Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков 7
1.2. Правовая культура: понятие, структура, функции 17
1.3. Формы и методы воспитания правовой культуры у старших подростков
во внеурочной деятельности 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию правовой культуры
старших подростков на примере МБОУ СОШ №1 п. Восточный 39
2.1. Анализ деятельности МБОУ СОШ №1 п. Восточный по воспитанию
правовой культуры у старших подростков 39
2.2. Диагностика уровня правовой культуры старших подростков 47
2.3. Комплекс мероприятий по воспитанию правовой культуры старших
подростков в МБОУ СОШ №1 п. Восточный 60
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения
Актуальность исследования. На сегодняшний день, Российская Федерация находится в беспрерывном системном преобразовании различных сфер жизни государства, таких как социально-экономической, политической, правовой и др. Результат этих преобразований - это становление правового государства, развитого гражданского и экономически стабильного общества.
Одной из главных закономерностей стабильного общества является устоявшийся механизм правового регулирования. В основе этого механизма лежит высокий уровень правовой культуры общества. Именно поэтому для построения правового государства, для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитание гражданина с развитой правовой культурой. Задача воспитания правовой культуры подростков старшего возраста стоит на государственном уровне.
Так, в Распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 Ыо996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» одним из аспектов гражданского воспитания развитие правовой культуры детей, расширение возможностей их участия в принятии решений, которые затрагивают их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности [53].
В стандартах среднего (полного ) общего образования определено, что «выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, и строить собственную жизненную траекторию; должен иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством».
Именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России.
Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция [10, с. 106].
Одной из закономерностей зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования. Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов данного общества
Для успешного социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого человека с развитым правосознанием. А это уже задача непосредственно учебного учреждения, в котором обучается данный молодой человек. В образовательных организациях этому направлению уделяется внимание в учебной и во внеурочной деятельности возможности которые достаточно широки.
Внеурочная деятельность по воспитанию правовой культуры, несомненно, значима именно в старшем подростковом возрасте, потому что, в этот период у них формируется целостная система знаний, которая со временем преобразуется в систему убеждений.
Также для старшего подросткового возраста характерна индивидуальная ситуация развития, связанная с переходом от детства к взрослости, необходимостью самоопределения, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и ценностных приоритетов, которая сопровождается приобретением новых прав, обязанностей и наступлением ответственности за их несоблюдение.
Степень изученности. Проблемами правовой культуры старших подростков занимались многие ученые, такие как: А.Д. Бобкова, М.В Бонадренко, И.А. Крыгиной, А.К. Лукиной, В.Д. Мазаева, Н.В. Щербакова, Л.С. Юрова.
Противоречие исследования: состоит между необходимостью, воспитания правовой культуры у старших подростков в школе и недостаточной разработанностью практических рекомендаций в данной области.
Проблема исследования. Каково содержание воспитания правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности?
Объект исследования: процесс воспитания правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: содержания воспитания правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитанию правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Гипотеза исследования: воспитание правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в образовательной организации возможно, если в разработанном комплексе мероприятий будут использованы разнообразные формы работы, такие как: круглый стол, игра- викторина, оформление информационного стенда и методы наглядных иллюстраций и демонстраций, метод информирования.
- воспитание правовой культуры будет рассматриваться как целенаправленная деятельность учителей по формированию у подростков ценностного отношения к закону, правовым нормам и правовому поведению, обеспечивающая развитие представлений, понятий и умений подростков в области права и правового поведения;
Задачи исследования:
1. Изучить психологические и педагогические особенности старших подростков.
2. Рассмотреть понятие структуру и функции правовой культуры
3. Определить формы и методы воспитания правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности.
4. Проанализировать деятельность школы в МБОУ СОШ №1 п. Восточный по воспитанию правовой культуры старших подростков.
5. Провести диагностику уровня правовой культуры старших подростков.
Методы исследования: - теоретические: анализ, сравнение, обобщение, синтематизиция; - эмпирические: наблюдение, анализ документов, анкетирование, тестирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Восточный.
Структура работы ;Выпускная квалификационная работа состоит из: , введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Подведем основные итоги по выпускной квалификационной работе.
Согласно проведенному исследованию изучению процесса воспитания правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности, можно сформулировать следующие выводы.
В работе был рассмотрен старший подростковый возраст - это по Д.Б. Эльконину период с 15-17 лет. Изучив психолого-педагогическую характеристику детей старшего подросткового возраста, мы выяснили, что этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.
Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.
Анализ литературы, посвященной характеристикам старшего подросткового возраста, позволил заключить, что к достижению данного возраста старший подросток достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. У него усиливаются сознательные мотивы поведения. Вступая в жизнь ему необходимо быть практически и психологически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах правовых и нравственных норм, уважения и соблюдения закона, уважение прав и свобод других людей.
Под правовой культурой понимается общий уровень эмоционально-ценностного, поведенческого и когнитивного компонентов, которые отражают ценности и объективное отношение старших подростков к праву, совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок.
Исходя из данного определения, различные ученые в своих работах выделяют три основных компонента правовой культуры: когнитивный (знание правовых понятий, терминов, документов и т.д.), эмоционально¬ценностный (понимание человеком необходимости соблюдения норм и законов), деятельностный (умение оценивать и анализировать правовые ситуации и явления, принимать решения).
В работе так же были выделены формы и методы воспитания правовой культуры во внеурочной деятельности в школе.
Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Под формой воспитания понимается способ организации учебно-воспитательного процесса, устойчивую, исторически сложившуюся и завершенную логически организацию педагогического процесса, главными свойствами которого являются систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава его участников, а также наличие определенного режима поведения. По требованиям ФГОС второго поколения внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Базой исследования стало Муниципальное Бюджетное Образовательное Средняя Общеобразовательная школа №1 п. Восточный. Был проведен анализ деятельности СОШ №1 п. Восточный по воспитанию правовой культуры.
Обобщение различных взглядов, опыт практической работы СОШ №1 п. Восточный по воспитанию правовой культуры старших подростков позволил разделить условия формирования правовой культуры на три группы: организационные, процессуальные, содержательные.
Также реализованы некоторые пути по воспитанию правовой культуры:
- учебная работа (освоение правовых знаний в рамках учебных дисциплин);
- внеклассная воспитательная работа (классные часы, беседы правовой направленности, встречи с работниками юстиции, кружок правовых знаний, тренинг правомерного поведения, коллективные творческие дела по праву и др.);
Для полного анализа деятельности учреждения по воспитанию правовой культуры старших подростков мы провели диагностику уровня правовой культуры старших подростков. Для этого нами были определены уровни правовой культуры (низкий, средний, высокий) и подобраны методики соответствии с компонентами правовой культуры обозначенными выше.
Участниками проведенной диагностики стали 25 подростков от 15-17 лет, они являются учащимися 9-х и 11-х классов МБОЙ СОШ №1 п. Восточный.
Результаты диагностики показали, что уровень правовой культуры у старших подростков средний и обосновали необходимость разработки комплекса мероприятий по воспитанию правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Цель комплекса - воспитание правовой культуры старших подростков, через формирование трех ее компонентов: эмоционально-ценностного, поведенческого и когнитивного.
Комплекс мероприятий включает в себя: вводную беседу по теме «Правовая культура», Для формирования когнитивного компонента правовой культуры нами были предложены следующие мероприятия: круглый стол «Подросток и закон», игра-викторина «Правовой эрудит, оформление уголка правовых знаний «От безответственности до преступления один шаг».
Для формирования эмоционально-ценностного компонента правовой культуры нами были предложены следующие мероприятия, конкурс сочинений «Права человека в будущем России», конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин», , дискуссии на тему: «Я выбираю», «На пути к праву».
Для формирования поведенческого компонента правовой культуры нами были предложены следующие мероприятия: деловые игры «Что я знаю о праве» , « Гражданином быть обязан», «Права ребенка», правовой марафон «На пути к праву», практикум по решению правовых задач «Мозговой штурм».
Мы предполагаем, что данный комплекс мероприятий позволит разнообразить внеурочную деятельность школы и способен создать условия для воспитания правовой культуры.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. 1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского
государства в области защиты прав детей. М., ACT, 2014. 232 с.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 207 с.
2. Алексеев С. С. Общая теория права. М., Инфра-М , 2015. 123 с.
3. Байниязов Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществ е. Саратов., Логос. 2013. 285 с.
4. Бельвиль А. Проблемы преподавания права в образовательных учреждениях. М., Юрайт, 2014. 190 с.
5. Бердяев Н .А. Самопознание. М., Юрайт, 2015. 323 с.
6. Бобков А. Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., ЮН ИТИ, 2014. 283 с.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Международная пед. акад., 1995. 209 с.
8. Большой энциклопедический словарь: [А — Я]/ Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 2004. 1408 с.
9. Болотина Т. В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизации общего образования. М., Юрайт , 2013. 466 с.
10. Бондаревская Е .В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Р-н/Д., Эксмо, 2014. 303 с.
11. Бондаренко М. В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе. М., Юрайт, 2012. 362 с.
12. Васильев А.М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категории права. М., Юрайт, 2014. 120 с.
13. Вахромов Е.Е. Психологические особенности развития человека: теория самоактуализации: учеб. пособие. М.: Международная педагогическая академия, 2001. 116 с.
14. Ващилин Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации. М., Юрайт, 2013. 394 с.
15. Власов А. А. Кризис правосознания молодежи: Проблемы и способы разрешения. М., 2014. 276 с.
16. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2007 436 с.
17. Газман О .С. Воспитание: цели , средства, перспективы. М., Эксмо, 2014. 129 с.
18. Гайнер М.Л. Можно ли научить праву? М ., 2014. 188 с.
19. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. Издательство: Институт практической психологии, 2015. 133 с.
20. Голубева Г.А. Понятие правового воспитания: социально философский аспект. М., Эксмо, 2014. 239 с.
21. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М., ЗАО «Учительская газета», 2012. 394 с.
22. Гранат Н . Л. Право сознание и правовая культура. М., Эксмо, 2014.
23. Гриценко Г.Д. Правовое сознание россиян : история и современность . М., Эксмо , 2013. 320 с.
24. Гурин В.Е. Формирование правового сознания и поведения старшеклассников. М., Эксмо , 2014. 501 с.
25. Давыдов В. В.// Культура// Российская педагогическая энциклопедия. М., Эксмо, 2013. 84 с.
26. Долгова А. Право вое воспитание несовершеннолетних. М., Эксмо, 2014.
27. Дорофеева Е. С. Становление правового порядка в Российском государстве. Саратов., Эксмо, 2015. 99 с.
28. Драгунова Т.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2006 656 с.
29. Дубровина И. В. Формирование личности старшеклассника. М., ЮН ИТИ, 2014. 168 с.
30. Исаев И.А.: Правовая культура России: учеб. пособие. М.: Проспект, 2009. 335 с.
31. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. 200 с.
32. Евплова Н. Ю. Правосознание молодежи: Теоретический и социологический аспекты. Волгоград., Фитон+, 2014. 114 с.
33. Ефременко Е. М. Правосознание учащейся молодежи: Теоретически е основы и особенности формирования. Минск, Феникс, 2014. 210 с.
34. Завьялова М.С. Со временные технологии образования. Красноярск, СпецЛит, 2014. 190 с.
35. Иванова Л.Н. Правовая культура и правосознание современной молодежи: проблемы и перспективы. Улан-Удэ., Ювента, 2013. 294 с.
36. Ильин B.C. Формирование личности школьника. М., 2014. 231 с.
37. Ильинский И.М . Будущее России и молодёжь : к новой концепции молодёжной политики . М ., Эксмо, 2014. 176 с.
38. Ибрагимова З.Н., Князева А.Г., Николаев А.В. Правовая культура как основа развития гражданского общества. // Вестник ТвГУ. Серия Педагогика и психология. 2015. 1. С. 127-139.
39. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 207 с.
40. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика. Электронный учебнометодический комплекс. URL:httр://www.kgаu.ru/ (дата обращения: 17.04.2018).
41. Каминская В .И. Правосознание как элемент правовой культуры. М., Эксмо, 2014. 323 с.
42. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 2004. С. 187-188
43. Комарова О. Ю. Правовая культура как объективная необходимость формирования правового сознания человека в условиях становления гражданского общества. Ярославль., Юрайт, 2014. 175 с.
44. Конаржевский Ю. В. Анализ урока. Издательство ., Педагогический поиск, 2013 г. 240 с.
45. Крыгина И.А . Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в со временном российском обществе . Р-н/Д., Юрайт, 2014. 273 с.
46. Леонтьев Д.А. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2014, 504 с.
47. Ловничая Т.Н . Формирование правосознания личности ребенка. Волгоград., Фитон , 2014. 423 с.
48. Лукина А .К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях . М., Феникс, 2012. 341 с.
49. Мазаев В . Д. О проблемах правового образования в школе. Основы государства и права. М., Феникс, 2014. 90 с.
50. Муслумов Р.Р. Психолого-педагогические условия развития правового сознания будущих учителей: дис. ... канд. псих. наук. Екатеринбург, 2009.
51. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура. М., Феникс, 2014. 238 с.
52. Павленко Е.М. Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России. М.: Права человека, 2008. 184 с.
53. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 Ыо996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2016. Ст. 6.
54. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 10-11 лет. М., ЮНИТИ , 2014. 344 с.
55. Сластенин В. А. Педагогика : учеб .пособие для студентов вузов.
М., ЮН ИТИ, 2015. 190 с.
56. Титова Е.В. Если знать как действовать: разговор о методике воспитания. М.: Просвещение, 1993. C.106-107
57. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: Флинта, 2007. 670 с.
58. Фомина Л.В. Социально-психологические проблемы деликвентности подростков: Автореф. д и с. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2012. 23 с.
59. Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт: глоссарий. URL: ЬйрУ/шозшеФб.ги/шеФФсйезкое-
ргоз1гапз1уо/згебпуауа-1з1агзйауа-зЬко1а/гиззкц-уахук/Ю^/дХоззагц -1доз.Ь1ш1 (дата обращения: 12.01.2018)
60. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
61. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп, авторы. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. 490 с.
62. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. М., Юристъ , 2013. 512 с.
63. Царева Т. А. Правовое поведение молодежи: социологический аспект // Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы , 2015. № 7. С. 12¬17.
64. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие / М.Б. Челышкова. М., Логос, 2012. 432 с.
65. Шепелев В.И. О мест е правовых и политических норм в регулятивной системе обществ а / В.И. Шепелев // Правовая политика и правовая жизнь. 2014. № 3. С. 126-134.
66. Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. С П б., Алетейя , 2012. 447 с.
67. Шефруков А.З. Правовая культура в системе социальных институтов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. С. 142-149.
68. Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. - Ярославль: ЮНИТИ, 2013. 253 с.
69. Элиасберг Н.И. Гуманистические основы системы правового обучения в школе: Дисс. д -ра пед. н ау к. СПб., 2015. 462 с.
70. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М., Педагогика , 2014. 417 с.
71. Юрова Л. С. Учебная ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции: М., Р Г Б, 2013. 253 с.
72. Ярощук Н.Б. Особенности ценностных ориентаций у подростков с различными формами и степенью выраженности девиантного поведения. Ананьевские чтения - 97: Тез. научн.- практ. конф. Спб ., 2015. С. 266-268.