Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация программы развития универсальных учебных действий на уроке иностранного языка в средней школе

Работа №96787

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового
возраста в процессе обучения иностранному языку 7
1.2. Методика развития всех видов универсальных учебных действий на
уроке иностранного языка 16
1.3. Методика разработки программ в образовательном процессе 33
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 50
2.1. Описание программы развития коммуникативных универсальных
учебных действий на уроке иностранного языка в средней школе 50
2.2. Апробация программы развития коммуникативных универсальных
учебных действий на уроке иностранного языка в средней школе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94


В наши дни перед образованием стоит задача не только давать ученику знания, но и развивать его как личность. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте представлены требования к формированию универсальных учебных действий учащихся.
Разработка программы формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) как компонента содержательного раздела основной образовательной программы в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов достаточно трудоемкое и непростое дело. Проблемы и вопросы, возникающие у педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций при разработке программ, призванных обеспечить достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, обусловлены рядом факторов.
Новые образовательные стандарты не задают результатов и содержания образования, они состоят из требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. И это определяет первый круг проблем в разработке и реализации программ формирования УУД, как новых для большинства общеобразовательных организаций результатов образования: как определить, какое именно содержание образования, какие именно виды деятельности педагога и обучающегося будут способствовать формированию каких именно УУД.
Федеральный закон от 29.12.2012г, №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представляет образовательным организациям высокий уровень свободы в части самостоятельной разработки образовательных программ (ч.5 ст.12) и определения в них содержания образования (ч.1 ст.12), а так же определяет их ответственность в обеспечении соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям (п.1 ч.6 ст.28). С одной стороны, это предоставляет возможность для учета специфики и уникальности образовательной организации и применения творчества в отборе содержания организации образовательного процесса; с другой создает новое проблемное поле в деятельности педагогического коллектива: как определить, что
самостоятельно определенное и отобранное содержание образования обеспечит соответствие качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС.
Положение вышеназванного закона о том, что образовательные программы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом примерных образовательных программ (ч.7 ст.12), определяет в этой части лишь общую логику действий образовательной организации. В примерных основных образовательных программах, статус которых определен Законом об образовании как вид учебно-методической документации (ч.10 ст.2),
представлены рекомендуемый объем и содержание образования определённого уровня, а также планируемые результаты освоения образовательной программы. Кроме компонентов, перечисленных в Законе об образовании, в примерных программах общего образования представлены рекомендации по разработке каждого компонента основной образовательной программы. Однако данные рекомендации носят скорее формальный характер, нежели содержательный, поэтому воспользоваться ими не имея опыта разработки программ подобного рода, достаточно сложно. Отсюда возникает третий круг проблем в разработке и реализации программ формирования и развития УУД: как разработать программу действенной, а не формальной, какие именно способы и средства отобрать для формирования, развития и оценки сформированности УУД, чтобы деятельность была эффективной.
В этом мы и видим актуальность выпускной квалификационной работы.
Проблемой нашего исследования является поиск наиболее эффективных методов и приемов развития УУД при обучении иностранному языку в средней школе.
Данная проблематика обусловили выбор темы нашего исследования: Реализация программы развития универсальных учебных действий на уроке иностранного языка в средней школе.
Объектом нашего исследования выступает процесс формирования и развития универсальных учебных действий при обучении иностранному языку. Предметом исследования является использование специально созданной программы развития коммуникативных универсальных учебных действий в средней школе при обучении иностранному языку.
Целью данного исследования является разработка и апробация программы развития коммуникативных универсальных учебных действий в средней школе при обучении иностранному языку.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся средней школы;
2. описать методику развития всех видов УУД при обучении иностранному языку;
3. охарактеризовать особенности разработки программ в образовательном процессе;
4. разработать программу развития коммуникативных УУД в средней школе при обучении иностранному языку;
5. апробировать программу развития коммуникативных универсальных учебных действий в средней школе при обучении иностранному языку и проанализировать результаты.
Научная новизна исследования заключается в следующем: разработаны показатели сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий, соответствующие содержанию их основных видов; разработана и внедрена программа развития коммуникативных универсальных учебных действий в средней школе при обучении иностранному языку для учащихся 6 классов.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в систематизации знаний и материала по теме работы для разработки программы развития коммуникативных универсальных учебных действий в средней школе при обучении иностранному языку и раскрытие понятий темы исследования. Практическая значимость выпускной квалификационной работы в разработке и опытной проверке программы развития коммуникативных универсальных учебных действий в средней школе при обучении иностранному языку, а так же ее дальнейшее использование в общеобразовательных организациях при обучении иностранному языку в 6 классах.
Методологической основой исследования магистерской диссертации стали следующие методы - анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, изучение педагогического опыта, эксперимент, тестирование, анкетирование.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие исследования, заключение, библиографию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Учет возрастных особенностей школьников крайне важен при организации обучения иностpанному языку. У них с особой силой пpоявляется стpемление к самоутвеpждению, самовыражению, к возможности отстаивать свои взгляды и убеждения. В связи с этим особенно важным при отборе материала является его проблемный характер. Процесс обучения на этом этапе реализуется через ориентацию на личность учащегося. Для них становится присущей ориентация на будущее, попытки осмысления настоящего, интерес к мировоззренческим, общественным проблемам, практической деятельности.
Для них также характерно формирование наиболее ответственного отношения к изучению иностранных языков. Учащиеся в этом возрасте неохотно подражают и выполняют механические задания, цель выполнения которых им не ясна. Необходимо учитывать, что в этом возрасте происходит повышение значимости чтения содержательных текстов, самостоятельных видов работы. Учет всех этих особенностей поможет не только сгладить сильные возрастные противоречия, но и использовать психологические новообразования молодых людей для интенсификации учебного процесса.
Важной задачей обучения учащихся современной общеобразовательной школы является формирование у них универсальных учебных действийй, представляющих совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, саморазвитие и самосовершенствование школьников.
Федеральным государственным стандартом второго поколения выделено четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В программе развития коммуникативных универсальных учебных действий для основного общего образования выделены шесть видов коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Коммуникативные УУД имеют интегративную природу и включают в себя ряд отдельных действий. В соответствии с наполнением каждого вида коммуникативного УУД нами были определены показатели, позволяющие определить уровень его сформированности (высокий, средний, низкий):
-планирование учебного сотрудничества с учителем и ровесниками: определение цели и функции собеседников, способов сотрудничества; оставление плана совместных способов деятельности; обмен знаниями; участие в совместном обсуждении проблем;
-постановка вопросов: умение получать информацию с помощью вопросов; способность задавать вопросы, необходимые для построения своей речевой деятельности и в условиях сотрудничества с партнёром;
-разрешение конфликтов: способность результативно разрешать конфликты, учитывая интересы всех участников деятельности, т. е. достигать соглашения и приходить к единому мнению в совместной речевой деятельности для выполнения коммуникативных задач;
-управление поведением партнера: взаимоконтроль, корректировка и оценка речевых действийй партнера по общению;
-полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации: способность четко излагать
собственные мысли в соответствии с задачами общения;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка: способность составить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; способность инициировать, поддерживать и завершать диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами йязыка.
Спецификой коммуникативных универсальных учебных действий является то, что они связаны не с содержанием обучения, а со способами организации образовательного процесса. Их формирование и развитие требует особых процедур, требующих включенности в соответствующую деятельность и последующее рефлексивное переосмысление собственных действий. Значительным потенциалом для развития коммуникативных УУД у учащихсяй 6 классов обладает иностранный язык как средство общения. В процессе обучения иностранному языку развитие коммуникативных УУД происходит благодаря возможности широкого примененияй коллективных и групповых форм обучения, включения учащихся в речевую деятельность и общение. Коммуникативная направленность иностранного языка, а также имеющийся у учащихся интерес к его овладению также свидетельствуют о возможности его использования как средства развития коммуникативных УУД у учащихся 6 классов.
Необходимость развития коммуникативных УУД у учащихся 6 классов в процессе изучения иностранного языка привело нас к созданию программы развития коммуникативных универсальных учебных действий в средней школе при обучении иностранному языку. Обязательными структурными компонентами рабочей программы учебного предмета являются: титульный лист; пояснительная записка; тематический поурочный план; планируемые образовательные результаты; учебно-
методическое обеспечение образовательного процесса; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Эффективность реализации разработанной нами программы была проверена в ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной в МАОУ СОШ № 67 с углубленнымй изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга.
Реализация программы развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 6 классов в процессе изучения иностранного языка обеспечила положительный результат благодаря:
-разработке ориентировочных основ решения коммуникативных задач, соответствующих основным видам коммуникативных УУД;
-обучению учащихся умениям продуктивного взаимодействия и сотрудничества на основе применения интерактивных технологий (технологиий проблемно-диалогического обучения, проектно-исследовательской технологии);
-введению в учебный процесс ситуаций, придающих коммуникативным действиям учащихся личностный смысл;
-разработке диагностического инструментария, позволяющего определить уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Мониторинг динамики изменени уровней сформированности коммуникативных универсальных учебных действи у учащихся в экспериментальных группах свидетельствует о том, что предложенная нами программа развития коммуникативных универсальных учебных действий в средней школе при обучении иностранному языку является эффективной. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать более положительные изменения структурных компонентов исследуемого феномена у учащихся экспериментальных групп.
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют об адекватности разработанной нами программы развития коммуникативных универсальных учебных действий в средней школе при обучении иностранному языку. Проведенное исследование имеет перспективы дальнейшего развития, заключающиеся в разработке теоретических и технологических основ обеспечения преемственности в формировании и развитии коммуникативных УУД в системе «начальная школа - основная школа», в создании кружка «Speak English» на базе МАОУСОШ №67 для развития коммуникативных УУД.



1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 264 с.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2010. - 448 с.
3. Антонова И. Г. Как научить пятиклассников общаться и познавать себя: Методические рекомендации классным руководителям, воспитателям и школьным психологам, работающим с детьми младшего подросткового возраста. - Ульяновск, 1998. - 251с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. - М.: Просвещение, 2008. - 135 с.
5. Асмолов А.Г. Принципы изучения памяти человека: системно- деятельностный подход к изучению познавательных процессов. - М.: Педагогика-Пресс, 1985. - 302с.
6. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян. - Минск.: Тетра Системс, 2003. - 92 с.
7. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. - 3-е изд., дополн. и перераб. - М.: ТетраСистемс, 2005. - 288 с.
8. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 251с.
9. Бордовская Н.А. Педагогика: учебник для вузов / Н. А. Бордовская, А. М. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
11. Гальскова Н.Д., Теоpия обучения иностpанным языкам. Линводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез -3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Владос, 2003. - 200 с.
13. Дубровина И.В. Практическая психология образования: картон учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Сфера, 2000. - 528 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 3- е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2000. - 384 с.
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Модек, 2005. - 432 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ