Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Работа №96755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы148
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования позитивных взаимоотношений между младшими школьниками в условиях поликультурной среды 7
1.1 Анализ понятия «позитивные взаимоотношения» в научной
литературе 7
1.2 Особенности проявления позитивных взаимоотношений между
младшими школьниками в поликультурной среде 16
1.3 Специфика формирования позитивных взаимоотношений между
младшими школьниками в условиях поликультурной среды 26
Выводы по теоретической части исследования 35
Глава 2. Практические аспекты проблемы формирования позитивных взаимоотношений между младшими школьниками в условиях поликультурной среды 36
2.1 Организация экспериментального исследования и общая характеристика методов исследования 36
2.3 Программа формирования позитивных взаимоотношений между
младшими школьниками в условиях поликультурной среды 46
2.3 Анализ результатов исследования 50
Выводы по практической части исследования 57
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение 66


Актуальность темы исследования. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства [45].
ФГОС НОО предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества [46].
С целью реализации данного принципа, в общеобразовательных учреждениях преподаются мировоззренческие дисциплины (Основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики), формирующие у обучающихся понимание культурной идентичности народов России и воспитывающие уважительное отношение к представителям других культур и религий. Данные дисциплины преподаются лишь для обучающихся 4-х классов.
Необходимо признать, что реализация данного принципа только через преподавание дисциплины в 4 классе не использует другие методы и способы достижения этой цели. Более правильным было бы не ограничиваться учебной дисциплиной, а создавать условия для достижения этой цели с момента поступления ребенка в общеобразовательное учреждение. Учитывая возрастные особенности детей данного возраста, а также сложность прививаемых понятий, акцент должен быть сделан на создание такой среды, которая бы стимулировала у младших школьников развитие этих качеств и формировала позитивные взаимоотношения внутри детского коллектива.
В рамках решения данной проблемы была определена тема исследования - «Формирование позитивных взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста в условиях поликультурной среды».
Объект: позитивные взаимоотношения между детьми младшего школьного возраста.
Предмет: программа формирования позитивных взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста в условиях поликультурной среды.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и реализовать программу формирования позитивных взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста в условиях поликультурной среды.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что разработанная программа будет эффективным средством формирования позитивных взаимоотношений между младшими школьниками в условиях поликультурной среды.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической, учебно-методической, научной литературы определить и раскрыть содержание понятия «позитивные взаимоотношения».
2. Выявить особенности проявления позитивных взаимоотношений между младшими школьниками в поликультурной среде.
3. Определить специфику формирования позитивных
взаимоотношений между младшими школьниками в условиях поликультурной среды.
4. Определить методы исследования, на основе результатов которых будет разработана программа. 
5. Проанализировать результаты исследования.
Методологическую основу исследования составляют работы Я. Л. Коломинского, В.Н. Мясищева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, А.Г. Рузской, А.В. Петровского, Р. Фейрбейрна, Э. Берна, В. Шутца, Э. Эриксона, Е.П. Ильина, Р.С. Немова, В.А. Горяниной, Н.Н. Обозова, И.Ф. Яруллина, О.В. Гукаленко, М. Раттера, П.М. Якобсона, Е.В. Абраменко, М.С. Неймарка, А.С. Макаренко, Л.С. Выготского, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Решение поставленных задач осуществлялось с применением следующих методов исследования:
• теоретические - анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, изучение инновационного отечественного и зарубежного опыта, конструирование, обобщение содержания, систематизация, классификация;
• эмпирические - социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковской), тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе» (Д.Б. Эльконин), методика изучения толерантности детей (Доминик Де Сент Марс). В качестве метода математико-статистической обработки данных был выбран Т-критерий Вилкоксона.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №97 им. А.В. Гуменюка г. Екатеринбурга. В исследовании приняло 50 обучающихся 3-х классов.
Организация исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в период с 2017 по 2018 гг. и включало пять этапов:
Первый этап (январь - май 2017 г.) предполагал изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных и правовых документов; разработку понятийного аппарата, формулировку ключевых положений; проведение констатирующего эксперимента по определению существующего состояния проблемы и выявлению перспектив и возможностей ее решения в условиях начального образования.
Второй этап (сентябрь 2017 г.) - определение выборки и проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап (октябрь - ноябрь 2017 г.) был посвящен разработке программы формирования позитивных взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста в условиях поликультурной среды.
Четвертый этап (декабрь 2017 г. - апрель 2018 г.) состоял в апробации и корректировке разработанной программы, пересмотр и уточнение полученных в ходе исследования выводов, подведение итогов формирующего эксперимента.
Пятый этап (май - сентябрь 2018г.) - проведение контрольного среза в экспериментальном и контрольном классах, обобщение и систематизация полученных данных, подведение итогов исследования, оформление текста диссертации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации 149 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования является теоретическая обоснованность, разработка и реализация программы формирования позитивных взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста в условиях поликультурной среды.
Для начала мы рассмотрели понятие «взаимоотношения» как особый вид межличностных отношений, отличительной чертой которого является взаимный характер отношений и непосредственный контакт между субъектами отношений. Взаимоотношения характеризуются
избирательностью в эмоционально-оценочном смысле. На характер взаимоотношений между людьми оказывают влияние совместная деятельность и общение. Особенностью позитивных взаимоотношений, что имеет значение для данной работы, является наличие амбивалентного восприятия других людей, доброжелательного отношения к партнеру по взаимоотношениям, симпатии и стремления к взаимодействию. Выявили, что данный вид взаимоотношений формирует социально активную личность, способную эффективно взаимодействовать с людьми разных возрастов, религий, национальностей и т.д.
Рассмотрев особенности проявления позитивных взаимоотношений, мы выделили те особенности, которые представляют интерес для данного исследования, а именно: высокий уровень толерантности, эффективное взаимодействие со сверстниками и педагогами, владение навыками общения. Также была рассмотрена специфика формирования позитивных взаимоотношений.
В результате теоретического обоснования данного исследования была выдвинута гипотеза исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что разработанная программа будет эффективным средством формирования позитивных взаимоотношений между младшими школьниками в условиях поликультурной среды и будет выражаться в следующих показателях:
01 - в повышении общего уровня положительного статуса учащихся внутри класса;
02 - значительно повышается уровень сотрудничества в классе;
03 - значимо изменяется способность учащихся сопереживать,
сотрудничать, принимать другую точку зрения и «другого» человека, что проявляется в их толерантности по отношению к другим (в классе, дома, в целом в обществе).
Выбраны методики для проведения констатирующего эксперимента и контрольного среза, определены классы, на базе которых проходило исследование.
На основе результатов теоретического обоснования и констатирующего эксперимента была разработана программа формирования позитивных взаимоотношений между младшими школьниками в условиях поликультурной среды. Данная программа была апробирована в экспериментальном классе.
Внедряемая программа формирования позитивных взаимоотношений между младшими школьниками в условиях поликультурной среды создала благоприятную среду в классе, был сформирован высокий уровень позитивных взаимоотношений внутри коллектива, что подтверждается отсутствием «отвергаемых» после внедрения программы и значительным увеличением количества «популярных» и «предпочитаемых» учащихся. Гипотеза подтвердилась по показателю 01 - в повышении общего уровня положительного статуса учащихся внутри класса.
Исследования по тесту «Уровень сотрудничества в детском коллективе» в контрольном классе показал, что, если не применять дополнительных усилий (в виде соответствующих программ развития позитивных взаимоотношений) и следовать только традиционной методике и предлагаемым школой дисциплинам, то достоверно значимых изменений по шкалам методики не наблюдается, особенно низкие показатели по шкале «Ценность класса».
Исследования по методике «Уровень сотрудничества в детском коллективе» в экспериментальном классе показал, что, при внедрении программы формирования позитивных взаимоотношений, в классе значительно повышается уровень сотрудничества (особенно по показателям: «Ценность класса», «Ценность творчества», «Ценность личности»), что достоверно на уровне значимости подтверждает гипотезу по показателю 02 - значительно повышается уровень сотрудничества в классе.
Выбранная нами методика изучения толерантности показывает насколько положительные взаимоотношения складываются у учащихся в кругу друзей, в школе и дома, а также их общий уровень толерантности. Эксперимент показал, что внедряемая нами программа формирования положительных взаимоотношений младших школьников, достоверно значимо влияет на их толерантность в кругу друзей, в школе, дома, а также общую толерантность, т. е. значимо повышает их уровень позитивных взаимоотношений. Гипотеза подтвердилась по показателю 03 - значимо изменяется способность учащихся сопереживать, сотрудничать, принимать другую точку зрения и «другого» человека, что проявляется в их толерантности по отношению к другим (в классе, дома, в целом в обществе).
Гипотеза исследования подтвердилась по всем трем показателям с достоверной значимостью.



1. Аболина, Н. С. Практикум по развитию коммуникации - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 72 с.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
3. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении. - М.: Прессиздат, 2010.-189 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
5. Баева Ирина Александровна Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2002. №3.
6. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев М., 2000, 157 с.
7. Богданова А. И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1.С. 113-115.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд- во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
9. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326.
10. Грива О.А. Межкультурные коммуникации как ресурс культурной идентичности личности в условиях поликультурности // Национальные культуры в межкультурной коммуникации: сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 1. Социально-исторические аспекты межкультурного взаимодействия / БГУ, ф-т социокультурных коммуникаций, каф. культурологии; редкол.: Э. А. Усовская (отв. ред.) [и др.]. — Минск: Колорград, 2016. - С. 99-108.
11. Гриценко В.В., Кузнецова И.В. Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур // Психология образования в XXI веке: теория и практика. 2011. - С. 389-391.
12. Груценко В.В., Шустова Н.Е. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. - 2-е изд., доп. и перераб. / В.В. Гриценко, Н.Е. Шустова. - М.: Форум, 2011. - 224 с.
13. Гукаленко О. В. Теоретико-методологические основы педагогической
поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 /
Гукаленко Ольга Владимировна. - Ростов н/Д, 2000. - 404 с.
14. Гукаленко Ольга Владимировна Поликультурное образовательное
пространство как фактор социально-педагогического обеспечения
безопасности детей и молодежи // Ценности и смыслы. 2014. №4 (32).
15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. 2е изд. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ