Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении 7
1.1. Психолого педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста:
понятие, цели, задачи 13
1.3. Формы и методы эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в ДОУ 21
Глава 2. Опытно поисковая работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ центр развития ребёнка - детский сад №44 «Серебряное копытце» 35
2.1. Анализ эстетического воспитания старшего дошкольного возраста в МАДОУ центр развития ребёнка - детский сад №44 «Серебряное копытце» 35
2.2. Диагностика эстетической воспитанности старших дошкольников 44
2.3. Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию старших
дошкольников 50
Заключение 56
Список использованной литературы 61
Приложения 65
Актуальность исследования. Современный человек живёт в условиях, активно стимулирующих потребление жизненных благ, в основном материальных. К сожаления, именно дети, в силу занятости их родителей и развитой сферы развлечений, больше подвержены этом разрушающему влиянию. Поэтому в последнее время увеличился интерес к вопросам теории и практики эстетического воспитания, как важному средству развития взаимоотношения личности к действительности.
Дошкольный возраст - самый важный этап развития и воспитания личности. Происходит приобщение ребёнка к освоению окружающего общества, период его первоначальной социализации вне семьи. Именно в этом возрасте начинается активизация самостоятельности мышления, развивается не только познавательный интерес детей, любознательность, но и умение отличать красивое от некрасивого, как в произведении искусства, так и в окружающей реальности. Старший дошкольный возраст выделяется на этом фоне становлением самостоятельности суждений, попытками выработать собственное отношение к красоте или безобразности вещей, людей, видов деятельности.
Эстетическое воспитание дошкольников - является одним из важных средств формирования отношения ребёнка к действительности, средством его высоконравственного и интеллектуального обучения, и в окончательном результате средством развития духовно богатой и многосторонне сформированной личности [27].
Актуальность проблемы эстетического воспитания дошкольников подтверждается введённым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нового поколения. Интегрированный подход воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации позволяет воспитывать в ребёнке умение видеть прекрасное в окружающей действительности, трудолюбие, сознательное отношение к учению, стремление к созидательной деятельности. Впоследствии это становится жизненной позицией взрослого человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
В существующей системе эстетического воспитания дошкольников определенное место занимает декоративно-прикладное искусство. Занятия вышиванием, бисероплетением, рисованием, лепкой и т.д. являются результативным орудием приобщения ребенка к исследованию народных обычаев. Это в свою очередь способствует обучению культуры эмоций, формированию художественно-эстетического вкуса, творческой и трудовой активности личности.
Анализ литературы показал, что проблема эстетического воспитания нашла отражение в исследованиях многих ученых. Работы Ю.Б. Алиева, Ю.Б. Борева, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, В.Н. Шацкой посвящены общим вопросам эстетического воспитания, исследованию его понятийно- терминологического аппарата, установлению его сути и задач эстетического воспитания [59].
Вопросами эстетического воспитания детей, занимались многие специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов, С. Шацкий).
Несмотря на активный интерес и наличие богатого опыта в реализации эстетического воспитания дошкольников, методические вопросы эстетического воспитания недостаточно разработаны и внедрены в практику ДОО. В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических материалов для педагогов, реализующий этот вид деятельности.
Проблема исследования - каким должно быть содержание эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ?
Определенные актуальность, противоречие и проблема исследования обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации возможно, если будет разработан комплекс мероприятий, включающий различные виды деятельности (музыкальная деятельность, художественное творчество, праздники и развлечения), нацеленные на когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить понятие, формы, методы эстетического воспитания.
3. Проанализировать деятельность по эстетическому воспитанию старших дошкольников в ДОО.
4. Определить уровень эстетической воспитанности старших дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (тестирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение). В качестве методов обработки и интерпретации итоговых данных проводился количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: город Сухой Лог, МАДОУ центр развития ребёнка - детский сад №44 «Серебряное копытце».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребёнка за счёт обогащения эмоционального навыка, психической сферы личности, воздействие на изучение высоконравственной стороны реальности (для дошкольника понятие «привлекательный» и «хороший» практически схожи).
В своей работе мы будем придерживаться следующего определения: эстетическое воспитание - это направленный ход развития у человека эстетического отношения к действительности, это регулярная процедура влияния на личность ребёнка с целью формирования у него возможности наблюдать красоту находящего вокруг общества, искусства и создавать её.
Дошкольный возраст - самый важный этап развития и воспитания личности. Происходит приобщение ребенка к освоению окружающего мира, период его начальной социализации вне семьи. Старший дошкольный возраст выделяется на этом фоне становлением самостоятельности суждений, попытками интериоризировать социальный опыт и выработать собственное отношение к красоте или безобразности вещей, людей, видов деятельности.
Средствами эстетического воспитания могут выступать: труд, природа, искусство, окружающая среда, активная художественная деятельность. Благодаря таким средствам, как искусство, игра и игрушка, природа, эстетика быта, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, различения и праздники, осуществляется эстетическое воспитание старших дошкольников.
К методам эстетического воспитания относят: метод непосредственных наблюдений; метод приучения, метод побуждения к эмпатии, упражнения в эмоционально-позитивной сочувственности к прекрасному, отрицательному отношению к безобразному в находящемся вокруг обществе; практических действиях, метод убеждения; метод поисковых, проблемных ситуаций.
Качественным и количественным результатом процесса эстетического воспитания является эстетическая воспитанность личности, которая носит интегративный характер. В ее структуре можно выделить следующие компоненты: когнитивный (эстетические понятия и познания старших дошкольников, «осведомленность» в области искусства); эмоционально-побудительный (эстетическая направленность личности, круг интересов, предрасположенности, предпочтения) и деятельностный (фактические умения и способности эстетико-предметной деятельности, проявления творческой активности).
Нами был проведен анализ деятельности МАДОУ центр развития ребёнка - детский сад №44 по реализации эстетического воспитания позволил выделить ряд положительных и отрицательных моментов.
Положительные:
• на высоком уровне организована эстетика быта;
• на достаточном уровне организовано специальное обучение.
Негативные:
• недостаточно внимания при реализации эстетического воспитания уделяется потенциалу декоративно-прикладного творчества вообще и народного творчества в частности;
• проводимые конкурсы отражают скорее уровень эстетической воспитанности родителей, чем детей;
• недостаточно организовано взаимодействие с родителями воспитанников при реализации эстетического воспитания;
• не проводится мониторинг эстетической воспитанности дошкольников.
котором приняли участие 78 воспитанников подготовительных групп, показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста - 54 человека - средний уровень эстетической воспитанности личности, у 6 учащихся отмечен высокий уровень, у 26 - низкий уровень.
Эстетическая воспитанность старших дошкольников характеризуется наличием у них эстетических знаний о народном декоративно- прикладном искусстве; проявление эмоционально-оценочного отношения и интереса к его произведениям; способность к самореализации в эстетико-предметной творческой деятельности, основанной на народных художественных традициях.
Нами был разработан комплекс мероприятий, рассчитанный на реализацию в течение учебного года (с сентября по май). Ведутся комплексные занятия, где соединяются речевая, театрально-игровая, музыкальная, изобразительная деятельность, либо соединяются два вида деятельности - музыкальная и театральная, музыкальная и изобразительная. Основная цель подобных занятий - формирование ребенка во взаимосвязи умственной и эмоциональной сферы.
Комплекс мероприятий включает несколько направлений деятельности: музыкальная деятельность; художественное творчество; развитие речи; праздники и развлечения; работа с семьёй.
Комплекс мероприятий был представлен администрации детского сада, одобрен на методическом семинаре и рекомендован к реализации. На момент написания работы комплекс мероприятий частично реализован.
Результаты педагогической диагностики сформированности уровня эстетической воспитанности являются основой для определения эффективности процесса по формированию эстетической воспитанности старших дошкольников и уточнения дальнейшей программы их эстетического воспитания.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. М. :Просвещение, 1968. с. 445.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т. М. Бабунова. Москва: ТЦ Сфера, 2007. с. 204.
3. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. М. : Инфра-М.с. 2000.
4. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки / С.Н. Беляева-Экземплярская. М.: «Дрофа», 2001. с. 125.
5. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981 280 с. 6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие /
6. Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект, 2005. с. 240.
7. Бочкарева О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа / О.А. Бочкарева. - Корифей, 2007.с. 96.
8. Бочкарева О.А. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа / О.А. Бочкарева. - Корифей, 2007. с. 116.
9. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования / Веккер Л.М.- ЛГУ, 1964, с. 194.
10. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова, Писарева И.В. М. : 1991, с. 50.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1981, с. 240.
12. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1989, с. 270.
13. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. М., 1974.
14. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / Н.А. Ветлугина. - 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1985. с. 207.
15. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М. : Музыка, 1999. с. 256.
16. Волынкин В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию / В. Волынкин ВАКО, 2007. с. 208.
17. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова. М.: Владос, 2007, с. 301.
18. Ганзбург Г. Ваш ребенок и музыка. Харьков, 2006.
19. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. М.: Издательский центр «Академия», 2005. с. 320.
20. Гофман Э. Мысли о высоком значении музыки. 1992. с. 54.
21. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И.Л. Дзержинская. М. : Просвещение, 2001. с. 160.
22. Запорожец В. А., Маркова Т. И. Основы дошкольной педагогики / В.А. Запорожец, Т.И. Маркова. М., 1980. с. 275.
23. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачев. М. : Педагогика, 2002. с. 183.
24. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский - Н. : Просвещение, 2001. с. 204.
25. Калашникова С.А Таинство Восхождения, учебник нравственно-этического воспитания / С.А. Калашникова - Издательство: Амрита- Русь,2007. с. 272.
26. Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми: Пособие для педагогов ДОУ, родителей / Т.В. Королева. М. : Сфера, 2009. с. 80.
27. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова- Мозаика-Синтез, 2002. с. 352.
28. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: методическое пособие для специалистов ДОУ / И.А. Лыкова - Издательство: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. с. 143.
29. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ / Л.М. Ковалицкая - Издательство: Аркти, 2008. с. 74.
30. Козлова С.А., Куликова Т.Д. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений, 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова,Т. Д. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 416.
31. Левашова Г.Я. Музыка и музыканты / Г.Я. Левашова - Л.: Детская литература, 1969. с. 150.
32. Маркевич И.Д. Эстетическое воспитание детей с двигательными нарушениями средствами музыкально-ритмической деятельности: метод. Рекомендации / И.Д. Маркевич -Мурманск: МОИПКРО, 2006. с. 29.
33. Маркевич И.Д. Музыкально-ритмическая деятельность как средство социальной адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями с общество / И. Д. Маркевич -Мурманск, 2006. с. 27.
34. Маркевич И.Д. Эстетическое воспитание детей средствами музыкально-ритмической деятельности / И.Д. Маркевич - Архангельск: АПУ,2006. с. 69.
35. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет / Н.А. Менчинская. М.: ин-т практической психологии, 1996. с. 185.
36. Михева Л. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Л. Михеева -СПб. : Музыка, 1996. с. 340.
37. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М., 2000. с. 456.
38. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. М. : Педагогика, 1981. с. 240.
39. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. М. : Музыка, 2002. с. 254.
40. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. М. : Музыка, 1972. с. 383.
41. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема/ В.Д. Остроменский. М. : 2002. с. 286.
42. Неменский Б.М. О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. М.. Просвещение, 2005. с. 67.
43. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника / В.И. Петрушин, 1986. с. 104.
44. Петров Д, Степанова И. История русской музыки. - Выпуск 2. Книга 1 Издательство: Музыка, 2009. с. 440.
45. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый. М.:Издательство: РПА,2006. с. 608.
46. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду Мозаика Синтез. 2007. с. 80.
47. Полунина В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина, М. : Просвещение, 1982. с. 191.
48. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей / О. П. Радынова. М. «Владос». 1997.
49. Радынова О. П. Слушаем музыку / О. П. Радынова, М. : Просвещение, 2000, с. 158.
50. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции / С. Х. Раппопорт. М. : Музыка, 1972. с. 168.
51. Рыцарева М. Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей / М. Г. Рыцарева. М. : Музыка, 2004. с. 367.
52. Сакулина Н. П. Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольника / Н. П. Сакулина. М. : Просвещение, 1955. с. 232.
53. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве / Н. П. Сакулина. М., 1965. с. 214.
54. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2002. с. 576.
55. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов.М., Наука, 2003, с. 379.
56. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / Б.М. Теплов, Избр. труды в 2 т. М. 1985.
57. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника: Хрестоматия / Г.А. Урунтаева 2е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2000. с. 408.
58. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. Учебное пособие / В.Н. Холопова Лань, 2010. с. 368.
59. Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей. Этапы новой школы / В.Н. Шацкая. М. : Работник просвещения (электронное издание), 1923. с. 98.
60. Печко Л.П. Эстетическое воспитание школьников / Л.П. Печко. М., 1984. с. 138.
61. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин, 2-е изд. М. : Педагогика, 1984.
62. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. М. : Просвещение, 1981. с. 176.
63. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников / П.М. Якобсон. М.: Просвещение, 2002.