Глава I. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков у младших школьников 7
1.1 Методические принципы формирования иноязычных лексических навыков 7
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста...18
1.3. Виды флэш-карт в образовательном процессе 27
Глава II. Применение флэш-карт для формирования лексических навыков у младших школьников на уроке иностранного языка 34
2.1. Дидактические возможности флэш-карт в процессе обучения
иностранному языку 34
2.2. Анализ УМК Наоми Симмонс (Naomi Simmons) «Family and Friends 1»
и «Family and Friends 2» 38
2.3. Комплекс упражнений для формирования лексических навыков на
основе УМК Наоми Симмонс (Naomi Simmons) «Family and Friends 1» и «Family and Friends 2» 48
2.4. Экспериментальная проверка эффективности применения комплекса
упражнений 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 111
На протяжении долгого времени одной из актуальных проблем в обучении иностранному языку является обучение лексике. Анализ теоретических источников показывает, что современная методика рассматривает обучение лексике как один из важных способов формирования и развития коммуникативной компетенции. Существует большое количество методик и средств, которые используются при формировании лексических навыков, без которых невозможна реализация всех видов речевой деятельности. Одним из наиболее современных средств являются флэш- карты, входящие в состав многих УМК, однако на данный момент не разработана методика работы с ними, что обуславливает актуальность данной работы.
Тема выпускной квалификационной работы: «Методика формирования лексических навыков на основе флэш-карт».
Объектом исследования является процесс формирования иноязычных лексических навыков у учащихся младшей школы, а предметом исследования - возможности, предоставляемые флэш-картами для формирования иноязычных лексических навыков у младших школьников.
Цель данной выпускной квалификационной работы: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности применения комплекса упражнений, направленных на формирование иноязычных лексических навыков младших школьников посредством применения флэш-карт.
Для достижения цели работы были сформулированы и поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие «лексический навык», а также определить его виды и место в процессе обучения иностранному языку;
• проанализировать возрастные психологические особенности младшего школьного возраста;
• дать развернутую характеристику и классификацию различных видов флэш-карт;
• описать дидактические возможности флэш-карт и особенности их использования в процессе обучения иностранному языку;
• разработать комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков у младших школьников с использованием флэш-карт и провести экспериментальную проверку его эффективности;
• проанализировать результаты применения разработанного комплекса упражнений.
Теоретическая значимость данной квалификационной работы заключается в систематизации и уточнении основных теоретических положений по теме исследования, таких как: виды флэш-карт, их классификация и характеристика, основные дидактические возможности флэш-карт при обучении иноязычной лексике.
Практическая значимость представлена разработанным набором флэш-карт по определенным темам к УМК Н. Симмонс (Naomi Simmons) «Family and Friends 1» и «Family and Friends 2». Также разработан комплекс упражнений разных видов с использованием данных флэш-карт, который направлен на формирование иноязычных лексических навыков учащихся младшего звена. Данный комплекс упражнений может применяться в дальнейшем при обучении как учащихся младшего школьного звена, так и для обучения других возрастных групп, так как данный комплекс может послужить моделью для разработки подобных комплексов упражнений.
В ходе работы были использованы такие методы исследования, как: теоретический анализ научной и методической литературы, а также работ по возрастной психологии, как отечественных, так и зарубежных ученых, обобщение теоретического материала и его систематизация. На эмпирическом уровне применялись наблюдение и эксперимент.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который включает в себя 63 наименования.
Объем работы составляет 78 страницы без учета 14 приложений, включающих в себя примеры упражнений, входящих в разработанный учебный комплекс, набор флэш-карт, а также тестирования.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена разработке комплекса упражнений с применением флэш-карт в качестве средства формирования лексических навыков младших школьников, и имела своей целью экспериментальную проверку эффективности применения комплекса упражнений для УМК Н. Симмонс «Family and Friends 1» и «Family and Friends 2», направленного на эффективное формирование лексических навыков младших школьников.
В ходе написания данной работы нами были выполнены следующие задачи:
• рассмотрено понятие «лексический навык», а также определены его виды и место в процессе обучения иностранному языку;
• проанализированы возрастные психологические особенности младшего школьного возраста (младший школьный возраст длится в среднем с 6-7 лет до 9-11);
• дана развернутая характеристика и классификация различных видов флэш-карт;
• описаны дидактические возможности флэш-карт и особенности их использования в процессе обучения иностранному языку;
• разработан комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков младших школьников с использованием флэш-карт и проведена экспериментальная проверка его эффективности;
• проведен анализ полученных результатов применения разработанного комплекса упражнений.
Результаты проверки доказывают эффективность применения разработанного нами комплекса упражнений для УМК Н. Симмонс «Family and Friends 1» и «Family and Friends 2», что видно из проведенных исследований и тестирований, которые были использованы во время апробации данной квалификационной работы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что этот комплекс может успешно применяться при формировании лексических навыков младших школьников и послужить моделью для создания подобных комплексов упражнений.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Агарева Л. А., Барменкова О. И. Использование образовательных интернет-ресурсов в обучении английскому языку на среднем этапе обучения. // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 2. - С.2-8.
3. Бадмаева Д. Д. Активизация учебной деятельности школьников при использовании дидактических игр: дис. канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2004. - 187 с.
4. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/ под ред. Д. И. Фельдштейна; вступительная статья Д. И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Московский психолого¬социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.
6. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогической логике / А.В. Боровских. М.: Макс-Пресс, 2012. - 80 с.
7. Бубнова И. А. Обучение устной монологической речи младших школьников: дис. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 254 с.
8. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998. - С. 19-34.
9. Воронин Л.Г., Богданова И.И. Догадка и ее физиологические механизмы // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1971. - № 2. - С. 128-130.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
11. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 240с. - (Методика). - ISBN 5-8112-0536-8.
12. Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. Москва: Высшая школа, 2010. - 285 с.
13. Дорошевский В. Элементы лексикологии и семиотики. - М.: Прогресс, 1973. - 287 с.
14. Дубровина И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592с.
15. Дунец А. И. Использование карточек-заданий для активизации познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]: бесплатный конструктор сайтов для учителей. URL:
https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-kartochiek-zadanii-na-urokakh.html (дата обращения 22.08.2018).
...