ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТРАШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 9
1.1. Онтогенез произносительной стороны речи у старших
дошкольников 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 16
1.3. Обзор основных логопедических технологий по коррекции произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией
в современной логопедической практике 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Организация и принципы логопедического исследования детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией 29
2.2. Содержание методики логопедического обследования в рамках
констатирующего эксперимента 31
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 45
3.1. Основные принципы, цели и задачи логопедической работы по
коррекции нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 45
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.. 48
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 122
Актуальность исследования. Речь является одной из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности.
Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру. И, наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношение ребенка с людьми. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с нарушением речи начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными [39]. Одним из наиболее распространенных речевых расстройств является дизартрия. Чаще всего дети страдают псевдобульбарной дизартрией, которая связана с внутриутробным поражением головного мозга. Среди нее выделяют различные формы: легкая, средняя и тяжелая (анартрия). Легкая степень дизартрии — одна из наиболее часто встречающихся в детском возрасте форм, при которой ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами, и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции [33, 43, 53, 70].
Понятия «произносительная сторона речи», или «произношение» охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами соблюдения норм орфоэпии.
Нарушения звукопроизношения негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что находит свое отражение и в деятельности, и в поведении, и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Возникающие дефекты приводят ребенка к стеснительности, низкой самооценке, закрытости, агрессивному поведению.
Зачастую нарушения речи могут сочетаться с педагогической запущенностью. Поэтому большое значение имеет ранняя диагностика различных отклонений развития речи. Ребенок, придя с нарушениями речи в школу, только усугубит свою ситуацию, так как основное нарушение приведет к дислексии или дисграфии.
Значительная тенденция к увеличению детей с таким нарушением, а также необходимость совершенствования работы с детьми с речевыми нарушениями, повышения эффективности процесса их социальной адаптации позволяет считать исследование актуальным для теории и практики современной логопедии.
Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения у детей с дизартрией, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, с другой стороны.
Объект исследования: уровень сформированности
звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: процесс коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования: становление звуков речи находится в прямой зависимости от формирования фонематических процессов, формирования смыслоразличительной роли фонем и морфологических процессов. Коррекция звукопроизношения, проведенная с учетом формирования фонематических процессов, окажется эффективной.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой можно выделить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования;
- дать характеристику особенностей нарушения звукопроизношения у детей при легкой степени псевдобульбарной дизартрии опираясь на теоретическую базу;
- обосновать выбор методик и направление работы по исправлению нарушения звукопроизношения у дошкольников;
- провести опытно-экспериментальную работу по коррекции нарушений звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией;
- подвести итоги и сделать выводы по эксперименту.
Теоретико - методологической основой являются научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин, Т. Б. Филичева и др.), механизмах произношения (В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин и др.), физиологических основах произносительной стороны речи (Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, А. Н. Гвоздев, Е. Ф. Архипова), диагностики, симптоматики произносительной стороны речи при дизартрии (Г. В. Чиркина, Л. В. Лопатина). А также - теоретико-методологический анализ проблемы формирования звукопроизношения у детей с дизартрией (JI. B. Лопатина, Е. М. Мастюкова и др.) и коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития (Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Н. В Серебрякова, Т. В. Волосовец и др.).
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ педагогической и медицинской документации;
Практические: констатирующий и обучающий эксперименты.
Теоретическая значимость заключается в систематизации представлений о различных аспектах развития звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией и особенностях его развития.
Практическая значимость результатов выпускной квалификационной работы в том, что обоснованные в ней выводы и система коррекционных мероприятий могут быть применены в педагогической работе в условиях дошкольной образовательной организации.
Этапы исследования: исследование проводилось в четыре этапа:
I этап - поисковый:
- изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
- обоснование актуальности, постановка цели, задач, формулирование рабочей гипотезы исследования;
- определение критериев и уровней сформированности произносительной стороны речи у дошкольников.
II этап - констатирующий:
- подбор диагностических методик для экспериментального исследования;
- проведение диагностического исследования у детей дошкольного возраста с дизартрией.
III этап - формирующий:
- разработка и апробация логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией .
IV этап - контрольный:
- проведение повторного диагностического исследования, с целью проверки эффективности исследовательской работы по теме исследования;
- обработка и обобщение результатов экспериментального исследования, формулировка выводов по результатам исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ комбинированного вида №302 в городе Екатеринбурге в двух старших дошкольных группах, численность обследуемых составила 20 человек.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении описывается актуальность проведенного исследования, объект, предмет исследования, цель и гипотеза исследования, теоретико- методологическая основа работы, методы исследования, характеризуется база проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
Первая глава включает в себя описание онтогенеза произносительной стороны речи у детей, психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с дизартрией, а также обзор современных логопедических технологий по коррекции произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Во второй главе представлены основные принципы, цели, задачи, методика организации констатирующего эксперимента, направленного на исследование особенностей проявления нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Третья глава раскрывает содержание логопедической работы, направленной на коррекцию произносительной стороны речи у дошкольников, а также описание результатов контрольного эксперимента, подтверждающих эффективность предлагаемой технологии.
В заключении отражены общие выводы по результатам исследования.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме изучения особенностей звукопроизносительной стороны речи детей с дизартрией и работе по ее коррекции. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Целью проведенного исследования было разработать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Для достижения цели исследования, был решен ряд задач.
При изучении специальной литературы по проблеме исследования, были выделены закономерности освоения звукопроизношения, психолого - педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией и характерные особенности нарушения произносительной стороны речи. Также было установлено, что у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией становление звуков речи и формирование фонематических процессов без соответствующей коррекционно-логопедической работы не происходит. Это подтверждается исследованиями ряда авторов, таких как Т. Б. Филичева, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Архипова, А. Н. Гвоздев и другие.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика с помощью методики Н. М. Трубниковой и Г. В. Чиркиной: обследование моторики, фонематических процессов, звукопроизношения и просодики. В логопедическом обследовании участвовали 20 детей дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у всех исследуемых детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии нарушены общие моторные движения, мелкая и артикуляционная моторика, чувство ритма, имеется полиморфное нарушение звукопроизношения, фонематический слух нарушен, навыки звукового анализа сформированы на низком уровне. Наиболее часто встречаемыми дефектами стали: искажение, замена, отсутствие и смешение звуков.
Исходя из вышеизложенного, было определено содержание коррекционно-развивающего обучения, в которое были включены: упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов и закрепление их в слогах, словах и малом связном высказывании, упражнения, направленные на формирование фонематических процессов (развитие
смыслоразличительной роли фонем, фонематического слуха и фонематического восприятия).
После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика детей, результаты которой показали положительную динамику в развитии звукопроизношения, моторики, фонематического слуха и восприятия, но по-прежнему остались не до конца сформированными навыки звукового анализа, требующие дальнейшей систематической, последовательной коррекционной работы. Показатели развития мелкой моторики и звукопроизношения оказались даже выше, чем у контрольной группы.
Таким образом, поставленные в начале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования.
Стоит отметить, что при выявленной положительной динамике во всех исследуемых направлениях, большого скачка не было отмечено в связи со сложностью речевого нарушения и малым периодом коррекции. В связи с этим рекомендовано продолжать вести логопедическую работу, направленную на коррекцию произносительной стороны речи.
По теме исследования опубликована 1 работа.
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - СПб. : Детство - пресс, 2005. - 48 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н. Г. Алтухова. - СПб. : Издательство «Лань», 1999. - 112 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : ACT : Астрель, 2008. - 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 250 с.
6. Бадалян, О. Л. Детская неврология [Текст] / О. Л. Бадалян. -
М. : Просвещение, 1984. - 345 с.
7. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] / К. П. Беккер, М. А. Совак - М. : Просвещение, 1991. - 156 с.
8. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков - М. : Педагогика, 1977. - 176 с.
9. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
10. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова ; под ред. Л. И. Беляковой. - М. : Книголюб, 2004. - 56 с.
11. Бородич, A. M. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2014. - 189 с.
12. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. - Ставрополь, 2008. - 224 с.
13. Буйко, В. И. Уроки логопедии [Текст] / В. И. Буйко, З. А. Репина. - Екатеринбург. : Литур, 1999. - 208 с.
14. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ,
2009. - 220 с.
15. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 425с.
...