ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧНСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕССКОЙ ИГРЫ 7
1.1 Развитие коммуникативной культуры обучающихся 2- 4классов 7
1.2 Особенности обучающихся 2-4 классов 15
1.3 Дидактическая игра: типология, соотношение с трудностями развития
коммуникативной культуры 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕССКОЙ ИГРЫ 40
2.1 Диагностика уровня развития коммуникативной культуры 40
2.2 Дидактически организованный комплекс игр на английском языке,
направленный на развитие коммуникативной культуры 50
2.3 Опытное обучение английскому языку, направленное на развитие
коммуникативной культуры обучающихся в 4 классе: ход, анализ
результатов 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
Коммуникативная культура является необходимой частью социального пространства, в котором существует личность, входит во все сферы жизнедеятельности человека. Все формы коммуникации в образовательном пространстве школы усложняются, наращивается объем информации, разнообразные источники и носители, каналы связи. Если у участников учебно-воспитательного процесса будут отсутствовать необходимые навыки коммуникативной техники, то это приведет к искажению передачи и приема информации и знаний. Поэтому очевидна необходимость уделять особое внимание вопросам становления коммуникативной культуры с первых дней пребывания обучающихся в школе.
В последние годы снижается уровень культуры общения в разных слоях населения, особенно это заметно в среде молодежи. Поэтому процесс формирования коммуникативной культуры становится актуальным в процессе обучения и воспитания молодого поколения.
Планируя уроки английского языка, нужно думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Учителя иностранного языка постоянно ищут резервы повышения качества и результативности обучения иностранному языку, стремятся, чтобы у обучающихся не пропадал интерес к изучению иностранного языка. В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности обучающихся.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении иноязычными речевыми умениями в процессе реальной коммуникации, общения во время игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и обучающимися. Необходимость повышения уровня культуры общения обучающихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на результативность применения игр в процессе обучения. Проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев [Ильченко Е.В., 2013:112].
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Таким образом, данная тема «Дидактическая игра как средство развития коммуникативной культуры обучающихся 2-4 классов при обучении иностранному языку» является актуальной.
процесс обучения английскому языку обучающихся 2-4 классов.
Предмет исследования - применение дидактических игр при обучении английскому языку на начальном этапе.
Цель исследования - обосновать, разработать и апробировать дидактически организованный комплекс игр как средства развития коммуникативной культуры на уроках английского языка.
Поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме развития коммуникативной культуры на уроках английского языка в начальной школе с целью определения трудностей развития коммуникативной культуры.
2. Выявить возрастные особенности, особенности обучения иностранному языку обучающихся 2-4 классов, позитивно влияющие на развитие коммуникативной культуры; препятствующие развитию коммуникативной культуры.
3. Определить типологию дидактических игр, применяемых при обучении английскому языку в начальной школе, соотношение с трудностями развития коммуникативной культуры.
4. Разработать диагностический инструментарий (уровни, критерии, показатели) развития коммуникативной культуры.
5. Разработать комплекс дидактических игр на английском языке, направленный на развитие коммуникативной культуры .
6. Проверить в опытном обучении результативность применения разработанного комплекса игр.
Гипотеза исследования - развитие коммуникативной культуры обучающихся 2-4 классов при обучении английскому языку является результативным при условии применения дидактически организованного комплекса игр, учитывающих особенности обучающихся 2-4 классов.
Теоретико-методологическая база. Основные положения личностно-ориентированного, деятельностного подходов к развитию личности младшего школьника в процессе речевого взаимодействия рассматривали Ш.A. Амонашвили, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. А. Зимняя; B.А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, С. Я. Ромашина, А. И.Савостьянов, Д. В. Эльконин. Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия изучали Б. Г. Ананьев, В.В. Богословский, Л.А. Венгер, Л. С. Выготский, В.А. Крутецкий, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А.Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский и др. Коммуникативный подход к обучению языку представлен в трудах А. К. Аксеновой, Н. В. Галунчикоой, С. Ю. Ильиной, Л. Ф. Климановой, С. В. Комаровой, Ю. А. Кругловой, А. Ю. Купаловой, Т. А. Ладыженской, Г. В. Лещинской, М. С. Соловейчик, Э. В. Якубовской и др. Проблеме становления и развития речи младших школьников, включая устную речь детей младшего школьного возраста, уделяли внимание Н. Н. Жинкин, Т. А. Ладыженская, М. И. Лисина, М. Р.Львов, Ж.Пиаже, А. И.Савостьяно. Методическим аспектам развития речевой культуры школьников посвящены исследования А. М. Бруссер, Е. А. Быстровой, Е. Ф. Глебовой, Т. К. Донской, И. И.Зарецкой, А. Ю. Купаловой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, С. И. Львовой, М. П.Оссовской, Н. А. Пленкина, Т. Г. Рамзаевой, С. Я.Ромашиной, З. И.Савкова, А. И.Савостьянова, М. С. Соловейчик и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической, научно-методической литературы по теме исследования; анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,
обучающий, контрольный); наблюдение за процессом обучения младших школьников на уроках английского языка.
В исследовании систематизирован понятийный аппарат: коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача) - специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия;
коммуникация в школьном образовании рассматривается как обмен информацией, смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.;
коммуникативная культура - это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств; обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем.
Применительно к младшему школьному возрасту коммуникативную культуру следует понимать как интегральное личностное образование, которое позволяет ребенку в процессе повседневного общения на русском и изучаемых иностранных языках совершать речевые поступки целесообразного, воздействующего, гармонизирующего характера.
Установлена структура коммуникативной культуры: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления, культура речи.
Выделены компоненты коммуникативной культуры младшего школьника:
знание коммуникативных норм и правил, индивидуальных особенностей собеседника, собственных коммуникативных качеств; умение владеть коммуникативной ситуацией; отношение к собеседнику как к ценности; коммуникативный идеал [Рохлина 2014: 78].
Обозначены принципы воспитания коммуникативной культуры младших школьников [Якушева 2015:213]:
• создание коммуникативно-информационной среды, которая предоставляет условия для обмена информацией и представлена специально отобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования;
• создание деятельностно-стимулирующей среды, предназначенной для побуждения участников образования не только к исполнению своих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей.
Выделены следующие особенности обучающихся младшего школьного возраста:
• нестандартность и не регламентированность
контактов младших школьников
• преобладание инициативных действий над ответным;
• развитие мотивов учения младших школьников: социальные мотивы (выучиться и быть полезными своему государству); узкосоциальные мотивы (закончить школу с медалью); отрицательные мотивы (не получить плохую отметку); познавательные учебные мотивы (развитие, получение новых знаний); игровые мотивы;
• выработка привычки быть внимательным к познавательным и интересным вещам, реагировать только на внешне привлекательное;
• запоминание того, что вызывает у них эмоциональный отклик;
• зрительное восприятие играет ведущую роль.
Определены следующие трудности развития коммуникативной культуры (совпадающие с особенностями обучающихся младшего школьного возраста, препятствующими развитию коммуникативной культуры): нестандартность и не регламентированность
контактов младших школьников; преобладание инициативных действий над ответным; привычка реагировать только на внешне привлекательное; зрительное восприятие играет ведущую роль.
Представлена типология дидактических игр, применяемых при обучении английскому языку в начальной школе, она представляет собой организационно-деятельностные, деловые, познавательно-дидактические, творческие сюжетно-ролевые игры.
1. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб., 1999. - 472 с.
2. Арсентьева, Р.П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве - Форум, 2009. -144 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. М., 2002.
4. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - №4. - С. 18-22.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. № 2103 «Иностр.яз.» [Текст] - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
7. Бим, И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) И.Л. Бим [Текст] // ИЯШ. - 2005. - №8 - С. 2 - 6 с. 4
8. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
9. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
10. Бужинская Н. В. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения программированию будущих учителей информатики [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 199-202.
11. Вербицкая М.В., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Тесты для подготовки к ГИА по английскому языку. Макмиллан, 2014. - 88 с.
12. Винникова, И.В. Игры на развитие психических процессов. Начальная школа - 2002. - № 3. - С. 25 - 28.
13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам как наука: проблемы и перспективы// электронный журнал «Вестник» МГОУ: [Электронный ресурс].URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/Doc/281 /2013 №1 (дата обращения: 18.06.18).
14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам// Пособие для учителя.2-изд. М.:АРКТИ, 2003. 192с.
15. Гальскова, Н.Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты [Текст] // ИЯШ. - 2008.- №5. - С. 2-7
...