Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников

Работа №96753

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 10
1.1 Ценностное отношение к семье как предмет психологического
исследования 10
1.2 Психолого - педагогическая характеристика старшеклассников 21
1.3 Групповые формы работы со старшеклассниками 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2. Программа формирования ценностного отношения к семье у
старшеклассников 34
2.3. Апробация программы формирования ценностного отношения к семье у
старшеклассников 42
2.3.1. Анализ и интерпретация результатов первичной диагностики старшеклассников 42
2.3.2. Сравнительный анализ ценностного отношения к семье старшеклассников экспериментальной и контрольной групп до участия в психолого - педагогической программе 51
2.3.3. Сравнительный анализ и интерпретация результатов повторной
диагностики старшеклассников 52
2.3.4. Сравнительный анализ ценностного отношения к семье старшеклассников экспериментальной и контрольной групп после
участия в психолого - педагогической программе старшеклассников экспериментальной группы 63
2.3.5. Сравнительный анализ первичного и повторного исследования ценностного отношения к семье у старшеклассников экспериментальной группы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 74

Начиная с 90-х годов XX века проблемы семейных ценностей человека интенсивно исследовались психологами, социологами, историками, экономистами и представителями других наук.
Система ценностей, которыми обладает человек служит ему ориентиром на жизненном пути, интегральной характеристикой, либо как человека нравственно - порядочного, либо как социально опасного, с девиантным поведением. Проблема изучения ценностей является междисциплинарной, но именно в психологии ценности выступают одними из главных характеристик личности, определяющие ее направленность, духовное содержание и.т.п.
Как считают многие исследователи данной проблемы, именно семья является важной ценностью в жизни человека. А именно «нормально функционирующая» семья, может воспитать по истине настоящего человека, с правильно заложенными, социально положительными ценностями.
Под ценностным отношением к семье понимается осмысление человеком значимости семьи, для жизни и счастья, для присутствия любви в жизни, для радости общения с представителями семьи, взаимопонимания. Авторы изучающие данную проблему, считают, что ценностное отношение играет роль поддержания нормального функционирования общества, а самое главное, формирование будущего поколения.
Все более очевидно становится, что в современном мире умножилось число разводов и становится все меньше полных семей, где есть мама, папа. А в таких семьях утрачивается ценностное отношение к семье, в связи с не имеющейся семейной модели поведения, семейных традиций у старшеклассников. Современные исследования позволяют нам утверждать наличие данного факта. Нам интересно, возможно ли на практике сформировать ценностное отношение к семье у старшеклассников?
Изучение особенностей ценностного отношения к семье у старшеклассников имеет особое значение, является актуальным, поскольку позволяет определить духовный потенциал молодого поколения, способствует пониманию тенденций изменения общественного сознания в сфере семейных отношений.
Так же ее актуальность подчеркивает то, что в последние годы наблюдается значительное снижение качества воспитательной работы в школе, и особенно в сфере ценностного отношения к семейному воспитанию.
Степень разработанности проблемы:
1. «Ценностное отношение к семье у старшеклассников», И.В. Николаева.
В своей работе, Николаева рассматривает проблему формирования семейных ценностей у старшеклассников. Выход и путь решения данной проблемы она видит в том, чтобы человек обратился к Православным традициям семейного воспитания [5, с. 1].
2. «Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников», Ермакова Н.Н.
В своей работе Ермакова рассмотрела различные подходы к трактовке ценностного отношения к семье, касающиеся личных отношений, включая отношение к семье у старшеклассников, психологии семьи в целом; и определила компоненты, содержащиеся в нем [6, с. 1].
3. «Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников», Дмитриева Марина Александровна.
Марина Александровна рассматривала семью как институт социализации и индивидуализации личности. Были проанализированы семейный опыт старшеклассника на формирование представлений о семье [7, с. 1].
4. «Технология формирования ценностного отношения к семье подростков».
В работе представлена авторская разработка технологии по формированию ценностного отношения к семье подростков и результаты апробации данной программы [8, с. 1].
5. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности», Урбанович Любовь Николаевна.
В работе рассмотрены понятия «ценности», и «ценностное отношение». Так же в работе проанализирована роль внеучебной деятельности на формирование ценностного отношения к семье. Приложена авторская разработка показателей ценностного отношения к семье и рассмотрено содержание, формы и методы формирования ценностного отношения к семье [9, с. 1].
6. «Психолого - педагогические основы формирования эмоционально - ценностного отношения старшеклассников к семье», Алибекова Заира Намуждинова [10, с. 1].
В работе Заира Намуждинова раскрыла социально -педагогические предпосылки формирования у школьников отношения к семье как ценности; рассмотрела систему ценностей и психолого-педагогические основы формирования эмоционально-ценностного отношения у школьников к семье,
7. «Формирование ценностного отношения к семье через организацию семейного досуга и отдыха», Сола Е.С.
Основа любого государства - это общественные институты, главным из которых является семья. Формированию и развитию духовного и культурного облика каждого члена семьи способствует совместная досуговая деятельность. Ценности и атмосфера семьи определяют характер организации семейной досуговой деятельности [11, с.1].
8. «Формирование ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы», Касимова А.К.
Касимова проанализировала понятие - ценностное отношение к семье у старшеклассников. Выделила какие особенности старшего подросткового возраста существуют, которые препятствуют усвоению семейных ценностей как основных, базисных компонентов ценностного отношения к семье, способствующих появлению положительных предпосылок создания собственной семейной жизни. Особое внимание, а работе было уделено современным социально - педагогическим подходам к формированию ценностного отношения старших подростков к семье [12, с. 1].
Объект исследования: ценностное отношение к семье у старшеклассников.
Предмет исследования: динамика ценностного отношения к семье у старшеклассников в процессе реализации психолого — педагогической технологии.
Цель исследования: Разработать и апробировать программу,
направленную на формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы изучить и раскрыть сущность понятия ценностного отношения к семье в отечественной и зарубежной литературе.
2. Проанализировать психолого - педагогическую характеристику старшеклассников.
3. Ознакомиться с существующими групповыми формами работы со старшеклассниками, направленными на формирование ценностного отношения к семье.
4. Исследовать уровень развития ценностного отношения к семье у старшеклассников.
5. Разработать и апробировать программу, направленную на формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Гипотеза исследования:
Целенаправленное развитие ценностного отношения к семье у старшеклассников возможно в процессе реализации психолого — педагогической программы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Концепция ценностного отношения В.Н. Мясищева, П.И. Пидкасистого:
- положение о наличии осмысленности старшеклассником значимости семьи по следующим критериям: для жизни и счастья, для присутствия любви в жизни, для радости общения с представителями семьи, для физического и психологического комфорта, для ощущения себя частью семьи.
2. Философская концепция ценностных ориентации (В.П. Тугаринов, А.Г. Здравомыслов, О.Т. Дробницкий):
- положение о том, что ценности соединены с реальной жизнью, с индивидуальными и коллективными желаниями и потребностями людей. Один из важнейших критериев ценности — это полезность. Полезность то, что является благом и несёт определённую пользу обществу или какой-то конкретной группе людей
3. Аксиологическая концепция Г.П. Вылежцов:
- положение о том, что ценности обладают сложной, многоуровневой структурой. Они «существуют и функционируют объективно в практике реальных социокультурных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве ценностных категорий, норм, целей и идеалов.
- Ценность проявляется как «реализация межчеловеческих отношений», выделяя при этом в качестве субъектов отношений Бога, Природу, Общество, Человека.
4. Социокультурная концепция ценностей - Л.Н. Столович:
- положение о том, что ценность — это значение, «существует как объективное, так и субъективное значение.
Объективные значения характеризуют ценность, бытие ценности, а субъективные значения - осознание этого бытия, ценностное сознание».
Ценностное сознание имеет несколько уровней:
Первоначальный уровень - ценностная оценка, затем следует интуитивная способность к оценочной деятельности. Третий уровень - критерий оценочной деятельности - идеал, и, наконец, аксиологические взгляды людей.
Методы исследования: Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
- теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования).
- эмпирические методы (для изучения ценностного отношения к семье у старшеклассников использовались методики
1. Опросник «Семейные ценности» (М.В. Мартынова) [20, с 10].
2. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталов) [33, с. 12].
3. Методика «Исследование ценностных ориентаций» (С.А. Степанов) [16, с.41].
- методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни и Т- критерии Вилкоксона).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование ценностного отношения к семье у детей невозможно без создания специальных психолого-педагогических условий. В данной работе, согласно цели и задачам исследования, была обоснована, разработана и апробирована психолого-педагогическая программа формирования ценностного отношения к семье старшеклассников.
В теоретической части исследования были рассмотрены современные научные исследования проблемы формирования ценностного отношения к семье, а также особенности старших школьников, оказывающих влияние на формирование ценностного отношения к семье.
Во второй главе представлена психолого - педагогическая программа формирования ценностного отношения к семье старшеклассников.
Также во второй главе представлены результаты исследования влияния психолого-педагогической программы формирования ценностного отношения к семье старшеклассников на развитие ценностного отношения к семье у старшеклассников. Старшие школьники обладают средним и низким уровнем семейных ценностей, а в большинстве случаях отношение к семье старшеклассники проявляют в форме ситуативно-позитивным, что говорит о формальном отношении к семье и ее традициям. При этом важными ценностями для старшеклассников являются любовь и счастливая семейная жизнь.
Старшеклассники, принявшие участие в психолого-педагогической программе формирования ценностного отношения к семье, повысили ценностное отношение к семье. Большинство участников программы стали обладать высоким и средним уровнем семейных ценностей, отношение к семье проявляется в форме устойчиво-позитивного отношения, что говорит о важности и ценности семьи для старшеклассников, а также важности семейных традиций и отношений. После проведения мероприятий программы, для старшеклассников стали более доступны такие ценности, как «любовь» и «счастливая семейная жизнь».
Разработанная психолого-педагогическая программа формирования ценностного отношения к семье старшеклассников, обладает статистически обоснованной эффективностью. Программа позволяет изменить ценностное отношение к семье у старшеклассников, повысить уровень семейных ценностей, устойчиво-позитивного отношения к семье, доступности ценностей «любовь» и «счастливая семейная жизнь».
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза о наличии влияния психолого-педагогической программы формирования ценностного отношения к семье старшеклассников на развитие ценностного отношения к семье у старшеклассников, нашла свое эмпирическое подтверждение.



1. Акутина, С. П. Теоретико-методологические основы воспитания духовных семейно-нравственных ценностей школьников. Монография. М, 2012. - С. 8.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие.- СПб.: Речь, 2014. - С. 244
3. Антонов, А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений Основы социологии: Курс лекций. - М.: Знание, 2013 С.123
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург,2012 С. 145.
5. Бестужев, С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. - М., 2013. - № 10. - С. 6-15.
6. Биктагирова, Г.Ф. Семейная педагогика: Краткий конспект лекций. Казань, 2014. - С. 29
7. Боровых, Л.Н. Философия: семья и брак: учебное пособие. Владим. гос.ун- т. - Владимир: Изд-во Владим. гос.ун-та, 2011. - С.111.
8. Васильева, С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие/С.В. Васильева — СПб, 2015. — С. 128
9. «Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности» [электронный ресурс] - Режим доступа: https://pandia.ru/393456/
10. Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее
преодоления. //Воспитание школьников, - № 3, - 2012 г., С. 15 - 20.
11. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности // Воспитание
школьников, - № 5, - 2013 г., С. 24 - 28.
12. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - 2011.- № 5. - С. 99-107.
13. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. - 2011. - № 4. - С. 53-57 97
14. Громова, Л.А. Нравственные аспекты исследовательской деятельности подростков/ Л.А. Громова// Справочник классного руководителя. - 2011. - №5. - С. 71 - 76.
15. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников // Социологические исследования. - 2010. - № 8. - С. 118-122.
16. Егорова, Н. Ю. Современная семья // Социально-гуманитарные знания.
- 2011. - № 4.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ