ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ И УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика студентов языкового
факультета 6
1.2. Сущность понятия «самостоятельная работа» и методика организации
самостоятельной работы 14
ГЛАВА 2. ГИБКИЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ И УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ . 33
2.1. Понятие гибкого подхода и его основные принципы 33
2.2. Внедрение элементов Скрам для развития навыков и умений
самостоятельной работы 38
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ГИБКОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА 46
3.1. Примерная программа развития навыков и умений самостоятельной
работы 46
3.2 Результаты апробации примерной программы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
На начальном этапе обучения должно уделяться внимание самостоятельной работе обучающихся. К моменту поступления в высшие учебные заведения абитуриент должен обладать определенным набором навыков и умений самостоятельной работы, которые закрепляются и совершенствуются в процессе дальнейшего обучения. На деле практикующие преподаватели вузов сталкиваются с реальностью отсутствия или недостаточности таковых навыков, что осложняет процесс обучения в высшей школе. Неуменьшающийся интерес к вопросу организации самостоятельной работы вообще и студентов в частности подтверждает, что, несмотря на многообразие мнений, проблема остается нерешенной, что подтверждает актуальность нашего исследования. В основе его лежит проблема организации самостоятельной работы студентов первого курса по дисциплине «Иностранный язык» таким образом, чтобы способствовать формированию навыков и умений самостоятельной работы студентов в течение первого курса, компенсируя нехватку таковых на начальном этапе и постепенно переходя от деятельности с минимальной долей самостоятельности к творческой самостоятельной работе. Таким образом, мы считаем, что актуальность нашей темы обосновывается попыткой представления программы, которая могла бы помочь решению проблемы нашего исследования.
К вопросу организации самостоятельной работы обращались многие исследователи, такие как П. И. Пидксистый, И. А. Гиниатуллин, З. И. Комарова, Г. М. Бурденюк и другие. Часть исследований посвящено ей на ступени школьного образования, часть - вузовского. Некоторые исследователи рассматривают организацию самостоятельной работы в рамках обучения определенной дисциплине, безотносительно ступени образования. Все это говорит о том, что проблема организации самостоятельной работы до сих пор существует, несмотря на достаточно большое внимание к ней, что неслучайно, так как самостоятельная работа играет большую роль в процессе обучения, и важно подойти к этому вопросу правильно.
Исходя из выше сказанного, объектом нашего исследования является формирование навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета. Предметом выступает использование гибкого подхода для процесса организации самостоятельной работы на основе специально разработанной программы. В качестве цели исследования мы ставим разработать и апробировать программу формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета с помощью гибкого подхода. Среди задач мы формулируем следующие:
1) рассмотреть психолого-педагогические особенности студентов языкового факультета;
2) рассмотреть сущность понятия самостоятельная работа,
формируемые навыки и умения самостоятельной работы при обучении иностранному языку;
3) рассмотреть возможность применения гибкого подхода в организации самостоятельной работы студентов и переложить их принципы на образовательный процесс;
4) разработать примерную программу организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык с применением гибкого подхода;
5) апробировать и проанализировать разработку по дисциплине «Иностранный язык».
В качестве гипотезы мы выдвигаем следующее утверждение: формирование навыков и умений самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык» происходит более эффективно с применением гибкого подхода.
Научная новизна нашего исследования заключается в применении гибких методов, обычно используемых для управления командой разработчиков при разработке программного обеспечения, для организации самостоятельной работы студентов 1 курса по дисциплине «Иностранный язык».
Теоретическую значимость данного исследования заключается в описании теории использования гибких методов в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов с использованием гибких методов.
В основе методологии нашего исследования лежат наработки в сфере управления проектами и командами, основанными на принципах гибких методов (К. Швабер, Дж. Сазерленд, Х. Книберг). В качестве методов теоретического исследования используются анализ существующей литературы по вопросу организации самостоятельной работы студентов , обобщение результатов исследования организации самостоятельной работы студентов другими исследователями, сравнение результатов достижения педагогической сферы и сферы управления проектами и менеджмента в области информационных технологий, синтез существующих подходов к организации самостоятельной работы с гибким подходом организации разработки, в качестве методов эмпирического исследования - наблюдение, анкетирование, моделирование, эксперимент.
В начале нашей работы мы поставили цель разработать и апробировать программу формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета с помощью гибкого подхода. Кроме того, мы поставили ряд задач, планомерно решая которые, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, рассмотрен возраст студентов 18-23 лет с точки зрения психолого-педагогических характеристик. Выяснено, что ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная деятельность, к данному возрасту возрастает концентрация внимания и объем памяти, активно развивается абстрактно-логическое мышление и способность к обобщению. Кроме того, особенностью данного возраста является рефлексия и самоопределение, поиск смысла жизни. При этом это возраст активной пробы различных видов занятости, а значит, для студентов важна эффективная самоорганизация. Эта информация привела нас к мысли, что при организации учебного процесса по дисциплине важно научить студентов эффективно заниматься основной деятельностью - учебной, научить их работать самостоятельно, так как возраст студенчества - это возраст активного становления самостоятельности.
Во-вторых, мы определили, что такое самостоятельная работа, и какие умения и навыки самостоятельной работы необходимо развивать студентам языкового факультета. Эти навыки и умения легли в основу создания примерной программы.
В-третьих, были рассмотрены гибкие методы, используемые в сфере информационных технологий при разработке программного обеспечения для компьютеров, и их возможность адаптации под образовательный процесс. Мы пришли к выводу, что в организации самостоятельной работы студентов 65
могут быть использованы элементы метода Скрам, так как он более разработан на данный момент, удобен в применении и эффективен благодаря возможности получения постоянной обратной связи и корректировки работы в процессе самой работы. Были рассмотрены основные положения гибкого подхода и метода скрам и переложены на образовательную среду.
В-четвертых, разработана примерная программа развития навыков и умений самостоятельной работы для студентов 1 курса по дисциплине «Иностранный язык». Такая программа включила в себя основные навыки и умения, рассмотренные ранее, которые были распределены в течение учебного года в порядке от простых к сложным с учетом соотношения аудиторной и самостоятельной работы 1:3,5. Методом организации самостоятельной работы стал метод Скрам.
В-пятых, часть разработанной программы была апробирована в дисциплине «Иностранный язык» для студентов 1 курса. В апробации были задействованы две группы студентов - экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе был проведен один спринт в течение 4 недель, в ходе которого студенты выбрали себе задания, регулярно отчитывались о проделанной работе лично и посредством онлайн канбан-доски, консультировались с преподавателем в случае возникновения трудностей и корректировали с преподавателем свою индивидуальную траекторию работы над заданиями. В контрольной группе занятия проходили традиционно, студенты выполняли упражнения, которые задавались на дом, специальных заданий по дисциплине на развитие навыков и умений самостоятельной работы не давалось. Результаты апробации, описанные выше, показывают, что даже применение части данной программы привело к более осознанному выполнению самостоятельной работы студентов, более эффективному распределению времени на такую работу, большей заинтересованности студентов в предмете.
Цель разработать и апробировать программу формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета с помощью гибкого подхода, поставленная нами в начале исследования, была достигнута благодаря внедрению в работу метода Скрам в рамках гибкого подхода. Это привело к увеличению эффективности развития навыков и умений самостоятельной работы студентов в экспериментальной группе в три раза в сравнении с контрольной группой, где гибкий подход к организации самостоятельной работы не был применен.
Следующим шагом мы можем рассматривать адаптацию этой программы для других дисциплин и внедрение ее в образовательный процесс по всем дисциплинам программ языковых факультетов.
1. Белоглазова С. И. Подготовка будущих лингвистов к самостоятельной учебной деятельности по овладению новыми профессиональными подъязыками : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Белоглазова Светлана Игоревна ; науч. рук. И. А. Гиниатуллин ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 176 с.
2. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи [Текст] / И. В. Бестужев-Лада. - М.: Изд-во полит. лит., 1984. - 207 с.
3. Бурденюк Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам / Отв. ред. И. Л. Бим. - Кишинев : Штиинца, 1988. - 136 с.
4. Васляева М. Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет ресурсов [Текст] / М. Ю. Васляева // Молодой ученый. - 2014. - №13. - С. 244-250.
5. Вишневская Л. П., Вишневская Г. В. Самообразование как психолого-педагогическая проблема // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2009. - № 12 (16). - С. 156 - 158.
6. Волженина Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения [Текст] : учебное пособие / Н. В. Волженина. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 59 с.
7. Воротилкина И. М. Самостоятельность студентов в учебном процессе [Текст] / И. М. Воротилкина // Высшее образование в России. - (Из жизни вуза). - 2012. - №3. - С. 92 - 97.
8. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч. в 6 т. - М., 1984. Т. 4.
9. Гаджиева У. Б. Социально-психологические особенности студенческого возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.- практ. конф. Часть II. (06 февраля 2013 г.). - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. - 168 с.
10. Галагузова Ю. Н. Азбука студента. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 80 с.
11. Гамезо М. В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 272 с.
12. Гараханова Н. Как перейти на Agile на примерах русских художнико //
Нетология: университет интернет-профессий. - 2017. - 21 июля
[Электронный ресурс]. URL: https://netology.ru/blog/agile-artists (дата обращения: 05.02.2018).
13. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : Учеб. пособие к спецкурсу / Свердл. гос. пед. ун-т. - Свердловск: [б. и.], 1990. - 95 с.
14. Груздев А. Что такое kanban + 9 сервисов канбан досок // Gruzdew. -
2017. - 7 октября [Электронный ресурс]. URL:
https://gruzdevv.ru/servisy-kanban-dosok/ (дата обращения: 22.06.2018).
15. Дарвиш О. Б. Возрастная психология : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
...