Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся во 2 классе общеобразовательной школы

Работа №96809

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы139
Год сдачи2019
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Анатомо-физиологические механизмы нарушения письменной речи... 7
1.2. Дисграфия. Причины, формы и проявления 11
1.3. Логопедическая работа в общеобразовательной школе по коррекции
артикуляционно-фонематической дисграфии 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 26
2.1. Организация и методика логопедического обследования
письменной речи обучающихся во 2 классе общеобразовательной школы. 26
2.2. Результаты логопедического обследования письменной речи 30
2.3. Анализ результатов логопедического обследования обучающихся 2
класса общеобразовательной школы 44
Выводы по второй главе 45
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО 2 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 46
3.1. Цели, задачи, принципы и организация логопедической работы по
коррекции нарушения речи у обучающихся во 2 классе общеобразовательной школы 46
3.2. Методы и содержание логопедической работы по коррекции
артикуляционно-фонематической дисграфии с обучающимися 2 класса общеобразовательной школы 54
3.3. Контрольный эксперимент 73
Выводы по третьей главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Отправляя ребенка в школу, каждый из родителей надеется на то, что его малыш станет успешен и одарен. Но это не всякий раз соответствует реальности. Кое какие дети чувствуют проблемы в овладении родного языка на начальных этапах обучения. С каждым годом возрастает численность ребят с разными отклонениями в речевом развитии, собственно что мешает формированию полноценной образовательной работы. Несоблюдение письменной речи считается более все распространенной формой патологии речи у младших подростков. Специфичное расстройство письма [дисграфия] тянет за собой проблемы в исследовании орфографии, тем более при исследовании трудных орфографических правил.
На базе устройства всякого вида дисграфии создатели, посвятившие собственные изучения представленной данной области логопедии Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков, И. Н. Садовникова, И. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко, А. Н. Корнев и иные, предлагают всевозможные методики коррекционной работы.
В реальное время в российской логопедии изучены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры всего речевого расстройства, разработаны как совместные методологические расклады, направленности коррекционной работы, оглавление, и дифференцированные способы коррекции различных видов дисграфии.
Ведущей задачей логопеда в школе считается своевременное выявление и предупреждение нарушений письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы вовремя устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на последующее изучение.
В данной связи одной из своевременных задач логопедии считается поиск подходящих путей корректировки дисграфии.
Психолингвистический тест процесса изготовления письменной речи открывает её многоуровневую структуру. В сложном процессе написания письменной речи выделяется мотивационная, языковая степень, степень, моторной реализации зрительных образов букв. Любой из данных значений исполняется с ролью многих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
Составления процесса письма случается в структуре образовательной работы. В школьном возрасте учебная работа, является основной, составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи ребенка.
Таким образом, несоблюдение письменной речи, имеет возможность создаваться от недостаточной сформированной устной речи.
Смысл меж нарушениями письма, с одной стороны, и недостатки речи и слуха с иной стороны, был исследован: Ф. А. Рау, М. Е. Хвацев, М. Е. Боксис, Р. Е. Левина.
Актуальность и теоретическая значимость трудности нарушения письма у младших подростков разрешает нам определить, предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Объект исследования - проявление артикуляционно-фонематической дисграфии обучающимися во 2 классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования - логопедическая работа по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся во 2 классе в условиях школьного логопункта общеобразовательной школы.
Цель исследования - организация и содержание логопедической работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся во 2 классе общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую, психолингвистическую и логопедическую литературу, по проблеме исследования.
2. Изучить и выявить характерные особенности нарушений письма у учащихся 2 класса общеобразовательной школы.
3. Подобрать методы и приемы логопедической работы, направленной на коррекцию артикуляционно-фонематической дисграфии в условиях логопункта общеобразовательной школы.
4. Определить эффективность логопедической работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающимися во 2 классе.
В процессе изучения методологической базой и теоретической основой нашей работы считаются работы по задаче письменности А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, И. Н. Садовниковой и др.
Проанализированы совместные подходы и методики устранения дисграфии. Практическая работа заключается в том, что в работе подобрана методика для коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии обучающихся во 2 классе, которая в последующем имеет все шансы быть применима в работе педагогов-практиков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии, приложения. Во введении, обоснована актуальность проблемы, определена цель, задачи научно-исследовательской работы. В 1 главе, анализируется специальная литература по проблеме исследования, рассмотрены причины и проявления нарушений письма и предоставлена характеристика детей младшего школьного возраста с данным нарушением. Во 2 главе описана организация проведения констатирующего опыта и анализ итогов обследование устной и письменной речи. В третьей главе описаны принципы и способы, направления и этапы коррекционной работы по устранению дисграфии у детей. А ещё описаны итоги проведенной логопедической работы. В заключении, делаются выводы о проведенной работе и обобщается заключительный итог исследовательской работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ данных литературы позволил определить основные подходы к пониманию сущности дисграфии и определению путей их коррекции у младших школьников. В данной работе мы сосредоточились на изучении дисграфии, которая предполагает изучение особенностей письменной речи у обучающихся младших классов.
На сегодня проблема дисграфий младших школьников, обучающихся по общеобразовательной программе изучена достаточно широко.
Дисграфия - это состояние, при котором у детей, с достаточным уровнем интеллектуального и речевого развития, нарушается формирование навыков графической символизации речи в соответствии с фонетическим принципом написания и грамматическими правилами согласования слов в предложении.
Существуют много причин, приводящих к дисграфиям. У участников исследования наблюдается нарушение центральной нервной системы в различные периоды развития и нарушения моторной сферы, что подтверждает клинический диагноз- псевдобульбарная дизартрия. Также выявлены нарушения в звукопроизношение, слоговой структуре слова и нарушения фонематического слуха, что говорит о наличии фонетико-фонематического недоразвития речи. Участники имеющие дефекты в звукопроизношение и в фонетическом слухе находят свое отражение на письме. Такой вид дисграфии относится к артикуляционно-фонематической дисграфии. Это позволяет рассматривать тему нашего исследования "Коррекция артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся 2 класса общеобразовательной школы" как актуальную проблему логопедической теории и практики.
Экспериментальное исследование предусматривало выявление особенностей письменной речи у обучающихся с артикуляционно-фонематической дисграфии. С этой целью были изучены их письменные работы в тетрадях по русскому языку.
Экспериментальные данные свидетельствуют, что у 50% младших школьников в той или иной мере регулярно допускали в письме специфические ошибки. т. е., подтверждает факт, что на современном этапе число младших школьников с дисграфией неуклонно растет, достигнув отметки 50%.
В результате эксперимента было выделено 2 группы детей:
1) экспериментальная группа (с большим количеством специфических ошибок);
2) контрольная группа (с наименьшим количеством специфических ошибок).
В результате исследования у детей экспериментальной группы преобладают ошибки фонемного распознавания и неправильного произношения, а у детей контрольной группы преобладают ошибки фонемного распознавания.
Таким образом, дети из контрольной группы показали высокий результат, чем участники экспериментальной группы. В обеих группах количество ошибок фонематического слуха оказалось выше, чем фонематического восприятия. Однако при списывании данные ошибки встречались лишь в единичных случаях; а в диктанте данные ошибки встречались чаще, что возможно, связано с трудностями удержания последовательности ряда букв в слухоречевой памяти.
В целом, можно сделать вывод о неоднородности проявлений нарушения письменной речи у обучающихся 2 классов общеобразовательной школы: у экспериментальной группы были отмечены стойкие специфические ошибки, при этом у контрольной группы имела место не резко выраженная, легкая дисграфия.
В процессе проектирования логопедической работы были выделены следующие принципы коррекции дисграфии у обучающихся 2 классов общеобразовательной школы с дисграфией: патогенетический, "зоны ближайшего развития", максимальной опоры на полимодальные афферентации, опоры на сохранное звено нарушенной психической функции, психологической структуры процесса письма и характера нарушения речевой деятельности. Комплектности; системности (Л. Выготский), деятельностного подхода, поэтапного формирования психических функций, онтогенетический, последовательности-письменная речь, управления психическим развитием ребенка, единства коррекционного и развивающего обучения, дифференцированного подхода, единства коррекционного и развивающего обучения, личностного подхода.
К общим направлениям логопедического воздействия относят: коррекция нарушений речевого развития, формирование некоторых языковых умений и навыков, формирование произвольной регуляции деятельности, произвольного внимания, развитие слухового и зрительного восприятия, слухоречевой памяти, обучение отдельным приемам осмысленного запоминания материала.
Проектирование логопедической работы по коррекции дисграфий у младших школьников предусматривает:
1. Использование традиционных методик устранения нарушений устной и письменной речи, которые уже апробированы отечественными учеными.
2. Содержание логопедической работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников должно быть направлено на упорядочивание представлений о звуковой стороне речи и овладение учащимися навыками языкового анализа и синтеза.
3. В процессе логопедической работы рекомендуется использовать и дополнительные задания, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи, уточнение и активизацию имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
В рамках данной дипломной работы были выделены следующие направления логопедической работы, направленной на коррекцию артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся 2 классов:
I. Коррекция нарушений звукопроизношение, которая должна
проводиться в следующей последовательности;
II. Развитие фонематического восприятия;
III. Формирование навыков языкового анализа и синтеза.
Таким образом, в процессе занятий осуществляется постепенный переход от полного принятия инструкции и выполнения задания по строго заданной логопедом схеме к совместной с логопедом деятельности, а затем и к самостоятельному созданию программы деятельности, самостоятельной реализации и самостоятельному контролю над своей учебной деятельностью.
Считаем, что такой подход к проектированию логопедической работы по коррекции дисграфий у обучающихся младших классов общеобразовательной школы должен обеспечить эффективность данного процесса.



1. Аманатова, М. М. Справочник школьного логопеда [Текст] / М. М. Аманатова. - Ростов- н/Д. : Феникс, 2009. - 318 с.
2. Аристова, Т. А. Коррекция нарушений письменной речи [Текст] : учебно-метод. пособие / Т. А. Аристова ; под ред. Н. Н. Яковлевой. - СПб. : КАРО, 2014. - 208 с.
3. Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: вызванные
нарушениями процесса письма и чтения [Текст] / Л. П. Барылкина. - М. : Просвещение. 2005. - 5 с.
4. Бельтюков, В. Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. Л. Бельтюков. - М. : Педагогика, 1997. - 108 с.
5. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] /
Н. А. Бернштейн. - М., 1947. - 156 с.
6. Бурина, Е. Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв [Текст] / Е. Д. Бурина. - СПб. : КАРО, 2012. - 96 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 704 с.
8. Волоскова, Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Н. Волоскова. - М. : МПГУ, 2006. - 146 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 280 с.
10. Гончарова, В. А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников [Текст] / В. А. Гончарова // Логопедия. - 2015. - № 3 (9). - С. 80-83.
11. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи [Текст] / О. В. Елецкая. - СПб. : Речь, 2006. - 176 с.
12. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова // Логопедия сегодня. - 2013. - № 4. - С. 83-86.
13. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи
учащихся начальных классов [Текст] : Книга для логопедов /
Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 2003. - 336 с.
14. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1972. - 92 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М., 2003. - 7 с.
16. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Наука, 1958. - 144 с.
17. Ивановская, О. Г. Дисграфия и дизорфография [Текст] / О. Г. Ивановская. - Санкт Петербург, 2008. - 543 с.
18. Иншакова, О. Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма [Текст] / О. Б. Иншакова. - СПб. : Образование,
2007. - 319 с.
19. Киселёва, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов [Текст] / В. А. Киселёва. - М. : Школьная Пресса, 2007. - 72 с.
20. Киселёва, Н. Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии [Текст] / Н. Ю. Киселёва // Логопед. - 2008. - № 7. - С. 94-105.
21. Клейменова, О. А. Особенности работы логопеда по преодолению нарушений письма у младших школьников [Текст] / О. А. Клейменова // Логопед. - 2014. - № 5. - С. 88-101.
22. Колпаковская, И. К. Характеристика нарушений письма и чтения [Текст] / И. К. Колпаковская // Хрестоматия по логопедии. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 78 с.
23. Комаров, К. В. Методика обучения русскому языку в школе детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / К. В. Комаров. - М., 1982. - 65 с.
24. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение) [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб. : Издательский дом «М и М», 2007. - 286 с.
25. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А. Н. Корнев. - М. ; СПб., 2005. - 224 с.
26. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб. : ИД «МиМ», 2007. - 286 с.
27. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб. : Союз, 2011. - 224 с.
28. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] : метод. пособие / Р. И. Лалаева. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 223 с.
29. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб. : Изд-во «Союз», 2011. - 224 с.
30. Логопедия [Текст] : учебник: учебник для студентов
дефектологов фак. пед. вузов / под. ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС,
2008. - 703 с.
31. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А. Р. Лурия // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования : учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. - М. : Академия, 2002. - 340 с.
32. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Изд-во МГУ, 1973. - 108 с.
33. Мазанова, Е. В. Коррекция акустической дисграфии [Текст] / Е. В. Мазанова. - М. : ГНОМ и Д, 2006. - 88 с.
34. Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза [Текст] / Е. В. Мазанова. - М., 2007. - 184 с.
35. Мазанова, Е. В. Школьный логопункт: документация,
планирование и организация коррекционной работы [Текст] : методическое пособие для учителей-логопедов / Е. В. Мазанова. - М. : Издательство «ГНОМ», 2016. - 136 с.
36. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Л. Г. Парамонова. - СПб. : Детство-Пресс, 2006. - 128 с.
37. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. - СПб. : Детство-Пресс, 2011. - 140 с.
38. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах [Текст] / Т. В. Пятница. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 173 с.
39. Садовникова, И. Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И. Н. Садовникова. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 256 с.
40. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма [Текст] / Л. Ф. Спирова // Хрестоматия по логопедии - М. : ВЛАДОС, 1997.
41. Спирова, Л. Ф. Дифференцированный подход и проявления нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Дефектология. - 1998. - № 5. - С. 34-37.
42. Спирова, Л. Ф. Коррекция нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Л. Ф. Спирова // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 19-23.
43. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 96 с.
44. Филичева, Т. Б. формирование звукопроизношения у
дошкольников [Текст] / Т. Б. Филичева. - М., 1993. - 48 с.
45. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М., 1989. - 223 с.
46. Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками [Текст] : пособие для логопедов и родителей / М. Е. Хватцев. - М. : Аквариум ; СПб. : Дельта, 1996. - 384 с.
47. Чиркина, Г. В. Нарушения речи у детей [Текст] / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева. - М., 1993. - 232 с.
48. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве [Текст] / Н. Х. Швачкин // Известия АНН. ФСФСР. - 1998. - Вып. 13. - С. 34-39.
49. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / А. В. Ястребова. - М. : Просвещение, 1984. - 138 с.
50. Яструбинская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Яструбинская // Логопедия. - 2014. - № 2 (4). - С. 60-70.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ