Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья как форма инклюзивного образования

Работа №96819

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы148
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 9
1.1. Понятие инклюзивного образования как процесса обучения детей с
ОВЗ в условиях общеобразовательной (массовой) школы 9
1.2. Общая характеристика изобразительной и трудовой деятельности и ее
значение в жизни детей с нарушением интеллектаи нормально развивающихся детей 14
1.3.Основные направления коррекционной работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на занятиях изобразительной и трудовой деятельности в условиях инклюзивного образования 35
ГЛАВА 2. РАБОТА КОРРЕКЦИОННОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося,
включенного в инклюзию 40
2.2. Методика и организация исследования. Констатирующий
эксперимент 43
2.3. Система коррекционной работы по развитию творческих способностей
у младших школьников с нарушением интеллекта. Обучающий эксперимент 53
2.4. Анализ результатов работы. Контрольный эксперимент 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ


В нашей стране уделяется большое внимание обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для более эффективной помощи этим детям, необходима ранняя диагностика их проблем и нарушений. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его структуру, характер, те количественные и качественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы. Данные образовательные учреждения дают детям необходимые знания, умения и навыки, которые готовят их к обучению в специальных школах, а в будущем - к общественно полезному труду и к самостоятельной жизни [24, стр. 3].
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления социально-психологической, педагогической, медицинской помощи детям, которые испытывают трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.
Проблема совершенствования методов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна как для специальных коррекционных школ, так и для массовых школьных учреждений.
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
При совместном обучении дети учатся жить вместе, стираются психоэмоциональные границы между инвалидами и здоровыми людьми. Причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, а то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства здоровых людей и инвалидов, меняется отношение к инвалидности: она считаетсяособенностью того или иного человека, а не пороком.
Инклюзивное, или включающее, образование основано на том, что все дети, несмотря на свои интеллектуальные, физические и иные особенности, находятся в общей системе образования и обучаются вместе со своими сверстниками в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.
Современные исследования в области олигофренопедагогики таких авторов, как О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Ф.
Соколова, Е.А. Стребелева показывают, что недоразвитие познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы, ориентировки в окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляется уже в раннем возрасте. Они оказываются неподготовленными к усвоению соответствующих школьных знаний и овладению всеми видами деятельности [45, стр. 211].
Большое значение в усвоении новых знаний и видов деятельности имеет творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В широком смысле творчество или творческая деятельность - это всякая теоретическая практическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (способы действия, решения, знания, материальные продукты). По словам Выготского, "как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев" [18, стр. 96].
Существует множество исследований по проблеме творческих способностей, она освещена в работах таких авторов, как Яковлева, Е. Л., Фельдштейн, Д. И., Хайдеггер, М., Пономарева Я. А. и Дружинина В. Н. Но творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как проблема инклюзивного образования, пока еще мало освещена. Некоторые аспекты этих тем остаются недостаточно изученными, этим обосновывается выбор темы выпускной квалификационной работы и её актуальность.
Таким образом, проблемой исследования являются творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья как форма инклюзивного образования.
Цель работы - разработать систему, направленную на творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (на материале изобразительной деятельности и ручного труда).
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Выявить уровень сформированности творческого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработать систему занятий по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
- Проанализировать эффективность проведенной серии занятий путем повторной диагностики творческого развития.
Объект исследования - творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в инклюзивное образование.
Предмет исследования - процесс формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной среды.
Гипотеза - предполагается, что в ходе коррекционной работы, под воздействием специально организованного коррекционного обучения процесс формирования творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным, если выполняемые детьми задания будут:
- активно влиять на сенсорные процессы, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;
- соотноситься с зоной ближайшего развития детей (этим возможностям должны соответствовать структура выполняемых заданий, количество выполняемых заданий);
- активизировать и стимулировать интеллектуальную и практическую деятельность;
- предусматривать закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
- способствовать общему развитию;
- иметь практическое значение для обучающихся;
- доставлять радость и чувство удовлетворения обучающимся;
- выполняться в течение одного или нескольких занятия.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирический: наблюдение, моделирование ситуации, обобщение опыта проделанной работы, педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой нам послужило МАОУ СОШ № 2, 4 класс, в котором обучаются 26 человек. Одна из обучающихся этого класса - Евгения У., имеет ограниченные возможности здоровья, а именно легкую степень умственной отсталости. Именно на этого ученика был направлен эксперимент, входящий в нашу работу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование показало, что эффективность коррекционной работы на занятиях по изобразительной и трудовой деятельности увеличилась, так как выполняемые Евгенией У. задания активно воздействовали насенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы.
При этом занятия (уроки) соответствовали возможностям обучающегося с нарушением интеллекта, активизировали и стимулировали его интеллектуальную и практическую деятельность.
На уроках изобразительного искусства и технологии (ручного труда) проводилась работа, направленная на творческое развитие младшего школьника с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного образования (такие критерии, как когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностный, которые способствуют развитию творческих способностей) на разном по содержанию материале. Занятия не только способствовали всестороннему развитию Жени, но и доставляли ей радость и чувство удовлетворения.
Необходимо подчеркнуть ведущую роль учителя в осуществлении коррекционно-воспитательной работы на занятиях. Педагог управляет процессами внутренней и внешней деятельности учеников. Очень важно, что бы учитель оказывал направляющую и стимулирующую помощь.
Занятия приобретают действенный характер, если учитель ясно представляет себе задачи специализированного учебного процесса, хорошо владеет программой массовой школы, хорошо знает методику и специфику работы с детьми с нарушением интеллекта и нормально развивающихся детей, умеет грамотно сочетать виды работы и с той, и с другой категорией обучающихся.
Наблюдая за изобразительной и трудовой деятельностью ребенка, можно получить о нем такие ценные сведения, которые трудно обнаружить в других условиях. Данные наблюдений существенно дополняют характеристику ребенка. Кроме того, они помогают правильно организовать индивидуальную работу.
Усвоенные во время занятий рисованием и ручным трудом знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы также и на других занятиях. Иначе говоря, рисование и трудовая деятельность могут выступать в качестве метода обучения. На разных уроках уже в младшем школьном возрасте детям целесообразно предлагать разнообразные зарисовки, лепку.
Вместе с тем и учителям следует делать на доске нужные изображения предметов и явлений.
Важно, чтобы занятия рисованием и ручным трудом служили одним из существенных элементов коррекционного обучения.
Для того, чтобы проследить, каким образом формируются творческое развитие детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, нами была организована опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В исследовании принял участие 1 ребенок с легкой умственной отсталостью, обучающийся в классе с нормально развивающимися детьми. Нами была проведена работа, по развитию когнитивного, мотивационно-потребностного и деятельностного критериев, которые способствуют развитию творческих способностей. По окончании специальных занятий был проведен контрольный эксперимент.
Первоначально обучающегося с ОВЗ исследуемые способности были определены на низком уровне.
Для осуществления формирующего эксперимента были разработаны программы по изобразительному искусству и технологии (ручному труду), на уроках которых Евгении У. была отведена особая деятельность. Разработанные и проведенные занятия позволили развить у обучающегося интерес к изобразительной деятельности и ручному труду. Они стимулировали проявление у нее выдумки, инициативы, активности.
После проведения 16-ти уроков изобразительного искусства и ручного труда обучающаяся стала лучше использовать изобразительные средства при рисовании, работы выполнялись аккуратнее, технически правильнее; стал наблюдаться интерес к лепке из пластилина и глины. В целом работы получались яркими, красочными, аккуратными. То есть можно отметить, что результативность занятий была достаточно высокой.
Анализ контрольного эксперимента показывает, что у обучающейся видна положительная динамика относительно того или иного критерия, входящего в определение уровня развития творческих способностей.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась.


1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л.Н. Азарова. - Начальная школа, 1998. - 215 с.
2. Алехина, С.В., Алексеева, М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова - Психологическая наука и образование № 1.
3. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука [Текст] / Г.С. Альтшуллер - М., 1979. - 175 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя [Текст] Ю.К. Бабанский // Бабанский Ю.К. Советская педагогика - М.,. - 1987. - № 2.
5. Барышева, Г.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Г.А. Барышева, В.А. Шекалов- Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.
6. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников [Текст] / С.Я. Батышев. - Вопросы теории и методики. - М., 1981. - 192 с.
7. Белова, Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса [Текст] / Е.С. Белова - М., Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. - 415 с.
8. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Изд-во «Академи- ческий проект», 2015. - 522 с.
9. Бескова, И.А. Как возможно творческое мышление? [Текст] / И.А. Бескова - М., 1993. - 198 с.
10. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] /Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
11. Богуславская, В.М.Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / В.М. Богуславская, Е.О. Смирнова- М.: «Просвещение», 2001. - 256 с.
12. Букун, Н.И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ [Текст] / Н.И. Букун, А.И. Даний, А.И. Иваницкий - Кишинев, 1990. - 247 с.
13. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие [Текст] / Р.С. Буре - М., СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144с.
14. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - К., 1989.
15. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся. [Текст] / В.К. Буряк - М., 1984. 360 с.
16. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М., Росмэн, 2002. - 127 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ