Преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с лёгкой степенью дизартрии
|
ВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 6
1.1. Закономерности формирования фонетико-фонематической
стороны речи 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой
степенью дизартрии 12
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития
речи 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Организация констатирующего эксперимента 22
2.2. Результаты обследования моторной сферы 23
2.3. Результаты обследования звукопроизношения 29
2.4. Результаты обследования фонематического слуха и восприятия.... 33
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТИРИИ 37
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и направления работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у
старших дошкольников с лёгкой степенью дизартрии 37
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 43
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 6
1.1. Закономерности формирования фонетико-фонематической
стороны речи 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой
степенью дизартрии 12
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития
речи 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 22
2.1. Организация констатирующего эксперимента 22
2.2. Результаты обследования моторной сферы 23
2.3. Результаты обследования звукопроизношения 29
2.4. Результаты обследования фонематического слуха и восприятия.... 33
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТИРИИ 37
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и направления работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у
старших дошкольников с лёгкой степенью дизартрии 37
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 43
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Актуальность исследования.
В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с фонетико - фонематическим недоразвитием речи детей обусловленным дизартрией. У таких детей страдает развитие моторной сферы, что препятствует полноценной артикуляции. Стойкие нарушения звукопроизношения в структуре речевого дефекта являются ведущими (Н. Н. Волоскова, Е. Н. Винарская, Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, О. А. Токарева, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. А. Каше и др.). Нарушенное развитие звукопроизносительной стороны речи приводит ко вторичному недоразвитию фонематических процессов (Г. А. Каше и др.).
Многие авторы занимались изучением причин возникновения, механизмов протекания и неврологической характеристики легкой степени дизартрии (Л. В. Лопатина, Е. Ф. Соботович, Э. Я. Сизова, Э. К. Макарова, Л. В. Мелехова, Р. И. Мартынова и др.).
В основе обучения письму и чтению лежит сформированность звукопроизношения и фонематических процессов. Их недоразвитие в дошкольном возрасте может привести в период обучения в школе к стойкой неуспеваемости. Поэтому раннее установление детей, страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), проведение коррекционной работы с учетом клинического варианта речевой патологии (дизартрия) является актуальной проблемой.
Цель исследования состоит в определении наиболее эффективных и оптимальных путей преодоления фонетико-фонематического недоразвития в системе логопедической работы по коррекции легкой степени дизартрии у детей.
Объект исследования: фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Предметом исследования является определение направлений и содержания коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью дизартрии.
Достижение поставленной цели обуславливалось решением следующих задач:
1. Проанализировать научно-методические источники по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития моторной сферы, звукопроизносительной стороны речи и состояние фонематических процессов у обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обусловленным дизартрией.
3. Спланировать содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью дизартрии.
4. Провести обучающий эксперимент.
5. Оценить эффективность обучающего эксперимента.
Во время исследования применялись следующие методы: теоретический анализ литературы; эмпирические: констатирующий и обучающий эксперимент; интерпретационные (качественная оценка результатов констатирующего и обучающего эксперимента); статистические (количественная оценка результатов констатирующего и обучающего эксперимента).
В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с фонетико - фонематическим недоразвитием речи детей обусловленным дизартрией. У таких детей страдает развитие моторной сферы, что препятствует полноценной артикуляции. Стойкие нарушения звукопроизношения в структуре речевого дефекта являются ведущими (Н. Н. Волоскова, Е. Н. Винарская, Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, О. А. Токарева, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. А. Каше и др.). Нарушенное развитие звукопроизносительной стороны речи приводит ко вторичному недоразвитию фонематических процессов (Г. А. Каше и др.).
Многие авторы занимались изучением причин возникновения, механизмов протекания и неврологической характеристики легкой степени дизартрии (Л. В. Лопатина, Е. Ф. Соботович, Э. Я. Сизова, Э. К. Макарова, Л. В. Мелехова, Р. И. Мартынова и др.).
В основе обучения письму и чтению лежит сформированность звукопроизношения и фонематических процессов. Их недоразвитие в дошкольном возрасте может привести в период обучения в школе к стойкой неуспеваемости. Поэтому раннее установление детей, страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), проведение коррекционной работы с учетом клинического варианта речевой патологии (дизартрия) является актуальной проблемой.
Цель исследования состоит в определении наиболее эффективных и оптимальных путей преодоления фонетико-фонематического недоразвития в системе логопедической работы по коррекции легкой степени дизартрии у детей.
Объект исследования: фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Предметом исследования является определение направлений и содержания коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью дизартрии.
Достижение поставленной цели обуславливалось решением следующих задач:
1. Проанализировать научно-методические источники по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития моторной сферы, звукопроизносительной стороны речи и состояние фонематических процессов у обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обусловленным дизартрией.
3. Спланировать содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью дизартрии.
4. Провести обучающий эксперимент.
5. Оценить эффективность обучающего эксперимента.
Во время исследования применялись следующие методы: теоретический анализ литературы; эмпирические: констатирующий и обучающий эксперимент; интерпретационные (качественная оценка результатов констатирующего и обучающего эксперимента); статистические (количественная оценка результатов констатирующего и обучающего эксперимента).
Одной из актуальных проблем логопедии является увеличение результативности логопедического воздействия на дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» с целью преодоления фонетико-фонематического недоразвития. В связи с этим имеется необходимость совершенствования логопедической работы с детьми с легкой степенью дизартрии в плане лингвистической обоснованности последовательности формирования звуков, подбора и систематизации лингвистического материала.
В онтогенезе речь развивается постепенно. Овладение речевыми звуками происходит в определенной онтогенетической последовательности. От уровня развития фонематических процессов зависит правильное звукопроизношение.
Сравнивая закономерности нормального развития с данными о детях с дизартрией, можно выявить, что у таких детей в результате недостаточной иннервации органов артикуляции и нарушений мышечного тонуса возникает вторичное нарушение звукопроизношения, что влечет за собой трудности в формировании фонетического слуха и восприятия.
Фонетико-фонематическое недоразвитие проявляется в недифференцированном произношении пар или групп звуков, замене одних звуков другими и смешении звуков; в трудностях различения высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем, нарушениях звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков); нарушениях слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов).
Преодоление ФФН достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов, которая опирается на общедидактические и специальные принципы обучения и воспитания.
Система обучения включает в себя развитие ручной моторики, выработку основных элементов артикуляции звуков, постановку звуков, их автоматизацию и дифференциацию. На основании уточненных произносительных навыков осуществляется развитие фонематического восприятия: умение услышать звук в ряде других звуков, слогов и слов, затем анализ и синтез слов разной сложности.
Логопедическое воздействие помогает обучающимся устранить недостатки. При этом занятия целесообразно проводить систематически в рамках индивидуальной и подгрупповой работы, на протяжении длительного времени. Так как работа по выработке правильного артикуляционного уклада и автоматизация звуков является очень трудоемкой
В онтогенезе речь развивается постепенно. Овладение речевыми звуками происходит в определенной онтогенетической последовательности. От уровня развития фонематических процессов зависит правильное звукопроизношение.
Сравнивая закономерности нормального развития с данными о детях с дизартрией, можно выявить, что у таких детей в результате недостаточной иннервации органов артикуляции и нарушений мышечного тонуса возникает вторичное нарушение звукопроизношения, что влечет за собой трудности в формировании фонетического слуха и восприятия.
Фонетико-фонематическое недоразвитие проявляется в недифференцированном произношении пар или групп звуков, замене одних звуков другими и смешении звуков; в трудностях различения высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем, нарушениях звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков); нарушениях слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов).
Преодоление ФФН достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов, которая опирается на общедидактические и специальные принципы обучения и воспитания.
Система обучения включает в себя развитие ручной моторики, выработку основных элементов артикуляции звуков, постановку звуков, их автоматизацию и дифференциацию. На основании уточненных произносительных навыков осуществляется развитие фонематического восприятия: умение услышать звук в ряде других звуков, слогов и слов, затем анализ и синтез слов разной сложности.
Логопедическое воздействие помогает обучающимся устранить недостатки. При этом занятия целесообразно проводить систематически в рамках индивидуальной и подгрупповой работы, на протяжении длительного времени. Так как работа по выработке правильного артикуляционного уклада и автоматизация звуков является очень трудоемкой
Подобные работы
- Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование артикуляционной моторики в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у
обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии в
условиях логопедического пункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии в условиях логопедического пункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022



