Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Работа №96859

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 6
1.2. Развитие фонетической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста в норме 12
1.3. Характеристика фонетического недоразвития речи у детей
старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 24
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 32
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента 32
2.2. Методика и результаты изучения неречевых функций у детей
старшего дошкольного возраста 35
2.3. Методика и результаты обследования речевых функций у детей
старшего дошкольного возраста 45
2.4 Анализ взаимосвязи развития речевых и неречевых функций
у детей с псевдобульбарной дизартрией 56
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 60
3.1. Принципы и организация работы по коррекции фонетического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 60
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 63
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Речь, выполняя главную свою задачу - средство общения между людьми, является одной из высших психических функций. Отклонения в речи затрудняют общение с окружающими, оказывают отрицательное влияние на все стороны жизни и развития ребенка, формирование познавательных процессов, приобретение знаний, умений и навыков, социализации и вследствие этого создают трудности для полноценного развития личности.
Формирование фонетической стороны речи у детей - это сложный последовательный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью. Помочь каждому ребенку овладеть речью вне зависимости от физических и функциональных нарушений в развитии - основная задача образовательного процесса.
Особую важность в образовательном процессе приобретает работа по поиску средств повышения эффективности коррекционных мероприятий при нарушении фонетической составляющей речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Дизартрия - это стойкое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушениями центральной нервной системы, влияющими на речевой аппарат ребенка [7]. Характерной особенностью псевдобульбарной дизартрии являются нарушения моторной сферы, звукопроизношения, просодики, слоговой структуры слова, фонематических процессов и грамматического строя [4, 7, 33].
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте нарушений речи, при котором ведущим дефектом речи являются нарушения звукопроизношения, сходные по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и, представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Актуальность темы исследования обусловлена сложностью речевого дефекта в виде нарушения фонетических процессов при псевдобульбарной дизартрии. Это вызывает у ребенка трудности в формировании всех сторон речи, а в дальнейшем - письма и чтения. Проблемы дифференциальной диагностики фонетических нарушений речи, организации логопедической помощи детям с псевдобульбарной дизартрией остаются актуальными, учитывая распространенность данного дефекта.
Теоретическую основу исследования составили труды Л.И. Беляковой [4, 5], Е.А. Дьяковой [5], Г.М. Ляминой [25], А.Р. Соболевой [44], Т.Б. Филичевой [42, 43], М.Ф. Фомичевой [45], М.Е. Хватцева [46] по проблеме овладения правильным произношением речевых звуков; Е.Н. Винарской [7], Н.Н. Волосковой [4], И.Б. Карелиной [18], Е.М. Мастюковой [16], К.А. Семеновой [33], Н.В. Серебряковой [23] по проблеме особенностей фонетических нарушений у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией; Л.С. Волковой [21], Л.В. Лопатиной [23], Т.Б. Филичевой [44], Г.В. Чиркиной [42] по профессиональной деятельности учителя-логопеда по коррекции фонетического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Объектом исследования являются моторика и фонетическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования составляет содержание логопедической работы по коррекции фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Целью работы является изучение особенностей фонетических нарушений речи у детей с псевдобульбарной дизартрией, а также определение основных направлений и содержание логопедической работы по коррекции этих нарушений.
Исходя из названных целей работы, в исследовании поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы, связанные с фонетическими нарушениями речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
2. На основе анализа специальной литературы подобрать методики обследования неречевых и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности неречевых и речевых функций у детей экспериментальной группы, проанализировать полученные результаты.
3. Изучить теоретические основы, спланировать содержание логопедической работы по коррекции фонетического недоразвития речи у детей экспериментальной группы и провести контрольный эксперимент с целью определения эффективности проведенной логопедической работы.
Методология: теоретический анализ литературы, констатирующий и контрольный эксперимент, обобщение собственного коррекционно-педагогического опыта, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Диагностический инструментарий: программа экспериментального исследования была реализована с помощью методических рекомендаций Н.М. Трубниковой [37].
База исследования: ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет (подготовительный класс) с ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Период дошкольного детства является самым важным периодом в жизни ребенка. В этот период происходит становление и формирование фонетической стороны речи и идет активное овладение нормами родного русского языка.
Фонетическая сторона речи - весьма сложное явление, составными компонентами, предпосылками и условием возникновения которой являются - речевой слух, речевое дыхание, ритмико-мелодическая сторона речи и звуки речи. Система звукопроизносительного оформления речи состоит из звуков, слогов, фонетических слов, речевых тактов и фонетических фраз, которые являются структурными элементами фонетики.
Развитие фонетической стороны речи является ключевой задачей обучению языку, так как каждому языку свойственна своя система звуков, свои особенности и отличительные качества.
Ребенок в процессе своего развития и участия в общения чаще всего сталкивается с проблемами фонетического и фонационного характера - несоблюдение звукопроизносительных норм, логико-смысловых пауз, ударений интонаций. Если нарушена система фонетического оформления речи, то частично или полностью нарушается информативность речи, т.е. речь не будет распознана в общем речевом потоке.
Отмечается, что фонетические нарушения речи являются одними из самых распространенных в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Недостатки фонетического оформления речи у детей с псевдобульбарной дизартрией имеют стойкий характер. Такие нарушения провоцируют недоразвитие всей системы фонематического восприятия, и как следствие, негативно сказываются на сформированности навыков звукового анализа и синтеза речи. Все это в совокупности затрудняет подготовку ребенка к школе и говорит о том, что данная категория детей нуждается в коррекционно-логопедическом воздействии.
Определение эффективных путей коррекции фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией является актуальной проблемой. Для планирования и осуществления логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи был проведен теоретический анализ научной и методической литературы, определены направления исследования и был организован констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении нарушений в моторной сфере и фонетических нарушений речи, а также планирование и организация коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Исследование проходило на базе ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет (подготовительный класс) с ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Программа констатирующего эксперимента была реализована с помощью методических рекомендаций Н.М. Трубниковой.
Во время экспериментального исследования у детей были выявлены нарушения в общей, мелкой и артикуляционной моторной сфере. Нарушения моторной сферы оказали влияния на звукопроизношение. Мономорфные и полиморфные дефекты звукопроизношения составили равное количество. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения был фонологический дефект, а именно - смешения звуков. Так же были отмечены замены, искажения и отсутствие звуков. У всех детей оказались нарушены сонорные звуки.
Нарушения в звукопроизношении оказали влияние на состояние фонематического восприятия. Неправильное звукопроизношение и восприятие звуков повлияло на сформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Таким образом, анализ данных констатирующего эксперимента продемонстрировал необходимость проведения логопедической работы по коррекции фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
По данным констатирующего эксперимента была проведена коррекционная работа на основе учебно-методической литературы и практикумов таких авторов, как: Е.Ф. Архипова, А.И. Богомолова, В.К. Воробьева, Л.В. Лопатина, М.Ф. Фомичева, Г.С. Швайко.
Коррекционно-логопедическая работа с каждым ребенком проводилась в форме индивидуальных, групповых и фронтальных занятий. Для детей были составлены индивидуальные рекомендации по коррекции звукопроизношения и общий план работы по коррекции фонетической стороны речи.
Самостоятельно было проведено:
- 5 фронтальных занятий;
- 16 индивидуальных занятий по постановке нарушенных звуков;
- 6 групповых занятий, нацеленных на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- 1 сюжетно-ролевая игра «Цветик-Семицветик».
Фронтальные занятия являлись тематическими и в них участвовали все дети. Темы фронтальных занятий были выбраны следующие: «Цвета радуги», «Космос», «Грибы», «Времена года», «Весенние цветы». Фронтальные занятия были непосредственно связаны с преобладающими дефектами звукопроизношения у детей.
На индивидуальных занятиях проводилась работа, направленная на развитие артикуляционной моторной сферы, постановку у всех детей, автоматизацию проблемных звуков у некоторых детей в зависимости от сложности речевого дефекта, а также в занятия включались задания по развитие фонетических процессов. В процессе коррекционно-логопедической работы к каждому ребенку был особый индивидуальный подход.
На групповых занятиях дети со схожими речевыми нарушениями объединялись - осуществлялась автоматизации поставленных звуков и их дифференциация. На групповых занятиях по дифференциации звуков осуществлялось развитие фонематического слуха с помощью упражнений в различении поставленных или уточненных в произношении звуков.
Для установления эффективности логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, были проанализированы и сравнивались с результатами констатирующего эксперимента.
Данные контрольного эксперимента показали улучшение результатов, но в некоторых случаях незначительное и это связано, прежде всего, с тем, что время, отведенное для логопедических занятий с детьми, оказалось недостаточным для получения более стойких положительных результатов. У большинства детей улучшилось состояние моторной сферы. Состояние звукопроизношения показало незначительные изменения в лучшую сторону. Отсутствие динамики у детей объясняется тем, что сроки проведения коррекции были непродолжительными, а им требуется длительная коррекция, так как нарушения является дольно стойкими. Состояние фонематического слуха и навыков звукового анализа также показало незначительные улучшения.
Таким образом, проведенная логопедическая работа по коррекции фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией показала хорошие результаты, но требуется дополнительная, длительная и системная работа для устранения большинства нарушений звукопроизношения.



1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраст [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : ACT АСТРЕЛЬ, 2006. - 190 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ АСТРЕЛЬ, 2007. - 280 с.
3. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 2012. - 260 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Белякова, Л. И. Заикание [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : В. Секачев, 1998. - 304 с.
6. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А. И. Богомолова. - СПб. : Библиополис, 2014. - 190 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ АСТРЕЛЬ, 2005. - 220 с.
8. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - М. : АСТ АСТРЕЛЬ, 2006. - 158 с.
9. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 126 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2009. - 352 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 160 с.
12. Елисеева, М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста [Текст] / М. Б. Елисеева. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 143 с.
13. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников [Текст] / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 41-46.
14. Заводчиков, О. Индивидуальный подход к развитию речи детей [Текст] / О. Заводчиков // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 21-25.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 315 с.
16. Ипполитова, М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом [Текст] / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. - М. : Академия, 2015. - 180 с.
17. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1995. - 190 с.
18. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.13 / И. Б. Карелина. - М. : [б. и.], 2000. - 172 с.
19. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Альянс, 2013. - 367 с.
20. Логопедия для дошкольников Альбом 4: Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, X, В, Ф [Текст] / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. - М. : АСТ АСТРЕЛЬ, 2011. - 120 с.
21. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 304 с.
22. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : учеб. пособие / под ред. Е. А. Логиновой. - СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2014. - 192 с.
23. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 192 с.
24. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Лубовский. - М. : Синтез, 2008. - 190 с.
25. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 105-112.
26. Новотворцева, Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи «Р - Р’», «Л - Л’» (Логопедическая тетрадь) [Текст] : пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей / Н. В. Новотворцева. - Ярославль : Академия Холдинг, 2011. - 160 с.
27. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. : Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. - 460 с.
28. Образование и наука [Текст] : материалы II-ой региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 27 мая 2008 г. / Филиал Урал. гос. пед. ун-та в г. Новоуральске ; отв. ред. Н. В. Третьякова. - Новоуральск, 2008. - 351 с.
29. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 400 с.
30. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. институтов / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2002. - 712 с.
32. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка [Текст] / Н. Д. Светозарова. - Л. : Изд-во Ленинградского Университета, 1982. - 175 с.
33. Семенова, К. А. Дизартрии [Текст] : хрестоматия по логопедии / К. А. Семенова ; под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М. : Академия, 1997. - 680 с.
34. Сенкевич, В. И. Фонетика и фонология русского языка [Текст] : учеб. пособие / В. И. Сенкевич. - Брест : Изд-во УО БрГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - 172 с.
35. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] : учеб. для педагогических училищ и вузов. - М. : Юнити-Дана, 2007. - 215 с.
36. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Педагогика, 1981. - 111 с.
37. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : учеб.-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - 280 с.
38. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития [Текст] : лекции 5-8. / О. С. Ушакова. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 80 с.
39. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
40. Федосова, О. Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии [Текст] / О. Ю. Федосова // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 18-23.
41. Федосова, О. Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии [Текст] / О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. - 2015. - № 2. - С. 7-12.
42. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Профессиональное образование, 2013. - 232 с.
43. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : Гном-Пресс, 2009. - 290 с.
44. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [Текст] : метод. пособие / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. - Екатеринбург : Изд-во «АРГО», 2006. - 80 с.
45. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии [Текст] : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с.
46. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] : книга для преподавателей и студентов пед. вузов / М. Е. Хватцев ; под науч. ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 390 с.
47. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2009. - 720 с.
48. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 360 с.
49. Швайко, Г. С. Игры и упражнения по развитию речи [Текст] / Г. С. Швайко. - М. : Айрис, 2015. - 220 с.
50. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : хрестоматия / сост. К. Ф. Седова. - М. : Лабиринт, 2016. - 330 с.
51. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д. Б. Эльконии // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 5-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ