Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации

Работа №96874

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 7
Родители старших дошкольников, как субъекты образовательных отношений 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Формы взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию с родителями старших дошкольников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Шалинского городского округа «Детский сад №3» 38
2.1. Из опыта работы детского сада №3 по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 46
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66


Актуальность темы исследования. Основным в работе каждого дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников, их интеллектуальное и творческое развитие, обеспечение условий для роста личности. Успешное осуществление этой ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, так как родители - это самые первые воспитатели ребенка с момента его рождения.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», содержание которого говорит о том, что родители это первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Из этого следует, что изменению подвергается и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с родителями. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной двигательной деятельности с детьми.
Сотрудничество - это основа взаимодействия родителей и дошкольного учреждения, т.е. взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, в зависимости от возможностей каждого участника. А также, совместный контроль и оценка результатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Часто родители испытывают трудности и совершают ошибки в воспитании своих детей. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в эффективном воспитании своих детей. К, сожалению, не все педагоги способны осуществить эту деятельность в силу ряда причин. Т.е. возникает ещё одно противоречие, которое возможно разрешить с помощью методической работы.
Все сдвиги, которые происходят сейчас в сфере дошкольного образования, направлены, на совершенствование его качества. Качество во многом зависит от уровня взаимодействий родителей и дошкольного образовательного учреждения. Успешный результат, можно достичь только благодаря взаимодействию родителей и детского учреждения в рамках единого образовательного пространства, которое подразумевает
сотрудничество между родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения на всем протяжении дошкольного этапа ребенка. Одним из основополагающих признаков единого образовательного пространства и условием его создания является наличие общих целей, задач воспитания детей, которые сформированы в единой программе воспитания, обучения и развития дошкольников.
Ряд ученых занимались разработкой воспитания и социализацией детей, а так же публикацией методических рекомендаций для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями, такие как О.П.Волович [14], О.В. Гузова [21], Т.А. Данилина [22], Т.Н. Доронова [25], Н.И. Захарова [28], А.В. Мудрик [41], А.С. Плотникова [48], И.А. Суринова [57].
Противоречие: между необходимостью взаимодействия с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций для педагогов по данному вопросу.
Проблема исследования: как осуществлять взаимодействие с родителями дошкольников?
Противоречие и проблема позволили нам определить тему исследования: «Взаимодействие с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации».
В работе включено ограничение: будет рассмотрено взаимодействие с родителями старших дошкольников.
Объект исследования: процесс взаимодействия с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание взаимодействия с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов проблемы взаимодействия с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации разработать и частично реализовать программу по взаимодействию с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Взаимодействие с родителями старших дошкольников в ДОО будет успешным, если:
- учитываются и используются разнообразные формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные);
- содержание мероприятий предполагает учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить родителей дошкольников, как субъектов образовательных отношений;
• Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
• Выявить формы, методы коммуникации с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;
• Проанализировать деятельность детского сада по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические - анкетирование, беседа, обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шалинского городского округа «Детский сад №3».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания данной выпускной квалификационной работы были выполнены поставленные цели и задачи.
1. Охарактеризована категория родителей дошкольников в качестве субъектов образовательных отношений.
Задачи, которые стоят перед детским дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), в первую очередь предполагают открытость дошкольного заведения, его тесное сотрудничество и взаимодействие с иными социальными институтами, на которые также возложена функция принятия решений образовательных задач дошкольного учреждения. Самым близким и важным партнером в таком случае выступают родители воспитанников.
Специалисты считают, что родители выступают в качестве основного социального заказчика услуг, предоставляемых дошкольной образовательной организацией, деятельность педагогов в связи с этим должна быть основана на запросах и интересах семьи. Поэтому образовательным дошкольным
В процессе взаимодействия социальных институтов (детского сада и родителей) стоит уделить внимание дифференцированному подходу к родителям, микроклимату в семье, социальному статусу, а также родительским запросам и степени заинтересованности родителей непосредственно воспитанием собственных детей.
Так родители дошкольников в качестве субъектов образовательных отношений могут обеспечить для воспитания и жизни ребенка благоприятные условия, смогут сформировать гармонично развитую, полноценную личность. Обладая знанием психолого-педагогических характеристик дошкольников, педагог выступает в качестве партнера родителей по воспитанию их детей.
2. Дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Дети такого возраста большую часть времени проводят за игрой, при этом за время дошкольного детства, детские игры преодолевают значительный путь: от символических и предметно-манипулятивных до игр сюжетно-ролевого характера с правилами, Старшими дошкольниками считают детей 5-7 лет, которые посещают подготовительную и старшую группы в детском саду.
Из множества видов творческой деятельности большое место в дошкольном возрасте отводится изобразительному искусству, детскому рисованию в частности.
Ни один детский возраст не требует такого большого разнообразия форм сотрудничества межличностного характера, как дошкольный, ведь он тесно связан с необходимостью развивать самых разные стороны личности детей. Это и сотрудничество со взрослыми, со сверстниками, общение, игры и совместный труд. За весь период дошкольного детства совершенствуются последовательно такие базовые навыки деятельности ребенка: игра- манипулирование с участием предметов, индивидуальная игра предметная конструктивного типа, сюжетно-ролевая коллективная игра, групповое и индивидуальное творчество, игры-общение и игры-соревнования, домашний труд.
3. Выявлены формы, методы взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В результате организации различных форм родительско-детского взаимодействия воспитатель может поспособствовать развитию родительской радости, уверенности, а также удовлетворения от общения с детками.
Педагогическое взаимодействие подразумевает под собой влияние мнения, поведения, действий педагогов, родителей, детей друг на друга во время совместной деятельности по развитию у дошкольников различных привычек здорового образа жизни, приобщения детей к спорту, культуре поведения и обучения.
Главными формами просвещения выступают: родительские собрания (районные, общие детсадовские, областные, городские), конференции, семинары, лекции, тренинги, мастер-классы, игры, проекты
Одними из основных направлений взаимодействия с семьями выступают: изучения потребностей родителей во всех образовательных услугах; просвещение взрослых с целью повышения их педагогической и правовой культуры
Воспитатели ДОУ при этом вполне себе отдают отчет в том, что каждая из семей имеет ряд персональных особенностей, в результате чего семьи по-разному реагируют на вмешательство в процесс воспитания детей извне. В результате этого сегодня наиболее актуальными задачами остаются: разграниченный подход к семьям различного типа, индивидуальная работа с каждой из семей, постоянная забота о том, чтобы из поля зрения специалистов не упустить каких-либо важных вопросов.
4. Проанализирована деятельность муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «детский сад №3» Шалинского городского округа по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В детском саду функционируют 7 групп. Группа раннего возраста - с 2¬х лет, младшая «А» с 3-х лет, младшая «Б» с 3-х лет, средняя- с 4-х лет, старшая - с 5 лет, подготовительная «А» - с 6 лет, подготовительная «Б» - с 6 лет.
Удовлетворённость работой всего ДОО после анкетирования и бесед с родителями дала результаты того, что неудовлетворённость родителей составила 75%, в количестве 18 человек.
5. Нами разработан комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Цель: оказать содействие семье в оптимизации
ее социального пространства для ответственного сопровождения ребенка в процессе взросления, образования и развития. Основные формы взаимодействия с семьёй оформление интерактивного информационного пространства рекреаций; организация выставок семейного творчества в рамках семейных проектов; досуговые совместные мероприятия; праздники; выпуск фоторепортажей; конкурсы и викторины.
Применение рассмотренных методов и форм работы позволяют установить наилучшее взаимодействие с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Особенности взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией - это партнёрство, деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов, что определяет логику построения партнёрских взаимоотношений детского сада и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребёнка.



1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 25.12.2018).№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
3. Авдулова Т.П., Е.И. Изотова, Г.Р. Хузеева. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016. 224 с.
4. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум .М.: Юрайт, 2017. 286 с.
5. Алиева Т.И. Детский сад и семья: возможности социального партнерства // Дошкольное воспитание, 2017. № 12. С. 38-41.
6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1997. 144с.
7. Афонькина Ю. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. М.: Учитель, 2015. 64 с.
8. Бенилова С.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию. М.: ИНФРА-М, 2015. 184 с.
9. Березина Т.А. Подготовка педагога дошкольного образования к взаимодействию с родителями воспитанников // Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-3. С. 50-54.
10. Бодалев А.А. Личность. М.: Педагогика, 2003. 272 с.
11. Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.: Воронеж, 2005. 138с.
12. Бродский Ю. Легких детей не бывает. // Народное образование. 2000. №7. с.10-16.
13. Волков Б.С. Психология дошкольного возраста: учебник. М.: КноРус, 2017. 270 с.
14. Волович О.П. Особенности и специфика взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей // Вестник науки. 2018. Т. 3. № 7 С. 98-106.
15. Выготский А.С. Педагогическая психология. М., 2001 с. 532.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещение, 2004. 214 с.
17. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. М., 2006. 541с.
18. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 286 с.
19. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2017. 466 с.
20. Горбунова. Н.П. Формирование культуры безопасности у дошкольников, как важный аспект социализации: взаимодействие ДОО и семьи. 2018. С. 23-26.
21. Гузова О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями // Молодой ученый. 2017. №43. С. 103-105.
22. Данилина Т.А., Стенина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М.: Айрис-пресс, 2004. 112с.
23. Дошкольная педагогика. Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М.: Юрайт, 2017. 186 с.
24. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2016. 464 с.
25. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М. 2002. 120 с.
26. Дроворуб Ю.В. Влияние ценностных ориентаций педагога на взаимодействие с родителями старших дошкольников . 2018. С. 80-83.
27. Дубровина И.В. Возрастные особенности психологии детей. М.: Просвещение, 2005. 182 с.
28. Захарова Н.И. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС. 2018. № 19. С. 75-81.
29. Ежкова Н.С. Теоретические основы дошкольного образования. М.: Юрайт, 2017. 184 с.
30. Ефимова Ю.В. Психолого-педагогическая поддержка семьи в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста. 2018. № 7. С. 89-90.
31. Коджаспирова Г.М. Педагогика. СПб.: Юрайт, 2015. 720 с.
32. Колесникова Г.И. Методология психолого-педагогических исследований. М.: Феникс, 2015. 320 с.
33. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2017. 108 с.
34. Крившенко Л. Педагогика. М.: Проспект, 2015. 496 с.
35. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: «Просвещение», 1998. 158 с.
36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие, 4-е изд. М.: «УРАО», 1998. 298 с.
37. Куницына В.П., Н.В. Кулагина, В.М. Поголыпа. Межличностное общение. Питер, 2002. 356 с.
38. Лазуренко Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения // Культура общения и ее формирование. Вып.7. Воронеж, 2000. С.67.
39. Лафранье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. М.: Прайм-Еврознак, 2015. 250 с.
40. Лемиш О.В. Психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОУ в рамках принципа индивидуализации // Преемственность в образовании, 2018. № 17. С. 418-425.
41. Методика воспитания и обучения в области дошкольного
образования . Под ред. Л.В. Коломийченко. М.: Юрайт, 2018. 210 с.
42. Методика обучения и воспитания в области дошкольного
образования . Под ред. Н.В. Микляевой. М.: Юрайт, 2017. 436 с.
43. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2016. 412 с.
44. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., Пед. Об-во России, 2001. 320 с.
45. Немов Р.С. Общая психология. Ощущения и восприятие: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 302 с.
46. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. М.: Детство-Пресс, 2017. 240 с.
47. Петровский А.В. Краткий психологический словарь. Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. 124 с.
48. Плотникова, А.С. Организация взаимодействия с семьей. // Традиции и новации в дошкольном образовании, 2018. № 3. С. 38-39.
49. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 336 c.
50. Рождественская Н.А. Как понять ребенка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» 2-е изд-е. М.: Российское психологическое общество, 1998. 147 c.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1997. с. 590.
52. Руденко А. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс, 2015. 128с.
53. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2002 С. 88.
54. Слепова М.И. Построение взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-
практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 2018. С. 142-145.
55. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика. СПб.: Юрайт, 2011. 672 с.
56. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика. СПб.: Юрайт, 2015. 144 с.
57. Суринова И.А. Принципы управления педагогическим воздействием с родителями в процессе эстетического воспитания дошкольников // Философия социальных коммуникаций, 2018. - № 2. С. 18¬21.
58. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. М.: Юрайт, 2017. 155 с.
59. Токарев А. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: LAP, 2014. 92 с.
60. Торохтий В. С. Социальная педагогика. СПб.: Юрайт, 2015. 452 с.
61. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. М.: Флинта, 2017. 256 с.
62. Черткова С.Ю. Организация взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями по развитию дошкольников старшей группы. 2017. С. 275-276.
63. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2007. 143с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ