ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Психофизиологическая основа становления письма у младших
школьников 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристики младших школьников с
псевдобульбарной дизартрией 13
1.3. Характеристика письма у младших школьников с псевдобульбарной
дизартрией 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего эксперимента... 26
2.2. Анализ результатов обследования устной речи младших школьников
с псевдобульбарной дизартрией 29
2.3. Анализ результатов обследования письменной речи младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией 33
2.4. Взаимосвязь выявленных нарушений устной и письменной речи
младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 38
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции
нарушений письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 38
3.2. Логопедическая технология коррекции нарушений письма у
младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 40
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы и темы исследования.
В наше время увеличивается количество учащихся, которые имеют трудности в начальной школе - нарушение письма. Ведь письмо является одним из видов психических процессов учащихся. Такие учёные как Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, А.В. Ястребова, говорят о том, что письмо является единым психическим процессом.
Если у учащихся не усваивают навыки письма, то он не усваивает школьную программу. Несвоевременное развитие всех сторон устной речи является причиной несформированности навыков письма. Учащиеся с псевдобульбарной дизартрией имеют нарушения фонематической, фонетической, грамматической и лексической проявляются в виде специфических ошибок.
Дисграфия является нарушениями неречевых и речевых предпосылок. Дефекты устной речи, неразвитая мелкая моторика, несформированность психических процессов становится причиной нарушения письма у младших школьников.
Актуальность данной работы связана с своевременным проведением логопедической коррекционной работы по преодолению нарушения письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Актуальность проблемы определили тему исследования: «Логопедическая технология коррекции нарушений письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией».
Объект исследования - моторика, устная и письменная речь у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - логопедическая технология преодоления нарушений письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность логопедической технологии по преодолению нарушений письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности моторики, устной речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Теоретически обосновать и разработать логопедическую технологию, способствующую преодолению нарушения письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, экспериментально проверить эффективность разработанной логопедической технологии коррекции нарушений письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения научные теории психофизиологических и психических процессов у младших школьников (Л. С. Выготский, Р. Л. Зиндлер, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. С. Цветкова и другие); рассмотрением причин и видов дисграфии занимались А. Н. Корнев, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев и другие.
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный, люнгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный;
- эмпирические методы - анализ деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных;
- интерпретационные методы.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы.
База эксперимента: МБОУ Юшалинская СОШ № 25.
В результате проведённой работы нами были реализованы выше поставленные задачи. Проанализировав источники литературы по преодолению нарушений письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, нами были рассмотрены теоретические подходы к изучению и по преодолению псевдобульбарной дизартрии и дисграфии.
Особое внимание уделено психолого-педагогической классификации младших школьников с псевдобульбарной дизартрией. Проведён констатирующий эксперимент по преодолению данного вида нарушения письма.
Так же определили направление и содержание логопедической технологии коррекции нарушения письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией. Проведена качественная и количественная оценка результатов эффективности методик. Методики по преодолению дисграфии свидетельствуют о том, что если учащийся имеет нарушения в устной речи, то он будет допускать дисграфические ошибки.
На основе результатов констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что у дизартриков недостаточно сформированы фонематические и фонетические процессы, зрительно-пространственная ориентация и графо-моторные навыки. Можно сказать, что у учащихся с псевдобульбарной дизартрией страдают все компоненты речи, а значит появляются проблемы в овладении правильной письменной речью.
Нами была спланирована логопедическая технология, что сообщает нам о поэтапности работы с детьми с ОНР III уровня. Так же были опробована и спланирована логопедическая работа по преодолению специфических ошибок.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы подтверждена актуальность данной работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией с использованием логопедических технологий, что в наше время очень распространено на практике.
1. Абрамова, Н. А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия 1-3 классы [Текст] / Н. А. Абрамова. - Воронеж : Учитель, 2009. - 79 с.
2. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
3. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 680 с.
4. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования
[Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во «АПН РСФСР», 1956. - 386 с.
5. Винарская, Е. Н. Дизартрия и её топико-диагностическое
значение в клинике очаговых поражений мозга [Текст] / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатова. - Ташкент, 1993. - 123 с.
6. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] : учебное пособие для вузов / В. Я. Гальперин. - М. : Книжный дом «Университет», 1999. - 336 с.
7. Гришвина, Г. В. Игры-занятия с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речевого развития [Текст] / Г. В. Гришвина, Е. Я. Пузыревская. - М., 1998. - 93 с.
8. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М., 2015. - 320 с.
9. Ивановская О. Г. Преодоление артикуляционно-акустической дисграфии [Текст] / О. Г. Ивановская, Н. С. Куликова, О. А. Хвостова. - М. : Форум : НИЦ «ИНФРАМ», 2016. - 280 с.
10. Ипполитова, М. В. Нарушение речи детей с церебральным параличом [Текст] / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. - М., 1985. - 189 с.
11. Лалаева, Р. И. Психофизиологическая структура процесса письма [Текст] / Р. И. Лалаева. - М., 1989. - 224 с.
12. Лалаева, Р. И. Нарушения письменной речи [Текст] / Р. И. Лалаева. - М., 1989. - 138 с.
13. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. - М., 1961. - 310 с.
14. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А. Р. Лурия. - М.,1950. - 352 с.
15. Мазанова, Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. - М. : ГНОМ и Д, 2007. - 184 с.
16. Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза [Текст] : конспекты занятий для логопедов / Е. В. Мазанова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2009. - 128 с.
17. Мазанова, Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками [Текст] / Е. В. Мазанова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 88 с.
18. Мазанова, Е. В. Учусь работать с текстом [Текст] : альбом упражнений по коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е. В. Мазанова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2008. - 48 с.
19. Негневицкая, Е. И. Язык и дети [Текст] / Е. И. Негневицкая,
A. М. Шахнарович. - М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. - 112 с.
20. Павлова, В. Н. Логопедия. Методическое наследие [Текст] /
B. Н. Павлова. - М. : Издательство «Владос», 2003. - 431 с.
21. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] : пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. - М. : АРКТИ, 2005. - 400 с.
Т1. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их
преодоление у младших школьников [Текст] / И. Н. Садовникова. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 256 с.
23. Токарева, О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) [Текст] / О. А. Токарева ; под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1969. - 212 с.
24. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты ) [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова / Урал, гос. пед, ун-т. - Екатеринбург, 1998. - 51 с.
25. Цветкова, Л. С. Методика нейпропсихологической диагностики детей [Текст] / Л. С. Цветкова. - М. : 1998. - 128 с.
26. Чиркин, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Г. В. Чиркин. - М., 2001. - 280 с.
27. Чистович, Л. А. Звуковой анализ речи [Текст] / Л. А. Чистович. - М., 1996. - 207 с.
28. Юдин, В. В. Педагогическая технология [Текст] : учебное
пособие / В. В. Юдин. - Ч. 1. - Ярославль : ЯГПУ, 1997. - 28 с.
29. Юдин, В. В. Сколько технологий в педагогике? [Текст] / В. В. Юдин // Школьные технологии. - 1999. - № 3. - С. 34-36.