Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на занятиях по изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 8
1.1 Характеристика общего недоразвития речи у детей 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрией 20
1.3. Значение занятий изобразительной деятельности на развитие речи и мелкой моторики 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента 28
2.2. Изучение сформированности лексической стороны речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи легкой степенью псевдобульбарной дизартрией 30
2.3. Анализ результатов изучения моторной сферы у дошкольников с
общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией 41
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
3.1. Анализ методической литературы по развитию моторной сферы и
лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности 47
3.2. Организация, планирование и содержание обучающегося
эксперимента 53
3.3. Результаты контрольного эксперимента 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 8
1.1 Характеристика общего недоразвития речи у детей 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрией 20
1.3. Значение занятий изобразительной деятельности на развитие речи и мелкой моторики 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента 28
2.2. Изучение сформированности лексической стороны речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи легкой степенью псевдобульбарной дизартрией 30
2.3. Анализ результатов изучения моторной сферы у дошкольников с
общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией 41
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
3.1. Анализ методической литературы по развитию моторной сферы и
лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности 47
3.2. Организация, планирование и содержание обучающегося
эксперимента 53
3.3. Результаты контрольного эксперимента 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
С учетом непрерывного повышения количества дошкольников с общим недоразвитием речи и легкой степени псевдобульбарной дизартрией, вопрос развития речи занимает важную роль в современной логопедии.
Дошкольные годы более благосклонны для формирования и развития речи у детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи оценивают как «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи». При данном расстройстве отмечается позднее начало речи, бедный лексический словарь, аграмматизм, недостатки произношения и фонемообразования. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности. Может отслеживаться как абсолютное отсутствие словесных средств общения или крайне узкое их формирование в тот период, когда у детей с нормальным развитием речи оказывается уже полностью сформированной, так и формирование речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [25].
Изучением общего недоразвития речи занимались такие известные исследователи как: Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина.
У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии прослеживаются нарушения мелкой моторики, пространственные представления, лексико-грамматическая сторона речи, связная речь. Слуховая, зрительная память и процессы восприятия тоже имеют свои особенности [41].
Изучением дизартрии занимались такие известные исследователи как: E. H. Серебрякова, Л. B. Лопатина, Г. В. Чиркина.
Речь формируется в деятельности. Наравне с игровой деятельностью огромную роль в формировании речи выступает изодеятельности. Одной из наиболее увлекательных деятельностей для детей дошкольного возраста является изодеятельность. Изобразительная деятельность представляет как своеобразный способ постижения деятельности, поэтому играет огромную роль для интеллектуального формирования детей.
Ребенок в своей работе опирается одновременно на ряд анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное воздействие на формирование речи.
Продуктивная деятельность, к которой принадлежит и изодеятельность благоприятна для формирования речи, в первую очередь тем, что дети непосредственно на прямую действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В представленных ею экспериментах дошкольники практически в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, в случае если имеют возможность с этим предметом взаимодействовать.
Именно эти теоритические данные указывают на актуальность данного исследования.
Объект исследования - изучение недостатков развития моторной сферы и лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - определение направления и содержания работы по коррекции нарушения моторной сферы и обогащению лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и экспериментальных данных сформированности речи и развития мелкой моторики, разработать содержание логопедической работы направленной на коррекцию общего недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности, и проверить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику детей с общим недоразвитием речи.
2. Изучить характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
3. Изучить значение занятий по изобразительной деятельности в развитии словарного запаса и мелкой моторики.
4. Провести констатирующий эксперимент и анализ его результатов.
5. Систематизировать методы направленные на коррекцию общего недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
6. Планирование и проведение обучающего эксперимента направленного на коррекцию общего недоразвития речи с легко степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности.
7. Оценить эффективность обучающего эксперимента.
Изобразительная деятельность - благоприятна для реализации активности, так как человек усваивает 10% - из того, что слышит, 50% - из того, что наблюдает, 90% - из того, что создает. Изодеятельность дает возможность развивать творческие способности ребенка. Дети приобретают знания, умения, навыки, учатся чувствовать мир, узнавать, понимать себя и свою роль в нём.
Современное и правильное развитие речи детей считается задатком не только хорошей успеваемости в школе, но и залогом верного развития всей психической деятельности ребёнка.
Структуры квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
В работе содержится 30 таблиц. Список научной литературы насчитывает 47 источников.
База исследования. Исследования проводилось с марта 2018 по ноябрь 2018 на базе частного детского садика «Планета КИИС» города Екатеринбурга, улица Ухтомская, 41. В обследовании участвовало 10 дошкольников.
Дошкольные годы более благосклонны для формирования и развития речи у детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи оценивают как «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи». При данном расстройстве отмечается позднее начало речи, бедный лексический словарь, аграмматизм, недостатки произношения и фонемообразования. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности. Может отслеживаться как абсолютное отсутствие словесных средств общения или крайне узкое их формирование в тот период, когда у детей с нормальным развитием речи оказывается уже полностью сформированной, так и формирование речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [25].
Изучением общего недоразвития речи занимались такие известные исследователи как: Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина.
У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии прослеживаются нарушения мелкой моторики, пространственные представления, лексико-грамматическая сторона речи, связная речь. Слуховая, зрительная память и процессы восприятия тоже имеют свои особенности [41].
Изучением дизартрии занимались такие известные исследователи как: E. H. Серебрякова, Л. B. Лопатина, Г. В. Чиркина.
Речь формируется в деятельности. Наравне с игровой деятельностью огромную роль в формировании речи выступает изодеятельности. Одной из наиболее увлекательных деятельностей для детей дошкольного возраста является изодеятельность. Изобразительная деятельность представляет как своеобразный способ постижения деятельности, поэтому играет огромную роль для интеллектуального формирования детей.
Ребенок в своей работе опирается одновременно на ряд анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное воздействие на формирование речи.
Продуктивная деятельность, к которой принадлежит и изодеятельность благоприятна для формирования речи, в первую очередь тем, что дети непосредственно на прямую действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В представленных ею экспериментах дошкольники практически в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, в случае если имеют возможность с этим предметом взаимодействовать.
Именно эти теоритические данные указывают на актуальность данного исследования.
Объект исследования - изучение недостатков развития моторной сферы и лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - определение направления и содержания работы по коррекции нарушения моторной сферы и обогащению лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и экспериментальных данных сформированности речи и развития мелкой моторики, разработать содержание логопедической работы направленной на коррекцию общего недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности, и проверить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику детей с общим недоразвитием речи.
2. Изучить характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
3. Изучить значение занятий по изобразительной деятельности в развитии словарного запаса и мелкой моторики.
4. Провести констатирующий эксперимент и анализ его результатов.
5. Систематизировать методы направленные на коррекцию общего недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
6. Планирование и проведение обучающего эксперимента направленного на коррекцию общего недоразвития речи с легко степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности.
7. Оценить эффективность обучающего эксперимента.
Изобразительная деятельность - благоприятна для реализации активности, так как человек усваивает 10% - из того, что слышит, 50% - из того, что наблюдает, 90% - из того, что создает. Изодеятельность дает возможность развивать творческие способности ребенка. Дети приобретают знания, умения, навыки, учатся чувствовать мир, узнавать, понимать себя и свою роль в нём.
Современное и правильное развитие речи детей считается задатком не только хорошей успеваемости в школе, но и залогом верного развития всей психической деятельности ребёнка.
Структуры квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
В работе содержится 30 таблиц. Список научной литературы насчитывает 47 источников.
База исследования. Исследования проводилось с марта 2018 по ноябрь 2018 на базе частного детского садика «Планета КИИС» города Екатеринбурга, улица Ухтомская, 41. В обследовании участвовало 10 дошкольников.
Правильная речь - важнейшее условие многостороннего полного формирования ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем ему проще выражать свои мысли, тем многогранны способности в познании окружающего мира, ярче и продуктивнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Общее недоразвитие речи - это нарушение формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
Для детей с ОНР характерно ограниченность словарного запаса, т.е. расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено. Поэтому основной коррекционной целью является уточнение, расширение и активизация словаря.
Дизартрия - это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Основные проявления дизартрии заключаются в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации.
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.
Большое значение в развитии речи имеет изодеятельность. Изобразительная деятельность развивает мышление, внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику. Учит выполнять действия по словесной инструкции, соблюдать последовательность действий. Это все тесно связано с формированием активной речи ребенка.
В результате изучения темы были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся формирования лексической стороны речи у детей. Изучена характеристика детей с ОНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии и значения занятий по ИЗО в развитии словарного запаса.
Целью данного исследования было на основе анализа теоретических и экспериментальных данных сформированности речи и развития мелкой моторики, разработать содержание логопедической работы направленной на коррекцию общего недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности, и проверить ее эффективность.
При проведении констатирующего эксперимента полученные данные диагностики указывают, что не все дети имеют достаточный уровень развития лексической стороны речи.
В качестве средств коррекции речевого развития были подобраны методы и приемы, которые используются на занятиях по изобразительной деятельности и при коррекции общего недоразвития речи.
На основе этих методов и приемов были разработаны конспекты занятий для обогащения, уточнения и активизации лексического словаря детей. После обучения было проведено повторное обследование детей. Данное обследование показало, что при регулярных занятиях уровень развития словаря детей может приблизиться к норме.
К исследованию были привлечены дети детского садика «Планета КИИС», города Екатеринбурга.
Занятия художественно-творческой деятельностью:
1. способствует формированию ориентации и вербализации пространственных отношений;
2. формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
3. позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
4. развитию связной речи;
изобразительной деятельности дают возможность формировать у детей с общим недоразвитием речи психическую, сенсорно-двигательную сферу. А систематические занятия позволяют не только улучшить мелкую моторику, развить сенсорную и познавательную деятельность, но и обогатить, уточнить и активизировать словарь детей.
Общее недоразвитие речи - это нарушение формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
Для детей с ОНР характерно ограниченность словарного запаса, т.е. расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено. Поэтому основной коррекционной целью является уточнение, расширение и активизация словаря.
Дизартрия - это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Основные проявления дизартрии заключаются в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации.
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.
Большое значение в развитии речи имеет изодеятельность. Изобразительная деятельность развивает мышление, внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику. Учит выполнять действия по словесной инструкции, соблюдать последовательность действий. Это все тесно связано с формированием активной речи ребенка.
В результате изучения темы были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся формирования лексической стороны речи у детей. Изучена характеристика детей с ОНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии и значения занятий по ИЗО в развитии словарного запаса.
Целью данного исследования было на основе анализа теоретических и экспериментальных данных сформированности речи и развития мелкой моторики, разработать содержание логопедической работы направленной на коррекцию общего недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией на занятиях по изобразительной деятельности, и проверить ее эффективность.
При проведении констатирующего эксперимента полученные данные диагностики указывают, что не все дети имеют достаточный уровень развития лексической стороны речи.
В качестве средств коррекции речевого развития были подобраны методы и приемы, которые используются на занятиях по изобразительной деятельности и при коррекции общего недоразвития речи.
На основе этих методов и приемов были разработаны конспекты занятий для обогащения, уточнения и активизации лексического словаря детей. После обучения было проведено повторное обследование детей. Данное обследование показало, что при регулярных занятиях уровень развития словаря детей может приблизиться к норме.
К исследованию были привлечены дети детского садика «Планета КИИС», города Екатеринбурга.
Занятия художественно-творческой деятельностью:
1. способствует формированию ориентации и вербализации пространственных отношений;
2. формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
3. позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
4. развитию связной речи;
изобразительной деятельности дают возможность формировать у детей с общим недоразвитием речи психическую, сенсорно-двигательную сферу. А систематические занятия позволяют не только улучшить мелкую моторику, развить сенсорную и познавательную деятельность, но и обогатить, уточнить и активизировать словарь детей.
Подобные работы
- Коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция общего недоразвития речи Ш уровня у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Формирование логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020



