Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие ориентировочной основы деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Работа №96782

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
1.1. Развитие ориентировочной основы деятельности 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ... 16
1.3. Особенности ориентировочной основы деятельности у 27
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени выраженности
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Обучение обучающихся с умственной отсталостью 34 (интеллектуальными нарушениями) легкой степени выраженности в условиях инклюзивного образования
2.2. Организация констатирующего эксперимента 37
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЙ МИР»
3.1. Организация и содержание обучающего эксперимента 49
3.2. Контрольный эксперимент и анализ полученных данных 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 104

Актуальность исследования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями представляет одну из сложных проблем в современном мире и является важным направлением исследований в специальной психологии и педагогике. С 1 сентября 2016 года вступили в силу Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС для детей с ОВЗ) и Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - стандарт). Данные документы представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Данные изменения говорят и о необходимости внедрения инклюзивного образования. Инклюзивное образование предоставляет возможность всем обучающимся без ограничений принимать участие в жизни коллектива детского сада, школы, института и других организаций. Один из принципов инклюзии - учет индивидуальных образовательных потребностей личности [52, 53, 56].
Особое место в обучении и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (в нашем случае с умственной отсталостью) является коррекция познавательной деятельности и личности в целом. Изучение учебной деятельности обучающихся данной категории показывает, что они испытывают большие трудности в овладении приемами использования знаний в процессе самостоятельного выполнения заданий, а именно: ориентировка в выполнении задания, предварительное планирование хода его выполнения, осуществление самоконтроля.
Таким образом, ориентировка в задании выступает в качестве необходимого элемента самостоятельной работы обучающегося по овладению знаниями, умениями и навыками (ЗУН) по учебному предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» по разделу «Животный мир».
Для лучшей социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важны полноценные представления об окружающем мире. Исследователи доказали, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использования своих знаний в дальнейшей жизни. Постепенно у ребёнка пополняются представления о предметном, природном и социальном мире. Следовательно, происходит рост интеллектуального и нравственного развития ребёнка, развивается познавательная сфера, формируются личностные качества.
Однако технология развития и коррекция ориентировочных действий на уроках развития речи не получила должного освещения в научных исследованиях. Это обстоятельство позволило сформировать проблему исследования, которая связана с трудностями выявление возможностей использования ориентировочной деятельности для повышения уровня осознанного усвоения речевого материала на основе изучения раздела «Животный мир» обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Объектом исследования является ориентировочная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках «Развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
Предмет исследования - развитие ориентировочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках «Развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
Гипотеза исследования: самостоятельная деятельность на уроках «Развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) напрямую зависит от уровня сформированности ориентировочной основы их деятельности. Более успешное освоение учебного материала и повышение качества деятельности возможно при условиях:
J проведения диагностики состояния уровня знаний, с учетом которых можно составить программу формирования у обучающихся умений ориентироваться в выполнении заданий;
J планирования на каждом этапе урока качественных изменений в процессах саморегуляции учебной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
J применения при составлении рассказа плана действий, который дает возможность сформировать умения ориентироваться в заданиях, направленных анализ объектов окружающей действительности.
Цель исследования - определение и апробация методов и приемов, направленных на развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения ориентироваться в задании на уроках «Развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Установить уровень сформированности ориентировочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в связи с изучением темы «Животный мир» в условиях инклюзивного образования.
3. На основе изучения уровня сформированности ориентировочных умений разработать методику, направленную на развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения ориентироваться в заданиях на материале изучения животного мира, апробировать ее в условиях инклюзивного образования.
Для решения указанных задач использовались различные методы исследования:
J анализ, обобщение сведений, содержащихся в специальных литературных источниках по указанной проблеме исследования; общей и специальной педагогики, психологии частных методик;
J наблюдения педагогического процесса;
J изучение и анализ программно-методической документации;
J опросы педагогов в устной форме (беседа);
J проведение экспериментов констатирующего и обучающего видов в индивидуальных и групповых формах;
J статистическая обработка, анализ и обобщение полученных результатов.
Теоретико-методологическая основой исследования является теория о ведущей роли обучения в развитии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин), положение о своеобразности познавательной деятельности детей с умственной отсталость (Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф), учение о поэтапном формировании умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).
Исследование проводилось на базе государственного казённого общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургской школы-интернат № 12, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализа психолого-педагогической литературы позволил прийти к выводу, что цель нашего исследования является актуальной в современной специальной педагогике. В постоянно изменяющемся мире обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из главных направлений в деятельности государства в области образования. Принятые законодательные акты по отношению к таким детям дают возможность совместного обучения с норматипичными обучающимися - инклюзивное образование.
Учитывая особенности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), можно сделать выводы о положительной динамике в развитии при условии создания специальных условий. Правильно построенный процесс обучения позволяет скорректировать познавательные способности и высшие психические функции. Это доказывает актуальность изучаемой проблемы в выявлении возможностей использования ориентировочной деятельности для повышения уровня осознанного усвоения речевого материала на основе изучения раздела «Животный мир».
В данной научно-исследовательской работе освещены вопросы ориентировочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках «Развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности». При рассмотрении данной темы были выявлены противоречия между возможностью использования ориентировочной деятельности для повышения уровня осознанного усвоения речевого материала на основе изучения раздела «Животный мир» обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и отсутствием должного освещения определенных вопросов в научных исследованиях.
Полученные данные констатирующего эксперимента позволили выявить своеобразие и недостатки этой деятельности. Было установлено, что у детей с интеллектуальными нарушениями низкий уровень ориентировочной деятельности, следовательно, самостоятельная деятельность при анализе объектов животного мира была невозможна. С помощью наблюдений осуществлялся процесс усвоения регулятивных универсальных учебных действий. Были отмечены недостатки в составлении самостоятельного плана-рассказа.
Все это позволило разработать программу коррекционных занятий, по развитию умения анализировать объекты окружающего мира. Обучающиеся в составлении рассказа по плану знали четкую структуру ответа, оценка деятельности в большинстве случаев была адекватной. Аналитико¬синтетические процессы проводились с недочетами, грубых ошибок не наблюдалось. У части обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение корректировать практические действия на основе анализа их результатов в плане восприятия выступает в более совершенной форме, отмечается точная корректировка практических действий.
Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что цель исследования была достигнута. Определены и апробированы методы и приемы, направленные на развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения ориентироваться в задании на уроках «Развития устной речи».
В результате проведённого исследования была доказана гипотеза о том, что самостоятельная обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) деятельность на уроках «Развития устной речи» зависит от уровня сформированности ориентировочной основы их деятельности. Более успешное освоение учебного материала и повышение качества деятельности возможно при следующих условиях: проведение диагностики состояния уровня знаний, с учетом которых можно составить программу формирования у обучающихся умений ориентироваться в выполнении заданий; планирование на каждом этапе урока качественных изменений в процессах саморегуляции учебной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); применение при составлении рассказа плана действий, который дает возможность сформировать умения ориентироваться в заданиях, направленных на анализ объектов окружающей действительности.
Таким образом, предпринятое нами исследование позволило выявить особенности ориентировочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью при умении анализировать объекты окружающего мира и определить условия ее эффективного формирования. Проведенное исследование показало, что наряду с недостатками наблюдается положительная динамика ориентировочной деятельности у обучающихся, что говорит о потенциальных возможностях ее развития у данной группы детей. Целенаправленное развитие ориентировочной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при анализе объектов окружающего мира позволило повысить её качество у всей группы испытуемых.
Основные теоретические положения и выводы апробировались посредством научных публикаций и выступлений на научно-практической конференции студентов, магистрантов аспирантов «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза».



1. Аксёнова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках [Текст] / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская // Дефектология. - 1987. - №6. - С. 32-38.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование. Выпуск 1 [Текст] / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина - М. : Центр «Школьная книга»,
2010. - 300 с.
3. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
4. Богатеева, З. А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием [Текст] / З. А. Богатеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8. - С.32-35.
5. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н. П. Вайзман. - М. : Педагогика, 1997. - 234 с.
6. Ванян А. Обзор инклюзивного образования за рубежом [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень «Перспектива». 2006. №33. URL: http://turrion.net/default.asp?src=library&id=001 (дата обращения: 01.10.2018).
7. Ведихова, Д. С. Развитие инклюзивного образования в России [Электронный ресурс] // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки.
2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZrazvitie-inklyuzivnogo-
obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 01.10.2018).
8. Вересов, Н. Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип [Текст] / Н. Н. Вересов // Культурно-историческая психология. - 2005. - № 2. - С.76-86.
9. Винблад, О. Инклюзивное образование в Швеции [Электронный ресурс] // Психолог в школе. - 2013. - Пилотный номер № 0. - С. 21-26. - URL : http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_22_0_5501.pdf (дата обращения: 20.04.2018).
10. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / В. В. Воронкова ; под ред. В. В. Воронковой. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
11. Воронкова, В. В. Основные направления по повышению эффективности урока во вспомогательной школе [Текст] / В. В. Воронкова,
B. Ф. Мачихина // Дефектология. - 1981. - №2. - С.15-17.
12. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования
[Текст] / Л. М. Выготский. - М. : Знание, 1956. - 519 с.
13. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. М.
Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С.
Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ : Астрель : ЛЮКС, 2005. -
480 с.
15. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я.
Гальперин. - М. : МГУ, 1976. - 50с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ