ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 7
1.1. История развития института органов опеки и попечительства в России .. 7
1.2. Понятие опеки и попечительства, их разграничение 14
1.3. Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства18
1.4. Выводы к главе 1 28
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 30
2.1. Осуществление защиты прав и интересов несовершеннолетних органами
опеки и попечительства 30
2.2. Перспективы развития российского законодательства,
регламентирующего деятельность органов опеки и попечительства в отношении детей 39
2.3. Выводы к главе 2 45
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ НА РОЛЬ ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ, ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НАВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 47
3.1. Необходимость введения обязательной подготовки для кандидатов на
роль опекунов, попечителей, приемных родителей 47
3.2. Программа подготовки кандидатов на роль опекунов, попечителей,
приемных родителей «Я- знающий родитель» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Приоритетной задачей каждого государства является охрана детства и материнства с помощью различных инструментов власти. От законодательства страны, которое обеспечивает качество жизни, зависит и «качество» семьи, которая будет способна выполнять присущие ей функции. Детство - это особый период жизни человека, в котором закладываются основы физического и душевного здоровья, для чего необходимы благоприятная атмосфера в семье, способствующая нормальному развитию ребенка.
Ни для кого не секрет, что ребенку лучше всего жить в своей семье, которая «социально здорова», не причиняет ему никакого вреда. Обеспечение жизни ребенка в семье является одной из важных составляющих правовой охраны семьи. Именно поэтому в обеспечении охраны семьи на государственном уровне активное участие принимают различные органы государственной власти, в частности органы опеки и попечительства выполняют специальные задачи по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей.
В каждом из субъектов Российской Федерации приняты специальные законы, которые регулируют вопросы деятельности органов опеки и попечительства. Контроль над осуществлением деятельности органов опеки возложен на органы местного самоуправления, которые принимают нормативно-правовые акты, регулирующие работу опеки и попечительства.
В своей деятельности органы опеки и попечительства часто сталкиваются с организационными проблемами, к которым относятся:
1) Нехватка квалифицированных специалистов;
2) Недостаточная методическая база, касающаяся вопросов по организации защиты прав и интересов детей;
3) Загруженность кадров (обычно на одного-двух специалистов возложены обязанности по выявлению и защите детей, подбор кандидатов, на воспитание ребенка и пр.);
4) Разобщённость нормативной базы, регулирующей деятельность опеки и попечительства, порядок взаимодействия муниципалитетов и ведомств и контроль, который устанавливается над деятельностью законных представителей в области обеспечения прав и интересов детей;
5) Маленький размер выплат на содержание подопечных.
Еще одна проблема заключается в отсутствии в законодательстве правовых мер, направленных на организацию профилактической работы с семьями, находящимися в пограничном состоянии (имеется в виду сложная жизненная ситуация, которая при профилактике могла бы разрешиться в положительную сторону). Как правило, органы опеки и попечительства не имеют права вмешиваться в такие семьи, даже с целью оказать помощь и не допустить изъятия детей и лишения или ограничения родителей родительских прав.
Традиционно сложилось, что семья - это тыл человека, то место где его любят, поддержат, защитят с одной стороны, но есть и другая, когда ребенок, не знает, что такое любовь, поддержка и защищенность. Впоследствии, такие дети не могут полноценно функционировать в обществе, строить крепкие семьи, законными способами защищать свои интересы. Именно поэтому, деятельность органов опеки и попечительства заключается в защите прав детей, с установлением опеки над несовершеннолетними детьми, которые остались без родителей, или признаны недееспособными или ограничено дееспособными совершеннолетними лицами.
Органы опеки и попечительства являются правовым институтом, деятельность которого регулируется Федеральным законодательством, Семейным и Гражданским кодексами, а также распорядительными документами Правительства РФ и законами субъектов РФ.
Практика применения положений, указанных нормативно-правовых законодательных актов, касающихся опеки и попечительства, свидетельствует необходимости реформирования данного института.
Государством предприняты первые шаги на пути совершенствования установления опеки и попечительства (в т. ч. над несовершеннолетними). В действующем законодательстве (Федеральный закон от 24.04.2008г. «Об опеке и попечительстве») учтен положительный опыт отечественного и зарубежного законодательства в сфере правового регулирования опеки и попечительства, в частности стран Европы, Азии и СНГ и других государств. По состоянию на 20018 год назрела необходимость проведения реформ, так как существует много противоречий в деятельности органов опеки и попечительства законодательного и организационного уровня. Министерством образования разработана и направлена Правительству РФ концепция «О реформировании органов опеки и попечительства», которая разработана в соответствии с посланием президента России. Целью данной концепции является реорганизация детских домов, создание специальной службы, которая будет заниматься профилактикой сиротства, а также устройством детей в семью. Деятельность по опеке и попечительству предполагается перенести на государственные органы исполнительной власти. Такая информация приведена на сайте Информационно-консультационного портала Министерства образования и науки РФ
Таким образом, мы видим, что тема деятельности органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних до сих пор актуальна и требует всестороннего исследования. На этом основании мы можем сформулировать объект и предмет исследования.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие при осуществлении органами опеки и попечительства деятельности по защите прав несовершеннолетних.
Предмет исследования: законодательное обеспечение деятельности органов опеки и попечительства в области защиты прав несовершеннолетних.
Цель исследования: анализ деятельности органов опеки и попечительства в области защиты прав детей, а также выявление сложностей и противоречий и разработка Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей «Я- знающий родитель».
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития органов опеки и попечительства в РФ, основные понятия и правовое регулирование деятельности в области опеки и попечительства;
2. Изучить особенности обеспечения защиты прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства, а также проблемы применения и тенденции развития российского законодательства в данной области правоотношений.
3. Разработать рабочую программу, способствующую подготовке кандидатов на роль опекунов, попечителей, приемных родителей воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательное регулирование: деятельность органа опеки и попечительства осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законодательством и иными распорядительными документами органов исполнительной власти.
Методологическая база исследование:
Общенаучные методы исследования: анализ, синтез, наблюдения и сравнения. Также в качестве общенаучных методов выступили метод структурного анализа, системный и исторический методы.
Частно-научные методы: конкретно - социологический метод, который заключается в исследовании государства и права на основе изучения фактических данных;
Специальные методы: формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Выбранные методы способствуют последовательному и полному изучению различных сторон компетенции опеки и попечительства в рамках поставленных целей и задач исследования.
Научная новизна исследования: заключается в разработке рекомендаций по устранению противоречий в действующем законодательстве, а также предложениях по совершенствованию и повышению эффективности деятельности органа опеки и попечительства.
Практическая значимость: данное исследование может выступить в качестве теоретического материала при проведении лекций, семинаров, а также источником для разработки программ и курсов подготовки граждан, желающих стать опекунами, попечителями, приемными родителями.
Структура выпускной квалификационной работы: данное исследование состоит из введения, трех глав, списка источников и приложений.
В ходе работы над исследованием, нами была поставлена проанализировать деятельность органов опеки и попечительства в области защиты прав детей и выявить сложности и противоречия, с которыми органы опеки встречаются при осуществлении своей деятельности и, которая была достигнута путем постановки и реализации задач исследования.
В результате работы мы пришли к заключению, что:
1. Деятельность по опеке была востребована во все времена и у всех народов со времен зарождения семейных отношений. Суть опеки, как способы замены родительской семьи, была одинаковой на каждом этапе исторического развития России, отличия заключались в правовой основе деятельности, и контролирующих органах, наделяемых полномочиями.
2. Опека и попечительство является правовым институтом, в основе которого лежит совокупность норм, регламентирующих отношения, возникающие при соответствующей деятельности специальных органов, а также граждан (опекунов и попечителей), реализующих защиту законных интересов и прав подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство).
3. Опека и попечительство возникают в результате потери семьи,
ненадлежащем исполнении своих обязанностей родителями несовершеннолетних, судебного решения об ограничении или полном отсутствии дееспособности физических лиц, что делает невозможным самостоятельную реализацию данными лицами своих прав и обязанностей. Именно поэтому государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства, функции которого возлагаются на органы опеки и попечительства.
Основными видами деятельности органа являются:
1) Обеспечение законных интересов и защита прав недееспособных граждан, над которыми установлена опека/попечительство;
56
2) Осуществление контроля над деятельностью опекунов (попечителей), осуществляющими уход за подопечными;
3) Контроль над сохранностью имущества подопечных (в том числе предотвращение незаконных сделок с имуществом);
4) Решение противоречий, конфликтов, споров между опекунами и подопечными;
5) Сбор ежегодных отчетов о затратах средств, осуществляемых опекунами/попечителями с доходов подопечных.
Необходимость опеки и попечительства возникает из потребности государства в реализации всеми гражданами своих прав (система норм общеобязательного поведения). Когда речь идет о частично, ограниченно или полностью недееспособных лицах, то они в полной мере не осознают и не дают отчета своим действиям. Поэтому государство заинтересовано в установлении над такими гражданами дееспособного субъекта, которыми являются опекуны и попечители как законные представители своих подопечных. Таким образом, указанные лица выступают в защиту прав и интересов подопечных во взаимоотношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
Разница между опекуном и попечителем заключается в предоставлении права действовать от лица подопечного. На опекуна, хотя он и действует от имени опекаемого, государство возлагает право полностью замещать несовершеннолетнего гражданском обороте. Попечитель в свою очередь, осуществляет контроль над действиями частично или ограниченно дееспособного, путем дачи согласия на совершение сделок или отказывая в этом.
Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.
В ходе изучения указанной темы, нами была разработана программа подготовки кандидатов на роль опекунов, попечителей, приемных родителей «Я- знающий родитель» (приложение 1), которая предназначена для образовательных организаций, которые ведут непосредственную работу с органами опеки и попечительства, учреждениями социального обслуживания, занимающимися вопросами воспитания, устройства и защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Прохождение данной программы необходимо для минимизации рисков отказа со стороны замещающих родителей от несовершеннолетних, предотвращения жестокого обращения с такими детьми, осуществления грамотного воспитания ребенка, предупреждения и сведения «на нет» проявлений «трудного» характера. Программа поможет организовать безопасные условия жизни ребенка в семье, поспособствует безболезненной адаптации ребенка и т.д.
Таким образом, развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к детям и взрослым, нуждающимся в заботе со стороны. И современные условия развития создают основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы.