Предупреждение нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАНОЙ
ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Психологическое содержание процесса письма 7
1.2. Физиологическое содержание процесса письма 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 27
2.1. Организация, цель, задачи и методы констатирующего эксперимента 27
2.2 Методика исследования моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики, общей моторики 28
2.3. Методика исследования звукопроизношения и просодических
компонентов языка 31
2.4. Методика исследования фонематических процессов 32
2.5. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 45
3.1. Теоретическое обоснование предупреждения нарушений письма у
дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 45
3.2. Содержание логопедической работы по предупреждению нарушений
письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 53
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 136
ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Психологическое содержание процесса письма 7
1.2. Физиологическое содержание процесса письма 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 27
2.1. Организация, цель, задачи и методы констатирующего эксперимента 27
2.2 Методика исследования моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики, общей моторики 28
2.3. Методика исследования звукопроизношения и просодических
компонентов языка 31
2.4. Методика исследования фонематических процессов 32
2.5. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 45
3.1. Теоретическое обоснование предупреждения нарушений письма у
дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 45
3.2. Содержание логопедической работы по предупреждению нарушений
письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 53
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 136
Актуальность исследования: Предупреждение или профилактика нарушений письма - один из важных аспектов подготовки ребенка к школе. Нарушение письма учащихся в младших классах сейчас является достаточно распространённой проблемой. Работа с детьми в еще дошкольном возрасте поможет решить проблему нарушения письма в школе, что будет способствовать успешному обучению [70].
Профилактика нарушений письма у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии заключается в формировании и коррекции фонематических процессов, звукопроизношения и устной речи в целом, а также вформировании моторного праксиса и коррекции психических функций и процессов, необходимых при письме [41].
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии часто встречается в практике. Она характеризуется нерезко выраженной смазанностью речи, назализацией, сопровождающиеся нечетким звукопроизношением [3, 56].
Дефекты звукопроизношения являются стойкими, не поддаются самокоррекции.
Среди имеющихся дефектов звукопроизношения преобладают замены сложных в артикуляционном отношении звуков на более простые. Из-за повышенного мышечного тонуса языка смягчаются твердые согласные, сближаются артикуляционные уклады многих звуков [41, 38].
Эти недостатки вызывают вторичное недоразвитие фонематического слуха. Звукопроизношение и фонематические процессы являются ведущими предпосылками готовности к обучению грамоте [71, 26].
Таким образом, дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии будут испытывать трудности в освоении письма в период школьного обучения.
Раннее выявление таких детей, преодоление нарушений звукопроизношений, фонематических процессов для профилактики нарушений письма является актуальной проблемой.
Дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеют трудности усвоения устной речи, соответственно испытывают трудности освоения письма в период школьного обучения. Состояние устной речи предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и к овладению письму [37].
Объект исследования - состояние готовности фонематических процессов, звукопроизношения и моторного праксиса, обеспечивающих формирование предпосылок письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования -комплексы приемов, направленных на предупреждение нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза: вероятно, развитие предпосылок письма, определяющих готовность к овладению письмом у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии определяется степенью устного речевого недоразвитая и состоянием психических функций, необходимых в процессе письма. Необходима системная работа по формированию моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов, которые являются ведущими предпосылками в обучении письму. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа может способствовать своевременному и эффективному предупреждению нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования - систематизировать, разработать, теоретически обосновать наиболее эффективные пути и приемы формирования предпосылок письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературе.
2. Выявить состояние фонематических процессов, звукопроизношения и речи в целом и моторного праксиса, обеспечивающих формирование предпосылок письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Определить направления коррекционной работы по развитию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Научно-методологической основой исследования являются труды:
1) О высших психических функциях (Выготский Л.С., Лурия А. Р. и др.).
2) О психофизиологических механизмах, участвующих в процессе письма (Лурия А. Р, Левина Р. Е. и др.).
3) О поэтапном формировании умственных действий (П. Я. Гальперин) Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Теоретические методы:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования
2. Сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации.
3. Обработка и интерпретация полученных результатов.
Эмпирические методы:
1. Констатирующий эксперимент
2. Обучающий эксперимент
Практическая значимость работы. Содержание педагогической работы может быть использовано логопедами, воспитателями детских садов, родителями.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 370». В исследовании приняли участие дети 5-6 лет в количестве 15 человек.
Профилактика нарушений письма у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии заключается в формировании и коррекции фонематических процессов, звукопроизношения и устной речи в целом, а также вформировании моторного праксиса и коррекции психических функций и процессов, необходимых при письме [41].
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии часто встречается в практике. Она характеризуется нерезко выраженной смазанностью речи, назализацией, сопровождающиеся нечетким звукопроизношением [3, 56].
Дефекты звукопроизношения являются стойкими, не поддаются самокоррекции.
Среди имеющихся дефектов звукопроизношения преобладают замены сложных в артикуляционном отношении звуков на более простые. Из-за повышенного мышечного тонуса языка смягчаются твердые согласные, сближаются артикуляционные уклады многих звуков [41, 38].
Эти недостатки вызывают вторичное недоразвитие фонематического слуха. Звукопроизношение и фонематические процессы являются ведущими предпосылками готовности к обучению грамоте [71, 26].
Таким образом, дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии будут испытывать трудности в освоении письма в период школьного обучения.
Раннее выявление таких детей, преодоление нарушений звукопроизношений, фонематических процессов для профилактики нарушений письма является актуальной проблемой.
Дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеют трудности усвоения устной речи, соответственно испытывают трудности освоения письма в период школьного обучения. Состояние устной речи предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и к овладению письму [37].
Объект исследования - состояние готовности фонематических процессов, звукопроизношения и моторного праксиса, обеспечивающих формирование предпосылок письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования -комплексы приемов, направленных на предупреждение нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза: вероятно, развитие предпосылок письма, определяющих готовность к овладению письмом у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии определяется степенью устного речевого недоразвитая и состоянием психических функций, необходимых в процессе письма. Необходима системная работа по формированию моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов, которые являются ведущими предпосылками в обучении письму. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа может способствовать своевременному и эффективному предупреждению нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования - систематизировать, разработать, теоретически обосновать наиболее эффективные пути и приемы формирования предпосылок письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературе.
2. Выявить состояние фонематических процессов, звукопроизношения и речи в целом и моторного праксиса, обеспечивающих формирование предпосылок письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Определить направления коррекционной работы по развитию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Научно-методологической основой исследования являются труды:
1) О высших психических функциях (Выготский Л.С., Лурия А. Р. и др.).
2) О психофизиологических механизмах, участвующих в процессе письма (Лурия А. Р, Левина Р. Е. и др.).
3) О поэтапном формировании умственных действий (П. Я. Гальперин) Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Теоретические методы:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования
2. Сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации.
3. Обработка и интерпретация полученных результатов.
Эмпирические методы:
1. Констатирующий эксперимент
2. Обучающий эксперимент
Практическая значимость работы. Содержание педагогической работы может быть использовано логопедами, воспитателями детских садов, родителями.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 370». В исследовании приняли участие дети 5-6 лет в количестве 15 человек.
Теоретическое и практическое изучение проблемы предупреждения нарушений письма у детей легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подтвердило актуальность проблемы.
Профилактика нарушений письма заключается в формировании и коррекции фонематических процессов, звукопроизношения и моторного праксиса. Также для успешного овладения процессом письма необходимо сформированность психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление), анализаторных систем (слух, зрение, моторика), зрительно-двигательной и зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, слуховой памяти, слухо-моторной координации, мелкой моторики рук.
У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией выше перечисленные компоненты недостаточно сформированы, что ведет к трудностям в освоении письма. Также, у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии наблюдаются нарушения пространственных представлений, чувство ритма, недоразвитие графических навыков, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики.
Анализ констатирующего эксперимента позволил выявить количественные и качественные особенности уровня развития речевых и неречевых функций у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии по сравнению с детьми с нормой.
Были использованы упражнения на развитие моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов.
Контрольный эксперимент показал положительную динамику данной работы по сравнению с констатирующим экспериментом.
Таким образом, можно сказать о том, что у детей дошкольного возрастас ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии можно скорректировать трудности, отрицательно влияющие на обучение детей письму посредством коррекционных занятий.
Профилактика нарушений письма заключается в формировании и коррекции фонематических процессов, звукопроизношения и моторного праксиса. Также для успешного овладения процессом письма необходимо сформированность психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление), анализаторных систем (слух, зрение, моторика), зрительно-двигательной и зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, слуховой памяти, слухо-моторной координации, мелкой моторики рук.
У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией выше перечисленные компоненты недостаточно сформированы, что ведет к трудностям в освоении письма. Также, у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии наблюдаются нарушения пространственных представлений, чувство ритма, недоразвитие графических навыков, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики.
Анализ констатирующего эксперимента позволил выявить количественные и качественные особенности уровня развития речевых и неречевых функций у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии по сравнению с детьми с нормой.
Были использованы упражнения на развитие моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов.
Контрольный эксперимент показал положительную динамику данной работы по сравнению с констатирующим экспериментом.
Таким образом, можно сказать о том, что у детей дошкольного возрастас ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии можно скорректировать трудности, отрицательно влияющие на обучение детей письму посредством коррекционных занятий.
Подобные работы
- Предупреждение нарушений письма у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Предупреждение нарушений письма у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Подготовка к обучению письму детей дошкольного возраста
с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018





