Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

Работа №96873

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Понятие определения «интонация» 7
1.2. Онтогенез интонационной стороны речи 12
1.3. Проблема формирования интонационной стороны речи у
дошкольников 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 27
2.1. Методика исследования интонационной стороны речи на
материале в начале предложения и анализ результатов ее применения 29
2.2. Методика исследования интонационной стороны речи на
материале небольших текстов и анализ результатов ее применения .. 40
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 50
3.1. Теоретические основы коррекции интонационной стороны речи
у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией 50
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
интонационной стороны речи у детей с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрией 52
3.3. Контрольный эксперимент 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93


Актуальность темы исследования. Государственная концепция образования в Российской Федерации, определяя преимущества о создания образования в государственной политике, одной из проблем выдвигает многоплановое и своевременное развитие детей, их креативных возможностей, самореализацию личности.
Устанавливается задача возведения тренировочного с учетом современных достижений науки, применения вариативности образовательных программ, которые обеспечивают индивидуализацию создания, личностно направленное на подготовку и развитие. По этой причине важным считается проблема оперативного и полного речевого формирования ребёнка, что считается важным обстоятельством настоящего освоения выделиться обилием стиля.
Трудность формирования речи детей дошкольного возраста располагается в центре внимания единой педагогики (Е. Ф. Архипова, Т. П. Бессонова, Н. Ю. Вахтина, О. Е. Грибова, и др.), таким образом дошкольный возраст — это период интенсивного освоения, развития и формирования речи, где закладываются принципы эффективного преподавания в школе. Полное освоение родным языком считается важным обстоятельством решения проблем интеллектуального, эстетического, высоконравственного обучения ребенка в сензитивный промежуток формирования.
Обязательной составляющей овладения родным языком считается развитие тонального края речи. Непосредственно интонация может помочь ясно и точно показать идею, сообщить собеседнику и слушателю требуемые данные. Человек обязан владеть тональным обилием стиля, значимым не только с целью развития культуры выступления и с целью культуры общения. По этой причине немаловажно начинать работу согласно развитию тональной речи еще в дошкольном возрасте, так как данная деятельность побуждает на развитие связной речи, дает возможность исключить недостатки выражения, как однообразие, слитность выступления, неточность дикции, медленный или ускоренный темп, оказывающих большое влияние на представление содержания и психологического значения выражения. Интонация имеет огромное значение для формирования понимания речи.
Степень разработанности исследования: Изучения специалистов по психологии, лингвистов, педагогов (А. Н. Гвоздев, A. B. Запорожец, A. М. Пешковский, О. И. Соловьева, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова) сформировали посылы с целью единого расклада к речевому формированию дошкольников.
Характерные черты тонального края выступления в онтогенезе рассматривались специалистами по психологии, языковедами, преподавателями, дефектологами (В. А. Ковшиков, Н. И. Лепская, К. А. Семенова, Р. В. Тонкова - Ямпольская, М. Ф. Фомичева).
В потребность оперативной корректировки разных патологий речи указывается в трудах Г. В. Бабиной, Л. И. Беляковой, О. С. Орловой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
В особой литературе обширно презентованы симптоматика и состав проявленных дизартрических и речевых расстройств у ребенка (Е. Ф. Архипова, И. И. Панченко и др.), но развитие тонального края выступления у ребенка с дизартрией еще мало изучено в логопедической концепции и практике. Это будет являться проблемой нашего исследования.
С учетом актуальности проблемы и ее преподавательской важности сформулирована тематика изучения: «Развитие тонального края
выступления у дошкольников с дизартрией».
Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и апробировать сущность логопедической деятельности согласно развитию тонального края выступления у дошкольников с простой ступенью псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования — тональная область выступления у дошкольников с простой ступенью псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования — процедура развития тонального края выступления у дошкольников с простой ступенью псевдобульбарной дизартрией.
Гипотеза исследования:
— у детей с дизартрией значительно затруднена информация по обработке звукового состава слова, что нарушает связь между формой слова и значением слова;
— поэтому мы предполагаем, что работа по формированию интонационной стороны речи будет способствовать развитию понимания речи и ее развития устной речи;
— вероятно, что деятельность согласно развитию тонального края выступления у дошкольников повысит понимание и явится основой развития устной речи в целом.
В согласовании с задачей, целью, предметом, объектом, и гипотезой изучения были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую теоретическую литературу
тонального края выступления у дошкольников с дизартрией;
2. Провести методики по проведению констатирующего эксперимента;
3. Провести диагностику уровня сформированности интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией и проанализировать полученный результат;
4. На теоретическом уровне аргументировать и создать сущность логопедической деятельности согласно развитию тонального края выступления у дошкольников с дизартрией.
5. Опытным путем проконтролировать результативность выполненной деятельности тонального края выступления у дошкольников с дизартрией.
Теоретико-методологической основой исследования является:
— теория Н. И. Жинкина о механизмах вербальной работы, работы Л. С. Выготского о трудной текстуре вербальной работы, связи выступления и мышления, абстрактное состояние А. Н. Леонтьева о деятельностном раскладе к выступлению и речевому действию;
— языковедческие понятия о интонации как о не простом супрасегментном явлении (В. А. Артемов, Л. В. Бондаренко, Е. А. Брызгунова, Н. Д. Светозарова, Н. В. Черемисина, Л. В. Щербина);
— академические понятия о становлении вербальной работы и создании тональной концепции в ходе оногенеза выступления (А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, М. И. Лисина, Г. В. Тонкова-Ямпольская).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Тополек» г. Серов, Свердловская область.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования была проанализирована научно-методическая теоретическая литература по интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией. Было выяснено, что роль интонационной стороны речи очень принципиальна. Сначала она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе выражения, об эмоциональном состоянии говорящего.
Конкретно дошкольный возраст является более подходящим для решения коррекционных задач, для овладения интонационными чертами речи.
Интонационно-выразительные средства языка включают подобные свойства, как: интонация, темп речи, тембр, паузирование, сила и высота голоса, ритм, логическое ударение, синтагма.
В процессе написания выпускной квалификационной работы было проведено исследование интонационной стороны речи дошкольников на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №16 «Тополек» в старшей группе. Выборку исследования составили 20 детей в возрасте 5-6 лет с логопедическим заключение «Псевдобульбарная дизартрия» с общим недоразвитием речи (ОНР) III степени.
В ходе проведения методик по проведению констатирующего опыта было установлено, что:
— дошкольники могут различать повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения,
— большая часть детей не могут воспроизвести фразы с различными интонациями, стихотворные строчки в согласовании с интонациями логопеда,
— большая часть детей без поддержки взрослого и с первого предъявления верно воспринимают и воспроизводят темп речи,
— дети воспринимают логическое ударение, демонстрируют подобающую картину, однако, не все могут говорить выразительно, выделять голосом в предложении те слова, которые считаются особенно необходимы,
— дошкольники понимают цель задания, расстановка пауз интонационно обоснована на маленьком отрезке рассказа (сказочные истории) и наблюдается маленькое число пауз хетизации,
— дети определяют число изолированных ударов, серию обычных ударов методом показа карточки с записанными на ней надлежащими ритмическими структурами, но в замедленном темпе,
— процесс подбора слова к контексту предложения не вызвал у старших дошкольников огромных трудностей, но словарный запас у детей ограничен.
В ходе констатирующего опыта при помощи диагностики было установлено 10 детей, которые имеют в легкой степени псевдобульбарную дизартрию. В общем у них наблюдается средний уровень, или ниже среднего уровня формирования интонационной выразительности речи.
Как следует, на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №16 «Тополек» была проведена логопедическая работа со старшими дошкольниками, которые имеют легкую степень псевдобульбарной дизартрии. Данная группа детей обозначалась, как экспериментальная.
Логопедическая работа включала в себя три шага. В ходе выполнения логопедической работы соблюдался комплексный подход, который включал использование всевозможных способов в формировании данной характеристики речи у старших дошкольников с дизартрией. В ходе работы применялись упражнения, игры с диалогами, стихотворные слова и рассказы. 
Контрольный эксперимент показал, что составляющие интонационной стороны речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией улучшились: интонация, логическое ударение, темп, паузирование, ритм и синтагма. Сравнительный анализ показал, что некоторые показатели у детей с дизартрией стали лучше, чем у детей контрольной группы, к примеру, становление паузирования, проигрывание ритма и становление темпа.
В ходе изучения получила подтверждение гипотеза о том, что составление интонационной стороны речи плотно связано с развитием осознания и устной речи в целом; работа по формированию интонационной стороны речи содействует развитию осознанию речи и ее становления устной речи; эффективность процесса формирования интонационной стороны речи у дошкольников увеличивает осознание и становление устной речи в целом.



1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] : учебное пособие / А. А. Алмазова. — М. : Наука, 2013. - 127 с.
2. Антонова, Л. Г. Развитие речи [Текст] / Л. Г. Антонова. — М. : Астрель, 2012. - 299 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : Астрель, 2007. - 400 с.
4. Бабина, Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. — 2011. — № 3. — С. 174-192.
5. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. — М. : Академия, 2014. — 320 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия [Текст] / Л. И. Белюкова,
А. М. Шацкого. — М. : АСТ, 2015. — 322 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М. : Владос, 2009. — 200 с.
8. Блудов, А. А. Дизартрия. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых [Текст] / А. А. Блудов, Н. В. Белова. — М. : Наука и техника, 2009. — 340 с.
9. Богданова, Л. И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий [Текст] : учебное пособие / Л. И. Богданова. — М. : Флинта, 2016. — 248 с.
10. Бондаренко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка [Текст] / Л. В. Бондаренко. — М. : АСТ, 2012. — 120 с.
11. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии. Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева. — Ставрополь : Радуга, 2008. — 390 с.
12. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. — М. : Рус. яз., 2011. — 279 с.
13. Васильева, А. Н. Основы культуры речи [Текст] / А. Н. Васильева. — М. : Академия, 2012. — 277 с.
14. Вахтина, Н. Ю. Интонационная система в речи русских детей 2
— 4 лет [Текст] / Н. Ю. Вахтина, М. В. Гордина. — М. : Просвещение, 2014.
— 218 с.
15. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская. — Ростов-н/Д : Феникс, 2013. — 448 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ