняется противоречием между нуждой общества в лидерах, как властной личности, лидерских качеств подростка, - и мало достаточной разработанностью практики и теории программы организации взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений, направленного на развитие лидерского потенциала старших подростков.
Проблема исследования: как организовать взаимодействие общеобразовательной организации и общественных объединений для развития лидерского потенциала старших подростков.
Объект исследования: процесс развития лидерского потенциала старших подростков.
Предмет исследования: взаимодействие общеобразовательной организации и общественного объединения, как средство развития лидерского потенциала старших подростков.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и опытно - поисковых данных разработать программу взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения для развития лидерского потенциала старших подростков.
Гипотеза исследования: программа взаимодействия, разработанная общеобразовательной организацией и общественным объединением, способствует развитию лидерского потенциала старших подростов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику старшего подростка;
2. Ознакомиться с понятием «лидерский потенциал старших подростков»;
3. Охарактеризовать общеобразовательную организацию и общественные объединения, как социальные институты;
4. Рассмотреть организацию взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения;
5. Проштудировать возможности общественного объединения «Надежа» по развитию лидерского потенциала старших подростков;
6. Провести диагностику развития лидерского потенциала старших подростков;
При анализе проблемы были использованы доступные комплексные методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование;
• эмпирические изучение и обобщение педагогического опыта, анализ документов, наблюдение, тестирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8» и общественное объединение «Надёжа» в г. Полевской.
Выпускная квалификационная работа в структуре рассматривается как две главы, введения, заключения, списка использованной литературы (в количестве 65 источников).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет утверждать, организация процесса взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений с целью развития лидерских качеств старших подростков является актуальной проблемой. Это имеет связь с добровольным характером включения подростков в социальные отношения; избирательным условием социального опыта, осуществляющееся подростками, с учетом отношений к оценкам старших, определяемых авторитетом этих старших, а также направленностью деятельности этого выбранного подростками социального института.
Показано, что процесс взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения способствует развитию лидерских качеств старших подростков, предполагает наличие особых организационно - педагогических условий по включению подростков в социально - значимую деятельность, поиск возможных форм сотрудничества с ровесниками и старшими, выбор подходящего по форме и содержанию детского объединения и программ, определение и реализацию своей социальной роли в общественном объединении, рефлексию самореализации себя в избранной социальной роли, самокоррекцию отношений и форм участия в общественно - значимой деятельности. При этом лидерский потенциал подростков является одновременно и завершающим самореализацию компонентом, и начинающим ее на другом, более высокоразвитом уровне: обогащен социальный опыт подростков, расширена сфера их интересов и возможностей, потребностей, мотивов развития личности, программы деятельности, предлагаемые к реализации различные социальные роли.
Процесс взаимодействия общеобразовательной организации и общественных объединений строится на основе соотношения равенства и педагогической поддержки, причем соотношение — это гармонично и оптимально.
Это вызвано тем, что в ходе сотрудничества социальных институтов приобретается и накапливается подростками опыт социальных отношений за счет освоения подростками опыта совместной деятельности, взаимообмена социальным опытом, совместного изучения этого опыта путем определения, освоения и реализации подростком новых социальных ролей, именно присущих подростку - лидеру.
Программа была направлена на подростков старшего возраста. Результат данной программы дал развития лидерских качеств, в экспериментальной группе мы получили следующие данные. Большой рост произошел в теоретических знаниях. В самом начале работы теорией владели лишь 9 процентов, то на конец мероприятия процент вырос до 87. Наличие практического организаторского опыта в начале отмечали 53%, на конец - 82%.
При анализе в сравнительной плоскости произошло изменение таких качеств, как: самостоятельность, общительность, наблюдательность, настойчивость, инициативность и активность. Итог нашей работы по развитию лидерского потенциала подрастающего поколения доказывает, что программа, направлена для взаимодействия и способствует более глубокой работе, которая позволяет развить лидерские качества подростков, что говорит о том, что выдвинутая нами гипотеза - подтвердилась.
В процессе исследования были решены поставленные нами задачи, что позволило достичь цели исследования - разработать программу взаимодействия общеобразовательной организации и общественного объединения для развития лидерского потенциала старших подростков.
В процессе применены научно - практические рекомендации по формированию и развитию лидерских качеств подростков в общественном объединении, оказана практическая помощь педагогам Полевского в организации такой работы в детских общественных объединениях и в органах ученического самоуправления.
Данное исследование не в состоянии охватить все возможные аспекты проблем развития лидерских качеств старших подростков в детском общественном объединении и открывает перспективы последующего исследования. Существует острая необходимость в совершенствовании диагностического инструментария для выявления и изучения сформированности лидерских качеств в современных условиях.



1. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 2012. С. 508-515.
2. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2014. 61 с.
3. Федеральный закон РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «Об образавании» 2014. №31. С. 11-83.
4. Федеральный Закон Российской Федерации от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
5. Федеральный закон РФ от 28.06.1995 №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Проблемы школьного воспитания. 1996. №2.
6. Абрамова Г.С. Общая психология: учебник для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Академический Проект, 2012. 495 с.
7. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания. Теория, история, практика: монография М., 2007. 229 с.
8. Алымова Н.А. Е.И. Надточий. Школьное самоуправление. Структура, рекомендации, нормативы. М.: Учитель, 2012.
9. Ананьев Б.Г. Проблемы социализации индивида // Человек и общество. Выпуск 9. Л., 2001. 144 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004
11. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: «Академия», 2000. 264 с.
12. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности (социальные исследования) М., 1970. Вып. 3. С. 19-21.
13. Бабочкин П.И. Социокультурное становление молодежи в динамично изменяющемся обществе: автореф. дис. ... д-ра философ, наук: 09.00.11 М., МГСА, 2001.
14. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе Ярославль: ЯШИ, 2012.111 с.
15. Байбородова Л.В. Воспитательный процесс в современной школе: учеб. пособие / Под ред. Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. 2-е изд., испр., дополн. Ярославль: Изд-во ЯШУ, 2008.
16. Басов Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (начало XX в. - 90-е годы): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 М.: ИТПиОРАО, 2007.
17. Башарин В.Ф. Лидерство - одна из доминант современного российского образования // Среднее профессиональное образование. 2008. № 7-8.
18. Бессонова О.Н. Организация жизнедеятельности детских объединений в учреждениях социального обслуживания населения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Кострома, 2002. 19 с.
19. Битянова М.Р. Социальная психология М.: Междунар. пед. акад., 2012. 106 с.
20. Бодалев А.А. Личность в общении М.: Педагогика, 2012. 272 с.
21. Бодалев А.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе М., 2001. 98 с.
22. Взрослые в детском движении: рабоч. материалы для проведения исследований. Ярославль, 2003. 46 с.
23. Вежевич Т. Школа лидера - школа патриота / Т.Вежевич // Народное образование. 2009. №3.
24. Веряскина И.А. Формирование лидерских качеств учащейся молодежи как основная составляющая их профессиональной успешности / И.А. Веряскина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №12.
25. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Говорящая книга, 2012.
26. ВолоховЦА-В. Основные проблемы социализации детей в условиях детской общественной организации и модели взаимодействия детских объединений и образовательных учреждений. Проблемы современного образования и воспитания: сб. науч. тр. М., 2001. С. 27-32.
27. Волохов А.В. Поговорим о понятиях «детское общественное объединение», «детская общественная организация» // Лидер образования. 2012. №11. С. 5-8.
28. Волохов А.В. Рука в руке: учеб.-метод, пособие для организаторов «Школ подготовки волонтеров детских общественных объединений» / Под ред. А.В. Волохов, И.И. Фришман, М.Р. Мирошкина. М., 2014. 102 с.
29. Волохов А.В. Самореализация ребенка в процессе социализации в деятельности общественной организации // Тезисы Всероссийской науч.-практ. конф. «Развитие личности ребенка в общности и коллективе: опыт, проблемы, перспективы». Тула, 2010.
30. Волохов А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 А.В. Волохов. Ярославль: ЯГПУ, 2011. 28 с.
31. Воспитательная деятельностьрзедагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова // под общ. ред. В. А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издат. центр1<Академия», 2005.1136 с.
32. Вульфов Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие / Под ред. Б.З. Вульфов, В.Д. Семенов. М.: Знание, 2001. 94 с.
33. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
34. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика. СПб.: Речь, 2017.
35. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера / М. Емельянова //
Воспитание школьников. 2016. №5
36. Иваненков С-П. СоциализацияЦмолодежи в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.113М.: МГУ, 1999. 32 с.
37. Из опытаизеализации областной программы «Лидер»: материалытиз опыта реализациибрбл. прогр. «Лидер». Волгоград, 2001. 76 с.
38. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика !М2: Голос, 2001. 243 с.
39. Кирпичник А.Г. Детская организация как общественная организация детей (к пересмотрун<онцепции) // Несторонний взгляд. Вып. 1. М., 2012.1г. 129-138.
40. Кирпичник А.Г. Социальная работа в сфере детского движения (Исследовательская концепция) / Под ред. А.Г. Кирпичник, Н.Ф. Басов, В.М. Басова // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н.А. Некрасова. 1996. № 1. С. 131-134.
41. Коршунова О.С. Политическая социализация детей и молодежи в общественных объединениях // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: сб. докл. и выступ. М.: Логос, 2002. С. 81-89.
42. Котляров И. В. «Педагогика лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты». М., 1997.
43. КрупскаяЕТ.К. По пректу «Положения об ученических организациях в школе» // Пед. соч.: в 10 т. М.: Педагогика, 1979. Т.10. С. 721 - 723.
44. Кудряшова Е.В. Лидерство как предмет социально-философского
анализа [Электронный ресурс] // [1996]. URL:
http://www.dissercat.com/content/liderstvo-kak-predmet-sotsialno-filosofskogo- analiza(дата обращения: 06.02.2019).
45. Леонова Е.И. Формирование социальной активности студентов в процессе культурно досуговой деятельности [Электронный ресурс] // [2011]. URL: http://dspace.kpfu.rU/xmlui/bitstream/handle/net/111437/0 791053. pdf? Seque nce=-1(дата обращения: 06.02.2019).
46. Мудрик А.В. СоциализацияЦзеловека. М.: Академия, 2004.В06 с.
47. Мудрик!.В. Социальная педагогика. М.: МГПУ, 1990. 74 с.
48. Немов Р.С. Путь к коллективу: кн. для учителей о психологии ученического коллектива / Под ред. Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. М.:Педагогика, 1988. 144 с.
49. Ольшанский Д.В. Основные теории лидерства [Электронный ресурс] URL: https ://psyfactor.org/lib/lidertheory.htm(дата обращения: 06.02.2019)
50. Ольшанский Д.В. Лидеры массы [Электронный ресурс] URL: https://psyfactor.org/lib/lidermass.htm(дата обращения: 06.02.2019)
51. Павлова О.А. Педагогическое стимулирование лидерства во временных объединениях старшеклассников: автореф. дис.... кан. пед. наук: 13.00.01|хострома, 2004. 20 с.
52. Периодизация психического развития [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/1640022129187/psihologiya/periodizatsiya psihicheskogo razvitiya(дата обращения: 06.02.2019)
53. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологическая характеристика лидерства. М.: Теоретическая психология, 2012.
54. Родионова Е.Л. Организационно-педагогические условия
взаимодействия органов управ-я .... по разв.... [Электронный ресурс] // [2007]. URL: http://www.dissercat.com/ content/organizatsionno (дата
обращения: 06.02.2019).
55. Рожков М.И. Детские организации: возможности выбора: метод, пособие для организаторов детского движения / Под ред. М.И. Рожков, А.В. Волохов М., 1996. П09 с.
56. Рожков М.И. Организацияузоспитательного1процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. М.: Владос, 2001. 256 с.
57. Рубинштейн С.Л. Основы общейЕзсихологии: в 2 ч. М.: Педагогика, 1989. Ч.1. 488 с.
58. Сбитнева В.Б. Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении [Электронный ресурс] // [2006]. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya(дата обращения: 06.02.2019).
59. Скопицкая Т.Е. Формирование мотивационной установки деятельности старшеклассников. М.:, 2012.
60. Тажутдинова Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности
личности подростка [Электронный ресурс] // [2001]. URL:
http://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-liderstva-i-napravlennosti(дата обращения: 06.02.2019).
61. Теории среды [Электронный ресурс] URL: http://texts.news/psihologiya-lichnosti-knigi/teorii-sredyi-42204.html
62. УманскийВк.Л. Педагогическое1Ъопровождение детского лидерства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 Ярославль, 2005.110 с.
63. Уманский А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковых группах: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01Казань, 2004. 122 с.
64. Фришман И.И. Влияние общественных объединений на социальное становление детей и молодежи // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: сб. докл. и выступ. М.: Логос, 2002. С. 39-48.
65. Хацкевич Т.Л. Формирование лидерских качеств подростков в условиях Всероссийского детского центра "Орленок" [Электронный ресурс] // [2002]. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-liderskikh(дата обращения: 06.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ