Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аутентичные видеоматериалы как средство формирования межкультурной компетенции старшеклассников

Работа №96794

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ 8
1.1. Содержание понятия «межкультурная компетенция» и его структура 8
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся старшей школы . 26
1.3. Аутентичные материалы в обучении иностранным языкам 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ
АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 38
2.1. Основные принципы построения методики использования
аутентичных видеоматериалов с целью формирования межкультурной компетенции 38
2.2. Комплекс упражнений для формирования межкультурной
компетенции с использованием аутентичных видеоматериалов 48
2.3. Опытная проверка методики формирования межкультурной
компетенции старшеклассников на уроках английского языка 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95


В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят существенные перемены в системе образования. Важнейшей целью современного образования является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека.
Как ответ на новые потребности, достаточно быстро возникли идеи об обучении межкультурному общению как одной из необходимых целей изучения иностранного языка. Чтобы эффективно изучать иностранный язык и свободно им владеть, несомненно, нужно иметь представление об особенностях менталитета носителей иностранного языка. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость формирования у учащихся межкультурной компетенции.
Социальный заказ современного общества нашел свое отражение в нормативных документах. В рамках данной работы применим Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования - ФГОС СОО (далее - Стандарт). Стандарт предполагает формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире. Таким образом, обучение иностранному языку без включения культурного компонента является малоэффективным.
В качестве основы формирования межкультурной компетенции при обучении английскому языку в рамках данного исследования предлагаются аутентичные видеоматериалы, которые, по сравнению с печатными и звучащими текстами, имеют больший потенциал. Аутентичные видеоматериалы наглядно демонстрируют процесс инокультурной коммуникации и предоставляют неограниченные возможности для анализа культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межличностного общения. Кроме того, использование аутентичных видеоматериалов на уроках по английскому языку повышает познавательную активность учащихся, повышает их мотивацию к изучению английского языка и культуры, стимулирует самостоятельную работу над языком.
Анализ методической литературы, Федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих программ по предмету «Английский язык», а также ряда учебно-методических комплексов по английскому языку позволили выявить следующие противоречия:
- между потребностью в подготовке учащихся, способных осуществлять межкультурное общение, и недостаточного объема используемого на уроках лингвострановедческого материала;
- между дидактическими возможностями аутентичных
видеоматериалов как средства формирования межкультурной компетенции и отсутствием научно обоснованной методики их использования на уроках английского языка;
- между высокими требованиями общества к уровню образования и низким уровнем «фоновых знаний» учащихся.
Данные противоречия обусловили актуальность и выбор темы исследования - «Аутентичные видеоматериалы как средство формирования межкультурной компетенции старшеклассников».
Проблема межкультурного общения и межкультурной компетенции является предметом многочисленных исследований зарубежных и российских ученых, таких как С.Г. Тер-Минасова, Г.М. Андреева, Н.М. Громова, И.А. Зимняя, Т.А. Дмитренко, Н.Д. Гальскова, И.И. Халеева, В.П. Фурманова, А.А. Леонтьев, И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, Е.С. Полат, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, В.В. Ощепкова, А.А. Миролюбов,
Г.В. Елизарова, Г.В. Гром, M. Byram, B. Spitzberg, L. Samovar, R. Porter.
Разработке методики использования аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку посвящены исследования И.А. Зимней, Е.С. Полат, Е.Н. Соловова, Е.И. Дмитриева, M. Allen, J. Golden, M. Baddock, J. Lonergan и других авторов.
Объектом исследования является процесс формирования межкультурной компетенции старшеклассников.
Предметом исследования выступает формирование межкультурной компетенции у старшеклассников средствами аутентичных видеоматериалов.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и апробации научно обоснованной методики формирования межкультурной компетенции средствами аутентичных видеоматериалов на занятиях по иностранному языку в 11 классе средней общеобразовательной школы (базовый уровень изучения английского языка).
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс формирования межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку в старших классах будет эффективным, если:
- в качестве одного из средств формирования межкультурной компетенции старшеклассников при обучении английскому языку использовать аутентичные видеоматериалы, которые содержат реалии современного англоязычного общества;
- учитывать культуроспецифический и дидактический потенциал англоязычных видеоматериалов при отборе материала для создания комплекса упражнений;
- построить комплекс упражнений в виде иерархической системы в соответствии с этапами работы над видеоматериалом, методической доминантой которого являются упражнения для культуроведческого обогащения речевой практики старшеклассников.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия «межкультурная компетенция» в зарубежной и отечественной методической науке и уточнить его компонентный состав;
2) проанализировать психолого-педагогические особенности старшеклассников;
3) изучить методику работы с видеоматериалами;
4) провести анализ англоязычных видеоматериалов и определить принципы и критерии их отбора для использования на занятиях по английскому языку;
5) уточнить подходы и принципы построения методики работы с аутентичными видеоматериалами;
6) разработать комплекс упражнений, направленный на формирование межкультурной компетенции с использованием аутентичных видеоматериалов;
7) проверить эффективность разработанной методики в ходе экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования, нормативных документов, учебных программ, учебно-методических комплексов; эмпирические - беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение за ходом образовательного процесса, методы статистической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущности понятия «межкультурная компетенция» и его компонентного состава; в определении критериев отбора аутентичных видеоматериалов, способствующих развитию межкультурной компетенции; в разработке методической системы развития межкультурной компетенции с использованием аутентичных видеоматериалов.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: результаты исследования могут использоваться при разработке учебных программ; теоретические положения выпускной квалификационной работы могут найти отражение в лекциях по методике обучения иностранным языкам; экспериментальные учебные материалы могут быть применимы в различных условиях обучения английскому языку.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- дополнено содержание обучения английскому языку учащихся
старших классов знаниями, умениями и отношениями, которые являются основными компонентами межкультурной
компетенции;
- сформулированы принципы и критерии отбора аутентичных видеоматериалов с целью их использования в качестве учебного материала для формирования межкультурной компетенции старшеклассников;
- разработана методика формирования межкультурной компетенции средствами аутентичных видеоматериалов при обучении английскому языку с применением отобранных аутентичных видеоматериалов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании мы попытались дать теоретическое обоснование формированию межкультурной компетенции старшеклассников на основе использования аутентичных видеоматериалов при обучении английскому языку, а также разработать комплекс упражнений для работы с отобранными видеоматериалами и проверить эффективность предлагаемой методики в ходе опытного обучения. Для достижения поставленной цели были решены задачи теоретического и практического плана.
Процесс формирования межкультурной компетенции старшеклассников на занятиях по английскому языку будет эффективным при условии применения комплекса упражнений, разработанного на основе методики использования аутентичных видеоматериалов.
В процессе достижения поставленной цели и решения задач была подтверждена выдвинутая гипотеза и получены следующие результаты:
1. Изучение вопроса о понятии «межкультурная компетенция» позволило трактовать её как способность личности эффективно контактировать с представителями других культур посредством изучаемого языка. Межкультурная компетенция - это самостоятельная компетенция, в процессе формирования которой иностранный язык является не целью, а средством. Целью формирования межкультурной компетенции является подготовка учащихся к продуктивному взаимодействию с представителями других культур (не обязательно культуры страны изучаемого языка) с помощью изучаемого иностранного языка - языка-посредника. Однако формирование коммуникативных умений в разных видах речевой деятельности и умений межкультурного общения должно представлять единый процесс и может осуществляться на основе интегративного подхода, который предполагает взаимосвязанное формирование межкультурной и иноязычной коммуникативной компетенций.
2. В ходе анализа различных моделей межкультурной компетенции выделены её основные компоненты. Эти компоненты будут являться составной частью содержания обучения учащихся старших классов умениям межкультурного общения: компонент «знания», компонент «умения» и компонент «отношения».
3. Проанализировав психолого-педагогические особенности учащихся старших классов, мы пришли к выводу о том, что аутентичные видеоматериалы и содержащиеся в нём проблемные ситуации способствуют формированию и воспитанию индивидуальности учащегося. Ученики осваивают умения самостоятельного поиска культуроведческой информации и её анализа, а также учатся принимать самостоятельные решения для выхода из проблемных ситуаций.
4. В процессе изучения методики работы с видеоматериалами нами было установлено, что процесс формирования межкультурной компетенции старшеклассников является эффективным при внедрении в процесс обучения английскому языку специально разработанного комплекса упражнений с применением отобранного количества аутентичных видеоматериалов.
5. На основе анализа аутентичных англоязычных видеоматериалов сформулированы принципы и критерии их отбора для использования на занятиях по английскому языку с целью формирования всех компонентов межкультурной компетенции.
6. Применение отобранных аутентичных видеоматериалов осуществляется в контексте разработанного комплекса упражнений, основанного на методике применения аутентичных видеоматериалов при обучении английскому языку с целью формирования межкультурной компетенции учащихся старших классов общеобразовательной школы. Работа с упражнениями ведется поэтапно и в соответствии с этапами формирования межкультурной компетенции.
7. Результаты экспериментальной работы показывают, что разработанный комплекс упражнений способствует формированию межкультурной компетенции старшеклассников при обучении английскому языку. Следовательно, эффективность разработанной методики подтверждена.
На основе предложенной методики возможна разработка комплексов упражнений к другим аутентичным видеоматериалам, результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ, экспериментальные учебные материалы могут найти применение при обучении английскому языку.



1. Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (английский язык) / С.Г. Агапова. - Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 288 с.
2. Английский язык: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Р. Араванис, Дж. Вассилакис. - 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2015. - 208 с.
3. Английский язык: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Р. Араванис, С. Кокрейн. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2015. - 208 с.
4. Анурова И.В. Формирование функциональной социокультурной грамотности на среднем этапе обучения в школе с углубленным изучением иностранного языка (на материале испанского языка): дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2001. - 270 с.
5. Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции
средствами электронно-почтовой группы: английский язык,
профильный уровень: дис. ...канд.пед.наук. - Тамбов, 2008. - 157 с.
6. Апальков В.Г., Сысоев П.В. Компонентный состав межкультурной компетенции // Вестник ТГУ. - 2008. - №1. - С. 89-93.
7. Базина Н.В. Социокультурные аспекты формирования
аудиовизуальных умений в условиях изучения немецкого языка как второго иностранного: дис. ... канд.пед.наук. - Москва, 2015. - 259 с.
8. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // ИЯШ. - 2002. - № 2. - С. 28-32.
9. Библер В.С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-43.
10. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и
проблемы школьного обучения: (Опыт системно-структурного
описания) / И.Л. Бим. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
11. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 1. - С. 19-26.
12. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе . - 2001. - № 4. - С. 15.
13. Будник А.С. Методика формирования межкультурной
коммуникативной компетенции старшеклассников посредством элективного видеокурса: профильная школа, английский язык: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2015. - 270 с.
14. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники её
достижения - [Электронный ресурс]. URL:
http://rspu.edu.ru/journals/lexicography/conference/vasilieva%20N.htm (дата обращения 15.05.2018).
15. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1997. - 416 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ