Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего
подросткового возраста 6
1.2 Жизнестойкость: понятие, содержание, условия и методы
воспитания 14
1.3 Дополнительное образование как среда воспитания
жизнестойкости у младших подростков 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию жизнестойкости у младших подростков в организации дополнительного образования на примере МКУ ДО ДДТ г. Ивделя
2.1 Анализ деятельности МКУ ДО ДДТ г. Ивделя по воспитанию
жизнестойкости младших подростков 36
2.2 Первичная диагностика жизнестойкости у младших
подростков 45
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию жизнестойкости у младших
подростков 55
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 71
Актуальность исследования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Создавшаяся социальная обстановка требует от всех членов общества максимальной адаптации. В связи с этим особенно остро встает вопрос воспитания подготовленных к жизни в условиях нестабильности и стресса, людей. Необходим поиск оптимальных путей воспитания жизнестойкости подрастающих поколений. Родовым понятием жизнестойкости выступает жизнедеятельность человека, которая реализуется в игре, познании, общении и труде, в постоянном взаимодействии со средой. Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте [34], поэтому так важно воспитывать жизнестойкость с детства. И здесь особую роль могут сыграть учреждения дополнительного образования детей, педагогическая ценность которых заключается в том, что деятельность их, основанная на личностно-ориентированном подходе, позволяет в значительной степени влиять на процесс воспитания, а также сориентировать и подготовить к взрослой жизни, используя при этом потенциал свободного времени детей. Методологической базой дополнительного образования детей является парадигма развивающего вариативного образования.
Разработанность проблемы в науке. Научное исследование жизнестойкости представлены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых: Э. Ф. Зеера [23], С. Мадди [35], Д.А. Леонтьева [34], Е.И. Рассказовой [34], А. Н. Фоминовой [60], свое видение воспитания жизнестойкости у подростков высказано в работах Н. М. Кий [25], А. Н. Фоминовой [61,62], Е. В. Шваревой [66], Л. В. Петровой [42], В. Р. Петросянц [43] и др.
Большую роль в становлении дополнительного образования, разработке методологии сыграли Е. Н. Медынский [37], С. Т. Шацкий [65], А. К. Бруднов [11,12], И. А. Верба [16], Ю.Д. Лебедев [31], В.А. Сухомлинский [56]. Воспитательный потенциал организаций дополнительного образования раскрыли В.В. Белова [6], М.Б. Коваль [27] и др.
Психология подросткового возраста освещена множеством научных работ, среди которых мы, в первую очередь, рассматриваем труды Д.Б. Эльконина [71], Л.С. Выготского [18], Л.И. Божович [9], В. Штерн [70], С.Л. Рубинштейн [47], Э. Шпрангер [69], Ди Снайдер [51] и др.
К сожалению, в психолого-педагогической (научной) литературе не представлены работы, изучающие процесс воспитания жизнестойкости младших подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей; не выделяются факторы, влияющие на воспитание подростков в исследуемом процессе; не выявлены организационно-педагогические условия воспитания подростков в деятельности данных учреждений. Также следует отметить, что и понятие «жизнестойкость» не так давно вошло в наш обиход и также требует осмысления, дискуссии (обсуждения) и обмена практическими изысканиями, наработками, опытом.
Анализ состояния теории и педагогической практики позволили выявить противоречие между современными требованиями общества к воспитанию жизнестойкого, способного самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями молодого поколения и недостаточной методической разработанностью этой проблемы.
Выявленное нами противоречие доказывает актуальность изучения жизнестойкости и позволяют сформулировать тему исследования: «Воспитание жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования».
Вышеизложенное позволяет определить проблему исследования: как воспитать жизнестойкость младших подростков в организации дополнительного образования?
Объектом исследования является процесс воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования.
Предметом исследования выступает содержание процесса воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитанию у младших подростков жизнестойкости в организации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшему подростковому возрасту.
2. Проанализировать понятие жизнестойкость, выявить условия и методы для ее воспитания у младших подростков в организации дополнительного образования.
3. Дать общую характеристику организации дополнительного образования как среды для воспитания жизнестойкости младших подростков.
4. Проанализировать деятельность МКУ ДО ДДТ г. Ивделя по воспитанию жизнестойкости младших подростков.
5. Провести первичную диагностику жизнестойкости у младших подростков в объединении «Юный волейболист» МКУ ДО ДДТ г. Ивделя, а также у младших подростков, не занимающихся в объединении «Юный волейболист» МКУ ДО ДДТ г. Ивделя.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение, синтез; эмпирические - анкетирование, тестирование.
База исследования: Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Ивделя.
Описание структуры работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Проведенное теоретико-эмпирическое изучение процесса воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования позволило сделать следующие выводы.
1. Анализ работ Л.И. Божович, М. Арутунян, Л.С. Выготского, В.Ф. Сафина, Т.А. Шкурко, Д.Б. Эльконина показал что такие психолого-педагогические характеристики младшего подросткового возраста как потребность в общении со сверстниками, потребность быть признанным в группе, «поиск себя», формирование образа «Я», формирование культуры поведения позволяют ставить и успешно решать задачи по воспитанию жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования детей.
2. Анализ работ Э. Ф. Зеера, Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, С. Мадди, А. Н. Фоминовой, Н. М. Кий, Е. В. Шваревой, Л. В. Петровой, В. Р. Петросянц показал, что жизнестойкость младших подростков можно определить: как способность успешно преодолевать особенности психологического и физиологического развития, присущие данному возрасту; как способность противостоять стрессовым ситуациям и успешно адаптироваться к предстоящей взрослой жизни в обществе; как удовлетворенность настоящим и уверенность в будущем. Методы воспитания жизнестойкости основываются на здоровьесбережении и самосохранении, на стремлении к гармонизации внутреннего психического развития и внешних условий жизнедеятельности.
3. Анализ работ Е. Н. Медынского, С. Т. Шацкого, А. К. Бруднова, И. А. Вербы, Ю.Д. Лебедева, Т.И. Сущенко, В.А. Сухомлинского, В.В. Белова, М.Б. Коваль показал, что учреждения дополнительного образования являются благоприятной средой для воспитания жизнестойкой, зрелой, готовой к решению любых задач и преодолению жизненных трудностей личности. А особенности преподавания наилучшим образом удовлетворяют интересы и потребности детей младшего подросткового возраста.
4. Результаты первичной диагностики жизнестойкости у младших подростков наглядно показали, что жизнестойкость младших подростков регулярно занимающихся в объединениях организации дополнительного образования (на примере объединения «Юный волейболист» МКУ ДО ДДТ) выше, чем у детей, не занимающихся в таковых. Таким образом, наше предположение о том, что учреждения дополнительного образования детей являются благоприятной средой для воспитания жизнестойкости младших подростков, подтвердилось.
5. Принимая во внимание данные анализа теоретического материала и учитывая результаты и выводы нашего исследования по интересующей нас теме, с целью улучшить деятельность педагога, нами был разработан комплекс мероприятий по воспитанию жизнестойкости у младших подростков для объединения «Юный волейболист» Муниципального казенного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества г. Ивделя.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута.
1. Арутюнян М. Кто я? Проблема самоопределения юношей и девушек подростков. М.: ИСПЭН РАН, 1992. 290с.
2. Байер Е. А. Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома [Текст] / Е. А. Байер, И. Б. Павлов // Социал. педагогика. (История и теория). 2010. № 5. С. 75-82.
3. Байер Е. А. Проблемы и их решение в воспитании детей-сирот в России [Текст] / Е. А. Байер // Социал. педагогика. (Педагогика и политика). 2011. № 3. С. 40-44.
4. Байер, Е. А. Спортизированное физическое воспитание детей-сирот в условиях детского дома как средство подготовки жизнестойкого поколения [Текст] / Е. А. Байер, Л. И. Лубышева // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. (Спортивная культура в школе). 2011. № 6. С. 15¬19.
5. Байер Е. А. Формирование жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания в условиях детского дома [Текст] / Е. А. Байер // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. (Физическое воспитание: традиции и инновации). 2010. № 2. С. 2-5.
6. Белова В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1986 г. 23 с.
7. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинений в 2-х т. (Сост. и авт. вст. статьи с 8-29, М.Г. Данильченко, А.А. Никольская); Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика, 1979. Т.1. 309 с.
8. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинений в 2-х т. (Сост. и авт. вст. статьи с 8-29, М.Г. Данильченко, А.А.Никольская); под ред. А.В.Петровского М.: Педагогика, 1979. Т.2. 379 с.
9. Божович, JI.H. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии; Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. 352 с.
10. Борисов Г. И. Жизнеспособность как условие профессионального развития личности / Г. И. Борисов, А.А. Печеркина // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 72-75.
11. Бруднов А.К. Внешкольное дополнительное образование насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) // Воспитание школьников. 1992. №3/4 С. 3-5.
12. Бруднов А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник (г. Москва). 1996. № 1. С. 3-4.
13. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994.
14. Буйлова Л. Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. №3 (Март). С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2012/1223.htm.
15. Ванакова Г. В. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодежи [Текст] / Г. В. Ванакова // Нар. образование. (Школа и воспитание). 2012. № 1. С. 234-239.
16. Верба И.А. Внешкольная работа. // Дополнительное образование. 2000. №7-8 . 30-36.
17. Водяха С. А. Соотношение жизнестойкости и личностных достоинств студентов / Водяха Сергей Анатольевич // Педагогическое образование в России. 2017. № 11. С. 24-29.
18. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 197 с.
19. Дейноу, Шейла. Как пережить опасный возраст ваших детей? [Текст] / Шейла Дйноу. М.: МИРТ, 1995. 379 с. (Путь к успеху = Путь к счастью).
20. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / под ред. О.Е.Лебедева. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
21. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Мин-во образования РФ, ОПТУ; под ред. Н.В.Сократова, Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2003. 260 с.
22. Дополнительное образование фактор развития личности // Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1998. 204 с.
23. Зеер Э. Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека / Эвальд Фридрихович Зеер // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 69-76.
24. Калитеевская Елена Ростиславовна. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков [Текст] / Е. Р. Калитеевская [и др.] // Вопр. психологии. 2007. № 2. С. 68-79
25. Кий Н. М. Формирование у подростков жизнеутверждающих установок [Текст] / Н. М. Кий // Социальная педагогика. 2012. № 5. С. 57-71.
26. Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе/ М.В. Кларин. Москва: Просвещение, 1989. 234 с.
27. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1993. 62 с.
28. Колодин А. Насущные проблемы дополнительного образования // Воспитание школьников. 1997. С. 2.
29. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. М.: АПН, 1959. Т.З. Обучение и воспитание в школе. 1959. 798 с.
30. Куприянов Б. В. Учреждения дополнительного образования детей как воспитательные организации // Духовно-ценностное ориентирование детей и подростков во внешкольных объединениях. Кострома, 2004. С. 53¬68.
31. Лебедев Ю.Д. Формирование опыта построения жизненных перспектив старшеклассников в деятельности временного объединения. Автореферат дис. . канд. пед. наук Кострома, 2002. 24 с.
32. Левицкая, Т. Е. Развитие навыков саморегуляции у субъектов образовательного процесса с использованием бос-технологии [Текст] / Т. Е. Левицкая // Психология обучения. - (Прикладные аспекты педагогической психологии). 2010. № 12. С. 106-118.
33. Леоненко Н. О. Жизнестойкость личности студентов: этнопсихологический аспект [Текст] : монография / Н. О. Леоненко ; М-во образования и науки РФ ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. общей психологии. Екатеринбург : [б. и.], 2013. 134, [1] с. : табл. [Рек. Уч. Советом ФГБОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т" в качестве науч. изд.]. Библиогр.: с. 120¬133. ISBN 978-5-7186-0565-5.
34. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
35. Maddi S., Khoshaba D. Hardiness and Mental // Journal of Personality Assessment. 1994. Oct. № 2. Vol. 63. Р. 265-274.
36. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.160 с.
37. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: Лекции, читанные в педагогическом факультете Уральского университета Т.1. Общая теория внешкольного образования. М.: Петроград: Госиздат. 1923. 138с.
38. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития : учебник / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. общей психологии. Екатеринбург : [б. и.], 2012. 320 с. : табл. Библиогр.: с. 317-319.
39. Мошкова И. Н. Экстремальные ситуации в личностном развитии [Текст] / И. Н. Мошкова, Н. Г. Осухова, О. Л. Янушкявичене // Нар. образование. (Школа и воспитание). 2012. № 2. С. 246-252.
40. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006.
41. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
42. Петрова Л. В. Гендерные особенности ценностных ориентаций и жизнестойкости учащихся / Лариса Витальевна Петрова // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 139-141.
43. Петросянц, В. Р. Структурная организованность жизнестойкости старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде [Текст] / В. Р. Петросянц // Психология обучения. (Социальная психология образования). 2011. № 10. С. 100-109.
44. Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И.Фролов. М.: Роспедагентство, 1997. 526с. (Готовим психолога). ISBN 5868250230: 25000.00.
45. Рождественская, Н. А. Как понять подростка [Текст] / Н. А. Рождественская. М.: Роспедагенство, 1995. 75 с.
46. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб. : Питер Ком, 1998. 720 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. 191 с.
48. Рыльская Е. А. Психология жизнеспособности человека: автореф. дис. . д-ра психол. наук. Ярославль, 2014.
49. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения. М.: Просвещение, 2003. 340 с.
50. Смолина, В. В. Возрастные особенности детей школьного возраста [Текст] / В. В. Смолина, М. Г. Кутейникова. Минск: Нар. асвета, 1973. 94 с. (Родителям о детях). 0.13.
51. Снайдер, Ди. Курс выживания для подростков [Текст] / Ди Снайдер. М.: Горизонт, 1995. 208 с. 4600.00.
52. Снайдер, Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 288с.: ил. ISBN 5780501408 : 14300.00.
53. Социально-педагогическая деятельность по профилактике игровой зависимости у подростков в школе [Текст] : учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования, Каф. социал. педагогики ; сост. М. А. Иваненко, М. И. Логинова. Екатеринбург : [б. и.], 2010. 165 с.
54. Суетин, П. С. Личностный адаптационный потенциал и жизнестойкость как индивидуально-личностные ресурсы формирования психологической готовности к экстремальным ситуациям [Текст] / П. С. Суетин ; Урал. гос. пед. ун-т // Культура безопасности: проблемы и перспективы : материалы третьей междунар. науч.- практ. конф., 14 окт. 2010 г., г. Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. и общ. ред. В. В. Гафнера. Екатеринбург., Екатеринбург, 2010. С. 130-133.
55. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. М.: Академия, 2002.
56. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 томах (Ред.кол.: А.Г. Дзеверин (пред) и др.). Киев: Рад.школа, 1979. Т1, 682 с.
57. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / под ред. Э. Ф. Зеера. М. : МПСИ, 2005.
58. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949¬1992.
59. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
60. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. М.: Прометей, 2012.280 с.
61. Фоминова А. Н. Развитие социальных умений и практических навыков детей и подростков [Текст] / А. Н. Фоминова // Социальная педагогика. 2014. № 4. С. 25-33.
62. Фоминова А. Н. Способности к преодолению жизненных трудностей формируются в школе [Текст] / Алла Николаевна Фоминова // Народное образование. 2014. № 3. С. 215-221. (Школа и воспитание). Библиогр. в сносках.
63. Фоминова А. Технологические стратегии развития жизнестойкости подростков [Текст] / А. Фоминова // Воспитательная работа в школе. 2014. № 1. С. 65-75. (Технологии и инструментарий).
64. Фролов Ю.И. Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. М., М., 1997.
65. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения Т.1 / Под ред. И.А. Каирова и др. Вст. статья Л.Н. Скаткина, с. 7-46. М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.503 с.
66. Шварева Е. В. Жизнестойкость как психологическая характеристики участников современной образовательной среды [Текст] / Е. В. Шварева // Пед. образование в России / Урал. гос. пед. ун-т. (Психолого-педагогические проблемы образования). 2011. № 4. С. 180-185. Библиогр.: с. 185.
67. Шварева, Е. В. Психологические особенности образа смерти у старших школьников с разным уровнем жизнестойкости [Текст] : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Шварева Елена Васильевна ; Урал. гос. пед. ун-т ; науч. рук. С. А. Минюрова. - Екатеринбург, 2012. 183 с. + Прил.: 1 CD-ROM.
68. Шкурко Т. А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга. Ростов н/Д: ПЕРО, 1997. 171 с.
69. Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте /Э. Шпрангер // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. М., М.,1997. с.33-63.
70. Штерн В. «Серьезная игра» в юношеском возрасте / В. Штерн // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. М., 1997. С. 20-32.
71. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 208 с.