Глава 1. Теоретические основы психолого -педагогического сопровождения 8
1.1. Теоретический обзор основных подходов к организации
деятельности психолого-педагогического сопровождения 8
1.2 Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья 14
Глава 2. Теоретические аспекты особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра 23
2.1. Теоретический обзор исследований проблемы раннего детского
аутизма 23
2.2. Особенности психофизиологического развития и организации психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами
аутистического спектра 28
Глава 3. Разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра 44
3.1 Исследование особенностей организации психолого¬педагогического сопровождения детей с расстройствами 44 аутистического спектра
3.2. Анализ индивидуальной работы с ребенком с расстройствами
аутистического спектра 60
3.3. Разработка и реализация программы психолого-педагогического
сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра 68
3.4. Анализ и оценка результатов реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами
аутистического спектра 80
Заключение 87
Список литературы 89
Приложения
Человек с первых дней своей жизни является существом социальным, через присвоение культурно-исторического опыта происходит формирование его как человеческой личности. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт. Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью, которого является ранний детский аутизм (РДА), расстройство аутистического спектра - одно из самых сложных, загадочных и недостаточно изученных явлений в системе современного образования. Дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в постоянном, комплексном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении, которое могут обеспечить специалисты в процессе взаимодействия. Своевременная и индивидуализированная коррекционно-развивающая помощь (поддержка) детям с РАС повышает эффективность развития и вхождения их в образовательную среду, расширяет их возможности (потенциал), повышает диапазон интеллектуального развития.
Раньше подавляющее большинство детей с выраженными дефектами развития попросту «сидели дома» не имея возможности учиться в образовательных учреждениях с другими учениками в силу выраженности физических и/или психических нарушений. В лучшем случае им рекомендовалось обучение на дому, что приводило к изоляции ребенка, невозможности общаться со сверстниками еще больше усугубляло ситуацию, препятствовало социализации ребенка.
В настоящее время отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья стало иным: мало кто возражает, что образование должно быть доступно всем детям без исключения. Нерешенным остается вопрос, как сделать, чтобы ребенок с отклонениями в развитии получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, и чтобы пребывание ребенка с ОВЗ, в свою очередь, не помешало организации учебного процесса в классе и не снизило бы общий уровень образования других детей.
Включение в образовательное пространство детей с РАС актуализировало решение вопросов методического обеспечения педагогического сопровождения детей данной категории. Приходится констатировать недостаток современных программно-методических материалов, раскрывающих цели, этапность, содержание коррекционно-педагогического процесса и комплексность развивающей работы с детьми данной категории. Также анализ научно-исследовательских работ и продуктивного педагогического опыта в сфере образования лиц с расстройствами аутистического спектра свидетельствует о том, что в силу своей неоднородности данная группа детей нуждается в максимальной индивидуализации форм, методов, средств и содержания обучения.
Реальностью на сегодняшний день является то, что дети с аутистическими расстройствами во многих детских садах и школах обучаются вместе со сверстниками, имеющими другие проблемы, или просто с обычными сверстниками. Но, несмотря на положительные результаты, достигнутые в этой сфере, существует еще много задач, связанных с социальной и образовательной адаптацией детей с расстройствами аутистического спектра, что и определяет необходимость длительного и специфичного психолого-педагогического сопровождения. Современный практический опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать право на получение качественного и адекватного возможностям и способностям образования, но и создана целостная система психолого-педагогического сопровождения.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях образовательной организации.
Объект исследования: психолого-педагогические проблемы ребенка с расстройствами аутистического спектра
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра будет успешным при условии разработки программы на основе комплексного подхода; своевременной, непрерывной, систематической помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический обзор основных подходов к
организации деятельности психолого-педагогического
сопровождения.
2. Проанализировать теоретические аспекты особенностей развития и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра
3. Изучить психолого-педагогические проблемы детей с расстройствами аутистического спектра
4. Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
5. Произвести анализ результатов реализации коррекционно - развивающей программы сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Теоретико-методологической основой исследования являются ведущие идеи культурно-исторической теории, психологические теории игровой деятельности (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин) и деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); онтогенетический подход, комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка и метод замещающего онтогенеза (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Ж.М. Глозман); психолого-педагогические проблемы раннего детского аутизма и его диагностики (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, И.И. Мамайчук и др.); факторы успешности инклюзивного образования и психолого¬педагогического сопровождения, разработанные С.В. Алехиной, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, С.А. Морозовым, Т.И. Морозовой, А.В. Хаустовым и др.; работы Л. М Шипицыной, Е.И. Казаковой.
Методы исследования.
1. Организационные методы.
- Комплексный. В исследовательской работе принимали участие различные специалисты: психолог, дефектолог, логопед, музыкальный работник и др.
- Сравнительный. Лонгитюдный. Систематическое изучение развития одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени.
2. Теоретические методы: анализ, систематизация и обобщение литературных данных по теме исследования.
3. Эмпирические методы.
- Экспериментальный метод. Проведение обучающего эксперимента индивидуально и со смешанной группой детей (нормативные дети и дети с расстройством аутистического спектра).
- Наблюдение за детьми в процессе занятий, в свободной деятельности и т.д.
- Беседа, опрос, консультирование родителей детей с расстройствами аутистического спектра.
- Анализ процесса сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра группой специалистов и продуктов деятельности детей в процессе взаимодействия. Анализ характеристик логопеда, дефектолога о ребенке с расстройством аутистического спектра. Анализ заключения и рекомендаций ПМПК.
3. Методы обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в разработке психолого-педагогической программы сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, которая будет полезна специалистам Центров реабилитации, образовательных организаций, инклюзивных групп, родителям детей с РАС и всем заинтересованным лицам.
База исследования: коррекционно-развивающий центр «София» г. Тюмени, для нормативно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья
Расстройство аутистического спектра - одно из самых сложных, загадочных и недостаточно изученных явлений в системе современного образования. Дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в постоянном, комплексном, квалифицированном медико-психолого¬
педагогическом сопровождении, которое могут обеспечить специалисты в процессе взаимодействия. Своевременная и индивидуализированная коррекционно-развивающая помощь детям с РАС повышает эффективность развития и вхождения их в образовательную среду, расширяет их возможности, повышает диапазон интеллектуального развития.
Включение в образовательное пространство детей с расстройствами аутистического спектра актуализировало решение вопросов методического обеспечения педагогического сопровождения детей данной категории. Несмотря на положительные результаты, достигнутые в этой сфере, существует еще много задач, связанных с социальной и образовательной адаптацией детей с расстройствами аутистического спектра, что и определяет необходимость длительного и специфичного психолого-педагогического сопровождения.
Современный практический опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать право на получение качественного и адекватного возможностям и способностям образования, но и создана целостная система психолого¬педагогического сопровождения.
Целью нашей работы было теоретическое обоснование и практическая реализация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях образовательной организации.
В процессе работы был осуществлен теоретический обзор основных подходов организации деятельности психолого-педагогического сопровождения. Исследованы теоретические аспекты особенностей развития и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра. Исследованы особенности организации и проведения психолого-педагогического сопровождения детей с РАС. Разработана и реализована программа. Произведен анализ результатов реализации программы психолого-педагогического сопровождения, который показал, что разработанная нами программа является достаточно эффективной в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра: способствует развитию социального взаимодействия, коммуникативных навыков, уменьшению дезадаптивного поведения, развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра на основе комплексного подхода, своевременной, непрерывной, систематической помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка является достаточно эффективным.
1. Аутичный ребенок - проблемы в быту (методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков). Москва, 1998.
2. Адаптированная образовательная программа обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова А.В. Манелис Н.Г. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 177 с.
3. Арцишевская И.Л. Учусь дружить! Тренинг коммуникативных навыков у дошкольников. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. - 48 с.
1. Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М.: Теревинф, 2011.
2. Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2016.
3. Баринова Е.В. Уроки Вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития
- Е.В. Баринова. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 253 с.
4. Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999.236 с.
5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
6. Бондарь Т.А., Захарова И.Ю., Константинова И.С. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. М.: Теревинф, 2018.
- 280 с.
7. Выготский Л. С. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983— 1984
8. Воронков В.В., Рубина Л.П., Макаров И.В. Детский аутизм и смысловая наполненность термина «расстройства аутистического спектра». Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. 2017; 62-64 с.
9. Гусева И. В. К вопросу организации комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 26.
10. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
11. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1976. 238 с.
12. Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе / под общ. ред. Т.Г. Неретиной. - 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 276 с.
13. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2017. - 208 с.
14. Каган, В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981.
15. Каган, В. Аутята. Родителям об аутизме. - СПб.: Питер, 2016.
...