ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. История инклюзивного образования 8
1.2. Консультативная деятельность: виды, формы реализации 13
1.3. Консультативная деятельность по инклюзивному образованию на
базе СКОШ 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 32
2.1. Организация и содержание психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации 32
2.2. Обследование уровня информированности об инклюзивном
образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе с ОВЗ) 40
2.3. Анализ уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в
том числе с ОВЗ) 42
ГЛАВА 3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОВЫШЕНИЮ
УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ
ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ С ОВЗ) НА БАЗЕ СКОШ 47
3.1. Содержание программы по повышению уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе
с ОВЗ) 47
3.2. Апробация программы по повышению уровня
информированности об инклюзивном образовании педагогов
образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе 57 с ОВЗ) в условиях СКОШ
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 101
Актуальность исследования.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных организациях вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в общеобразовательные организации, другие, наоборот, считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе [38].
Чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях, применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей при помощи реализации АООП.
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития обучающегося, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно.
Обучение детей с особыми потребностями в образовательных организациях - это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщество отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов, а также специалистов специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций [38].
Цель исследования: создание и апробация специальной программы по повышению уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе с ОВЗ)на базе СКОШ.
Объект исследования: консультативная деятельность по повышению уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе) с ОВЗ на базе СКОШ.
Предмет: совершенствование консультативной деятельности по повышению уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе с ОВЗ) на базе СКОШ.
Гипотеза: если использовать специальную программу по повышению уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе с ОВЗ)на базе СКОШ, то учебный процесс в рамках инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ будет проходить успешнее.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по проблемам инклюзивного образования.
2. Создание специальной программы по повышению уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе с ОВЗ) на базе СКОШ.
3. Апробирование специальной программы по повышению уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе с ОВЗ) на базе СКОШ.
4. Анализ результатов проведенного исследования.
База исследования: педагогический эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» ЯНАО, г. Губкинский.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе «Анализ литературы по проблеме исследования» нами раскрываются основные понятия, такие как: инклюзия, инклюзивное образования, консультационная деятельность. В этой главе представлен анализ психологической и специальной научной литературы по проблеме исследования.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа» описаны цель, задачи констатирующего эксперимента, проведён анализ результатов изучения степени информированности об инклюзивном образовании педагогов общеобразовательных школ города Губкинский и родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В третьей главе «Специальная программа по повышению уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) на базе специальной коррекционной общеобразовательной школы» описаны задачи и принципы формирующего эксперимента. Разработано и описано содержание работы по повышению уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов общеобразовательных школ и родителей обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья).
В заключении на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы сформулированы выводы по результатам исследования.
На данный момент существует определенная проблема обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Эта проблема касается не только самих обучающихся, но и педагогов и родителей, т.е. всех лиц, участвующих в образовательном процессе.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях, применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей при помощи реализации образовательного процесса.
Обучение детей с особыми потребностями в образовательных организациях - это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к обучающимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов, а так же специалистов специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций.
В процессе реализации работы об повышении уровня информированности педагогов и родителей обучающихся (в том числе с ОВЗ) была достигнута поставленная в начале работы цель: создание и апробация специальной программы по повышению уровня
информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе с ОВЗ) на базе СКОШ.
Кроме того, нами была подтверждена гипотеза о том, что если использовать специальную программу по повышению уровня 77
информированности об инклюзивном образовании педагогов
образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе с ОВЗ) на базе СКОШ, то учебный процесс в рамках инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ будет проходить успешнее.
На первоначальном этапе нами была проанализирована литература по проблемам инклюзивного образования, роли СКОШ в организации консультативной деятельности в условиях внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ. Кроме этого, нами были разработаны соответствующие
реабилитационные и учебные программы для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной практики. Помимо этого, разработаны и предоставлены рекомендации и информационные услуги для обучающихся с ОВЗ, их родителей или опекунов и специалистов других школ. Таким образом, нами были выполнены все поставленные в начале работы задачи.
На втором этапе, то есть за время проведения производственной (педагогической) практики, нами было определенно содержание выпускной квалификационной работы. Было определенно направление теоретической и практической части работы. Также нами был изучен и подобран материал для теоретической части дипломной работы. Нами были получены данные результатов констатирующего эксперимента, дано обоснование содержания и технологии формирующего эксперимента.
Анализ результатов ответов родителей и педагогов позволяет сделать вывод, что родители и педагоги стали более информированными об инклюзивном образовании. Эта большая информированность проявляется в том, что родители стали лучше понимать , какие плюсы может получить ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь в общеобразовательной школе. У педагогов общеобразовательной школы стало меньше вопросов, касающихся реализации инклюзии. Проведение обучающих семинаров и консультационная деятельность на базе коррекционной школы дали педагогам знания об инклюзивном образовании. Помимо этого подобные мероприятия позволили педагогам общеобразовательной школы получить опыт от своих коллег из специальной (коррекционной) школы. Таким образом, работу, проведённую по повышению уровня информированности педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, можно считать успешной.
Результаты практики показали необходимость и важность консультативной деятельности об инклюзивном образовании. Также за время проведения практики нами был подготовлены и опубликованы две научные статьи по проблеме исследования.
За время работы над выпускной квалификационной работой были получены знания и опыт, которые будут использованы в дальнейшей работе.
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 213 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С. В. Алехина. - Красноярск, 2013. - 213 с.
3. Афанасьева, Л. Ф. Особенности образовательного процесса в классах коррекции [Текст] / Л. Ф. Афанасьева. - Волгоград : Учитель. 2010. - 147 с.
4. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. - М. : Просвещение, 2006. - 323 с.
5. Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Текст] / Е. Р. Баевская. - М. : Тере-винф, 2007. - 248 с.
6. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 320с.
7. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учебное пособие [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
8. Бондарь, Т. А. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе [Текст] / Т. А. Бондарь. - М. : Тере-винф, 2009. - 321 с.
9. Брызгалова, С. В. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / С. В. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 61-70.
10. Бутузов, И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке [Текст] / И. Д. Бутузов. - Новгород, 1972. - 441 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 1987. - 299 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
14. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Психология, 2000. - 437 с.
15. Гончарова, Н. М. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах [Текст] / Н. М. Гонарова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 176 с.
16. Гриншпун, Б. М. Введение в психологию [Текст] / Б. М. Гриншпун. - М. : Наука, 1997. - 250 с.
...