Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы с младшими школьниками в городском оздоровительном лагере 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников...6
1.2. Городской оздоровительный лагерь: функции и характеристика
лагеря 15
1.3.Экологическое направление воспитательной работы с младшими школьниками в городском оздоровительном лагере: сущность и содержание 23
Глава 2. Анализ воспитательной работы с младшими школьниками по экологическому направлению в городском оздоровительном лагере на базе МКОУ - СОШ №6 г. Среднеуральск 32
2.1. Опыт деятельности воспитательной работы с младшими школьниками по экологическому направлению в городском оздоровительном лагере на базе МКОУ-СОШ №6 г. Среднеуральск ..32
2.2. Программа воспитательной работы с младшими школьниками по экологическому направлению в городском оздоровительном лагере ..44
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения 62
Актуальность темы исследования заключается в том, что время летних каникул многие дети проводят в летних лагерях, лечебно-оздоровительных центрах, санаториях-профилакториях, в городских оздоровительных лагерях и других воспитательных учреждениях. Городской оздоровительный лагерь, будучи воспитательно-оздоровительным внешкольным учреждением, а также самым массовым видом летнего отдыха ребенка, является наиболее распространенной базой педагогической практики.
Повышение воспитательной работы находиться в прямой зависимости от осуществления принципа систематичности, непрерывности, преемственности в деятельности оздоровительной организации, внешкольных учреждений и школы, в том числе ив период летних каникул. Организованный массовый отдых младших школьников в нашей стране - сочетание работы по воспитанию и физической закалке. Городские оздоровительные лагеря являются такой формой организации детей во время каникул, которые удачно сочетают оздоровительную воспитательную работу.
Воспитательная значимость городских оздоровительных лагерей определяется, прежде всего, тем, что в период школьных каникул в них продолжается процесс целенаправленного педагогического воздействия на детей. Но, в отличие от школы, в городском оздоровительном лагере имеется больше возможностей для организации неформального общения детей и самой разнообразной их деятельностью.
Именно многообразие форм и видов деятельности, не формальность обстановки позволяют организовывать и развивать самодеятельность младших школьников, воспитывать в них коллективные черты, формировать активность, самостоятельность, обучать разнообразным и прежде всего организаторским умениям и навыкам. От опыта воспитателей, вожатых, студентов-практикантов, инструкторов, от их знаний, умений, отношения к делу во многом зависит, будет ли детям интересно в городском оздоровительном лагере, приобретут ли они полезные навыки, укрепят ли здоровье.
Степень разработанности проблемы: вопросами воспитания детей в оздоровительных лагерях занимались А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, которые являются основоположниками развития деятельности детских лагерей.
В их педагогических трудах содержатся принципиальные положения, касающиеся основных вопросов организации летнего отдыха детей. Так же эти проблемы рассматривали О.С. Газман, И.П. Иванов, Н.Б. Крылова и др. о развитии личности ребенка в оздоровительном лагере. Так же в трудах А.В. Мудрика, Б.А. Титова, Д.И. Фельдштейна и др. изучали проблемы социализации и социального воспитания детей, в сфере организации досугового времени детей. В трудах Л.В. Байбородовой, Г.М. Бирженюка, Л.М. Бузыревой, А.П. Маркова и др. есть разработки концепций и программ деятельности, в том числе детского оздоровительного лагеря. Аспекты социального становления ребенка средствами игровых проектов и программ рассматриваются в работах М.Р. Мирошкиной, И.И. Фришман и др.
Создание смены и различных мероприятий городского оздоровительного лагеря с экологической направленностью актуально. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
Противоречие: между необходимостью воспитательной работы с младшими школьниками по экологическому направлению в городском оздоровительном лагере и недостаточностью разработанностью методических рекомендаций по данному вопросу.
На основании анализа актуальности темы исследования сформулирована проблема исследования: как осуществить воспитательную работу с младшими школьниками по экологическому направлению в городском оздоровительном лагере?
Тема исследования: «Воспитательная работа с младшими школьниками в городском оздоровительном лагере».
В нашей работе мы ввели, ограничение и будем рассматривать экологическое направление в рамках воспитательной работы с младшими школьниками в городском оздоровительном лагере.
Объект исследования: процесс воспитательной работы с младшими школьниками в городском оздоровительном лагере.
Предмет исследования: экологическое направление воспитательной работы с младшими школьниками в городском оздоровительном лагере.
Цель исследования: разработать программу воспитательной работы с младшими школьниками по экологическому направлению в летнем городском оздоровительном лагере.
Гипотеза исследования: вероятно, воспитательная работа по экологическому направлению с младшими школьниками в городском оздоровительном лагере будет наиболее успешной, если: программа включает в себя мероприятия экологической направленности;
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы в данной части исследования мы поставили следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Определить функции городского оздоровительного лагеря.
3. Проанализировать экологическое направление воспитательной работы с младшими школьниками в городском оздоровительном лагере, его сущность и содержание
Методы исследования: теоретические, эмпирические.
1. Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, классификация
2. Эмпирические: анкетирование, наблюдение.
База исследования: МКОУ - СОШ №6 г. Среднеуральск.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Таким образом, проанализировав литературу и проведя исследование по теме «Воспитательная работа с младшими школьниками в городском оздоровительном лагере», мы пришли к следующим выводам.
К основным психолого-педагогическим характеристикам младшего школьного возраста можно отнести то, что основными механизмами социализации выступают: импринтинг (запечатление), экзистенциальный режим (овладение языком и усвоение норм социального поведения), подражание, идентификация (отождествление), рефлексия (внутренний диалог), традиционный механизм (усвоение норм и эталонов поведения).
Это возраст в котором происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.
У детей возникает осознание себя и своих собственных изменений, основным видом деятельности младшего школьника становится учебная деятельность. Происходит развитие творческих способностей и совершенствование возможностей ребенка, вовлечение детей в новые социальные связи. Для удовлетворения индивидуальных интересов и культурных потребностей младшего школьника в период летних каникул открываются городские оздоровительные лагеря.
Городской оздоровительный лагерь - это учреждение, организующее активный, полезный оздоровительный отдых детей младшего школьного возраста. Подобные лагеря организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства. В городском оздоровительном лагере реализуется воспитательная работа по разным направлениям, в которых младшие школьники принимают активное участие - это художественно-творческое, физкультурно-оздоровительное, эстетическое, экологическое направления. На сегодняшний день городской оздоровительный лагерь выступает как важнейший социальный институт, способствующий развитию, воспитанию детей, выполняет целый ряд функций: социализирующую, рекреационную, воспитательную, образовательную, развивающую, а также осуществляет оздоровление и отдых детей младшего школьного возраста.
В городском оздоровительном лагере выполняется воспитательная работа по разным направлениям:
Мы в своей работе рассматривали экологическое направление воспитательной работы
Экологическое направление воспитательной работы в городском оздоровительном лагере дает возможность, организовать отдых младших школьников, сочетая оздоровительные, образовательные, природоохранные и социально значимые мероприятия. Правильно организованная работа с младшими школьниками позволит восполнить общение с природой у детей, которая, ведет к ослаблению чувственного восприятия человека, как в физиологическом, так и в психологическом плане; расширить и углубить теоретические знания по экологии, зоологии и сформировать социальную активность младших школьников.
Воспитательная работа с младшими школьниками по экологическому направлению в городском оздоровительном лагере дает возможность повышать уровень экологической культуры и уровень экологических знаний, у младших школьников сочетая оздоровительные, образовательные, природоохранные и социально значимые мероприятия.
На основании проведенного исследования можно утверждать, что воспитательная работа в экологическом направлении младших школьников будет более действенной, если будет реализован личностно-ориентированный подход по учету интересов и возможностей каждого ребенка в ходе организации воспитательной работы по экологическому направлению в городском оздоровительном лагере
Итоги проведенного исследования позволили разработать программу по экологическому направлению младших школьников в городском оздоровительном лагере, а также сделать выводы:
- экологическое направление воспитательной работы- неотъемлемая часть познавательного и нравственного развития личности ребенка;
-экологическое направление воспитательной работы - успешно формируется в процессе изучения экологических проблем, а также организованных мероприятий экологической направленности в городском оздоровительном лагере.
Вывод: цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза подтвердилась.
1. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Ярославль: Академия развития, 2003. 256 с.
2. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка. Классный руководитель. 2000. №3. с.39-47.
3. Бедерханова В.П. От несвободы - к несвободному ребенку и педагогу. Народное образование 2000 №4-5. 34 с.
4. Бирженюк Г.М. Педагогика постижения культуры.// Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования: издается с июля 1937 ред. Р.С. Бозиев. 2012. № 2.
5. Бузырева, Л.М., Никитина, Л.Е., Тетерский, С.В. Итоги проекта Мониторинг программ молодежного, детского и семейного отдыха, распространение опыта. Воспитание школьников. 2006 №3 с. 56-57..
6. Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005.160 с.
7. Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание каникулы! М, 2005. 28 с.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. В 6т. М., 2003.Т.З. 328 с.
9. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. Под ред. М.Е. Сысоевой. М.: Московское городское педагогическое общество. 2000. 120 с.
10. Газизулин Р.Я., Дюкина О.В. Дневник воспитателя летнего лагеря Киров, ВАКО, 2008. 14 с.
11. Горенков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. М.: Прометей, 1996. с. 35-41.
12. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.:МИРОС, 2002. 91с.
13. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, с. 202.-238.
14. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии. № 3-4, 2002.
с. 14-19.
15. Данилов М.А. Умственное воспитание. Сов. Педагогика, 2004.
с. 70-86. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП,
2006. 48с.
16. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика. Под общей ред. Б.П. Компова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. 518с.
17. Данилкова, Н.С Если отрядный вожатый - студент-практикант. Н. С. Данилкова, А. А. Данилков Народное образование. 2012. № 3.131-137 с.
18. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей
19. Добрецова Н В.Экологическое воспитание в пионерском лагере. Н. В. Добрецова. - М. : Агропромиздат, 1988. 236с.
20. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. И. Н. Ерошенков. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС , 2004. 221с.
21. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007. 152с.
22. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984 .
23. Иванов И. П. Воспитывающая деятельность и воспитательное воздействие. Ежегодник АПН. Новые исследования. М. Просвещение, 1992.
24. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. М. Просвещение, 2008.152 с
25. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 2001. 288с.
26. Кашлев, С. С. Диагностика экологической культуры: пособие для учителей и воспитателей общеобраз. учреждений С. С. Кашлев, С. Н. Глазачев. Минск: Беларусь, 2003. 122с.
27. Ключко,Т.С Летний оздоровительный лагерь и двигательная активность детей. Т. С. Ключко. Физическая культура в школе. 2010. № 4. с.54-56.
28. .Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. М.: НИИ семьи, 1998. 136с.
29. Коменский Я.А. «Великая дидактика».
30. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого Н.Б. Крылова. Классный руководитель, 2000.
31. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. Начальная школа. 2003 №7.
32. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности Москва: Педагогика, 1972.
33. Мирошкина, М.Р. Как составить программу работы клуба по месту жительства Текст. Методические рекомендации для клубных работников М.Р. Мирошкина. М.: 2000. 96 с.
34. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». Екатеринбург, 1993. 148с.
35. Мудрик, А.В Индивидуальная помощь в социальном воспитании/ А.В Мудрик. Классный руководитель, 2000. №3.
36. Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2004.80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»).
37. Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений (Методические рекомендации). Под ред. В.И.Бондаря. М., 1997. 149 с.
38. Семейный кодекс РФ: Полный сборник кодексов РФ. ООО «Дом Славянской книги», 2006. 864с.
39. Серия. Библиотечка для педагогов, родителей и детей М, ГОУ ЦРСДОД 2004. 64с.
40. Сластенин П.И., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576с.
41. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев. 1979.
42. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА М., 2004. (Высшее образование) 400 с.
43. Титов, В.А. Социальная педагогика: конспект лекций. В.А. Титов. М.: Приор, 2003. 160с.
44. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. Д.И Фельдштейн. М.: МПСИ. Воронеж: НПО «МОДЭК». 2012.
45. Федеральный закон «Об образовании в РФ», издательский дом АЖУР Екатеринбург 2018.
46. Федоров Г. М. Учебно-методический компонент по экологическому образованию для детей Севера. География и экология в школе XXI века.
2007. N 5. с. 53-57.
47. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье Л.С.Алексеева, Е.В.Бурмистрова, Н.Н.Чупракова, Л.А.Косолапова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 192с.
48. Фришман И.Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции. Народное образование. 2003.N3. с. 33-41.
49. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1980.Т. 2. 416с.
50. Шишин М.Ю. Культурный ландшафт как итог развития экологической культуры.Бюллетень «Напути к устойчивому развитию России » выпуск. 34, 2006. 14 с.
51. Шпоркина Е.М. Азбука вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха. Нижний Новгород, ООО Педагогические технологии.2009. 96с.
52. Целищева Н.П. У семи нянек, дети под присмотром. Народное образование. 2003.Ы3.с. 43-49.
53. Центр социальной помощи семье и детям. Организация работы с семьей в трудной жизненной ситуации. Под редакцией Н.Н. Воронцовой. Калининград, 2004. 152с.
54. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. И.В. Цветкова. Ярославль: Академия развития, 2009. 223с.
55. Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. И.В. Цветкова. М.: Владос, 2007. 288 с.
56. Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов. Сост. Л.П. Молодова. Мн. Асар, 2007.160с.
57. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Сост. Г.А.Фадеева. Волгоград: Учитель, 2011. 57с.
58. Эльконин Д.Б. и др. Мир детства. Дошкольник. Издательство Педагогика. 1979.
59. Янкова З.А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей: Метод. пособие в помощь организаторам лет. отдыха детей//З. А. Янкова, И. А. Чаброва; Науч.-исслед. ин-т семьи. М.: НИИ семьи, 1998. 124с.
60. Ясвин В. А., Дерябо С. Д.,. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480с