ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 9
1.1. Понятие инклюзивного образования как процесса обучения детей с
ОВЗ в условиях общеобразовательной (массовой) школы 9
1.2. Общая характеристика изобразительной и трудовой деятельности и ее
значение в жизни детей с нарушением интеллектаи нормально развивающихся детей 14
1.3.Основные направления коррекционной работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на занятиях изобразительной и трудовой деятельности в условиях инклюзивного образования 35
ГЛАВА 2. РАБОТА КОРРЕКЦИОННОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося,
включенного в инклюзию 40
2.2. Методика и организация исследования. Констатирующий
эксперимент 43
2.3. Система коррекционной работы по развитию творческих способностей
у младших школьников с нарушением интеллекта. Обучающий эксперимент 53
2.4. Анализ результатов работы. Контрольный эксперимент 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
В нашей стране уделяется большое внимание обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для более эффективной помощи этим детям, необходима ранняя диагностика их проблем и нарушений. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его структуру, характер, те количественные и качественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы. Данные образовательные учреждения дают детям необходимые знания, умения и навыки, которые готовят их к обучению в специальных школах, а в будущем - к общественно полезному труду и к самостоятельной жизни [24, стр. 3].
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления социально-психологической, педагогической, медицинской помощи детям, которые испытывают трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.
Проблема совершенствования методов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна как для специальных коррекционных школ, так и для массовых школьных учреждений.
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
При совместном обучении дети учатся жить вместе, стираются психоэмоциональные границы между инвалидами и здоровыми людьми. Причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, а то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства здоровых людей и инвалидов, меняется отношение к инвалидности: она считаетсяособенностью того или иного человека, а не пороком.
Инклюзивное, или включающее, образование основано на том, что все дети, несмотря на свои интеллектуальные, физические и иные особенности, находятся в общей системе образования и обучаются вместе со своими сверстниками в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.
Современные исследования в области олигофренопедагогики таких авторов, как О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Ф.
Соколова, Е.А. Стребелева показывают, что недоразвитие познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы, ориентировки в окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляется уже в раннем возрасте. Они оказываются неподготовленными к усвоению соответствующих школьных знаний и овладению всеми видами деятельности [45, стр. 211].
Большое значение в усвоении новых знаний и видов деятельности имеет творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В широком смысле творчество или творческая деятельность - это всякая теоретическая практическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (способы действия, решения, знания, материальные продукты). По словам Выготского, "как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев" [18, стр. 96].
Существует множество исследований по проблеме творческих способностей, она освещена в работах таких авторов, как Яковлева, Е. Л., Фельдштейн, Д. И., Хайдеггер, М., Пономарева Я. А. и Дружинина В. Н. Но творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как проблема инклюзивного образования, пока еще мало освещена. Некоторые аспекты этих тем остаются недостаточно изученными, этим обосновывается выбор темы выпускной квалификационной работы и её актуальность.
Таким образом, проблемой исследования являются творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья как форма инклюзивного образования.
Цель работы - разработать систему, направленную на творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (на материале изобразительной деятельности и ручного труда).
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Выявить уровень сформированности творческого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработать систему занятий по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
- Проанализировать эффективность проведенной серии занятий путем повторной диагностики творческого развития.
Объект исследования - творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в инклюзивное образование.
Предмет исследования - процесс формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной среды.
Гипотеза - предполагается, что в ходе коррекционной работы, под воздействием специально организованного коррекционного обучения процесс формирования творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным, если выполняемые детьми задания будут:
- активно влиять на сенсорные процессы, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;
- соотноситься с зоной ближайшего развития детей (этим возможностям должны соответствовать структура выполняемых заданий, количество выполняемых заданий);
- активизировать и стимулировать интеллектуальную и практическую деятельность;
- предусматривать закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
- способствовать общему развитию;
- иметь практическое значение для обучающихся;
- доставлять радость и чувство удовлетворения обучающимся;
- выполняться в течение одного или нескольких занятия.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирический: наблюдение, моделирование ситуации, обобщение опыта проделанной работы, педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой нам послужило МАОУ СОШ № 2, 4 класс, в котором обучаются 26 человек. Одна из обучающихся этого класса - Евгения У., имеет ограниченные возможности здоровья, а именно легкую степень умственной отсталости. Именно на этого ученика был направлен эксперимент, входящий в нашу работу.
Проведенное исследование показало, что эффективность коррекционной работы на занятиях по изобразительной и трудовой деятельности увеличилась, так как выполняемые Евгенией У. задания активно воздействовали насенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы.
При этом занятия (уроки) соответствовали возможностям обучающегося с нарушением интеллекта, активизировали и стимулировали его интеллектуальную и практическую деятельность.
На уроках изобразительного искусства и технологии (ручного труда) проводилась работа, направленная на творческое развитие младшего школьника с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного образования (такие критерии, как когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностный, которые способствуют развитию творческих способностей) на разном по содержанию материале. Занятия не только способствовали всестороннему развитию Жени, но и доставляли ей радость и чувство удовлетворения.
Необходимо подчеркнуть ведущую роль учителя в осуществлении коррекционно-воспитательной работы на занятиях. Педагог управляет процессами внутренней и внешней деятельности учеников. Очень важно, что бы учитель оказывал направляющую и стимулирующую помощь.
Занятия приобретают действенный характер, если учитель ясно представляет себе задачи специализированного учебного процесса, хорошо владеет программой массовой школы, хорошо знает методику и специфику работы с детьми с нарушением интеллекта и нормально развивающихся детей, умеет грамотно сочетать виды работы и с той, и с другой категорией обучающихся.
Наблюдая за изобразительной и трудовой деятельностью ребенка, можно получить о нем такие ценные сведения, которые трудно обнаружить в других условиях. Данные наблюдений существенно дополняют характеристику ребенка. Кроме того, они помогают правильно организовать индивидуальную работу.
Усвоенные во время занятий рисованием и ручным трудом знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы также и на других занятиях. Иначе говоря, рисование и трудовая деятельность могут выступать в качестве метода обучения. На разных уроках уже в младшем школьном возрасте детям целесообразно предлагать разнообразные зарисовки, лепку.
Вместе с тем и учителям следует делать на доске нужные изображения предметов и явлений.
Важно, чтобы занятия рисованием и ручным трудом служили одним из существенных элементов коррекционного обучения.
Для того, чтобы проследить, каким образом формируются творческое развитие детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, нами была организована опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В исследовании принял участие 1 ребенок с легкой умственной отсталостью, обучающийся в классе с нормально развивающимися детьми. Нами была проведена работа, по развитию когнитивного, мотивационно-потребностного и деятельностного критериев, которые способствуют развитию творческих способностей. По окончании специальных занятий был проведен контрольный эксперимент.
Первоначально обучающегося с ОВЗ исследуемые способности были определены на низком уровне.
Для осуществления формирующего эксперимента были разработаны программы по изобразительному искусству и технологии (ручному труду), на уроках которых Евгении У. была отведена особая деятельность. Разработанные и проведенные занятия позволили развить у обучающегося интерес к изобразительной деятельности и ручному труду. Они стимулировали проявление у нее выдумки, инициативы, активности.
После проведения 16-ти уроков изобразительного искусства и ручного труда обучающаяся стала лучше использовать изобразительные средства при рисовании, работы выполнялись аккуратнее, технически правильнее; стал наблюдаться интерес к лепке из пластилина и глины. В целом работы получались яркими, красочными, аккуратными. То есть можно отметить, что результативность занятий была достаточно высокой.
Анализ контрольного эксперимента показывает, что у обучающейся видна положительная динамика относительно того или иного критерия, входящего в определение уровня развития творческих способностей.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась.