Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на занятиях по изобразительной деятельности

Работа №96860

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы115
Год сдачи2019
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 8
1.1 Характеристика общего недоразвития речи у детей 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрией 20
1.3. Значение занятий изобразительной деятельности на развитие речи и мелкой моторики 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента 28
2.2. Изучение сформированности лексической стороны речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи легкой степенью псевдобульбарной дизартрией 30
2.3. Анализ результатов изучения моторной сферы у дошкольников с
общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией 41
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
3.1. Анализ методической литературы по развитию моторной сферы и
лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности 47
3.2. Организация, планирование и содержание обучающегося
эксперимента 53
3.3. Результаты контрольного эксперимента 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

С учетом непрерывного повышения количества дошкольников с общим недоразвитием речи и легкой степени псевдобульбарной дизартрией, вопрос развития речи занимает важную роль в современной логопедии.
Дошкольные годы более благосклонны для формирования и развития речи у детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи оценивают как «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи». При данном расстройстве отмечается позднее начало речи, бедный лексический словарь, аграмматизм, недостатки произношения и фонемообразования. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности. Может отслеживаться как абсолютное отсутствие словесных средств общения или крайне узкое их формирование в тот период, когда у детей с нормальным развитием речи оказывается уже полностью сформированной, так и формирование речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [25].
Изучением общего недоразвития речи занимались такие известные исследователи как: Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина.
У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии прослеживаются нарушения мелкой моторики, пространственные представления, лексико-грамматическая сторона речи, связная речь. Слуховая, зрительная память и процессы восприятия тоже имеют свои особенности [41].
Изучением дизартрии занимались такие известные исследователи как: E. H. Серебрякова, Л. B. Лопатина, Г. В. Чиркина.
Речь формируется в деятельности. Наравне с игровой деятельностью огромную роль в формировании речи выступает изодеятельности. Одной из наиболее увлекательных деятельностей для детей дошкольного возраста является изодеятельность. Изобразительная деятельность представляет как своеобразный способ постижения деятельности, поэтому играет огромную роль для интеллектуального формирования детей.
Ребенок в своей работе опирается одновременно на ряд анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное воздействие на формирование речи.
Продуктивная деятельность, к которой принадлежит и изодеятельность благоприятна для формирования речи, в первую очередь тем, что дети непосредственно на прямую действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В представленных ею экспериментах дошкольники практически в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, в случае если имеют возможность с этим предметом взаимодействовать.
Именно эти теоритические данные указывают на актуальность данного исследования.
Объект исследования - изучение недостатков развития моторной сферы и лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - определение направления и содержания работы по коррекции нарушения моторной сферы и обогащению лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и экспериментальных данных сформированности речи и развития мелкой моторики, разработать содержание логопедической работы направленной на коррекцию общего недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности, и проверить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику детей с общим недоразвитием речи.
2. Изучить характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
3. Изучить значение занятий по изобразительной деятельности в развитии словарного запаса и мелкой моторики.
4. Провести констатирующий эксперимент и анализ его результатов.
5. Систематизировать методы направленные на коррекцию общего недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
6. Планирование и проведение обучающего эксперимента направленного на коррекцию общего недоразвития речи с легко степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности.
7. Оценить эффективность обучающего эксперимента.
Изобразительная деятельность - благоприятна для реализации активности, так как человек усваивает 10% - из того, что слышит, 50% - из того, что наблюдает, 90% - из того, что создает. Изодеятельность дает возможность развивать творческие способности ребенка. Дети приобретают знания, умения, навыки, учатся чувствовать мир, узнавать, понимать себя и свою роль в нём.
Современное и правильное развитие речи детей считается задатком не только хорошей успеваемости в школе, но и залогом верного развития всей психической деятельности ребёнка.
Структуры квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
В работе содержится 30 таблиц. Список научной литературы насчитывает 47 источников.
База исследования. Исследования проводилось с марта 2018 по ноябрь 2018 на базе частного детского садика «Планета КИИС» города Екатеринбурга, улица Ухтомская, 41. В обследовании участвовало 10 дошкольников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Правильная речь - важнейшее условие многостороннего полного формирования ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем ему проще выражать свои мысли, тем многогранны способности в познании окружающего мира, ярче и продуктивнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Общее недоразвитие речи - это нарушение формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
Для детей с ОНР характерно ограниченность словарного запаса, т.е. расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено. Поэтому основной коррекционной целью является уточнение, расширение и активизация словаря.
Дизартрия - это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Основные проявления дизартрии заключаются в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации.
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.
Большое значение в развитии речи имеет изодеятельность. Изобразительная деятельность развивает мышление, внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику. Учит выполнять действия по словесной инструкции, соблюдать последовательность действий. Это все тесно связано с формированием активной речи ребенка.
В результате изучения темы были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся формирования лексической стороны речи у детей. Изучена характеристика детей с ОНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии и значения занятий по ИЗО в развитии словарного запаса.
Целью данного исследования было на основе анализа теоретических и экспериментальных данных сформированности речи и развития мелкой моторики, разработать содержание логопедической работы направленной на коррекцию общего недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности, и проверить ее эффективность.
При проведении констатирующего эксперимента полученные данные диагностики указывают, что не все дети имеют достаточный уровень развития лексической стороны речи.
В качестве средств коррекции речевого развития были подобраны методы и приемы, которые используются на занятиях по изобразительной деятельности и при коррекции общего недоразвития речи.
На основе этих методов и приемов были разработаны конспекты занятий для обогащения, уточнения и активизации лексического словаря детей. После обучения было проведено повторное обследование детей. Данное обследование показало, что при регулярных занятиях уровень развития словаря детей может приблизиться к норме.
К исследованию были привлечены дети детского садика «Планета КИИС», города Екатеринбурга.
Занятия художественно-творческой деятельностью:
1. способствует формированию ориентации и вербализации пространственных отношений;
2. формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
3. позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
4. развитию связной речи; 
изобразительной деятельности дают возможность формировать у детей с общим недоразвитием речи психическую, сенсорно-двигательную сферу. А систематические занятия позволяют не только улучшить мелкую моторику, развить сенсорную и познавательную деятельность, но и обогатить, уточнить и активизировать словарь детей.



1. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Н. Г. Андреева. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 182 с.
2. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ж. В. Антипова. - М., 1998. - 16 с.
3. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов [Текст] / А. И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1979. - 208 с.
4. Бородич, A. M. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
5. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. - 45 с.
6. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 218 с.
7. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Т. В. Волосовец. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 256 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 361 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
10. Громова, О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст] : методическое пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
11. Ефименкова, Л. И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст] : пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1981. - 112 с.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 175 с.
13. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи) [Текст] : сб. науч. работ / Г. И. Жаренкова. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 111 с.
14. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
15. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Наука, 1982. - 159 с.
16. Жукова, Н. С. Отклонение в развитии детской речи [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : УНПЦ «Энергонаш», 1994. - 128 с.
17. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
18. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1971. - 192 с.
19. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. - М. : «Сов. Россия», 1973. - 122 с.
20. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] : учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. / Т.С. Комарова. - М. : Просвещение, 1991. - 256 с.
21. Конина, М. М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи. [Текст] / М. М. Конина // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно - методический журнал. - 2008. - №11. - С. 28-31.
22. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин - тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова. - М. : Просвещение, 1977. - 253 с.
23. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 1999. - 160 с.
24. Лалаева, Р. И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 303 с.
25. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопеда [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Просвещение, 1968. - 365 с.
26. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1969. - 214 с.
27. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. - М. : Изд-во Московского университета, 1979. - 320 с.
28. Мелехова, Л. В Речь дошкольников и ее исправление [Текст] / Л. В. Мелехова, М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1987. - 112 с.
29. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Н. Сазонова. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.
30. Сингаевская, О. В. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / О. В. Сингаевская, А. В. Соболева // Логопедия сегодня. - 2011. - №2. - С.26¬30
31. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1979. - 223 с.
32. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1981. - 144 с.
33. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет [Текст] : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - М. :Издательство ГНОМ и Д, 2003.
- 229 с.
34. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т. А. Ткаченко. - СПб. : Эксмо-Пресс, 2017. - 96 с.
35. Туманова Т. В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал [Текст] : учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. В. Туманова ; под ред. Т. Б. Филичевой. -М. : Гном-Пресс, 1999. - 96 с.
36. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
37. Ушакова, Т. Н. Детская речь: психолингвистические
исследования [Текст] / Т. Н. Ушакова, Н. В. Уфимцева. - М. : PerSe, 2001. - 222с.
38. Филичева, Т. Б Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст]: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Альфа, 1993. - с.
39. Филичева, Т. Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателей и логопедов / Т. Б. Филичева, Г. А. Каше.
- М. : Просвещение, 1990. -27 с.
40. Филичева, Т. Б. Нарушение речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
41. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
42. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. - М. : Монография, 2000. - 314 с.
43. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 224 с.
44. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛПДОС, 2009. - 272 с.
45. Хватцев, М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи [Текст]: пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М. Е. Хватцев. - СПб. : КАРО, 2004. - 272 с.
46. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
47. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. - М. : Академия, 2003. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ