ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 10
1.1 Ценностное отношение к семье как предмет психологического
исследования 10
1.2 Психолого - педагогическая характеристика старшеклассников 21
1.3 Групповые формы работы со старшеклассниками 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2. Программа формирования ценностного отношения к семье у
старшеклассников 34
2.3. Апробация программы формирования ценностного отношения к семье у
старшеклассников 42
2.3.1. Анализ и интерпретация результатов первичной диагностики старшеклассников 42
2.3.2. Сравнительный анализ ценностного отношения к семье старшеклассников экспериментальной и контрольной групп до участия в психолого - педагогической программе 51
2.3.3. Сравнительный анализ и интерпретация результатов повторной
диагностики старшеклассников 52
2.3.4. Сравнительный анализ ценностного отношения к семье старшеклассников экспериментальной и контрольной групп после
участия в психолого - педагогической программе старшеклассников экспериментальной группы 63
2.3.5. Сравнительный анализ первичного и повторного исследования ценностного отношения к семье у старшеклассников экспериментальной группы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Начиная с 90-х годов XX века проблемы семейных ценностей человека интенсивно исследовались психологами, социологами, историками, экономистами и представителями других наук.
Система ценностей, которыми обладает человек служит ему ориентиром на жизненном пути, интегральной характеристикой, либо как человека нравственно - порядочного, либо как социально опасного, с девиантным поведением. Проблема изучения ценностей является междисциплинарной, но именно в психологии ценности выступают одними из главных характеристик личности, определяющие ее направленность, духовное содержание и.т.п.
Как считают многие исследователи данной проблемы, именно семья является важной ценностью в жизни человека. А именно «нормально функционирующая» семья, может воспитать по истине настоящего человека, с правильно заложенными, социально положительными ценностями.
Под ценностным отношением к семье понимается осмысление человеком значимости семьи, для жизни и счастья, для присутствия любви в жизни, для радости общения с представителями семьи, взаимопонимания. Авторы изучающие данную проблему, считают, что ценностное отношение играет роль поддержания нормального функционирования общества, а самое главное, формирование будущего поколения.
Все более очевидно становится, что в современном мире умножилось число разводов и становится все меньше полных семей, где есть мама, папа. А в таких семьях утрачивается ценностное отношение к семье, в связи с не имеющейся семейной модели поведения, семейных традиций у старшеклассников. Современные исследования позволяют нам утверждать наличие данного факта. Нам интересно, возможно ли на практике сформировать ценностное отношение к семье у старшеклассников?
Изучение особенностей ценностного отношения к семье у старшеклассников имеет особое значение, является актуальным, поскольку позволяет определить духовный потенциал молодого поколения, способствует пониманию тенденций изменения общественного сознания в сфере семейных отношений.
Так же ее актуальность подчеркивает то, что в последние годы наблюдается значительное снижение качества воспитательной работы в школе, и особенно в сфере ценностного отношения к семейному воспитанию.
Степень разработанности проблемы:
1. «Ценностное отношение к семье у старшеклассников», И.В. Николаева.
В своей работе, Николаева рассматривает проблему формирования семейных ценностей у старшеклассников. Выход и путь решения данной проблемы она видит в том, чтобы человек обратился к Православным традициям семейного воспитания [5, с. 1].
2. «Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников», Ермакова Н.Н.
В своей работе Ермакова рассмотрела различные подходы к трактовке ценностного отношения к семье, касающиеся личных отношений, включая отношение к семье у старшеклассников, психологии семьи в целом; и определила компоненты, содержащиеся в нем [6, с. 1].
3. «Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников», Дмитриева Марина Александровна.
Марина Александровна рассматривала семью как институт социализации и индивидуализации личности. Были проанализированы семейный опыт старшеклассника на формирование представлений о семье [7, с. 1].
4. «Технология формирования ценностного отношения к семье подростков».
В работе представлена авторская разработка технологии по формированию ценностного отношения к семье подростков и результаты апробации данной программы [8, с. 1].
5. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности», Урбанович Любовь Николаевна.
В работе рассмотрены понятия «ценности», и «ценностное отношение». Так же в работе проанализирована роль внеучебной деятельности на формирование ценностного отношения к семье. Приложена авторская разработка показателей ценностного отношения к семье и рассмотрено содержание, формы и методы формирования ценностного отношения к семье [9, с. 1].
6. «Психолого - педагогические основы формирования эмоционально - ценностного отношения старшеклассников к семье», Алибекова Заира Намуждинова [10, с. 1].
В работе Заира Намуждинова раскрыла социально -педагогические предпосылки формирования у школьников отношения к семье как ценности; рассмотрела систему ценностей и психолого-педагогические основы формирования эмоционально-ценностного отношения у школьников к семье,
7. «Формирование ценностного отношения к семье через организацию семейного досуга и отдыха», Сола Е.С.
Основа любого государства - это общественные институты, главным из которых является семья. Формированию и развитию духовного и культурного облика каждого члена семьи способствует совместная досуговая деятельность. Ценности и атмосфера семьи определяют характер организации семейной досуговой деятельности [11, с.1].
8. «Формирование ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы», Касимова А.К.
Касимова проанализировала понятие - ценностное отношение к семье у старшеклассников. Выделила какие особенности старшего подросткового возраста существуют, которые препятствуют усвоению семейных ценностей как основных, базисных компонентов ценностного отношения к семье, способствующих появлению положительных предпосылок создания собственной семейной жизни. Особое внимание, а работе было уделено современным социально - педагогическим подходам к формированию ценностного отношения старших подростков к семье [12, с. 1].
Объект исследования: ценностное отношение к семье у старшеклассников.
Предмет исследования: динамика ценностного отношения к семье у старшеклассников в процессе реализации психолого — педагогической технологии.
Цель исследования: Разработать и апробировать программу,
направленную на формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы изучить и раскрыть сущность понятия ценностного отношения к семье в отечественной и зарубежной литературе.
2. Проанализировать психолого - педагогическую характеристику старшеклассников.
3. Ознакомиться с существующими групповыми формами работы со старшеклассниками, направленными на формирование ценностного отношения к семье.
4. Исследовать уровень развития ценностного отношения к семье у старшеклассников.
5. Разработать и апробировать программу, направленную на формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Гипотеза исследования:
Целенаправленное развитие ценностного отношения к семье у старшеклассников возможно в процессе реализации психолого — педагогической программы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Концепция ценностного отношения В.Н. Мясищева, П.И. Пидкасистого:
- положение о наличии осмысленности старшеклассником значимости семьи по следующим критериям: для жизни и счастья, для присутствия любви в жизни, для радости общения с представителями семьи, для физического и психологического комфорта, для ощущения себя частью семьи.
2. Философская концепция ценностных ориентации (В.П. Тугаринов, А.Г. Здравомыслов, О.Т. Дробницкий):
- положение о том, что ценности соединены с реальной жизнью, с индивидуальными и коллективными желаниями и потребностями людей. Один из важнейших критериев ценности — это полезность. Полезность то, что является благом и несёт определённую пользу обществу или какой-то конкретной группе людей
3. Аксиологическая концепция Г.П. Вылежцов:
- положение о том, что ценности обладают сложной, многоуровневой структурой. Они «существуют и функционируют объективно в практике реальных социокультурных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве ценностных категорий, норм, целей и идеалов.
- Ценность проявляется как «реализация межчеловеческих отношений», выделяя при этом в качестве субъектов отношений Бога, Природу, Общество, Человека.
4. Социокультурная концепция ценностей - Л.Н. Столович:
- положение о том, что ценность — это значение, «существует как объективное, так и субъективное значение.
Объективные значения характеризуют ценность, бытие ценности, а субъективные значения - осознание этого бытия, ценностное сознание».
Ценностное сознание имеет несколько уровней:
Первоначальный уровень - ценностная оценка, затем следует интуитивная способность к оценочной деятельности. Третий уровень - критерий оценочной деятельности - идеал, и, наконец, аксиологические взгляды людей.
Методы исследования: Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
- теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования).
- эмпирические методы (для изучения ценностного отношения к семье у старшеклассников использовались методики
1. Опросник «Семейные ценности» (М.В. Мартынова) [20, с 10].
2. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталов) [33, с. 12].
3. Методика «Исследование ценностных ориентаций» (С.А. Степанов) [16, с.41].
- методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни и Т- критерии Вилкоксона).
Формирование ценностного отношения к семье у детей невозможно без создания специальных психолого-педагогических условий. В данной работе, согласно цели и задачам исследования, была обоснована, разработана и апробирована психолого-педагогическая программа формирования ценностного отношения к семье старшеклассников.
В теоретической части исследования были рассмотрены современные научные исследования проблемы формирования ценностного отношения к семье, а также особенности старших школьников, оказывающих влияние на формирование ценностного отношения к семье.
Во второй главе представлена психолого - педагогическая программа формирования ценностного отношения к семье старшеклассников.
Также во второй главе представлены результаты исследования влияния психолого-педагогической программы формирования ценностного отношения к семье старшеклассников на развитие ценностного отношения к семье у старшеклассников. Старшие школьники обладают средним и низким уровнем семейных ценностей, а в большинстве случаях отношение к семье старшеклассники проявляют в форме ситуативно-позитивным, что говорит о формальном отношении к семье и ее традициям. При этом важными ценностями для старшеклассников являются любовь и счастливая семейная жизнь.
Старшеклассники, принявшие участие в психолого-педагогической программе формирования ценностного отношения к семье, повысили ценностное отношение к семье. Большинство участников программы стали обладать высоким и средним уровнем семейных ценностей, отношение к семье проявляется в форме устойчиво-позитивного отношения, что говорит о важности и ценности семьи для старшеклассников, а также важности семейных традиций и отношений. После проведения мероприятий программы, для старшеклассников стали более доступны такие ценности, как «любовь» и «счастливая семейная жизнь».
Разработанная психолого-педагогическая программа формирования ценностного отношения к семье старшеклассников, обладает статистически обоснованной эффективностью. Программа позволяет изменить ценностное отношение к семье у старшеклассников, повысить уровень семейных ценностей, устойчиво-позитивного отношения к семье, доступности ценностей «любовь» и «счастливая семейная жизнь».
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза о наличии влияния психолого-педагогической программы формирования ценностного отношения к семье старшеклассников на развитие ценностного отношения к семье у старшеклассников, нашла свое эмпирическое подтверждение.
1. Акутина, С. П. Теоретико-методологические основы воспитания духовных семейно-нравственных ценностей школьников. Монография. М, 2012. - С. 8.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие.- СПб.: Речь, 2014. - С. 244
3. Антонов, А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений Основы социологии: Курс лекций. - М.: Знание, 2013 С.123
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург,2012 С. 145.
5. Бестужев, С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. - М., 2013. - № 10. - С. 6-15.
6. Биктагирова, Г.Ф. Семейная педагогика: Краткий конспект лекций. Казань, 2014. - С. 29
7. Боровых, Л.Н. Философия: семья и брак: учебное пособие. Владим. гос.ун- т. - Владимир: Изд-во Владим. гос.ун-та, 2011. - С.111.
8. Васильева, С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие/С.В. Васильева — СПб, 2015. — С. 128
9. «Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности» [электронный ресурс] - Режим доступа: https://pandia.ru/393456/
10. Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее
преодоления. //Воспитание школьников, - № 3, - 2012 г., С. 15 - 20.
11. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности // Воспитание
школьников, - № 5, - 2013 г., С. 24 - 28.
12. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - 2011.- № 5. - С. 99-107.
13. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. - 2011. - № 4. - С. 53-57 97
14. Громова, Л.А. Нравственные аспекты исследовательской деятельности подростков/ Л.А. Громова// Справочник классного руководителя. - 2011. - №5. - С. 71 - 76.
15. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников // Социологические исследования. - 2010. - № 8. - С. 118-122.
16. Егорова, Н. Ю. Современная семья // Социально-гуманитарные знания.
- 2011. - № 4.
...