Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гибкий подход к формированию навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета

Работа №96788

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ И УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика студентов языкового
факультета 6
1.2. Сущность понятия «самостоятельная работа» и методика организации
самостоятельной работы 14
ГЛАВА 2. ГИБКИЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ И УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ . 33
2.1. Понятие гибкого подхода и его основные принципы 33
2.2. Внедрение элементов Скрам для развития навыков и умений
самостоятельной работы 38
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ГИБКОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА 46
3.1. Примерная программа развития навыков и умений самостоятельной
работы 46
3.2 Результаты апробации примерной программы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65


На начальном этапе обучения должно уделяться внимание самостоятельной работе обучающихся. К моменту поступления в высшие учебные заведения абитуриент должен обладать определенным набором навыков и умений самостоятельной работы, которые закрепляются и совершенствуются в процессе дальнейшего обучения. На деле практикующие преподаватели вузов сталкиваются с реальностью отсутствия или недостаточности таковых навыков, что осложняет процесс обучения в высшей школе. Неуменьшающийся интерес к вопросу организации самостоятельной работы вообще и студентов в частности подтверждает, что, несмотря на многообразие мнений, проблема остается нерешенной, что подтверждает актуальность нашего исследования. В основе его лежит проблема организации самостоятельной работы студентов первого курса по дисциплине «Иностранный язык» таким образом, чтобы способствовать формированию навыков и умений самостоятельной работы студентов в течение первого курса, компенсируя нехватку таковых на начальном этапе и постепенно переходя от деятельности с минимальной долей самостоятельности к творческой самостоятельной работе. Таким образом, мы считаем, что актуальность нашей темы обосновывается попыткой представления программы, которая могла бы помочь решению проблемы нашего исследования.
К вопросу организации самостоятельной работы обращались многие исследователи, такие как П. И. Пидксистый, И. А. Гиниатуллин, З. И. Комарова, Г. М. Бурденюк и другие. Часть исследований посвящено ей на ступени школьного образования, часть - вузовского. Некоторые исследователи рассматривают организацию самостоятельной работы в рамках обучения определенной дисциплине, безотносительно ступени образования. Все это говорит о том, что проблема организации самостоятельной работы до сих пор существует, несмотря на достаточно большое внимание к ней, что неслучайно, так как самостоятельная работа играет большую роль в процессе обучения, и важно подойти к этому вопросу правильно.
Исходя из выше сказанного, объектом нашего исследования является формирование навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета. Предметом выступает использование гибкого подхода для процесса организации самостоятельной работы на основе специально разработанной программы. В качестве цели исследования мы ставим разработать и апробировать программу формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета с помощью гибкого подхода. Среди задач мы формулируем следующие:
1) рассмотреть психолого-педагогические особенности студентов языкового факультета;
2) рассмотреть сущность понятия самостоятельная работа,
формируемые навыки и умения самостоятельной работы при обучении иностранному языку;
3) рассмотреть возможность применения гибкого подхода в организации самостоятельной работы студентов и переложить их принципы на образовательный процесс;
4) разработать примерную программу организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык с применением гибкого подхода;
5) апробировать и проанализировать разработку по дисциплине «Иностранный язык».
В качестве гипотезы мы выдвигаем следующее утверждение: формирование навыков и умений самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык» происходит более эффективно с применением гибкого подхода.
Научная новизна нашего исследования заключается в применении гибких методов, обычно используемых для управления командой разработчиков при разработке программного обеспечения, для организации самостоятельной работы студентов 1 курса по дисциплине «Иностранный язык».
Теоретическую значимость данного исследования заключается в описании теории использования гибких методов в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов с использованием гибких методов.
В основе методологии нашего исследования лежат наработки в сфере управления проектами и командами, основанными на принципах гибких методов (К. Швабер, Дж. Сазерленд, Х. Книберг). В качестве методов теоретического исследования используются анализ существующей литературы по вопросу организации самостоятельной работы студентов , обобщение результатов исследования организации самостоятельной работы студентов другими исследователями, сравнение результатов достижения педагогической сферы и сферы управления проектами и менеджмента в области информационных технологий, синтез существующих подходов к организации самостоятельной работы с гибким подходом организации разработки, в качестве методов эмпирического исследования - наблюдение, анкетирование, моделирование, эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале нашей работы мы поставили цель разработать и апробировать программу формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета с помощью гибкого подхода. Кроме того, мы поставили ряд задач, планомерно решая которые, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, рассмотрен возраст студентов 18-23 лет с точки зрения психолого-педагогических характеристик. Выяснено, что ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная деятельность, к данному возрасту возрастает концентрация внимания и объем памяти, активно развивается абстрактно-логическое мышление и способность к обобщению. Кроме того, особенностью данного возраста является рефлексия и самоопределение, поиск смысла жизни. При этом это возраст активной пробы различных видов занятости, а значит, для студентов важна эффективная самоорганизация. Эта информация привела нас к мысли, что при организации учебного процесса по дисциплине важно научить студентов эффективно заниматься основной деятельностью - учебной, научить их работать самостоятельно, так как возраст студенчества - это возраст активного становления самостоятельности.
Во-вторых, мы определили, что такое самостоятельная работа, и какие умения и навыки самостоятельной работы необходимо развивать студентам языкового факультета. Эти навыки и умения легли в основу создания примерной программы.
В-третьих, были рассмотрены гибкие методы, используемые в сфере информационных технологий при разработке программного обеспечения для компьютеров, и их возможность адаптации под образовательный процесс. Мы пришли к выводу, что в организации самостоятельной работы студентов 65
могут быть использованы элементы метода Скрам, так как он более разработан на данный момент, удобен в применении и эффективен благодаря возможности получения постоянной обратной связи и корректировки работы в процессе самой работы. Были рассмотрены основные положения гибкого подхода и метода скрам и переложены на образовательную среду.
В-четвертых, разработана примерная программа развития навыков и умений самостоятельной работы для студентов 1 курса по дисциплине «Иностранный язык». Такая программа включила в себя основные навыки и умения, рассмотренные ранее, которые были распределены в течение учебного года в порядке от простых к сложным с учетом соотношения аудиторной и самостоятельной работы 1:3,5. Методом организации самостоятельной работы стал метод Скрам.
В-пятых, часть разработанной программы была апробирована в дисциплине «Иностранный язык» для студентов 1 курса. В апробации были задействованы две группы студентов - экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе был проведен один спринт в течение 4 недель, в ходе которого студенты выбрали себе задания, регулярно отчитывались о проделанной работе лично и посредством онлайн канбан-доски, консультировались с преподавателем в случае возникновения трудностей и корректировали с преподавателем свою индивидуальную траекторию работы над заданиями. В контрольной группе занятия проходили традиционно, студенты выполняли упражнения, которые задавались на дом, специальных заданий по дисциплине на развитие навыков и умений самостоятельной работы не давалось. Результаты апробации, описанные выше, показывают, что даже применение части данной программы привело к более осознанному выполнению самостоятельной работы студентов, более эффективному распределению времени на такую работу, большей заинтересованности студентов в предмете.
Цель разработать и апробировать программу формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета с помощью гибкого подхода, поставленная нами в начале исследования, была достигнута благодаря внедрению в работу метода Скрам в рамках гибкого подхода. Это привело к увеличению эффективности развития навыков и умений самостоятельной работы студентов в экспериментальной группе в три раза в сравнении с контрольной группой, где гибкий подход к организации самостоятельной работы не был применен.
Следующим шагом мы можем рассматривать адаптацию этой программы для других дисциплин и внедрение ее в образовательный процесс по всем дисциплинам программ языковых факультетов.


1. Белоглазова С. И. Подготовка будущих лингвистов к самостоятельной учебной деятельности по овладению новыми профессиональными подъязыками : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Белоглазова Светлана Игоревна ; науч. рук. И. А. Гиниатуллин ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 176 с.
2. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи [Текст] / И. В. Бестужев-Лада. - М.: Изд-во полит. лит., 1984. - 207 с.
3. Бурденюк Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам / Отв. ред. И. Л. Бим. - Кишинев : Штиинца, 1988. - 136 с.
4. Васляева М. Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет ресурсов [Текст] / М. Ю. Васляева // Молодой ученый. - 2014. - №13. - С. 244-250.
5. Вишневская Л. П., Вишневская Г. В. Самообразование как психолого-педагогическая проблема // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2009. - № 12 (16). - С. 156 - 158.
6. Волженина Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения [Текст] : учебное пособие / Н. В. Волженина. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 59 с.
7. Воротилкина И. М. Самостоятельность студентов в учебном процессе [Текст] / И. М. Воротилкина // Высшее образование в России. - (Из жизни вуза). - 2012. - №3. - С. 92 - 97.
8. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч. в 6 т. - М., 1984. Т. 4.
9. Гаджиева У. Б. Социально-психологические особенности студенческого возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.- практ. конф. Часть II. (06 февраля 2013 г.). - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. - 168 с.
10. Галагузова Ю. Н. Азбука студента. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 80 с.
11. Гамезо М. В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 272 с.
12. Гараханова Н. Как перейти на Agile на примерах русских художнико //
Нетология: университет интернет-профессий. - 2017. - 21 июля
[Электронный ресурс]. URL: https://netology.ru/blog/agile-artists (дата обращения: 05.02.2018).
13. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : Учеб. пособие к спецкурсу / Свердл. гос. пед. ун-т. - Свердловск: [б. и.], 1990. - 95 с.
14. Груздев А. Что такое kanban + 9 сервисов канбан досок // Gruzdew. -
2017. - 7 октября [Электронный ресурс]. URL:
https://gruzdevv.ru/servisy-kanban-dosok/ (дата обращения: 22.06.2018).
15. Дарвиш О. Б. Возрастная психология : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ