ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Понятие «инклюзивный опыт» как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Инклюзивный опыт в организациях различного вида и типа в России и
за рубежом 10
1.3. Особенности опыта инклюзивного образования в организациях
различного вида и типа (на материале Екатеринбургских театров) 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ВИДА И ТИПА (НА МАТЕРИАЛЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ТЕАТРОВ) 37
2.1. Характеристика базы исследования и контингента людей,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 37
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня
адаптации к инклюзивному театральному коллективу актеров с ограниченными возможностями здоровья 41
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа изучения адаптации в
инклюзивном театральном коллективе у актеров с ограниченными возможностями здоровья 43
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОПЫТА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ВИДА И ТИПА (НА МАТЕРИАЛЕ 49 ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ТЕАТРОВ)
3.1. Коррекционная работа, направленная на повышение уровня
адаптации в инклюзивном театральном коллективе актеров с ограниченными возможностями здоровья 49
3.2. Анализ результатов реализации коррекционной работы по
повышению уровня адаптации актеров с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном театральном
коллективе 51
3.3. Методические рекомендации по улучшению опыта инклюзивного образования в организациях различного вида и типа (на материале
55 Екатеринбургских театров)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 96
Согласно данным ВОЗ, 15% мирового населения имеют ту или иную форму инвалидности. По данным отечественной статистики на 2018 год количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии увеличивается с каждым годом [52]. В настоящее время в России вместо «медицинского» подхода, ориентированного на инвалидность как отклонение в физическом здоровье, был установлен «социальный» подход, утверждающий: «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [38].
Утверждая социальную модель, необходимо преодолеть дискриминацию в отношении людей с инвалидностью и предоставить данной категории лиц равные возможности полноценного включения во все сферы жизни.
Новый термин «инклюзия» (inclusion - включение) был введен в обиход в 1994 году Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
ЮНЕСКО рассматривает инклюзию, как «динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания» [77].
Проблемой изучения инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие исследователи, как М. Оливер, С.В. Алехина, Е.В.Ковалев, М.С. Староверова, Т.Г. Зубарева, Н.Н. Малофеев и др. Инклюзивное дополнительное образование лиц с ОВЗ (в частности, театральная деятельность) позволяет раскрыть творческий потенциал каждого без ограничений, жестких оценок, ограничений по времени, также позволяет улучшить коммуникативные навыки через неформальное общение, что повышает уровень психологического здоровья каждого человека.
В большинстве стран Европы и Америки расширяется инклюзивная среда. Она включает в себя и различные виды театров. Россия на этом фоне не является аутсайдером. Уже накоплен большой позитивный опыт работы в театре с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Все это позволяет нам признать тему выпускной квалификационной работы «Опыт инклюзивного образования в организациях различного вида и типа (на материале Екатеринбургских театров)» актуальной.
Объект исследования - особенности и условия адаптации актеров с ограниченными возможностями здоровья в пространстве театра.
Предмет исследования - особенности и условия адаптации актеров с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях различного вида и типа (на материале Екатеринбургских театров).
Цель исследования - изучение, обобщение и распространение инклюзивного опыта, накопленного в Екатеринбургских театрах.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Теоретическое изучение инклюзивного опыта образования в организациях различного вида и типа (на материале Екатеринбургских театров);
3. Экспериментальное изучение параметров адаптации актеров с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном театральном коллективе;
4. Проведение коррекционной работы, направленной на улучшение
адаптации актеров с ограниченными возможностями здоровья в
инклюзивном театральном коллективе;
5. Анализ результатов реализации направленной коррекционной работы по улучшению адаптации актеров с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном театральном коллективе;
6. Составление методических рекомендаций по улучшению инклюзивного опыта в образовательных организациях различного вида и типа (на материале Екатеринбургских театров).
Гипотеза исследования:
Инклюзивное образование в сфере театральной деятельности будет более эффективным, если будет составлена и реализована программа систематической коррекционной работы с непрофессиональными актерами с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ литературных источников по теме опытно-экспериментальной работы, систематизация научно-педагогических и методологических знаний;
• Эмпирические: проведение диагностических методик по
изучению адаптации, общительности и тревожности лиц с ОВЗ, анкетирование для педагогов; проведение коррекционной работы по улучшению опыта инклюзивного образования в организациях различного вида и типа (на материале Екатеринбургских театров); обработка полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: инклюзивная театральная студия «ORA» на базе фонда «Верба». Структура ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Инклюзивное дополнительное образование лиц с ОВЗ (в частности, театральная деятельность) позволяет раскрыть творческий потенциал каждого без ограничений, жестких оценок, ограничений по времени, также позволяет улучшить коммуникативные навыки через неформальное общение, что повышает уровень психологического здоровья каждого человека.
В большинстве стран Европы и Америки расширяется инклюзивная среда. Она включает в себя и различные виды театров. Россия на этом фоне не является аутсайдером. Уже накоплен большой позитивный опыт работы в театре с людьми с ограниченными возможностями здоровья. В Екатеринбурге реализуются разнообразные инклюзивные проекты, в том числе театры: АНО «Белая трость», СРОО «Солнечные дети», АНО «Открытый город», БФ «Верба», ТЮЗ и другие.
Изучая литературные источники, мы выяснили, что данный опыт освещен неполно. Проблема определения уровня тревожности и степени адаптации глубоко рассмотрена в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов, что позволило провести тщательный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и сделать соответствующие выводы. Снижение тревожности и улучшение адаптации действительно являются важнейшими компонентами в процессе формирования личности, они играют огромную роль в становлении опыта театрального инклюзивного коллектива.
С целью определения адаптации актеров с ОВЗ применялись следующие методики:
1 Методика рисуночной диагностики адаптации к инклюзивному театральному коллективу (методика А. И. Баркана);
2 Тест тревожности (Ч.Д.Спилберг, адаптирована Ю.Л. Ханиным);
3 Методика диагностики тревожности (методика А.И. Бека).
Использование методов оценивания тревожности и адаптации, как условиями успешного становления личности, позволяет адекватно изучить психологическое здоровье лиц с ОВЗ, что влияет на развитие театральной деятельности.
Апробировав методики констатирующего этапа экспериментального исследования, выявлено, что уровень адаптации нарушен у 50% актеров с ОВЗ и у 50% отмечается дезадаптация в данной студии, что предполагает необходимость проведения эффективной коррекционной работы для повышения и закрепления уровня адаптации у актеров с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного театрального коллектива.
После нами был разработан план коррекционной деятельности, который состоял из трех блоков взаимодействия со всеми участниками театра в разных формах: семинар, консультация, тренинг, занятие с каждым участников инклюзивного театрального коллектива. План работы был успешно реализован.
Повторно проведя методики на контрольном этапе экспериментального исследования, было установлено, что адаптированы уже 90% актеров с ОВЗ, только 10% с признаками дезадаптации.
В результате анализа психолого-педагогической литературы, подборки и апробирования диагностических методик, констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования, были составлены методические рекомендации для сохранения и укрепления адаптации актеров с ОВЗ к данному коллективу.
Подводя итог, необходимо отметить, что уровень адаптации лиц с ОВЗ - важное звено в развитии театральной деятельности.
Таким образом, задачи опытно исследовательской работы были реализованы, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 325с.
2. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика [Текст] : учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксёнова, под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
3. Алехина С.В., Ананьев И.В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования // В сб.: Инклюзивное образование: Практика, исследования, методология / отв. ред. С.В. Алехина (Москва, 26-28 июня 2013 года). М.: МГ1П1У, ООО «Буки Веди», 2013. С. 463-470.
4. Астоянц М.С. Политический дискурс о сиротстве в советский и постсоветский период: социальная интеграция или социальное исключение? [Текст] / М.С.Астоянц.Журнал исследований социальной политики. 2006. № 4. - 475-500 с.
5. Астоянц М.С. Социальное сиротство: условия, динамика и
механизмы эксклюзии (социокультурная интерпретация): монография
[Текст]/ М.С.Астоянц. - М : Азов: ООО «АзовПечать», 2009. - 54-69с.
6. Баряева Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. Б. Баряева, - СПБ. КАРО, 2007 - 38-72 с.
7. Баряева Л.Б., Вечканова И.Е., Загребаева Е.К., Зарин А.А. Театрализованные игры занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] / Л.Б.Баряева, И.Е.Вечканова, Е.К.Загребаева, А.А.Зарин. - М. : Союз, 2001. - 201 с.
8. Баскакова, И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития [Текст] : методические рекомендации / И.Л. Баскакова. - М. : Просвещение, 2002. - 184 с.
9. Беляков, Е. М. Активная школа [Текст] : руководство по развитию школы с использованием проектирования / Е. М. Беляков, - М. : Сивитас, 2010. - 10 с.
10. Близнецова, В. С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст] / С. В. Близнецова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - №9. - С. 33-40.
11. Богдан Н. Н., Могильная М. М. Специальная психология [Электронный ресурс] // Учебно-методические материалы ВГУЭС. 2005. URL: http://abc.vvsu.ru/books/up_spec_psihologija/default.asp
12. Богословский, В. В. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, под ред. Богословского В. В. - М. : Просвещение, 1981. - 383с.
13. Борякова, Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2005. - № 1. - С. 10-17.
14. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] : иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.
15. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от
рождения до 6 лет [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.
А. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.
...