Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями детей подготовительной группы
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подготовительной группы
1.2 Семья: понятие, виды и характеристика 15
1.3 Дошкольная образовательная организация: понятие, цель,
задачи, функции
1.4. Взаимодействие: понятие, типы, формы и методы 31
Глава 2. Опытно - поисковая работа по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьями детей подготовительной группы на примере муниципального автономного образовательного учреждения детский сад № 531 г. Екатеринбург
2.1 Анализ взаимодействия педагогов дошкольной
образовательной организации с семьями детей подготовительной группы
2.2 Диагностическое исследование взаимодействия педагогов с
семьями детей подготовительной группы
2.3 Разработка комплекса мероприятий по взаимодействию
педагогов ДОО с семьями детей подготовительной группы
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложения 75
Тема выпускной квалификационной работы «Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями детей подготовительной группы»
Актуальность темы исследования в том, что основное условие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), является взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Одним из принципов ФГОС ДО - это принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает возможности для включения в процесс взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Семья и дошкольная образовательная организация, становятся ключевым для развития и социализации ребенка.
Дошкольная образовательная организация все чаще встречается с семьями, которые испытывают трудности в воспитании детей, особенно детей подготовительной группы, потому что данный период для детей очень важен, так как в скором времени дети пойдут в школу, они становятся более самостоятельными. Современным родителям становится тяжело все успевать из-за недостаточности времени, сильной усталости, отсутствие понимания со стороны окружающих, недостаточности компетентности по вопросам дошкольной педагогики. В свою очередь педагогам становится все тяжелей налаживать отношения с родителями детей, из-за их закрытости и не желании идти на контакт. Педагогам необходимо искать все новые формы и типы взаимодействия с семьями детей подготовительной группы, для получения результатов.
Проблемой по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации и семьи занимались такие ученые как Е.П. Арнаутова, А.С. Макаренко, Т.А. Куликова. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольной организации и семьями (А.В. Загик, Е.П. Арнаутова), авторы раскрывают необходимость саморазвития педагогов и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают разные формы работы педагога с семьёй.
В наше время родители являются основными закачками образовательной услуги в дошкольной образовательной организации, а значит, педагоги должны ориентироваться на интересы и запросы семьи.
Противоречие исследуемой темы состоит между многообразием форм и типов взаимодействия с семьями детей подготовительной группы, и сложностью вовлечения семей в образовательный процесс.
Проблема исследования: как выстроить взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями детей подготовительной группы.
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями.
Предмет исследования: формы, виды и типы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями.
Цель исследования: на основе изученной теории и опытно - поисковой работы разработать комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов с семьями детей подготовительной группы.
Гипотеза исследования: вероятно, что взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями детей подготовительной группы будет более активно при подборе определенных форм и методов, и системном подходе в комплексе мероприятий по взаимодействию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей подготовительной группы.
2. Проанализировать понятие «Семья».
3. Изучить цели и задачи дошкольной образовательной организации.
4. Выявить виды, формы и типы взаимодействия педагогов
дошкольной образовательной организации подготовительной группы.
5. Провести анализ взаимодействия педагогов ДОО с семьями детей подготовительной группы.
6. Провести диагностическое исследование по взаимодействию педагогов с семьями детей подготовительной группы.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 531.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Исходя из проведенного исследования по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьями детей подготовительной группы, можно сделать вывод, что в дошкольной организации все чаще встречаются семьи, где родители испытывают трудности в обучении и воспитании детей. Современным семьям достаточно сложно все успевать, поэтому зачастую родители обращаются за помощью по воспитанию к педагогам ДОО.
При взаимодействии педагогов ДОО с семьями детей подготовительной группы учитывается психолого-педагогическая характеристика детей, в связи с тем, что у детей 6-7 лет активно расширяется сфера деятельности. Усиливаются взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми, дети начинаю подражать взрослым, дошкольник познает мир взрослого. Воспитание приобретает в этом возрасте полноценное взаимодействие между взрослыми и детьми.
Важную роль в воспитании детей играет семья, где одной из главных черт является социализация ребенка, и адаптация ребенка в обществе. В семье передаются традиции, которые накапливаются из поколения в поколение, жизненные установки, нравственное поведение, все это начинает формироваться именно в семье. Единственным правильным курсом в воспитании ребенка это передаваемая радость, тепло, доброе отношение к ребенку родителями. Первым помощником в воспитании ребенка после узкого круга в семьи, является дошкольная образовательная организация. В ДОО учитываются принципы дошкольного образования, такие как индивидуальный подход к каждому ребенку и взаимодействие с семьями детей. Для взаимодействия с семьями детей в ДОО используется системный подход к воспитанию и обучению детей, взаимодействие выстраивается целенаправленно и имеет относительную устойчивость. Цель дошкольной образовательной организации является обеспечение права человека по полноценное образование. В ДОО организуются все условия для развития детей и их социализации, проходит консультативная поддержка родителей.
Педагоги дошкольной организации подбирают разные виды, формы взаимодействия с семьями детей. Цель взаимодействия в ДОО это сплочение семьи, установление между детьми и их родителями доверительных, добрых отношений, создание оптимально комфортных условий для обучения и воспитания детей. Подобранные формы и методы педагогического взаимодействия может быть как индивидуальным, так и коллективным, в зависимости от ситуации и потребностей родителей. Методов для включения родителей образовательный процесс достаточно много.
Проанализировав условия по взаимодействию педагогов в МАДОУ детский сад № 531 мы пришли к выводу, что для плодотворной работы по взаимодействию педагогов с семьями в детском саду есть многое, это и информационные стенды, сайты образовательной организации, родительские уголки, проводятся проектная деятельность и досуговая форма работы, только нет систематизации, поэтому встала необходимость к разработке комплекса мероприятий во взаимодействию педагогов ДОО с семьями детей. Перед разработкой комплекса мероприятий мы провели диагностическое исследование, где были определены критерии: удовлетворенность деятельностью педагогов ДОО, удовлетворенность педагогов взаимодействием с семьями детей в образовательном процессе, удовлетворенность семей по подготовке детей к школе. Для диагностики мы провели анкетирование родителей группы № 8, и представили три анкеты. По результатам анкетирования мы пришли к выводу, что необходимо повышать педагогическую компетенцию в семьях, вовлекать семьи в образовательный процесс, и придерживаться системного подхода. Педагогам так же необходимо привести работу в систему, для работы с семьями. То есть встал вопрос о разработке комплекса мероприятий.
Комплекс мероприятий был направлен на взаимодействия педагогов с ДОО с семьями детей подготовительной группы для повышения педагогической компетенции в семьях, а задачи направлены на активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Разработанный комплекс рассчитан на один учебный год с целью его корректировки. В комплексе мероприятий учитывались принципы сотрудничества с семьями детей, вовлечение семей в образовательный процесс и системных подход.
Таким образом, цель достигнута, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 304 с.
2. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 2005. № 6 С. 66 - 70
3. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9. С. 52-58.
4. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и семьи // Воспитательная работа в школе. 2004. № 1. С. 86.
5. Безуглов Ю.И., Безуглова Л.П. управление качеством образования в учебном заведении : монография / Ю.И. Безуглов, Л.П. Безуглова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. 156 с.
6. Бухарова Г.Д. Системы образования: учебное пособие / Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьев, Л.Д. Старикова Ростов-на/Д: Феникс, 2008. 475с.
7. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: Издательский центр «Академия». 1999. 440 с.
8. Веретенникова Т. С., Зиновьева О. Н. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. №12. С. 833-835.
9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей / Педагогика. 2001. 254 с.
10. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под редакцией Н. Ф. Виноградовой, М.: Просвещение, 1989. 192с.
11. Дружинин В. Н. Психология семьи. Спб.: Питер, 2008. 176 с.
12. Загик Л. В., Куликова Т. А. Воспитателю о работе с семьей. М.: Просвещение, 2010. 192 с.
13. Зритнева, Е. И. Социология семьи: М.: ВЛАДОС, 2006. 150 с.
14. Калинина Р., Семенова, Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад // Дошкольное воспитание, 2012. 343с.
15. Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-7 лет: методическое пособие / Ю.В. Карпова. М.: Вентана-Граф, 2015. 440с.
16. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013. 203 с.
17. Куликова Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск. 2001. 225 с.
18. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара: Бахрат, 1998 г. 340 с.
19. Макаренко А. В. Книга для родителей. М.: Академия. 2005. 345 c.
20. Макаренко, А. С. О воспитании. М.: Политиздат. 1988. 256 с.
21. Методические советы к программе «Детство». СПб.: «Детство Пресс», 2006. 304 с.
22. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 208 с.
23. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы. // Классный руководитель, 2005. №5. С. 107.
24. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: «Академия», 2007. 200
25. Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. М.: 1998. 425с.
26. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003. 212 с.
27. Образовательная деятельность по программе «Тропинки»: планирование, рекомендации, конспекты: методическое пособие. М.: Вентана-Граф. 2017. 320 с. (Тропинки)
28. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологи ческих выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28 е изд., перераб. М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. 1376 с.
29. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
30. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 160 с.
31. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений // Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
32. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. М.: Изд-во ВЛАДО-ПРЕСС, 2003. 400 с.
33. Петрова Л.И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети. Феникс. 2013. 352 с.
34. Подымова Л.С. Духова Л. И. Психолого-педагогический практикум. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 224 с.
35. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки»: проект / под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана- Граф, 2015. 560с.
36. Программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 5-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 208 с.
37. Прудникова Т.П. Семья как общечеловеческая ценность в педагогическом наследии. //Воспитание школьников. 2001. №8. С. 107.
38. Развитие личности ребенка от пяти до семи. Екатеринбург : У- Фактория, 2005. 600с. (Серия «Психология детства»)
39. Развитие речи детей 5 - 7 лет: программа: методические рекомендации: конспекты занятий: игру и упражнения/ авт.-сост.: О.С.
Ушакова, Е.М. Струнина. 2-е издание., дораб. М.: Внтана-Граф, 2014. 272с. (Тропинки).
40. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. научных трудов. Волгоград, 2004. 315с.
41. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии. Минск: Экоперспектива, 2010. 196 с.
42. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
43. Севоременные технологии эффективное социализации: ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/ Н.П. Грушаева. М.: Вентана Граф, 2015. 184с. (Тропинки).
44. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие. Уфа; 2005г. 59 с.
45. Сухомлинский В.А. Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. Киев., 2010. 255 с.
46. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии:: Пособие для студентов Педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под. ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Присвящение: Владсо, 1995. 291 с. ISBN 5-09-006457-1
47. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ.высш. и сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-304с.
48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стериотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 336с.
49. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стериотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336с.
50. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368с.
51. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 368с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива, 2014. 32с.
53. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший бал». Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. 448 с.
54. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Университетское. 2000. 560 с.
55. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М.: Мысль, 1993. 306с.
56. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 272 с.