Взаимодействие с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 7
Родители старших дошкольников, как субъекты образовательных отношений 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Формы взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию с родителями старших дошкольников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Шалинского городского округа «Детский сад №3» 38
2.1. Из опыта работы детского сада №3 по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 46
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 7
Родители старших дошкольников, как субъекты образовательных отношений 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Формы взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию с родителями старших дошкольников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Шалинского городского округа «Детский сад №3» 38
2.1. Из опыта работы детского сада №3 по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 46
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Актуальность темы исследования. Основным в работе каждого дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников, их интеллектуальное и творческое развитие, обеспечение условий для роста личности. Успешное осуществление этой ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, так как родители - это самые первые воспитатели ребенка с момента его рождения.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», содержание которого говорит о том, что родители это первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Из этого следует, что изменению подвергается и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с родителями. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной двигательной деятельности с детьми.
Сотрудничество - это основа взаимодействия родителей и дошкольного учреждения, т.е. взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, в зависимости от возможностей каждого участника. А также, совместный контроль и оценка результатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Часто родители испытывают трудности и совершают ошибки в воспитании своих детей. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в эффективном воспитании своих детей. К, сожалению, не все педагоги способны осуществить эту деятельность в силу ряда причин. Т.е. возникает ещё одно противоречие, которое возможно разрешить с помощью методической работы.
Все сдвиги, которые происходят сейчас в сфере дошкольного образования, направлены, на совершенствование его качества. Качество во многом зависит от уровня взаимодействий родителей и дошкольного образовательного учреждения. Успешный результат, можно достичь только благодаря взаимодействию родителей и детского учреждения в рамках единого образовательного пространства, которое подразумевает
сотрудничество между родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения на всем протяжении дошкольного этапа ребенка. Одним из основополагающих признаков единого образовательного пространства и условием его создания является наличие общих целей, задач воспитания детей, которые сформированы в единой программе воспитания, обучения и развития дошкольников.
Ряд ученых занимались разработкой воспитания и социализацией детей, а так же публикацией методических рекомендаций для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями, такие как О.П.Волович [14], О.В. Гузова [21], Т.А. Данилина [22], Т.Н. Доронова [25], Н.И. Захарова [28], А.В. Мудрик [41], А.С. Плотникова [48], И.А. Суринова [57].
Противоречие: между необходимостью взаимодействия с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций для педагогов по данному вопросу.
Проблема исследования: как осуществлять взаимодействие с родителями дошкольников?
Противоречие и проблема позволили нам определить тему исследования: «Взаимодействие с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации».
В работе включено ограничение: будет рассмотрено взаимодействие с родителями старших дошкольников.
Объект исследования: процесс взаимодействия с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание взаимодействия с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов проблемы взаимодействия с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации разработать и частично реализовать программу по взаимодействию с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Взаимодействие с родителями старших дошкольников в ДОО будет успешным, если:
- учитываются и используются разнообразные формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные);
- содержание мероприятий предполагает учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить родителей дошкольников, как субъектов образовательных отношений;
• Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
• Выявить формы, методы коммуникации с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;
• Проанализировать деятельность детского сада по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические - анкетирование, беседа, обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шалинского городского округа «Детский сад №3».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», содержание которого говорит о том, что родители это первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Из этого следует, что изменению подвергается и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с родителями. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной двигательной деятельности с детьми.
Сотрудничество - это основа взаимодействия родителей и дошкольного учреждения, т.е. взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, в зависимости от возможностей каждого участника. А также, совместный контроль и оценка результатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Часто родители испытывают трудности и совершают ошибки в воспитании своих детей. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в эффективном воспитании своих детей. К, сожалению, не все педагоги способны осуществить эту деятельность в силу ряда причин. Т.е. возникает ещё одно противоречие, которое возможно разрешить с помощью методической работы.
Все сдвиги, которые происходят сейчас в сфере дошкольного образования, направлены, на совершенствование его качества. Качество во многом зависит от уровня взаимодействий родителей и дошкольного образовательного учреждения. Успешный результат, можно достичь только благодаря взаимодействию родителей и детского учреждения в рамках единого образовательного пространства, которое подразумевает
сотрудничество между родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения на всем протяжении дошкольного этапа ребенка. Одним из основополагающих признаков единого образовательного пространства и условием его создания является наличие общих целей, задач воспитания детей, которые сформированы в единой программе воспитания, обучения и развития дошкольников.
Ряд ученых занимались разработкой воспитания и социализацией детей, а так же публикацией методических рекомендаций для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями, такие как О.П.Волович [14], О.В. Гузова [21], Т.А. Данилина [22], Т.Н. Доронова [25], Н.И. Захарова [28], А.В. Мудрик [41], А.С. Плотникова [48], И.А. Суринова [57].
Противоречие: между необходимостью взаимодействия с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации и недостаточностью методических рекомендаций для педагогов по данному вопросу.
Проблема исследования: как осуществлять взаимодействие с родителями дошкольников?
Противоречие и проблема позволили нам определить тему исследования: «Взаимодействие с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации».
В работе включено ограничение: будет рассмотрено взаимодействие с родителями старших дошкольников.
Объект исследования: процесс взаимодействия с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание взаимодействия с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов проблемы взаимодействия с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации разработать и частично реализовать программу по взаимодействию с родителями старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Взаимодействие с родителями старших дошкольников в ДОО будет успешным, если:
- учитываются и используются разнообразные формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные);
- содержание мероприятий предполагает учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить родителей дошкольников, как субъектов образовательных отношений;
• Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
• Выявить формы, методы коммуникации с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;
• Проанализировать деятельность детского сада по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические - анкетирование, беседа, обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шалинского городского округа «Детский сад №3».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В ходе написания данной выпускной квалификационной работы были выполнены поставленные цели и задачи.
1. Охарактеризована категория родителей дошкольников в качестве субъектов образовательных отношений.
Задачи, которые стоят перед детским дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), в первую очередь предполагают открытость дошкольного заведения, его тесное сотрудничество и взаимодействие с иными социальными институтами, на которые также возложена функция принятия решений образовательных задач дошкольного учреждения. Самым близким и важным партнером в таком случае выступают родители воспитанников.
Специалисты считают, что родители выступают в качестве основного социального заказчика услуг, предоставляемых дошкольной образовательной организацией, деятельность педагогов в связи с этим должна быть основана на запросах и интересах семьи. Поэтому образовательным дошкольным
В процессе взаимодействия социальных институтов (детского сада и родителей) стоит уделить внимание дифференцированному подходу к родителям, микроклимату в семье, социальному статусу, а также родительским запросам и степени заинтересованности родителей непосредственно воспитанием собственных детей.
Так родители дошкольников в качестве субъектов образовательных отношений могут обеспечить для воспитания и жизни ребенка благоприятные условия, смогут сформировать гармонично развитую, полноценную личность. Обладая знанием психолого-педагогических характеристик дошкольников, педагог выступает в качестве партнера родителей по воспитанию их детей.
2. Дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Дети такого возраста большую часть времени проводят за игрой, при этом за время дошкольного детства, детские игры преодолевают значительный путь: от символических и предметно-манипулятивных до игр сюжетно-ролевого характера с правилами, Старшими дошкольниками считают детей 5-7 лет, которые посещают подготовительную и старшую группы в детском саду.
Из множества видов творческой деятельности большое место в дошкольном возрасте отводится изобразительному искусству, детскому рисованию в частности.
Ни один детский возраст не требует такого большого разнообразия форм сотрудничества межличностного характера, как дошкольный, ведь он тесно связан с необходимостью развивать самых разные стороны личности детей. Это и сотрудничество со взрослыми, со сверстниками, общение, игры и совместный труд. За весь период дошкольного детства совершенствуются последовательно такие базовые навыки деятельности ребенка: игра- манипулирование с участием предметов, индивидуальная игра предметная конструктивного типа, сюжетно-ролевая коллективная игра, групповое и индивидуальное творчество, игры-общение и игры-соревнования, домашний труд.
3. Выявлены формы, методы взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В результате организации различных форм родительско-детского взаимодействия воспитатель может поспособствовать развитию родительской радости, уверенности, а также удовлетворения от общения с детками.
Педагогическое взаимодействие подразумевает под собой влияние мнения, поведения, действий педагогов, родителей, детей друг на друга во время совместной деятельности по развитию у дошкольников различных привычек здорового образа жизни, приобщения детей к спорту, культуре поведения и обучения.
Главными формами просвещения выступают: родительские собрания (районные, общие детсадовские, областные, городские), конференции, семинары, лекции, тренинги, мастер-классы, игры, проекты
Одними из основных направлений взаимодействия с семьями выступают: изучения потребностей родителей во всех образовательных услугах; просвещение взрослых с целью повышения их педагогической и правовой культуры
Воспитатели ДОУ при этом вполне себе отдают отчет в том, что каждая из семей имеет ряд персональных особенностей, в результате чего семьи по-разному реагируют на вмешательство в процесс воспитания детей извне. В результате этого сегодня наиболее актуальными задачами остаются: разграниченный подход к семьям различного типа, индивидуальная работа с каждой из семей, постоянная забота о том, чтобы из поля зрения специалистов не упустить каких-либо важных вопросов.
4. Проанализирована деятельность муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «детский сад №3» Шалинского городского округа по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В детском саду функционируют 7 групп. Группа раннего возраста - с 2¬х лет, младшая «А» с 3-х лет, младшая «Б» с 3-х лет, средняя- с 4-х лет, старшая - с 5 лет, подготовительная «А» - с 6 лет, подготовительная «Б» - с 6 лет.
Удовлетворённость работой всего ДОО после анкетирования и бесед с родителями дала результаты того, что неудовлетворённость родителей составила 75%, в количестве 18 человек.
5. Нами разработан комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Цель: оказать содействие семье в оптимизации
ее социального пространства для ответственного сопровождения ребенка в процессе взросления, образования и развития. Основные формы взаимодействия с семьёй оформление интерактивного информационного пространства рекреаций; организация выставок семейного творчества в рамках семейных проектов; досуговые совместные мероприятия; праздники; выпуск фоторепортажей; конкурсы и викторины.
Применение рассмотренных методов и форм работы позволяют установить наилучшее взаимодействие с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Особенности взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией - это партнёрство, деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов, что определяет логику построения партнёрских взаимоотношений детского сада и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребёнка.
1. Охарактеризована категория родителей дошкольников в качестве субъектов образовательных отношений.
Задачи, которые стоят перед детским дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), в первую очередь предполагают открытость дошкольного заведения, его тесное сотрудничество и взаимодействие с иными социальными институтами, на которые также возложена функция принятия решений образовательных задач дошкольного учреждения. Самым близким и важным партнером в таком случае выступают родители воспитанников.
Специалисты считают, что родители выступают в качестве основного социального заказчика услуг, предоставляемых дошкольной образовательной организацией, деятельность педагогов в связи с этим должна быть основана на запросах и интересах семьи. Поэтому образовательным дошкольным
В процессе взаимодействия социальных институтов (детского сада и родителей) стоит уделить внимание дифференцированному подходу к родителям, микроклимату в семье, социальному статусу, а также родительским запросам и степени заинтересованности родителей непосредственно воспитанием собственных детей.
Так родители дошкольников в качестве субъектов образовательных отношений могут обеспечить для воспитания и жизни ребенка благоприятные условия, смогут сформировать гармонично развитую, полноценную личность. Обладая знанием психолого-педагогических характеристик дошкольников, педагог выступает в качестве партнера родителей по воспитанию их детей.
2. Дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Дети такого возраста большую часть времени проводят за игрой, при этом за время дошкольного детства, детские игры преодолевают значительный путь: от символических и предметно-манипулятивных до игр сюжетно-ролевого характера с правилами, Старшими дошкольниками считают детей 5-7 лет, которые посещают подготовительную и старшую группы в детском саду.
Из множества видов творческой деятельности большое место в дошкольном возрасте отводится изобразительному искусству, детскому рисованию в частности.
Ни один детский возраст не требует такого большого разнообразия форм сотрудничества межличностного характера, как дошкольный, ведь он тесно связан с необходимостью развивать самых разные стороны личности детей. Это и сотрудничество со взрослыми, со сверстниками, общение, игры и совместный труд. За весь период дошкольного детства совершенствуются последовательно такие базовые навыки деятельности ребенка: игра- манипулирование с участием предметов, индивидуальная игра предметная конструктивного типа, сюжетно-ролевая коллективная игра, групповое и индивидуальное творчество, игры-общение и игры-соревнования, домашний труд.
3. Выявлены формы, методы взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В результате организации различных форм родительско-детского взаимодействия воспитатель может поспособствовать развитию родительской радости, уверенности, а также удовлетворения от общения с детками.
Педагогическое взаимодействие подразумевает под собой влияние мнения, поведения, действий педагогов, родителей, детей друг на друга во время совместной деятельности по развитию у дошкольников различных привычек здорового образа жизни, приобщения детей к спорту, культуре поведения и обучения.
Главными формами просвещения выступают: родительские собрания (районные, общие детсадовские, областные, городские), конференции, семинары, лекции, тренинги, мастер-классы, игры, проекты
Одними из основных направлений взаимодействия с семьями выступают: изучения потребностей родителей во всех образовательных услугах; просвещение взрослых с целью повышения их педагогической и правовой культуры
Воспитатели ДОУ при этом вполне себе отдают отчет в том, что каждая из семей имеет ряд персональных особенностей, в результате чего семьи по-разному реагируют на вмешательство в процесс воспитания детей извне. В результате этого сегодня наиболее актуальными задачами остаются: разграниченный подход к семьям различного типа, индивидуальная работа с каждой из семей, постоянная забота о том, чтобы из поля зрения специалистов не упустить каких-либо важных вопросов.
4. Проанализирована деятельность муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «детский сад №3» Шалинского городского округа по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В детском саду функционируют 7 групп. Группа раннего возраста - с 2¬х лет, младшая «А» с 3-х лет, младшая «Б» с 3-х лет, средняя- с 4-х лет, старшая - с 5 лет, подготовительная «А» - с 6 лет, подготовительная «Б» - с 6 лет.
Удовлетворённость работой всего ДОО после анкетирования и бесед с родителями дала результаты того, что неудовлетворённость родителей составила 75%, в количестве 18 человек.
5. Нами разработан комплекс мероприятий по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Цель: оказать содействие семье в оптимизации
ее социального пространства для ответственного сопровождения ребенка в процессе взросления, образования и развития. Основные формы взаимодействия с семьёй оформление интерактивного информационного пространства рекреаций; организация выставок семейного творчества в рамках семейных проектов; досуговые совместные мероприятия; праздники; выпуск фоторепортажей; конкурсы и викторины.
Применение рассмотренных методов и форм работы позволяют установить наилучшее взаимодействие с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Особенности взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией - это партнёрство, деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов, что определяет логику построения партнёрских взаимоотношений детского сада и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребёнка.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - Организация правового воспитания старших дошкольников в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной
образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание сопереживания у старших дошкольников
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие правовой компетентности родителей воспитанников дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Управление организацией научно-методической деятельности по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Эффективная диссеминационная стратегия дошкольной образовательной организации как средство обеспечения изменений в системе управления в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



