Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современная детская литература Урала

Работа №96763

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАВЕЛОГ И ЕГО ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА 6
§ 1.1. Специфика жанра травелога 8
§ 1.2. Травелог как метажанр 10
§ 1.3. Основные жанровые характеристики травелога 16
§ 1.4. Травелог в детской литературе 25
ГЛАВА 2. ТРАВЕЛОГ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ УРАЛА 30
§ 2.1. Характерные особенности современных детских травелогов на примере
конкретных изданий 32
§ 2.2. Современные уральские травелоги для детей: реализация устойчивых
признаков жанра 51
§ 2.3. Современные уральские травелоги для детей: особенности художественного
оформления 55
§ 2.4. Семантика Урала в современных детских травелогах 58
§ 2.5. Детские травелоги как часть современной литературы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Современное литературное пространство невозможно представить без детской литературы, которая была и остается значимым культурным и социальным явлением. Детская литература ставит перед собой множество целей, но каждая из них оказывает немалое влияние на формирование личности ребенка, на его мировоззрение и нравственные ориентиры.
Каждый год появляется большое количество произведений, написанных для детей, поэтому необходимо пристально и своевременно изучать состояние современной детской литературы.
Книги для детей, написанные уральскими писателями, представляют для нас особый интерес. Романы, рассказы, сказки и сказы - современная детская литература Урала отличается жанровым разнообразием; в представленной работе мы сфокусируем наше внимание на произведениях, написанных в жанре травелога.
Сегодня с полной уверенностью можно говорить о росте интереса к своей родной земле, к региональному аспекту культуры, а значит, и к жанру литературной географии, особенно к травелогам. Этим определяется социокультурная актуальность нашей темы исследования. Вместе с тем научных исследований в области детской литературной географии Урала не очень много, поэтому актуальность выбранной темы обусловлена и ее недостаточной теоретической освещенностью.
Помимо того, недостаточно изученным представляется момент теоретической рефлексии над спецификой литературы нон-фикшн в круге детского чтения, несмотря на ее возрастающую популярность, а также над жанровыми разновидностями «литературных путешествий».
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что на основе представленного исследования детской литературы Урала в жанре литературной географии педагогом могут быть подобраны материалы к элективному курсу школьной программы.
Цель исследования - изучить особенности жанра травелога и его разновидностей на материале литературных путешествий по Уралу, написанных современными детскими писателями.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1. Охарактеризовать ведущие параметры жанровых особенностей травелога и его разновидностей.
2. Систематизировать сведения о детской литературе Урала в жанре травелога.
3. Охарактеризовать роль и особенности бытования травелога в современной детской литературе Урала.
4. Проанализировать образ Урала, создаваемый современными авторами литературных травелогов.
Объектом исследования выступает современная детская литература Урала в жанре травелога и его разновидностях.
Предмет исследования - особенности, роль и идейная значимость книг об Урале, способы создания образа родной земли в современных литературных травелогах.
Методы исследования: используется структурно-семиотический метод исследования, жанровый анализ, метод контекстуального рассмотрения произведений в системе культуры; элементы стилевого анализа.
Методологическая база исследования: работы, связанные с теоретическими аспектами жанровой специфики травелога: «Русский травелог XVIII-XX веков» под редакцией Т.И. Печерской, «Литературная география. Географические образы в русской художественной литературе» В.П. Максимовского, статьи «Современный литературный путеводитель: варианты освоения инокультурного пространства» Н.В. Барковской, «Путешествие как литературный жанр» А.Г. Битова; статьи петербургского исследователя А.А. Майга; а также исследования Е.С. Ивашиной, М.В. Строганова, Н. А. Никитина, Н.А. Туляковой и др.
Учтены работы, посвященные научному освещению категорий жанра и метажанра: труды Н.Л. Лейдермана «Жанровые системы литературных направлений и течений», «Движение времени и законы жанра: жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е гг. », Ю.Н. Тынянова «Поэтика. История литературы. Кино», пермского литературоведа Р.С. Спивак «Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров», Е. Бурлиной «Культура и жанр: Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза» и др.
Материалом для магистерской диссертации послужил ряд травелогов, адресованный детям и среднего и младшего школьного возраста. Травелоги написаны уральскими авторами и опубликованы не позднее 2000 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении указывается степень научной разработанности темы, обосновывается актуальность избранного направления исследования, обозначаются предмет, объект, цель, задачи, формулируются методы исследования, практическая значимость и описывается структура исследования.
В первой главе - «Травелог и его жанровая специфика» - определены понятия и сущность травелога как жанра, выявлены его основные характеристики, а также предложен взгляд на травелог как метажанр.
Во второй главе - «Травелог в современной детской литературе Урала» - рассмотрены образцы уральских книг-травелогов,
проанализированы их устойчивые признаки в аспекте жанра, а также специфика их оформления и пространственная семантика.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования бытования уральских травелогов для детей в современном литературном процессе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Последние десятилетия в литературоведческих исследованиях, касающихся так называемой литературной географии, все чаще звучит непривычный еще для многих читателей и ученых термин травелог.
Как правило, травелогом литературоведы называют весьма пространный корпус тестов, а пользователи Интернет бездумно нарекают травелогом практически все заметки и видеодневники, имеющие отношение к путешествиям. На сегодняшний день нет единой концепции, какие тексты с полной уверенностью отнести к жанру травелога, а какие нет.
В диссертационной работе мы исследовали травелоги как вид литературы о родном крае, и на примере современных изданий для детей и подростков попытались выявить устойчивые признаки жанра уральских травелогов, а также специфические особенности самих произведений.
В первой главе диссертации освещена краткая история жанра литературной географии, рассмотрены мнения и точки зрения исследователей относительно содержательного значения термина травелог.
В целом, изучив работы, посвященные травелогам, мы можем констатировать, что общеупотребительное и однозначное определение жанра травелога на сегодняшний день не выработано. Нами была выдвинута гипотеза о том, что травелог можно рассмотреть с позиции наджанровых категорий, в частности, метажанра. Здесь мы столкнулись с еще одной трудностью: понятие метажанра также недостаточно исследовано.
В итоге, рассмотрев некоторые метажанровые концепции, мы обозначили основные признаки метажанра и то, насколько их можно применить к травелогам.
Важно подчеркнуть, что данный раздел исследования не претендует на окончательное решение проблемы, а демонстрирует один из возможных вариантов научного подхода изучению жанровой специфики травелога, оставляя, тем не менее, много дискуссионных вопросов.
В ходе анализа травелога как жанра, целесообразным нам представилось выявить его устойчивые характеристики: специфику художественного пространства и времени, субъектную организацию, преследуемые цели высказывания и дискурс.
Выбранный подход оказался в целом удачным, поскольку на его основе удалось выявить основные признаки и элементы травелога: путешествие как композиционную основу, степень выраженности авторского присутствия в дискурсе, основные цели, преследуемые травелогом, наличие географического фона, а также национального или чужого нарратива.
Все перечисленные элементы представляются актуальными как для взрослых, так и для детских травелогов. С другой стороны, мы должны были учитывать, что травелоги для детей имеют свою специфику. Стала очевидной необходимость, во-первых, в кратком экскурсе бытования жанра литературной географии в детской литературе, а во-вторых, в осмыслении тенденций современной детской литературы. Один из самых важных выводов данного раздела состоит в том, что травелог представляется видом литературы, который может помочь подрастающему поколению преодолеть разрыв в культурной памяти поколений, а также стать достоверным источником о прошлом и настоящем родного края.
Во второй главе диссертации, в первую очередь, представлен анализ современных детских изданий, которые могут быть отнесены к жанру травелога. Сегодня авторы тяготеют к переосмыслению литературных традиций и форм. Каждая из рассматриваемых книг поэтому, при общем фокусе изображения и назначении, имеет свою уникальную структуру и особенности.
Далее, на основе указанных травелогов, исследованы элементы, касающиеся их содержания и структурно-художественного оформления. Перед нами стояла задача проследить, как выявленные в первой главе устойчивые признаки жанра травелога реализуются в современных детских уральских травелогах.
Были сделаны выводы о крайней важности единства художественного и содержательного наполнения травелогов. Несмотря на то, что собственно изображения в изданиях традиционны (это фотографии, карты, схемы, рисунки), они находятся на разных уровнях взаимодействия с текстом, от простого дополнения до функционального назначения.
Также отмечено стремление структурной организации травелогов к интерактивности - взаимосвязи между раными элементами одной системы, ориентация на активного читателя; подобная подача материала характерна для Интернет-страниц.
Один из параграфов посвящен географическому пространству Урала, которое, в свою очередь, обладает исторически заложенными смыслами. В современных травелогах в полной мере воплощается семантика «плавильного котла» и «пестрого народа», хтонических глубин и «опоясывающих» гор, представление об уральцах как о мастерах и тружениках, о литературном наследии Урала, его загадочности, таинственности.
И, наконец, травелоги рассматриваются как часть современного литературного процесса.
В ходе работы над диссертацией особую трудность представила недостаточная научная освещенность понятия травелог. Исследований этого литературного жанра на сегодняшний день немного, причем авторы не имеют единого взгляда на его специфику и характерные особенности.
В будущем, как представляется, термин все же получит общепринятое распространение и относительно единую точку зрения на свою жанровую специфику, а детская литература пополнится еще ни одним интересным, грамотным и красочным травелогом.
Полагаем, что материал представленной диссертации будет полезен преподавателям для проведения внеклассной деятельности, проектов и классных часов, посвященных краеведению.



1. Алексеев П. В. Русский ориентальный травелог как жанр путевой прозы конца XVIII - первой трети XIX века [Текст] // Филология и человек. - 2014. - № 2. - С. 34-46.
2. Арутюнова Н. Д. Дискурс: лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. - С. 136-137.
3. Аскарова В. Я., Сафонова Н. К. Читающий подросток в фокусе
разнообразных представлений [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZwww.library.ru/1Z sociolog/text/article.php?a_uid=270 (дата обращения:
12.11.2018) .
4. Балла О. Нефотографизмы: преодоление травелога // Homo Legens. -
2013. - № 4. [Электронный ресурс]. URL:
http://magazines.russ.ru/homo_legens/2013/4/nefotografizmy-preodolenie- traveloga.html(дата обращения: 12.11.2018).
5. Барковская Н. В. Путешествие по Уралу с книгой: материалы для элективного курса [Текст] // Филологический класс. - 2016. - № 1(43). - С. 30-35.
6. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности [Текст] // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 424 с.
7. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров [Текст] // Бахтин М. М. Собр. соч. - М.: Русские словари. - 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.
8. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - М. - 1972. - С. 178-179.
9. Бондарева А. Литература скитаний [Электронный ресурс] : / Журнальный зал, 2012. - №7.- URL: http://magazines.russ.rU/october/2012/7/bo18.html(дата обращения: 12.11.2018).
10. Бурлина Е. Я. Культура и жанр: Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза [Текст] / Е.Я. Бурлина. - Саратов,
1987. - С. 45.
11. Власова Е. Г. «Географически в Азии»: десемиотизация евро-азиатской границы в уральском травелоге XIX века [Текст] //Международный журнал исследований культуры. - 2015. - № 4(21). - С. 85-96.
12. Даниленко В. П. Методы лингвистического анализа : курс лекций [Текст] / В. П. Даниленко. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 280 с.
13. Дыдыкина О. А. Эволюция стиля русских литературных путешествий конца XVIII - первой половины XIX в. [Текст] / НО.А. Дадыкина - М.: Знание, 1998. - 251с.
14. ЕдимТВ. Сезон спаржи, евреи и местное пиво - Германия, Лейпциг
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=BbY1OKmZtmY (дата обращения:
12.11.2018) .
15. Екатеринбург для больших и маленьких. Энциклопедия от А до Я (Учащиеся студии изобразительного искусства «Полосатый кот» и Дядя Эдя) [Текст]. - Екатеринбург, TATLIN. - 2016. - 104 с.: ил.
16. Железнодорожный район: история и судьбы / под ред. М.Ю. Фирсова, Ю. А. Горбунова. - Екатеринбург, «Уральский следопыт», 2013. - 253 с.
17. Жил-был седой Урал : сборник топонимических легенд [Текст] /Под ред. С. Логиновой. - Екатеринбург: Азимут, 2013. - 228 с.: ил.
18. Заповедный сказ : альбом-раскраска [Текст] / под ред. К. А. Подойниковой. - Нижняя Синячиха, 2018. - 37 с.: ил.
19. Зеленые горы, пестрый народ: В поисках связующих нитей: По следам путешествий Д.Н. Мамина-Сибиряка [Текст] / Авт. очерков А. П. Черноскутов, Ю.В. Шинкаренко. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008. - 480 с.: ил.
20. Ивашина Е. С. О специфике жанра «путешествия» в русской литературе первой трети XIX века // Вестник МГУ. Сер. IX. Филология. - 1979. - № 3. - С. 3-16
21. Как писать травелоги. Cosmopolitan [Электронный ресурс]. URL:
https://mi-pishem.livejournal.com/62354.html(дата обращения: 12.11.2018).
22. Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями [Текст] / Колл. авт. - Екатеринбург: Генри Пушель, 2011. - 128 с.: ил.
23. КидПассаж. По следам детей-путешественников: лучшие книги о
путешествиях и приключениях [Электронный ресурс]. URL:
http://kidpassage.com/publications/po-sledam-detey-puteshestvennikov-luchshie- knigi-o-puteshestvikah-i-priklyuchenijah(дата обращения: 12.11.2018).
24. Колер Г.-Б. Размышления о региональной литературе в славянских литературах с позиций теории литературного поля // РэНянальнае, нацыянальнае i агульначалавечае у лггаратуры. - Гомель: ЦД1Р, 2009. - 299 с.
25. Крестьянский сарафан Малахитницы: Культурно-исторические очерки [Текст] / Колл. авт. - Екатеринбург: ИД Сократ, 2003. - 368 с.: ил.
26. Кушвинов Ф.В. К вопросу о жанровом своеобразии детского африканского квазитравелога 1920-1930-х гг. [Электронный ресурс]. URL: http://elsu.ru/filologos/issues/115/articles/1656/(дата обращения: 12.11.2018).
27. Лаврова С. А. Потешные прогулки по Уралу [Текст] / С.А. Лаврова [худ. А. М. Елисеев]. - М.: РИПОЛ классик, 2011. - 40 с.: ил.
28. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра: жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е гг. [Текст] / Н. Л. Лейдерман. - Свердловск: Сред.-Урал, книж. изд-во, 1982. - С. 135.
29. Лейдерман Н. Л., Володина Е. Н. Соцреалистический метажанр и его потенциал [Текст] // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. - Книга 1. Новые художественные стратегии. - Екатеринбург, 2005. - С. 331.
30. Лейдерман Н.Л. Жанровые системы литературных направлений и течений [Текст] // Взаимодействие метода, стиля и жанра в современной литературе. - Свердловск, 1988. - С. 7.
31. Ленковская Е. Э. Сокровища Рифейских гор. О традиционных уральских художествах - детям и взрослым. - Екатеринбург: Генри Пушель, 2014. - 256 с.: ил.
32. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.
33. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Н.В. Гоголя // В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М.: Просвещение,
1988. - С. 251-293.
34. Майга А. А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и культура. - 2014. - №3(37). - С. 254-258.
35. Манаенко Г. Н. Дискурс и его отношение к речи, тексту и языку: сборник / Г. Н. Манаенко. - Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, 2003. - С. 53-68.
36. Маслова Н. М. «Путешествие» как жанр : автореф. дис. канд. филол. наук [Текст] / Н. М. Маслова - М.: Знание, 1973.
37. Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра [Текст] / Н. М. Маслова - М.: Знание, 1980. - 116 с.
38. МЕЛ. 10 детских книг для путешествий [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/knigi/4196283-travel_mif(дата обращения: 12.11.2018).
39. Милюгина Е. Г., Строганов М. В. Личность автора-путешественника в травелоге нового времени [Текст] / Культура и текст, 2014. - №3.- С. 6-18.
40. Милюгина Е. Г., Строганов М. В. Русская культура в зеркале путешествий: монография [Текст]. - Тверь: Твер. гос. ун-т. - 2013. - 176 с.
41. Мир квестов. Квесты для школьников в Екатеринбурге [Электронный ресурс]. URL: http://ekb.mir-kvestov.ru/categories/for-scholars(дата обращения:
12.11.2018) .
42. Михайлов В.А. Эволюция жанра литературного путешествия в
произведениях писателей XVIII-XIX веков : автореф. дис. канд. филол. наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-
zhanra-literaturnogo-puteshestviya-v-proizvedeniyakh-pisatelei-xviii-xix-vekov/ (дата обращения: 12.11.2018).
43. Михельсон В. А. Путешествие в русской литературе [Текст] / В. А. Михельсон. - Ростов н/Д, 1974. - 108 с.
44. Мориц К.Ф. Карл Райзер [Электронный ресурс]. URL: https ://www.libfox.ru/521387-karl-morits-anton-rayzer.html(дата обращения:
12.11.2018) .
45. Никитина Н.А., Тулякова Н.А. Жанр травелога: когнитивная модель. - 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/ di- гесШосишепЬ129856324.(дата обращения: 12.11.2018).
46. Ошанина Е.Н. Дневник русского путешественника первой четверти XVIII века / Е.Н. Ошанина // Советские архивы. - 1975. - № 1. - С. 105-108.
47. Подлубнова Ю.С. Жанр и метажанр: к проблеме разграничения [Электронный ресурс]. URL: https://www.netslova.ru/podlubnova/meta.html(дата обращения: 12.11.2018).
48. Полонский А. В. Травелог и его место в современной журналистике [Текст] // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». - 2015. - № 1. - С. 207-215.
49. Правда УрФО. Куйвашев вывел людей на демонстрацию [Электронный ресурс]. URL: http://pravdaurfo.ru/news/kuyvashev-vyvel-lyudey-na(дата обращения: 12.11.2018).
50. Русаков В. М. Дискурс травелога: образ Пути и Путника в мировой культуре [Текст] / Дискурс травелога. Сб. статей. Авт. - сост.: О.Ф. Русакова, В.М. Русаков. - Екатеринбург: ИД «Дискурс-Пи», 2009. - С.131-139.
51. Русская культура в зеркале путешествий : монография [Текст] . - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. - 176 с.
52. Рыжков А. М. Нарисованный город [Текст] // Изд. 3-е, доп. и перераб. - Екатеринбург, без изд., 2016. - 256 с.: ил.
53. Рыжков А. М., Рыжкова И. Г. Удивительная прогулка [Текст] // Уральское литературное агентство. - без изд., 2013. - ил.
54. Спивак Р. С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров [Текст] / Р. С. Спивак. - Красноярск, 1985. - С. 53.
55. Татьяничева Л. К. Стихи про Урал [Электронный ресурс]. URL: https://rustih.ru/lyudmila-tatyanicheva-ural/(дата обращения: 12.11.2018).
56. Топоров В.Н.Пространство и текст[Текст] // Текст: семантика и структура. - М., 1983, - С. 227-284.
57. Травелог - это испытание себя. Сибирский форум [Электронный ресурс]. URL: http://sibforum.sfu-kras.ru/node/776(дата обращения: 12.11.2018).
58. Травелог как новая форма журналистики о путешествиях [Электронный ресурс]. URL: https://nauchkor.ru/pubs/travelog-kak-novaya-forma-zhurnalistiki- o-puteshestviyah-5a6f88357966e12684eea31f(дата обращения: 12.11.2018).
59. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино [Текст] / Ю. Н. Тынянов. - М., 1977. - С. 255-270
60. Фрумкин К. Г. Откуда исходит угроза книги [Электронный ресурс] : Знамя. - №9.- URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2010/9/fr.html(дата обращения: 12.11.2018).
61. Хоринская Е. Е. Наш город [Текст] / Е. Е. Хоринская. - Свердловск: Сред.-Урал, книж. изд-во, 1972. - 36 с.
62. Частный корреспондент. Горизонты новых идей. П. Подкосов
[Электронный ресурс]. URL:
http ://www.chaskor.ru/ article/gorizonty_novyh_idej_3 9054 (дата обращения:
12.11.2018) .
63. Черноскутов А. П. С Бажовы по Уралу. Путеводитель [Текст] / А. П. Черноскутов. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2012. - 72 с.: ил.
64. Чернышевский Н. Г. [Текст] / Полн. собр. соч. - Т. IV. - М.: ГИХЛ, 1948. - 997 с.
65. Шпак Г. В. Травелог: поиск универсальной дефиниции. Четыре стратегии репрезентации пространства [Текст] // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 3. - С. 261-277.
66. Экологический туризм на зеленой планете. Личные переживания - основа качественного травелога [Электронный ресурс]. URL: https://eco- turizm.net/8721 -travelogi-ili-kak-pisat-o-puteshestviyah.html (дата обращения:
12.11.2018) .
67. Я happy мама. 10 книг о путешествиях, которые помогут ребенку познать
мир [Электронный ресурс]. URL: https://ihappymama.ru/10-knig-o-
puteshestviyah-totorye-pomogut-rebenku-poznat-mir/ (дата обращения:
12.11.2018) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ