Коррекция фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 6
1.2. Развитие фонетической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста в норме 12
1.3. Характеристика фонетического недоразвития речи у детей
старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 24
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 32
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента 32
2.2. Методика и результаты изучения неречевых функций у детей
старшего дошкольного возраста 35
2.3. Методика и результаты обследования речевых функций у детей
старшего дошкольного возраста 45
2.4 Анализ взаимосвязи развития речевых и неречевых функций
у детей с псевдобульбарной дизартрией 56
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 60
3.1. Принципы и организация работы по коррекции фонетического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 60
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 63
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 6
1.2. Развитие фонетической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста в норме 12
1.3. Характеристика фонетического недоразвития речи у детей
старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 24
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 32
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента 32
2.2. Методика и результаты изучения неречевых функций у детей
старшего дошкольного возраста 35
2.3. Методика и результаты обследования речевых функций у детей
старшего дошкольного возраста 45
2.4 Анализ взаимосвязи развития речевых и неречевых функций
у детей с псевдобульбарной дизартрией 56
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 60
3.1. Принципы и организация работы по коррекции фонетического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 60
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетического
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 63
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Речь, выполняя главную свою задачу - средство общения между людьми, является одной из высших психических функций. Отклонения в речи затрудняют общение с окружающими, оказывают отрицательное влияние на все стороны жизни и развития ребенка, формирование познавательных процессов, приобретение знаний, умений и навыков, социализации и вследствие этого создают трудности для полноценного развития личности.
Формирование фонетической стороны речи у детей - это сложный последовательный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью. Помочь каждому ребенку овладеть речью вне зависимости от физических и функциональных нарушений в развитии - основная задача образовательного процесса.
Особую важность в образовательном процессе приобретает работа по поиску средств повышения эффективности коррекционных мероприятий при нарушении фонетической составляющей речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Дизартрия - это стойкое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушениями центральной нервной системы, влияющими на речевой аппарат ребенка [7]. Характерной особенностью псевдобульбарной дизартрии являются нарушения моторной сферы, звукопроизношения, просодики, слоговой структуры слова, фонематических процессов и грамматического строя [4, 7, 33].
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте нарушений речи, при котором ведущим дефектом речи являются нарушения звукопроизношения, сходные по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и, представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Актуальность темы исследования обусловлена сложностью речевого дефекта в виде нарушения фонетических процессов при псевдобульбарной дизартрии. Это вызывает у ребенка трудности в формировании всех сторон речи, а в дальнейшем - письма и чтения. Проблемы дифференциальной диагностики фонетических нарушений речи, организации логопедической помощи детям с псевдобульбарной дизартрией остаются актуальными, учитывая распространенность данного дефекта.
Теоретическую основу исследования составили труды Л.И. Беляковой [4, 5], Е.А. Дьяковой [5], Г.М. Ляминой [25], А.Р. Соболевой [44], Т.Б. Филичевой [42, 43], М.Ф. Фомичевой [45], М.Е. Хватцева [46] по проблеме овладения правильным произношением речевых звуков; Е.Н. Винарской [7], Н.Н. Волосковой [4], И.Б. Карелиной [18], Е.М. Мастюковой [16], К.А. Семеновой [33], Н.В. Серебряковой [23] по проблеме особенностей фонетических нарушений у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией; Л.С. Волковой [21], Л.В. Лопатиной [23], Т.Б. Филичевой [44], Г.В. Чиркиной [42] по профессиональной деятельности учителя-логопеда по коррекции фонетического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Объектом исследования являются моторика и фонетическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования составляет содержание логопедической работы по коррекции фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Целью работы является изучение особенностей фонетических нарушений речи у детей с псевдобульбарной дизартрией, а также определение основных направлений и содержание логопедической работы по коррекции этих нарушений.
Исходя из названных целей работы, в исследовании поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы, связанные с фонетическими нарушениями речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
2. На основе анализа специальной литературы подобрать методики обследования неречевых и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности неречевых и речевых функций у детей экспериментальной группы, проанализировать полученные результаты.
3. Изучить теоретические основы, спланировать содержание логопедической работы по коррекции фонетического недоразвития речи у детей экспериментальной группы и провести контрольный эксперимент с целью определения эффективности проведенной логопедической работы.
Методология: теоретический анализ литературы, констатирующий и контрольный эксперимент, обобщение собственного коррекционно-педагогического опыта, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Диагностический инструментарий: программа экспериментального исследования была реализована с помощью методических рекомендаций Н.М. Трубниковой [37].
База исследования: ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет (подготовительный класс) с ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложение.
Формирование фонетической стороны речи у детей - это сложный последовательный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью. Помочь каждому ребенку овладеть речью вне зависимости от физических и функциональных нарушений в развитии - основная задача образовательного процесса.
Особую важность в образовательном процессе приобретает работа по поиску средств повышения эффективности коррекционных мероприятий при нарушении фонетической составляющей речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Дизартрия - это стойкое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушениями центральной нервной системы, влияющими на речевой аппарат ребенка [7]. Характерной особенностью псевдобульбарной дизартрии являются нарушения моторной сферы, звукопроизношения, просодики, слоговой структуры слова, фонематических процессов и грамматического строя [4, 7, 33].
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте нарушений речи, при котором ведущим дефектом речи являются нарушения звукопроизношения, сходные по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и, представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Актуальность темы исследования обусловлена сложностью речевого дефекта в виде нарушения фонетических процессов при псевдобульбарной дизартрии. Это вызывает у ребенка трудности в формировании всех сторон речи, а в дальнейшем - письма и чтения. Проблемы дифференциальной диагностики фонетических нарушений речи, организации логопедической помощи детям с псевдобульбарной дизартрией остаются актуальными, учитывая распространенность данного дефекта.
Теоретическую основу исследования составили труды Л.И. Беляковой [4, 5], Е.А. Дьяковой [5], Г.М. Ляминой [25], А.Р. Соболевой [44], Т.Б. Филичевой [42, 43], М.Ф. Фомичевой [45], М.Е. Хватцева [46] по проблеме овладения правильным произношением речевых звуков; Е.Н. Винарской [7], Н.Н. Волосковой [4], И.Б. Карелиной [18], Е.М. Мастюковой [16], К.А. Семеновой [33], Н.В. Серебряковой [23] по проблеме особенностей фонетических нарушений у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией; Л.С. Волковой [21], Л.В. Лопатиной [23], Т.Б. Филичевой [44], Г.В. Чиркиной [42] по профессиональной деятельности учителя-логопеда по коррекции фонетического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Объектом исследования являются моторика и фонетическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования составляет содержание логопедической работы по коррекции фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Целью работы является изучение особенностей фонетических нарушений речи у детей с псевдобульбарной дизартрией, а также определение основных направлений и содержание логопедической работы по коррекции этих нарушений.
Исходя из названных целей работы, в исследовании поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы, связанные с фонетическими нарушениями речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
2. На основе анализа специальной литературы подобрать методики обследования неречевых и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности неречевых и речевых функций у детей экспериментальной группы, проанализировать полученные результаты.
3. Изучить теоретические основы, спланировать содержание логопедической работы по коррекции фонетического недоразвития речи у детей экспериментальной группы и провести контрольный эксперимент с целью определения эффективности проведенной логопедической работы.
Методология: теоретический анализ литературы, констатирующий и контрольный эксперимент, обобщение собственного коррекционно-педагогического опыта, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Диагностический инструментарий: программа экспериментального исследования была реализована с помощью методических рекомендаций Н.М. Трубниковой [37].
База исследования: ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет (подготовительный класс) с ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложение.
Период дошкольного детства является самым важным периодом в жизни ребенка. В этот период происходит становление и формирование фонетической стороны речи и идет активное овладение нормами родного русского языка.
Фонетическая сторона речи - весьма сложное явление, составными компонентами, предпосылками и условием возникновения которой являются - речевой слух, речевое дыхание, ритмико-мелодическая сторона речи и звуки речи. Система звукопроизносительного оформления речи состоит из звуков, слогов, фонетических слов, речевых тактов и фонетических фраз, которые являются структурными элементами фонетики.
Развитие фонетической стороны речи является ключевой задачей обучению языку, так как каждому языку свойственна своя система звуков, свои особенности и отличительные качества.
Ребенок в процессе своего развития и участия в общения чаще всего сталкивается с проблемами фонетического и фонационного характера - несоблюдение звукопроизносительных норм, логико-смысловых пауз, ударений интонаций. Если нарушена система фонетического оформления речи, то частично или полностью нарушается информативность речи, т.е. речь не будет распознана в общем речевом потоке.
Отмечается, что фонетические нарушения речи являются одними из самых распространенных в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Недостатки фонетического оформления речи у детей с псевдобульбарной дизартрией имеют стойкий характер. Такие нарушения провоцируют недоразвитие всей системы фонематического восприятия, и как следствие, негативно сказываются на сформированности навыков звукового анализа и синтеза речи. Все это в совокупности затрудняет подготовку ребенка к школе и говорит о том, что данная категория детей нуждается в коррекционно-логопедическом воздействии.
Определение эффективных путей коррекции фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией является актуальной проблемой. Для планирования и осуществления логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи был проведен теоретический анализ научной и методической литературы, определены направления исследования и был организован констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении нарушений в моторной сфере и фонетических нарушений речи, а также планирование и организация коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Исследование проходило на базе ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет (подготовительный класс) с ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Программа констатирующего эксперимента была реализована с помощью методических рекомендаций Н.М. Трубниковой.
Во время экспериментального исследования у детей были выявлены нарушения в общей, мелкой и артикуляционной моторной сфере. Нарушения моторной сферы оказали влияния на звукопроизношение. Мономорфные и полиморфные дефекты звукопроизношения составили равное количество. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения был фонологический дефект, а именно - смешения звуков. Так же были отмечены замены, искажения и отсутствие звуков. У всех детей оказались нарушены сонорные звуки.
Нарушения в звукопроизношении оказали влияние на состояние фонематического восприятия. Неправильное звукопроизношение и восприятие звуков повлияло на сформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Таким образом, анализ данных констатирующего эксперимента продемонстрировал необходимость проведения логопедической работы по коррекции фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
По данным констатирующего эксперимента была проведена коррекционная работа на основе учебно-методической литературы и практикумов таких авторов, как: Е.Ф. Архипова, А.И. Богомолова, В.К. Воробьева, Л.В. Лопатина, М.Ф. Фомичева, Г.С. Швайко.
Коррекционно-логопедическая работа с каждым ребенком проводилась в форме индивидуальных, групповых и фронтальных занятий. Для детей были составлены индивидуальные рекомендации по коррекции звукопроизношения и общий план работы по коррекции фонетической стороны речи.
Самостоятельно было проведено:
- 5 фронтальных занятий;
- 16 индивидуальных занятий по постановке нарушенных звуков;
- 6 групповых занятий, нацеленных на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- 1 сюжетно-ролевая игра «Цветик-Семицветик».
Фронтальные занятия являлись тематическими и в них участвовали все дети. Темы фронтальных занятий были выбраны следующие: «Цвета радуги», «Космос», «Грибы», «Времена года», «Весенние цветы». Фронтальные занятия были непосредственно связаны с преобладающими дефектами звукопроизношения у детей.
На индивидуальных занятиях проводилась работа, направленная на развитие артикуляционной моторной сферы, постановку у всех детей, автоматизацию проблемных звуков у некоторых детей в зависимости от сложности речевого дефекта, а также в занятия включались задания по развитие фонетических процессов. В процессе коррекционно-логопедической работы к каждому ребенку был особый индивидуальный подход.
На групповых занятиях дети со схожими речевыми нарушениями объединялись - осуществлялась автоматизации поставленных звуков и их дифференциация. На групповых занятиях по дифференциации звуков осуществлялось развитие фонематического слуха с помощью упражнений в различении поставленных или уточненных в произношении звуков.
Для установления эффективности логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, были проанализированы и сравнивались с результатами констатирующего эксперимента.
Данные контрольного эксперимента показали улучшение результатов, но в некоторых случаях незначительное и это связано, прежде всего, с тем, что время, отведенное для логопедических занятий с детьми, оказалось недостаточным для получения более стойких положительных результатов. У большинства детей улучшилось состояние моторной сферы. Состояние звукопроизношения показало незначительные изменения в лучшую сторону. Отсутствие динамики у детей объясняется тем, что сроки проведения коррекции были непродолжительными, а им требуется длительная коррекция, так как нарушения является дольно стойкими. Состояние фонематического слуха и навыков звукового анализа также показало незначительные улучшения.
Таким образом, проведенная логопедическая работа по коррекции фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией показала хорошие результаты, но требуется дополнительная, длительная и системная работа для устранения большинства нарушений звукопроизношения.
Фонетическая сторона речи - весьма сложное явление, составными компонентами, предпосылками и условием возникновения которой являются - речевой слух, речевое дыхание, ритмико-мелодическая сторона речи и звуки речи. Система звукопроизносительного оформления речи состоит из звуков, слогов, фонетических слов, речевых тактов и фонетических фраз, которые являются структурными элементами фонетики.
Развитие фонетической стороны речи является ключевой задачей обучению языку, так как каждому языку свойственна своя система звуков, свои особенности и отличительные качества.
Ребенок в процессе своего развития и участия в общения чаще всего сталкивается с проблемами фонетического и фонационного характера - несоблюдение звукопроизносительных норм, логико-смысловых пауз, ударений интонаций. Если нарушена система фонетического оформления речи, то частично или полностью нарушается информативность речи, т.е. речь не будет распознана в общем речевом потоке.
Отмечается, что фонетические нарушения речи являются одними из самых распространенных в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Недостатки фонетического оформления речи у детей с псевдобульбарной дизартрией имеют стойкий характер. Такие нарушения провоцируют недоразвитие всей системы фонематического восприятия, и как следствие, негативно сказываются на сформированности навыков звукового анализа и синтеза речи. Все это в совокупности затрудняет подготовку ребенка к школе и говорит о том, что данная категория детей нуждается в коррекционно-логопедическом воздействии.
Определение эффективных путей коррекции фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией является актуальной проблемой. Для планирования и осуществления логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи был проведен теоретический анализ научной и методической литературы, определены направления исследования и был организован констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении нарушений в моторной сфере и фонетических нарушений речи, а также планирование и организация коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Исследование проходило на базе ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет (подготовительный класс) с ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Программа констатирующего эксперимента была реализована с помощью методических рекомендаций Н.М. Трубниковой.
Во время экспериментального исследования у детей были выявлены нарушения в общей, мелкой и артикуляционной моторной сфере. Нарушения моторной сферы оказали влияния на звукопроизношение. Мономорфные и полиморфные дефекты звукопроизношения составили равное количество. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения был фонологический дефект, а именно - смешения звуков. Так же были отмечены замены, искажения и отсутствие звуков. У всех детей оказались нарушены сонорные звуки.
Нарушения в звукопроизношении оказали влияние на состояние фонематического восприятия. Неправильное звукопроизношение и восприятие звуков повлияло на сформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Таким образом, анализ данных констатирующего эксперимента продемонстрировал необходимость проведения логопедической работы по коррекции фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
По данным констатирующего эксперимента была проведена коррекционная работа на основе учебно-методической литературы и практикумов таких авторов, как: Е.Ф. Архипова, А.И. Богомолова, В.К. Воробьева, Л.В. Лопатина, М.Ф. Фомичева, Г.С. Швайко.
Коррекционно-логопедическая работа с каждым ребенком проводилась в форме индивидуальных, групповых и фронтальных занятий. Для детей были составлены индивидуальные рекомендации по коррекции звукопроизношения и общий план работы по коррекции фонетической стороны речи.
Самостоятельно было проведено:
- 5 фронтальных занятий;
- 16 индивидуальных занятий по постановке нарушенных звуков;
- 6 групповых занятий, нацеленных на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- 1 сюжетно-ролевая игра «Цветик-Семицветик».
Фронтальные занятия являлись тематическими и в них участвовали все дети. Темы фронтальных занятий были выбраны следующие: «Цвета радуги», «Космос», «Грибы», «Времена года», «Весенние цветы». Фронтальные занятия были непосредственно связаны с преобладающими дефектами звукопроизношения у детей.
На индивидуальных занятиях проводилась работа, направленная на развитие артикуляционной моторной сферы, постановку у всех детей, автоматизацию проблемных звуков у некоторых детей в зависимости от сложности речевого дефекта, а также в занятия включались задания по развитие фонетических процессов. В процессе коррекционно-логопедической работы к каждому ребенку был особый индивидуальный подход.
На групповых занятиях дети со схожими речевыми нарушениями объединялись - осуществлялась автоматизации поставленных звуков и их дифференциация. На групповых занятиях по дифференциации звуков осуществлялось развитие фонематического слуха с помощью упражнений в различении поставленных или уточненных в произношении звуков.
Для установления эффективности логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, были проанализированы и сравнивались с результатами констатирующего эксперимента.
Данные контрольного эксперимента показали улучшение результатов, но в некоторых случаях незначительное и это связано, прежде всего, с тем, что время, отведенное для логопедических занятий с детьми, оказалось недостаточным для получения более стойких положительных результатов. У большинства детей улучшилось состояние моторной сферы. Состояние звукопроизношения показало незначительные изменения в лучшую сторону. Отсутствие динамики у детей объясняется тем, что сроки проведения коррекции были непродолжительными, а им требуется длительная коррекция, так как нарушения является дольно стойкими. Состояние фонематического слуха и навыков звукового анализа также показало незначительные улучшения.
Таким образом, проведенная логопедическая работа по коррекции фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией показала хорошие результаты, но требуется дополнительная, длительная и системная работа для устранения большинства нарушений звукопроизношения.
Подобные работы
- Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Формирование моторного праксиса в коррекционной работе
с детьми старшего дошкольного возраста
с псевдобульбарной дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у
детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в
условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием
сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на материал дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетической системы речи у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией на материал дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонетики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического пункта
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



