Воспитание жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего
подросткового возраста 6
1.2 Жизнестойкость: понятие, содержание, условия и методы
воспитания 14
1.3 Дополнительное образование как среда воспитания
жизнестойкости у младших подростков 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию жизнестойкости у младших подростков в организации дополнительного образования на примере МКУ ДО ДДТ г. Ивделя
2.1 Анализ деятельности МКУ ДО ДДТ г. Ивделя по воспитанию
жизнестойкости младших подростков 36
2.2 Первичная диагностика жизнестойкости у младших
подростков 45
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию жизнестойкости у младших
подростков 55
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 71
Глава 1. Теоретические основы воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего
подросткового возраста 6
1.2 Жизнестойкость: понятие, содержание, условия и методы
воспитания 14
1.3 Дополнительное образование как среда воспитания
жизнестойкости у младших подростков 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию жизнестойкости у младших подростков в организации дополнительного образования на примере МКУ ДО ДДТ г. Ивделя
2.1 Анализ деятельности МКУ ДО ДДТ г. Ивделя по воспитанию
жизнестойкости младших подростков 36
2.2 Первичная диагностика жизнестойкости у младших
подростков 45
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию жизнестойкости у младших
подростков 55
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 71
Актуальность исследования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Создавшаяся социальная обстановка требует от всех членов общества максимальной адаптации. В связи с этим особенно остро встает вопрос воспитания подготовленных к жизни в условиях нестабильности и стресса, людей. Необходим поиск оптимальных путей воспитания жизнестойкости подрастающих поколений. Родовым понятием жизнестойкости выступает жизнедеятельность человека, которая реализуется в игре, познании, общении и труде, в постоянном взаимодействии со средой. Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте [34], поэтому так важно воспитывать жизнестойкость с детства. И здесь особую роль могут сыграть учреждения дополнительного образования детей, педагогическая ценность которых заключается в том, что деятельность их, основанная на личностно-ориентированном подходе, позволяет в значительной степени влиять на процесс воспитания, а также сориентировать и подготовить к взрослой жизни, используя при этом потенциал свободного времени детей. Методологической базой дополнительного образования детей является парадигма развивающего вариативного образования.
Разработанность проблемы в науке. Научное исследование жизнестойкости представлены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых: Э. Ф. Зеера [23], С. Мадди [35], Д.А. Леонтьева [34], Е.И. Рассказовой [34], А. Н. Фоминовой [60], свое видение воспитания жизнестойкости у подростков высказано в работах Н. М. Кий [25], А. Н. Фоминовой [61,62], Е. В. Шваревой [66], Л. В. Петровой [42], В. Р. Петросянц [43] и др.
Большую роль в становлении дополнительного образования, разработке методологии сыграли Е. Н. Медынский [37], С. Т. Шацкий [65], А. К. Бруднов [11,12], И. А. Верба [16], Ю.Д. Лебедев [31], В.А. Сухомлинский [56]. Воспитательный потенциал организаций дополнительного образования раскрыли В.В. Белова [6], М.Б. Коваль [27] и др.
Психология подросткового возраста освещена множеством научных работ, среди которых мы, в первую очередь, рассматриваем труды Д.Б. Эльконина [71], Л.С. Выготского [18], Л.И. Божович [9], В. Штерн [70], С.Л. Рубинштейн [47], Э. Шпрангер [69], Ди Снайдер [51] и др.
К сожалению, в психолого-педагогической (научной) литературе не представлены работы, изучающие процесс воспитания жизнестойкости младших подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей; не выделяются факторы, влияющие на воспитание подростков в исследуемом процессе; не выявлены организационно-педагогические условия воспитания подростков в деятельности данных учреждений. Также следует отметить, что и понятие «жизнестойкость» не так давно вошло в наш обиход и также требует осмысления, дискуссии (обсуждения) и обмена практическими изысканиями, наработками, опытом.
Анализ состояния теории и педагогической практики позволили выявить противоречие между современными требованиями общества к воспитанию жизнестойкого, способного самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями молодого поколения и недостаточной методической разработанностью этой проблемы.
Выявленное нами противоречие доказывает актуальность изучения жизнестойкости и позволяют сформулировать тему исследования: «Воспитание жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования».
Вышеизложенное позволяет определить проблему исследования: как воспитать жизнестойкость младших подростков в организации дополнительного образования?
Объектом исследования является процесс воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования.
Предметом исследования выступает содержание процесса воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитанию у младших подростков жизнестойкости в организации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшему подростковому возрасту.
2. Проанализировать понятие жизнестойкость, выявить условия и методы для ее воспитания у младших подростков в организации дополнительного образования.
3. Дать общую характеристику организации дополнительного образования как среды для воспитания жизнестойкости младших подростков.
4. Проанализировать деятельность МКУ ДО ДДТ г. Ивделя по воспитанию жизнестойкости младших подростков.
5. Провести первичную диагностику жизнестойкости у младших подростков в объединении «Юный волейболист» МКУ ДО ДДТ г. Ивделя, а также у младших подростков, не занимающихся в объединении «Юный волейболист» МКУ ДО ДДТ г. Ивделя.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение, синтез; эмпирические - анкетирование, тестирование.
База исследования: Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Ивделя.
Описание структуры работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Разработанность проблемы в науке. Научное исследование жизнестойкости представлены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых: Э. Ф. Зеера [23], С. Мадди [35], Д.А. Леонтьева [34], Е.И. Рассказовой [34], А. Н. Фоминовой [60], свое видение воспитания жизнестойкости у подростков высказано в работах Н. М. Кий [25], А. Н. Фоминовой [61,62], Е. В. Шваревой [66], Л. В. Петровой [42], В. Р. Петросянц [43] и др.
Большую роль в становлении дополнительного образования, разработке методологии сыграли Е. Н. Медынский [37], С. Т. Шацкий [65], А. К. Бруднов [11,12], И. А. Верба [16], Ю.Д. Лебедев [31], В.А. Сухомлинский [56]. Воспитательный потенциал организаций дополнительного образования раскрыли В.В. Белова [6], М.Б. Коваль [27] и др.
Психология подросткового возраста освещена множеством научных работ, среди которых мы, в первую очередь, рассматриваем труды Д.Б. Эльконина [71], Л.С. Выготского [18], Л.И. Божович [9], В. Штерн [70], С.Л. Рубинштейн [47], Э. Шпрангер [69], Ди Снайдер [51] и др.
К сожалению, в психолого-педагогической (научной) литературе не представлены работы, изучающие процесс воспитания жизнестойкости младших подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей; не выделяются факторы, влияющие на воспитание подростков в исследуемом процессе; не выявлены организационно-педагогические условия воспитания подростков в деятельности данных учреждений. Также следует отметить, что и понятие «жизнестойкость» не так давно вошло в наш обиход и также требует осмысления, дискуссии (обсуждения) и обмена практическими изысканиями, наработками, опытом.
Анализ состояния теории и педагогической практики позволили выявить противоречие между современными требованиями общества к воспитанию жизнестойкого, способного самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями молодого поколения и недостаточной методической разработанностью этой проблемы.
Выявленное нами противоречие доказывает актуальность изучения жизнестойкости и позволяют сформулировать тему исследования: «Воспитание жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования».
Вышеизложенное позволяет определить проблему исследования: как воспитать жизнестойкость младших подростков в организации дополнительного образования?
Объектом исследования является процесс воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования.
Предметом исследования выступает содержание процесса воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитанию у младших подростков жизнестойкости в организации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшему подростковому возрасту.
2. Проанализировать понятие жизнестойкость, выявить условия и методы для ее воспитания у младших подростков в организации дополнительного образования.
3. Дать общую характеристику организации дополнительного образования как среды для воспитания жизнестойкости младших подростков.
4. Проанализировать деятельность МКУ ДО ДДТ г. Ивделя по воспитанию жизнестойкости младших подростков.
5. Провести первичную диагностику жизнестойкости у младших подростков в объединении «Юный волейболист» МКУ ДО ДДТ г. Ивделя, а также у младших подростков, не занимающихся в объединении «Юный волейболист» МКУ ДО ДДТ г. Ивделя.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение, синтез; эмпирические - анкетирование, тестирование.
База исследования: Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Ивделя.
Описание структуры работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Проведенное теоретико-эмпирическое изучение процесса воспитания жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования позволило сделать следующие выводы.
1. Анализ работ Л.И. Божович, М. Арутунян, Л.С. Выготского, В.Ф. Сафина, Т.А. Шкурко, Д.Б. Эльконина показал что такие психолого-педагогические характеристики младшего подросткового возраста как потребность в общении со сверстниками, потребность быть признанным в группе, «поиск себя», формирование образа «Я», формирование культуры поведения позволяют ставить и успешно решать задачи по воспитанию жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования детей.
2. Анализ работ Э. Ф. Зеера, Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, С. Мадди, А. Н. Фоминовой, Н. М. Кий, Е. В. Шваревой, Л. В. Петровой, В. Р. Петросянц показал, что жизнестойкость младших подростков можно определить: как способность успешно преодолевать особенности психологического и физиологического развития, присущие данному возрасту; как способность противостоять стрессовым ситуациям и успешно адаптироваться к предстоящей взрослой жизни в обществе; как удовлетворенность настоящим и уверенность в будущем. Методы воспитания жизнестойкости основываются на здоровьесбережении и самосохранении, на стремлении к гармонизации внутреннего психического развития и внешних условий жизнедеятельности.
3. Анализ работ Е. Н. Медынского, С. Т. Шацкого, А. К. Бруднова, И. А. Вербы, Ю.Д. Лебедева, Т.И. Сущенко, В.А. Сухомлинского, В.В. Белова, М.Б. Коваль показал, что учреждения дополнительного образования являются благоприятной средой для воспитания жизнестойкой, зрелой, готовой к решению любых задач и преодолению жизненных трудностей личности. А особенности преподавания наилучшим образом удовлетворяют интересы и потребности детей младшего подросткового возраста.
4. Результаты первичной диагностики жизнестойкости у младших подростков наглядно показали, что жизнестойкость младших подростков регулярно занимающихся в объединениях организации дополнительного образования (на примере объединения «Юный волейболист» МКУ ДО ДДТ) выше, чем у детей, не занимающихся в таковых. Таким образом, наше предположение о том, что учреждения дополнительного образования детей являются благоприятной средой для воспитания жизнестойкости младших подростков, подтвердилось.
5. Принимая во внимание данные анализа теоретического материала и учитывая результаты и выводы нашего исследования по интересующей нас теме, с целью улучшить деятельность педагога, нами был разработан комплекс мероприятий по воспитанию жизнестойкости у младших подростков для объединения «Юный волейболист» Муниципального казенного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества г. Ивделя.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута.
1. Анализ работ Л.И. Божович, М. Арутунян, Л.С. Выготского, В.Ф. Сафина, Т.А. Шкурко, Д.Б. Эльконина показал что такие психолого-педагогические характеристики младшего подросткового возраста как потребность в общении со сверстниками, потребность быть признанным в группе, «поиск себя», формирование образа «Я», формирование культуры поведения позволяют ставить и успешно решать задачи по воспитанию жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования детей.
2. Анализ работ Э. Ф. Зеера, Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, С. Мадди, А. Н. Фоминовой, Н. М. Кий, Е. В. Шваревой, Л. В. Петровой, В. Р. Петросянц показал, что жизнестойкость младших подростков можно определить: как способность успешно преодолевать особенности психологического и физиологического развития, присущие данному возрасту; как способность противостоять стрессовым ситуациям и успешно адаптироваться к предстоящей взрослой жизни в обществе; как удовлетворенность настоящим и уверенность в будущем. Методы воспитания жизнестойкости основываются на здоровьесбережении и самосохранении, на стремлении к гармонизации внутреннего психического развития и внешних условий жизнедеятельности.
3. Анализ работ Е. Н. Медынского, С. Т. Шацкого, А. К. Бруднова, И. А. Вербы, Ю.Д. Лебедева, Т.И. Сущенко, В.А. Сухомлинского, В.В. Белова, М.Б. Коваль показал, что учреждения дополнительного образования являются благоприятной средой для воспитания жизнестойкой, зрелой, готовой к решению любых задач и преодолению жизненных трудностей личности. А особенности преподавания наилучшим образом удовлетворяют интересы и потребности детей младшего подросткового возраста.
4. Результаты первичной диагностики жизнестойкости у младших подростков наглядно показали, что жизнестойкость младших подростков регулярно занимающихся в объединениях организации дополнительного образования (на примере объединения «Юный волейболист» МКУ ДО ДДТ) выше, чем у детей, не занимающихся в таковых. Таким образом, наше предположение о том, что учреждения дополнительного образования детей являются благоприятной средой для воспитания жизнестойкости младших подростков, подтвердилось.
5. Принимая во внимание данные анализа теоретического материала и учитывая результаты и выводы нашего исследования по интересующей нас теме, с целью улучшить деятельность педагога, нами был разработан комплекс мероприятий по воспитанию жизнестойкости у младших подростков для объединения «Юный волейболист» Муниципального казенного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества г. Ивделя.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута.
Подобные работы
- Развитие резильентности у подростков в процессе психологического консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА
АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ 14 - 16 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Развитие жизнестойкости у подростков - сирот как предпосылки их успешной адаптации к детскому дому
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей школьников в процессе вокально-хоровой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



