Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЕМЬИ

Работа №96752

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Теоретическое обоснование проблемы психологической безопасности семьи 7
1.1. Теоретическое обоснование понятия безопасность 7
1.2. Выделение критериев психологической безопасности семьи 15
1.3. Выделение личностных детерминант психологической безопасности
семьи 19
Вывод по главе I 23
Глава II. Исследование влияния личностных факторов на психологическую безопасность семьи 26
2.1. Методы и организация исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов 35
2.3. Количественный и качественный анализ результатов 39
Вывод по главе II 43
Глава III. Разработка программы, способствующей развитию ответственности, доверия, эмоциональной устойчивости в супружеских отношениях 45
3.1. Программа, способствующая развитию ответственности, доверия,
эмоциональной устойчивости в супружеских отношения 45
3.2. Описание занятий, предусмотренных программой 51
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 68


Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей человека. По мнению И.А. Баевой, В.П. Соломина, Л.А. Михайлова, Т.В. Маликовой, О.В. Шатровой и других ученых семья, является широко представленным в обществе социальным институтом, который обязан строить свою локальную систему безопасности. Функция безопасности в семье предполагает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. Вступая в брак, люди заинтересованы в долговременном выживании, стабильности и уверенности в будущем. Однако, социально¬экономическая и политическая обстановка в стране и в мире влияет на семейную систему и ее безопасность. Каждый человек, подвергаясь негативным влияниям внешней среды, чувствуя угрозу своей безопасности, старается скрыться от этих угроз. Рассматривая семейные отношения как гарант психологической безопасности, как место, где можно скрыться от внешних угроз, люди могут впадать в депрессию, уходить в зависимости или разрывать семейные узы, не получая ощущения безопасности, находясь в семье.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что нарушения внутрисемейных отношений оказывают негативное влияние на ощущение безопасности каждого члена семьи. Построение удовлетворительных межличностных отношений зависит от личной заинтересованности каждого участника этих отношений, а так же от личностных качеств и особенностей участников отношений. Говоря о семейных отношениях, мы можем предполагать, что личная заинтересованность в построении удовлетворительных межличностных отношений присутствует, но личностные особенности каждого из супругов могут препятствовать не только построению удовлетворительных межличностных отношений, но и ощущению психологической безопасности как каждого члена семьи в отдельности, так и всей семьи в целом.
Тема психологической безопасности семьи изучена недостаточно. Среди отечественных ученых, рассматривающих психологическую безопасность семьи мы можем отметить Аркаеву Н.И., Ахмадееву Е.В., Баеву И.А., Беляеву П.И., Грачева Г.В., Долгову В.И., Зинченко Ю.П., Зотову О.Ю., Кабаченко Т.С., Краснянскау Т.М., Маликову Т.В.,
Михайлова Л.А., Соломина В.П., Шатрову О.В., Эксакусто Т.В.
Объектом исследования является психологическая безопасность семьи.
Предмет исследования: личностные особенности человека, влияющие на психологическую безопасность семьи.
Цель: выявление личностных детерминант психологической
безопасности семьи.
Задачи:
1. осуществить теоретический анализ и синтез научных источников;
2. организовать практическое исследование личностных особенностей людей, состоящих в браке;
3. организовать практическое исследование состояния
психологической безопасности семьи;
4. представить количественный и качественный анализ результатов исследования;
5. выделить критерии психологической безопасности семьи;
6. выделить личностные детерминанты психологической безопасности семьи;
7. разработать программу, направленную на способствование развития в супружеских отношениях качеств, необходимых для формирования психологической безопасности семьи.
Гипотеза исследования: на состояние психологической безопасности семьи влияют личностные особенности супругов.
Методами исследования стали: теоретико-методологический анализ данных литературы; эмпирические методы (наблюдение, опрос);
диагностические («Самоактуализационный тест» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз, 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелл, многоуровневый личностный опросник
«Адаптивность» А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волкова, тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко, опросник «Психологический климат семьи»), психологические, а также математико-статистические методы (факторный анализ, метод ранговых корреляций Спирмена).
Методологическая основа:
• проблемы семьи и брака, семейного неблагополучия (Алексеева Л.И., Васягина Н.Н., Волкова А.Н., Голод С.И., Гурова Р.Г., Елизаров А.Н., Дементьева И.Ф., Мансуров Н.С., Медведева Г.П., Олиференко Л.Я., Сатир В., Фелинская Н., Харчева А.Г., Шульга Т.И.).
• психология безопасности (Зинченко Ю.П., Котик М.А.)
• безопасность как отсутствие опасности (Белов П.Г., Дмитриев А.П., Фишер Д., Шарихин А.Е.);
• понятие психологической безопасности (Рощин С.К. и Соснин В.А.);
• удовлетворенность браком (Голод С.И., Столин В.В.,
Карабановой О.А.)
• психологический климат семьи (Добрынина О.А).
Теоретическая значимость данной работы заключается в изучении научно-исследовательских разработок в современной науке, объясняющих механизмы формирования психологической безопасности семьи. В обосновании проблем и условий, связанных с формированием психологической безопасности семьи. 
Практическая значимость исследования заключается в формулировании личностных детерминант психологической безопасности семьи, а так же в разработке программы, направленной на способствование развитию в супружеских отношениях качеств, необходимых для формирования психологической безопасности семьи. В дальнейшем это послужит полезным инструментом в семейном консультировании по вопросам психологической безопасности семьи, межличностного общения, семейных конфликтов.
Этапы проведения исследования:
1) теоретический;
2) практический (тестирование, обработка результатов);
3) завершающий (выделение личностных детерминант
психологической безопасности семьи).
База исследования: в исследовании приняли участие 50 супружеских пар, не имеющих детей, проживающих в городе Глазове. Возраст исследуемых 25-35 лет. Продолжительность брака от 1 года до 3лет.
Структура дипломной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка из 65 наименований и приложения. Работа содержит 8 диаграмм и 8 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящей работы, которая заключалась в исследовании влияния личностных особенностей человека на состояние психологической безопасности семьи, была достигнута.
В ходе написания работы были решены основные задачи: нами был осуществлен теоретический анализ и синтез научных источников; было организовано практическое исследование личностных особенностей людей, состоящих в браке; организовано практическое исследование состояния психологической безопасности семьи; представлены количественный и качественный анализ результатов исследования; выделены критерии психологической безопасности семьи; выделены личностные детерминанты психологической безопасности семьи, а так же составлена программа, направленная на способствование формированию личностных качеств, необходимых для формирования психологической безопасности семьи.
В теоретической части работы нами были выделены критерии психологической безопасности семьи: удовлетворенность браком и психологический климат в семье, а так же были выделены личностные факторы детерминации психологической безопасности семьи:
• зрелость чувств и умение их выразить;
• эмоциональная устойчивость;
• устойчивость к неблагоприятным ситуациям;
• ответственность;
• соответствие ролевых ожиданий супругов;
• доверие к своему партнеру.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: на состояние психологической безопасности семьи влияют личностные особенности супругов. Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено диагностическое исследование с помощью шести методик.
В результате проведенного исследования нами было выделено три группы респондентов, относительно состояния психологической безопасности семьи: безопасные (63%), не в полной мере безопасные (16%) и не безопасные (21%). Кроме того, с помощью факторного анализа мы выделили личностные факторы, оказывающие влияние на состояние психологической безопасности семьи, ими стали: доверие к своему партнеру, ответственность и эмоциональная устойчивость. Метод ранговой корреляции Спирмена показал, что от совпадения ролевых ожиданий супругов напрямую зависит удовлетворенность браком и психологический климат в семье.
Таким образом, в результате проведенного исследования, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Данные, полученные в ходе и в результате исследования, могут быть использованные в работе семейного психолог при индивидуальном и групповом консультировании, а так же при разработке программ, направленных на гармонизацию семейных отношений, преодоления кризисов семейных отношений и непосредственно налаживания уровня психологической безопасности семьи. Программа, разработанная нами, может быть использована практикующим психологом в работе с семьями, имеющими проблемы в области психологической безопасности семьи.



1. Алексеева Л.С. Представление супругов о семье в юридически значимом развитии отношений в браке: Диссерт. ... канд. психол. наук. — М., 1984.
2. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. - 2015. - № 3/4. - С.113-126.
3. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Диссерт. ...канд. психол. наук. - М., 2014.
4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. Психология за рубежом // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2008. - № 2.
— С. 60-71.
5. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2008. - № 2. - С. 44-53.
6. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы освоения ролей
мужчины и женщины. // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 74-81.
7. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: МГУ, 2016. - 167 с.
8. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2016. - 5 с.
9. Ахмадеева Е. В. Виртуальное пространство как угроза
психологической безопасности семьи // Вестник Башкирского университета.
- 2014. - № 1. - С. 242 - 247.
10. Ахмадеева Е. В. Психологическая безопасность семьи в представлении студентов с разными ценностными ориентациями // Доклады Башкирского университета. 2016. Том 1. № 3. С. 621-626.
11. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов по спец. "Психология" / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2011. - 384 с. - 30 экз.
12. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. СПб.: Речь, 2001.
13. Васильева Н.Н. «Обеспечение психологической безопасности
пребывания ребенка в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] // Консультация педагога-психолога . URL:
http: //berezkasakmara.ucoz.ru/metodzanj atij a/konsultacij a_psikhologa_vasilevoj - pdf.pdf (дата обращения 15.07.2018)
14. Васягина, Н.Н. Диагностика супружеских отношений: методические рекомендации для практических психологов / Н.Н. Васягина ; Шадр. гос. пед. ин-т. -Шадринск, 1999. - 50с.
15. Васягина, Н.Н. Использование тренинга в процессе коррекционной работы психолога с семьей / Н.Н. Васягина, Ю.А. Токарева // Проблемы практической психологии: коррекционная работа практического психолога с разновозрастным контингентом : сб. статей межд. науч.-пр. конф. / Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск, 2000. - С. 202 - 208.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ