ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ENGLISH TEA» ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика взрослых обучающихся 7
1.2. Методика развития коммуникативных умений при обучении
английскому языку 13
1.3. Теория разработки курса по английскому языку 32
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КУРСА «ENGLISH TEA» ПРИ ОБУЧЕНИИ
ВЗРОСЛЫХ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 47
2.1. Пояснительная записка 47
2.2. Курс «ENGLISH TEA» 50
2.3. Апробация курса «ENGLISH TEA» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Проблема обучения устной речи как умения составить связное высказывание, сделать небольшое устное сообщение, вести беседу, понимать связную речь со слуха актуальна в любом возрасте. Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего хотят научиться говорить на этом языке. Однако широко распространена ситуация, когда по окончании курса изучения языка учащиеся так и не овладевают устной продуктивной речью, не могут общаться на данном языке. В методике обучения иностранному языку поднимается вопрос, какие методы, приемы и правила обучения существуют для развития устной продуктивной речи, ведется постоянный поиск и совершенствование наиболее эффективных методов, приемов и принципов обучения, способов организации урока, позволяющих овладеть способностью коммуникации на иностранном языке в максимально сжатые сроки и при минимальных денежных затратах.
Актуальность настоящей темы связана с нехваткой в современной методике программ, которые позволяют в краткие сроки овладеть коммуникативными умениями.
Описанная выше ситуация определила тему нашей диссертационной работы: «Методика преподавания курса «ENGLISH TEA» при обучении взрослых английскому языку».
Объектом данной работы является процесс обучения устной продуктивной речи на английском языке.
Предметом работы - разработка курса «ENGLISH TEA» для взрослых обучающихся.
Цель диссертационной работы: выявить, определить и обосновать условия эффективного развития устной продуктивной речи на английском языке у взрослых обучающихся.
Для достижения данной цели требуется решить конкретные задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности взрослых обучающихся.
3. Описать основные методы обучения устной продуктивной речи на английском языке.
4. Рассмотреть теорию разработки курса английского языка.
5. Разработать курс обучения английскому языку.
6. Апробировать курс и проанализировать результаты исследования.
Гипотеза: развитие продуктивной речи будет эффективно, если применить специально разработанный курс, посвященный развитию устной продуктивной речи.
Новизна нашей диссертационной работы состоит в разработке оригинальной методики обучения английского языка, переработке и комбинировании исследований современных методистов.
Теоретическая значимость состоит в создании системы знаний по теме исследования, раскрытии таких понятий, как взрослость, познавательные психические процессы, “пожизненное” образование, устная продуктивная речь, диалогическая и монологическая речь, ситуативность, курс обучения, программа и задание.
Практическая значимость включает возможность применить курс в практическом обучении английскому языку.
В данной работе были использованы методы анализа методической и психолого-педагогической литературы, синтеза, обобщения, эксперимента, тестирования и сравнения.
Работа состоит из введения, двух глав с разбивкой на подразделы, теоретическую главу, включающую в себя психолого-педагогическую характеристику взрослых, методику обучения устной продуктивной речи на английском языке и теорию разработки курса по английскому языку, и практическую главу, представляющую оригинальную методику преподавания курса английского языка для взрослых, позволяющую в краткие сроки овладеть коммуникативными умениями, заключения, библиографического списка и приложений.
В данном исследовании рассматривалась методика преподавания курса «ENGLISH TEA» при обучении английскому языку. В ходе работы были выявлены, определены и обоснованы условия развития устной продуктивной речи на английском языке у взрослых обучающихся.
В первой главе была проанализирована научная психологическая и методическая литература по проблеме исследования, раскрыты психолого-педагогические особенности взрослых обучающихся на примере исследований таких авторов, как Ананьев, Реан, Аверин, Петанова, Пассов, Гальскова, Гез и других. Анализ литературы позволил сделать вывод, что степень обучаемости взрослого человека возрастает, несмотря на замедление скорости реакций и гетерохронность развития психических функций. Достигнуть высокой степени жизнеспособности человека позволяет образование, развивая интеллект и личность и противостоя инволюционным процессам.
Во второй части первой главы описаны основные методы обучения устной продуктивной речи на английском языке. Анализ исследований современных методистов показывает, что устная продуктивная речь является не только целью обучения, но и способом представления грамматического, фонетического и лексического материала, правильно подобранный учебный материал с учетом преследуемой цели (овладение диалогической или монологической, подготовленной или неподготовленной речью) повышает интерес к предмету и облегчает изучение. Грамотный подход к исправлению ошибок и оцениванию облегчает преодоление сложностей в коммуникации и мотивирует к дальнейшему общению.
В третьей части первой главы была рассмотрена теория разработки курса английского языка Дэвида Нанана, Эллен Ногуейра Родригез и других современных исследователей, которая показала, что при соблюдении всех изложенных выше компонентов разработки курса обучения можно составить грамотный, последовательный и соответствующий запросам участников материал, легко применимый на практике.
Во второй главе нами был разработан и апробирован курс обучения английскому языку, включающий в себя пояснительную записку, структуру занятий и правила курса; а также упражнения для каждой из 30 встреч курса, провели исследование, которое подтвердило гипотезу, что развитие продуктивной речи будет эффективно, если применить специально разработанный курс, посвященный развитию устной продуктивной речи.
1. Bailey K., Savage L. New Ways in Teaching Speaking. -TESOL Publications, 1994. - 305 p.
2. Bloom, Benjamin (ed). Taxonomy of Educational Objectives. Vol. 1: Cognitive Domain. New York: McKay, 1956.
3. Breen, M. Learner contributions to task design. In C Candlin and D Murphy. 1987].
4. Brown, Doughlas H. Teaching by principles: interactive approach to language pedagogy/ H. Doughlas, Brown - 2nd ed., 2001, - 480 p.
5. Carney Nathaniel. Using original video in teaching English // English Teaching Forum 2012, №2 p.12 - 16
6. Chan Deborah and Dr. Herrero Carmen. Using film to teach languages - 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cornerhouse.org/wp content/uploads/old_site/media/Learn/General%20docs/TeachersToolkit_Jun2010. pdf (дата обращения: 15.03.2010)
7. Darkenwald G.G. Differences between Teaching Adults and Pre. Adults: Some Propositions and Findings. Adult Education. L., 1982. P. 113. (57)
8. Davies G. & Gimeno-Sanz A. CALL software design and implementation. [Electronic resource] // Information and Communications Technology for Language Teachers (ICT4LT). - Slough, Thames Valley University [Online], 2007. - URL: http://www.ict4lt.org/en/en_mod3-2.htm (дата обращения: 15.03.2010).
9. Donaghy Kieran. Short and sweet: using short films to promote
creativity and communication. - 2014. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.teachingenglish.org.uk/article/short-sweet-using-short-films- promote-creativity-communication (дата обращения: 15.03.2010).
10. Douglas Brown. 2007. Teaching by Principles: An Interactive Approach to Language Pedagogy. Pearson ESL. Third Edition — 491 p.
11. English clubs. An independent collective of ELT authors/ The round, 2013
12. http://dnschool.ru/langs/english/vzroslym/progvzrosl-level2.php (дата обращения: 17.10.2018).
13. Jeczelewski S. Needs analysis, Course design and evaluation of Business English. Iceland, University of Iceland, 2016. - 30 p.
14. Northwest Center for Public Health Practice, School of Public Health,
University of Washington. [Electronic resource] // Effective Adult learning. A toolkit for teaching adults. - University of Washington. [Online], 2012. -
URL: http: //www. nwcphp. org/training/opportunities/toolkits-guides/effective- adult-learning-a-toolkit-for-teaching-adults (дата обращения: 17.10.2018).
15. Nunan, David. 1988. Principles of Communicative Task Design. Oxford: Oxford University Press. -16 p.
16. Nunan, David. 1988. Syllabus Design. Oxford: Oxford University Press.
...