Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №96840

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Закономерности освоения фонематических процессов у детей в
процессе онтогенеза 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 15
1.3. Особенности фонематических процессов у дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Принципы и организация исследования 27
2.2. Методика и результаты изучения неречевых функций у
детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 28
2.3. Методика и результаты обследования речевых функций у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 34
2.4. Анализ взаимосвязи развития речевых и неречевых функций у детей
экспериментальной группы 39
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 43
3.1. Анализ научно-методической литературы 43
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
фонематической стороны речи у детей экспериментальной группы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 46
3.3. Контрольный этап и его анализ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90


Актуальность исследования. На современном этапе развития образования актуальной становится проблема увеличения количества детей с псевдобульбарной дизартрией и, соответственно, проблема подготовки детей данной категории к обучению в школе. Ведь от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим периодам развития, будет зависеть успешность его адаптации в образовательной организации, установление контакта с окружающими, успешность освоения основной общеобразовательной программы.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что эффективность формирования фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в процессе логопедических занятий повысится, если:
- обязательным этапом каждого занятия будет использование специальных игровых приемов и наглядного материала при развитии кинестетической основы артикуляционных движений;
- на каждом занятии будет уточнение акустико-артикуляционных характеристик звука;
- перед глазами ребенка будет графическое изображение артикуляционных укладов звука.
Объект исследования - особенности фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - определения направлений и содержания логопедической работы по коррекции фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Принимая во внимание актуальность обозначенной проблемы, определяем цель исследования - теоретически обосновать и апробировать содержание работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Анализ уровня разработанности вопроса коррекции нарушения фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Проведение констатирующего этапа исследования,
направленного на изучение фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Подбор, систематизация и апробация методов и приемов логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы;
• констатирующий эксперимент;
• качественный и количественный анализ проведенного
обследования;
• разработка направлений и содержания коррекционной работы по преодолению нарушения звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
- положения о системности языка, связи речи с другими сторонами психического развития личности, сочетанного подхода к вопросам диагностики и решению задач коррекции недостатков развития и социализации ребенка;
- положения о ведущей роли деятельности в развитии познавательных способностей детей (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б.);
- принцип опоры на разные уровни организации психических функций, использования сохранных анализаторных систем, создания новых функциональных систем (Ананьев Б. Г., Анохин П. К., Брушлинский А. В., Лурия А. Р., Цветкова Л. С.).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 81 г.
Екатеринбурга. В исследовании участвовало 20 детей. С логопедическим заключением общее недоразвитие речи второго и третьего уровня и псевдобульбарная дизартрия. В подготовительной к школе группе в возрасте 6 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были изучены особенности нарушения фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Было выяснено, что основными признаки дизартрии - это дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями артикуляционной моторики и речевого дыхания, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на развитии фонематического слуха и фонематического восприятия.
Детям с дефектами речи необходимо своевременно устранять недостатки произношения, т.е. формировать умения правильно и четко произносить звуки как изолированно, так и в словах, фразах и связной речи, выделять их на слух из речи окружающих и из своей собственной, чтобы предотвратить нарушения чтения и письма.
Был проведен анализ теоретических источников по проблеме нарушения фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Также были подобраны и систематизированы методы и приемы логопедической работы, направленной на коррекцию нарушения фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Таким образом, в ходе работы была достигнута цель - теоретически обосновано и апробировано содержание работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии



1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманова. - М. : ХРАНИТЕЛЬ, 2007 - 27 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319 с.
3. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учебник для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. - М. : Академия, 2013. - 400 с.
4. Балабанова, В. М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. М. Балабанова, Л. В. Лопатина, Р. И. Лалаева, И. А. Чистович. - СПб, Детство-Пресс, 2001. - 37 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
6. Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками [Текст] / Е. А. Борисова. -М. : ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
7. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. С. Вакуленко. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. - 128 с.
8. Верясова, Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией [Текст] : дис. ... дис. кан. пед. наук. : 13.00.01 / Т. В. Верясова. - Екатеринбург, 1999. - 235 с.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. :
ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — 141 с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
11. Гаркуша, Ю. Ф. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2007. - 256 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ООО «Детство Пресс», 2007. - 480 с.
13. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] : методическое пособие / Г. Г. Голубева. - СПб. : РГПУ им. Герцена, 2000. - 62 с.
14. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Современные тенденции специальной педагогики и психологии [Тест] / А. М. Горчакова. - Самара, СГПУ, 2003 - 83 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Издательство Академии педагогических наук, 1958. - 312 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ