Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование артикуляционного праксиса как основа коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №96851

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы161
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Онтогенез артикуляционного праксиса и звукопроизношения у
детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией 13
1.3. Нарушения артикуляционного праксиса и их влияние на
звукопроизношение у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Организация, цель, задачи, методика констатирующего
эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА КАК ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 46
3.1. Принципы и основные направления коррекционной работы по
формированию артикуляционного праксиса и звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 46
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
артикуляционного праксиса как основы коррекции
звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 49
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 149

Актуальность исследования. На сегодняшний день перед функционированием и развитием системы образования на первом месте стоит задача повышения качества обучения и воспитания молодого поколения. Это включает в себя совершенствование всех спектров образовательной системы. В ряде вопросов, которые стоят перед дошкольным учреждением, главное место занимает вопрос подготовки воспитанников к школе. Одним из центральных признаков подготовленности ребенка к поступлению в школу является хорошо развитые психические, моторные и речевые навыки (Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер) [10]. Понимание механизмов возникновения трудностей в развитии детей дошкольного возраста и знание многообразных особенностей их проявлений определяют необходимость интегрального подхода к обучению и воспитанию детей. Винарская Е. Н. отмечает, что изучение взаимосвязи речевого и двигательного развития детей является важнейшим направлением логопедии, педагогики и психологии [12].
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время особую значимость приобретают вопросы моторного развития дошкольников, имеющих речевыми патологиями, в частности дети с дизартрией (Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, Е. Н. Винарская, Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, и др.).
Нарушения артикуляции у детей при дизартрии возникают из-за нарушений иннервации, которые специалисты могут определить при углубленном изучении нарушений речи ребенка, в связи, с чем можно отметить сложность диагностики дизартрических расстройств у детей. Сегодня стоит важная задача нахождения современных методов работы по формированию и коррекции речевой сферы дошкольников с дизартрией во взаимосвязи с коррекцией нарушений у них артикуляционного праксиса, эти нарушения будут вести к трудностям в овладении грамотой ребенком. Кроме того, важность изучения артикуляционного праксиса у детей с псевдобульбарной дизартрией, обусловлена исключительным значением данной функции для формирования звукопроизношения дошкольника. Важнейшую роль в становлении звукопроизношения играет отчетливая, координированная деятельность системы артикуляционного аппарата, умение быстро и правильно переключаться с одного движения на иное, а также к фиксировать необходимую артикуляционную позу. Следовательно, первостепенное значение в логопедической работе с данной категорией дошкольников имеют исправление сбоев в деятельности артикуляционного аппарата, его подготовка к постановке звуков, выработке адекватных, полноценных артикуляционных движений, интеграции обычных двигательных процессов в сложные смешанные артикуляционные позиции (О. В. Правдина) [50].
Таким образом, несомненна важность изучения патологий артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией для успешного развития речи ребенка.
Объект исследования - уровень сформированности артикуляционного праксиса, звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание коррекционной работы по формированию артикуляционного праксиса и звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - обоснование, разработка, апробация и определение эффективности логопедической работы по формированию артикуляционного праксиса как основы коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
1) изучить научную, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать методику констатирующего исследования, практически ее апробировать с детьми 5-6 лет, имеющими псевдобульбарную дизартрию и проанализировать полученные результаты;
3) определить этапы, содержание, методы и приемы логопедической работы, направленной на преодоление нарушений артикуляционного праксиса как основы коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами исследования:
1) библиографический (изучение литературы по проблеме);
2) организационный (подготовка экспериментального исследования, выбор базы и участников эксперимента);
3) эмпирический (констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты);
4) сравнительный (сравнение результатов исследования до и после проведения с детьми логопедической работы);
5) количественный метод (таблично-графический анализ полученных данных);
6) интерпретационный (качественный анализ результатов исследования).
База исследования: работа осуществлялась на базе Детского сада №44 МАДОУ «Светлячок» с дошкольниками 5-6 лет, в количестве 14 человек (7 испытуемых - экспериментальная группа, 7 - контрольная группа).
Структура исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и использованной литературы из 68 научных источников и 8 Приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ специальной литературы показал, что проблема исследования и поиск эффективных методов формирования артикуляционного праксиса как основы коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых вопросов в логопедии.
Целью нашего исследования являлось обоснование, разработка, апробация и определение эффективности логопедической работы по формированию артикуляционного праксиса как основы коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией. Для достижения данной цели с детьми указанной категории были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В течение констатирующего эксперимента мы изучали у детей особенности артикуляционного праксиса, фонематического восприятия и звукопроизношения.
Как показал анализ результатов констатирующего эксперимента, у большинства детей 5-6 лет с псевдобульбарной дизартрией при выполнении артикуляционных проб отмечается замедленный темп выполнения, не в полном объеме, не точно, не активно. У многих зафиксированы добавочные движения. У некоторых дошкольников наблюдались недостатки в строении органов артикуляции, что также непосредственным образом сказывается на овладении детьми нормативным произношением звуков.
Проведенное экспериментальное исследование восприятия и дифференциации звуков выявило значительное недоразвитие фонематического слуха у детей с дизартрией. Недифференцированность фонематического восприятия ярко проявилась при различении как артикуляторно и акустически близких звуков, так и акустически сходных, но артикуляторно далеких звуков. Наблюдалось увеличение количества ошибок при усложнении экспериментального материала. Проявлялась взаимосвязь между нарушением деятельности речедвигательного анализатора и успешностью выполнения заданий. Нечеткие артикуляторные образы способствовали нечеткому усвоению слуховых дифференциальных признаков. Нечеткое слуховое восприятие, в свою очередь, приводило к стойкому сохранению дефектов звукопроизношения.
По результатам эксперимента было получено, что у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией нарушено произношение 2 и более групп звуков, а наиболее распространёнными были выявлены искажения и замены свистящих, шипящих, аффрикатов и сонорных групп звуков. При произношении речевого материала различной сложности всеми детьми преобладающим нарушением звукопроизношения являлось искажение звуков, где преобладало межзубное произношение звуков. Среди замен звуков преобладали замены аффрикат их составляющими, замены в паре шипящих-свистящих звуков. Среди отсутствующих в речи детей звуков были выделены твердые и мягкие варианты звука [Р].
Таким образом, на основании результатов исследования мы пришли к выводу о необходимости разработки взаимосвязанной логопедической работы с детьми над артикуляционным праксисом и постановкой, закреплением и дифференциацией звуков в устной речи.
Были выделены следующие этапы работы с дошкольниками:
I этап - подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи, а именно подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого и фонематического слуха.
II этап - становление звуков речи, или постановка звука и его автоматизация. Постановка звуков - это создание связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. Здесь основными способами постановки звуков в зависимости от дефектов являются подражание, механический и смешанный. Для закрепления и автоматизации звуков используются различные игры, в которых звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.
Для каждого этапы нами были подобраны и апробированы с детьми специальные игры - настольно-печатные, сюжетные, словесные и артикуляционные игры.
Подготовительная работа по развитию более элементарных функций, в частности фонематического восприятия и простых форм звукового анализа, а также специально организованная система заданий и упражнений по коррекции недостатков артикуляционной моторики позволила детям с дизартрией показать более высокий уровень сформированности звукопроизношения, что наглядно показал анализ результатов повторного диагностического обследования.
В целом, по итогам проведения исследования необходимо отметить, что цель работы достигнута, задачи исследования решены, гипотеза полностью доказана.



1. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей [Текст] / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 110 с.
2. Александрова, Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников [Текст] / Т. В. Александрова. - СПб. Детство-Пресс, 2005. - 48 с.
3. Артеменко, О. Н. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : Международный журнал экспериментального образования / О. Н. Артеменко, И. А. Хлюстова. - М., 2011. - № 8. - 327 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : ACT: Астрель, 2008. - 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ-Астрель, 2007. - 320 с.
6. Асанова, Т. А. Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т. А. Асанова, Л. Г. Гуслякова, Н. И. Куликова. - Барнаул, 1999. - 88 с.
7. Беккер, Н. П. Логопедия [Текст] / Н. П. Беккер, М. Совак. - М. : Медицина, 1981. - 288 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Владос, 2009. - 287 с.
9. Бондарко, Л. В. Основы общей фонетики [Текст] / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая. - М. : Академия, 2013. - 160 с.
10. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / А. Л. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер. - М. : Знание, 1994. — 192 с.
11. Верясова, Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Верясова ; Урал. Гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1999. - 235 с.
12. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ,
2009. - 141 с.
13. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика [Текст] / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. - М. : АСТ Астрель, 2005. - 208 с.
14. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : Учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
15. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : Владос, 2006. - 204 с.
16. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников [Текст] / Г. Г. Голубева. - СПб. : Союз, 2007. - 387 с.
17. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] : Звуковая сторона речи. Альбом / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. - М. : Аркти, 2000. - 24 с.
18. Григоренко, Н. Ю. Диагностика и коррекция
звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции [Текст] / Н. Ю. Григоренко, С. А. Цыбульский. - М. : Книголюб, 2003. - 144 с.
19. Грунская, Л. Я. Речевая полянка [Текст] : Логопед - научно-методический журнал / Л. Я. Грунская. - 2008. - № 8. - 88 с.
20. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. - М. : Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. - 37 с.
21. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Н. И. Дьякова. - М., ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
22. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
23. Жинкин, Н. И. Психолингвистика [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 2009. - 288 с.
24. Зайцева, Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция [Текст] : учеб. метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш, И. Н. Ясова. - Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2010. - 74 с.
25. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : Владос, 2008. - 280 с.
26. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и сложной дислалии [Текст] / И. Б. Карелина. - 1996. - № 5. - 15 с.
27. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.
28. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии [Текст] / В. А. Киселева. - М. : Школьная пресса, 2007. - 48 с.
29. Кислякова, Ю. Н. Звуковая мозаика: учебное наглядное пособие [Текст] / Ю. Н. Кислякова. - Мозырь : Белый ветер, 2011. - 15 с.
30. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различения звуков [Текст] / В. А. Ковшиков. - СПб. : Каро, 2006. - 128 с.
31. Кодзасов, С. В. Общая фонетика [Текст] / С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова. - М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2009. - 592 с.
32. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М. : Гном и Д, 2001. - 136 с.
33. Коробко, С. Б. Тренировка мышц речевого аппарата [Текст] : Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие / С. Б. Коробко; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2002. - 200 с.
34. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой. - М. : Владос, 2004. - 703 с.
35. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Текст] / Л. В. Лопатина. - СПб. : 2000. - 182 с.
36. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по кррекции стертой дизартрии у дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина. - М. : УМЦ «Добрый мир», 2015. - 302 с.
37. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. - СПб. : Союз, 2005. - 192 с.
38. Лопатина, Л. В. Механизм стёртой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 149 с.
39. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2001. - 191 с.
40. Лопухина, И. С. Логопедия. Звуки. Буквы. Слова [Текст] / И. С. Лопухова. - М. : Корона-Век, 2012. - 144 с.
41. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Либроком, 2009. - 256 с.
42. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А. И. Максаков. - М. : Просвещение, 1982. - 160 с.
43. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. С. Ипполитова. - М. : Просвещение, 1985. - 135 с.
44. Методы обследования речи детей [Текст] : уч. пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2005. - 239 с.
45. Новиков, Л. А. Современный русский язык [Текст] / Л. А. Новиков. - М. : Лань, 2013. - 864 с.
46. Новикова, Е. В. Логопедическая азбука от звука к слову [Текст] / Е. В. Новикова. - М. : Гном и Д, 2007. - 128 с.
47. Новиковская, О. А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи [Текст] / О. А. Новиковская. - М. : АСТ, Сова, Харвест, 2009. - 256 с.
48. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2002. - 200 с.
49. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи [Текст] / Л. Г. Парамонова. - СПб. : АСТ, 2011. - 250 с.
50. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектолог. факультетов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
51. Русская фонетика [Текст] / Под ред. Г. Е. Кедровой, Е. Л. Бархударовой, О. В. Дедовой, В. В. Потапова, Е. Б. Омельяновой. - М. : Издательство МГУ, 2010. - 216 с.
52. Селиветстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. - М. : Владос, 1994. - 280 с.
53. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] / Е. Ф. Соботович. - Л., 1976. - 97 с.
54. Справочник логопеда [Текст] / под ред. М. А. Поваляевой. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 445 с.
55. Тиханова, Г. В. Формирование фонематического восприятия - залог успешного обучения ребенка в школе [Текст] / Г. В. Тиханова. - 2015. - 146 с.
56. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь [Текст] / Т. А. Ткаченко. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 33 с.
57. Трубникова, Т. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] / Т. М. Трубникова. - Екатеринбург : УрГПУ, 1988. - 51 с.
58. Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т. В. Туманова. - М. : Гном-пресс, 1999. - 64 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html(дата обращения: 21.09.2018).
60. Федосова, О. Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. Ю. Федосова; Самарск.гос.пед.ун- т. - Самара, 2005. - 24 с.
61. Фетисова, М. В. Проблема дизартрии: взгляд логопеда-практика [Текст] / М. В. Фетисова // Логопед. — 2012. - № 4.- С.118-126.
62. Фомичева, М. Ф. Введение в логопедию [Текст] / М. Ф. Фомичева, Е. В. Оганесян. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 88 с.
63. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хварцев. - М. : Владос,
2010. Книга 1 - 272 с ; Книга 2 - 293 с.
64. Шаховская, С. Н. Нарушение звуко-произносительной стороны речи [Текст] : Ринолалия. Дизартрия. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. I. В 2 ч. Ч. 2 / С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова. - М. : Владос, 2003. - 304 с.
65. Шацкова, А. М. Дифференциальная диагностика минимальных проявлений речевой патологии у детей при сходных нарушениях произносительной стороны речи [Текст] : Дисс. На соиск. Уч. ст. канд. Пед. наук (13.00.03) / Анна Михайловна Шацкова. - М. : МПГУ, 2009. - 220 с.
66. Шевцова, Е. Е. Развитие речи ребёнка от одного года до семи лет [Текст] / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. - М. : В. Секачёв, 2010. - 96 с.
67. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л. В. Щерба. - М. : ЛКИ, 2008. - 428 с.
68. Ярмарка звуков: дидактический материал для коррекции произношения звуков [л], [л’], [р], [р’] [Текст] : практическое пособие / Сост. М. В. Кастюкевич. - Мозырь : Белый ветер, 2010. - 71 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ