Образ женщины в прозе Н.М. Карамзина
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVII - XVIII ВЕКОВ 11
1.1. Женщина в литературе Петровского времени 11
1.2. Образ женщины в литературе классицизма 27
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ПРОЗЕ Н.М. КАРАМЗИНА 47
2.1. Героини в ранней прозе Н.М. Карамзина 47
2.2. Специфика изображения женщин в «исторических» повестях Н.М.
Карамзина 62
2.3. Своеобразие героинь в «таинственных» повестях Н.М. Карамзина 75
2.4. Образ женщины в поздней прозе Н.М. Карамзина 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVII - XVIII ВЕКОВ 11
1.1. Женщина в литературе Петровского времени 11
1.2. Образ женщины в литературе классицизма 27
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ПРОЗЕ Н.М. КАРАМЗИНА 47
2.1. Героини в ранней прозе Н.М. Карамзина 47
2.2. Специфика изображения женщин в «исторических» повестях Н.М.
Карамзина 62
2.3. Своеобразие героинь в «таинственных» повестях Н.М. Карамзина 75
2.4. Образ женщины в поздней прозе Н.М. Карамзина 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
Одним из значимых писателей в русской литературе является Николай Михайлович Карамзин. Его произведения «Евгений и Юлия», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др. открыли новое направление в истории русской литературы. В литературоведении традиционно принято считать, что Карамзин является основоположником сентиментализма как литературного направления. Впервые в русской литературе на первый план выступает душа героя, его внутренний мир. В.Г. Белинский точно подметил, что писатель «сумел заохотить русскую публику к чтению русских книг» [Белинский 1955 : 139].
Литературоведы схожи в мысли о несомненной ценности творчества Н.М. Карамзина для истории русской литературы.
«Карамзиным, - писал В.Г. Белинский, - началась новая эпоха русской литературы» [Белинский 1954 : 71]. «Карамзина читали все грамотные люди, претендовавшие на образованность, многих из них только Карамзин и мог заставить приняться за чтение книг и полюбить это занятие как приятное и полезное» [Белинский 1954 : 71]. В.Г. Белинский называет литературную деятельность Карамзина подвигом. «Везде и во всем, - писал он, - Карамзин является не только преобразователем, но и начинателем, творцом» [Белинский 1954 : 71]. Критик выделил в истории русской литературы целый период, назвав его карамзинским.
Изучением творчества Н.М. Карамзина занимались Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, В.Э. Вацуро, П.А. Орлов, Ф.З. Канунова, Д.Д. Благой, Е.Н. Купреянова, Е.И. Осетров, Н.Д. Кочеткова, Л. А. Сапченко, С.Э. Павлович, Л.Г. Кислягина, Т. А. Каменецкая, В.И. Глухов, С.М. Исупова, С.Б. Калганова и др.
Анализ научной литературы приводит нас к выводу о том, что больше всего внимания ученые уделяют «Бедной Лизе» и «Письмам русского путешественника».
Так, например, Д.Д. Благой называет это произведение «самой знаменитой и. действительно, особенно характерной и значительной и литературно-общественном отношении повестью» [Благой 1951 : 644].
Одним из самых известных современных исследователей творчества Н.М. Карамзина является Ю.М. Лотман. Его работа посвящена биографии писателя, факторам, повлиявшим на его мировоззрение. Главное внимание автор уделяет путешествию Карамзина по Европе и работе над «Письмами русского путешественника». Другим произведениям Лотман уделяет незначительное внимание: «Например, «Бедная Лиза» упоминается в связи с характеристикой этических и философских взглядов писателя: «То, что добровольная гибель героини не вызывает у автора никакого осуждения, уже само по себе было «модным» взглядом, более связанным с «Вертером», чем с традиционными представлениями» [Лотман 1997 : 227].
С.Э. Павлович рассматривает «Бедную Лизу» как произведение во многом определившее жанровые каноны сентиментальной чувствительной повести: «Под пером Н.М. Карамзина четко определились характерные особенности «чувствительной повести». Она значительно ослабила назидательность, научилась не только говорить о любви героев, но передавать их состояние. Она сосредоточила внимание на личности и на ее духовной жизни, на отражении ее индивидуальных особенностей» [Павлович 1974 : 149]. Большое внимание ученый уделяет героям повести «Бедная Лиза», которые явились откровением для читающей публики: «Лиза первая в русской литературе героиня, которая, забыв о голосе долга и рассудка, смело пошла на встречу своей страсти. Эраст достаточно живой образ, совершенно выпадающий из схемы положительного героя, наметившейся в литературе. Карамзин, первый в русской литературе сумел раскрыть внутренний мир героев, их психическое состояние через особенности строения фразы, через эмоциональную окраску речи» [Павлович 1974 : 152].
«Одно из самых замечательных достижений Карамзина-повествователя состояло в том, что повести его были первыми опытами художественного анализа закономерностей и некоторых противоречий внутреннего мира человека. Тем самым они перенесли изображение явлений "нравственности" из области абстрактных моральных "истин" и столь же отвлеченного, абстрактного нравоучения, как это имело место в сентиментальных повестях и нравоучительных романах XVIII века, в сферу рассмотрения психологии отдельного человека. Новаторство Карамзина заключается в том, что он впервые предпринял попытки психологического раскрытия героя, попытки далеко не совершенные, но открывающие новую страницу в истории русской литературы» [Купреянова 2006 : 95 - 96].
Одной из немногих работ, специально посвященных проблеме Карамзинского психологизма, является статья Н.Г. Пурыскиной. Автор этой статьи рассматривает жест, как основной прием психологического анализа в произведениях Н.М. Карамзина: «Богата палитра эмоциональных оттенков, присущих душевному миру персонажей «Бедной Лизы»: огорчение, грусть, отчаяние, любовь... - всего не перечислишь. Достигается это мастерству языка жестов. Жест - самый чуткий и искренний вестник душевных движений человека, который далеко не всегда может словами поведать о своих чувствах» [Пурыскина 1985 : 113-117].
П.А. Орлов дает оценку сентиментальным произведениям Карамзина: «В сентиментальной прозе появляется субъект речи: личный повествователь, рассказчик. Душевные переживания «истории» или «случая» меняет представление на видение мира, он становится оправданным. Поменялся предмет изображения: не внешний мир, а внутренний мир героев. Повлиял и внутренний мир повествователя, который переживает, либо сопереживает. Это дало писателю вобрать не только сферу внешнего мира, а сделать центром обыденную жизнь предметом личного поведения. Главным объектом внимания писателей стал внутренний мир простолюдина, что обусловило необходимость искать новые средства художественной характеристики персонажей. Возник интерес к тому, как душевные качества героя проявляются в его внешности (портрет), в его отношении к природе (пейзаж), самооценке (исповедь)» [Орлов 1979 : 232].
В центре любого произведения стоит человек с его неповторимым характером, с его интересами. И основная задача любой литературы - раскрыть тайны его души. Н.М. Карамзин сумел приоткрыть тайну души человеческой. Писатель овладел приемами психологического анализа в раскрытии внутреннего мира человека. Именно поэтому его произведения вызывали большой интерес и не оставляли равнодушным ни одного читателя.
В современном литературоведении не подвергаются сомнению открытия писателя как психолога. Например, Г.А. Гуковский считает: «Повести и очерки Карамзина приближаются по манере к лирическим стихотворениям. И читатель искал в них не столько занимательного сюжета, довольно безразличного, сколько именно переживаний, создания эмоциональной атмосферы, до сентиментализма неизвестной русской литературе и открывавшей для неё перспективы нового и плодотворного понимания сложности душевной жизни человека» [Гуковский 1947 : 81].
Анализу достижений Карамзина в области изображения внутреннего мира героев посвящены работы Н. Д. Кочетковой. В них сделан анализ некоторых приемов раскрытия внутреннего мира сентиментальных героев (роль чтения, портрет, пейзаж). Исследователь отмечает следующее: «При всем различии в поисках новых путей и писатели, и художники, связанные с сентиментализмом, все с большим вниманием относятся к внутреннему миру человека, ищут средства для передачи его психологического состояния. В пределах одного направления возникают разные тенденции, противостоящие друг другу: с одной стороны, утверждение определенного стереотипа героя, с другой - стремление преодолеть возникающий шаблон, выйти за его рамки. В противоборстве названных тенденций осуществляется развитие художественного сознания, подготавливаемого к следующему этапу - искусству романтизма и отчасти реализма» [Кочеткова 1986 : 70 - 96].
Нельзя обойти вниманием диссертацию А.Н. Кудреватых, которая посвящена эволюции психологизма прозы Карамзина. Исследовательница прослеживает изменения от прямых форм раскрытия внутреннего мира к аналитизму, т.е. к более сложным формам [Кудреватых 2009].
Один из аспектов рассмотрения творчества Карамзина - жанровая специфика его произведений. Так Ю.М. Лотман отмечает: «Традиция прозы XVIII века подсказывала готовую художественную форму - политический роман с псевдоисторическим сюжетом, тот самый роман, о котором Карамзин столь пренебрежительно отозвался в «Рыцаре нашего времени». И Карамзин пошел по этому - недавно им самим осужденному - пути. Повесть «Марфа-посадница» не могла не оживить в сознании читателей начала XIX века воспоминания о тех исторических романах, авторы которых тревожат священных прах Нум, Аврелиев, Альфредов» [Лотман 1998 : 389].
С. Е. Подлесова в своей работе, посвященной жанру исторической повести в творчестве Карамзина, направляет внимание на стремление автора показать характеры героев в развитии, а не в статике [Подлесова 2000 : 72].
В карамзиноведении существует еще один дискуссионный вопрос: принадлежность писателя к определенному литературному направлению.
Ф.З. Канунова приходит к мысли, что «значение Карамзина-писателя <...> нужно видеть не в том, что он порывает с эстетикой сентиментализма, а в том, что он создает и совершенствует ее» [Канунова 1969 : 23].
Однако есть мнения, что Н.М. Карамзин был не только основоположником сентиментализма, но и стал родоначальником предромантизма в русской литературе (рубеж XVIII-XIX веков) [Троицкий 1985 : 68]. В данном случае объектом исследования становятся поздние произведения Карамзина, о которых пишет В.Ю. Троицкий, В. В. Биткинова и др.
По мнению В.Ю. Троицкого, поздняя проза Карамзина является переходным мостом от сентиментализма к романтизму: «На стыке этих двух литературных движений возникает повесть Карамзина "Наталья, боярская дочь". В ней предромантический интерес к отечественной истории "сошелся" в творческом воображении Карамзина с сентименталистским интересом к внутреннему миру человека. Две повести "Остров Борнгольм" и "Сиерра- Морена" написаны совершенно в ином романтическом ключе. Здесь на первый план выдвигается изображение неизвестных сентиментализму страстей и "ужасных" происшествий, резко противоположных по своему характеру "наивной" интриги сентиментальных произведений» [Троицкий 1985 : 68].
Говоря о Карамзине не только как о писателе-сентименталисте, исследователи приходят к выводу, что писатель положил начало другому аспекту изучения свойств личности, противоположному всему чувствительному и ранимому. Показателем такой «античувствительности» является повесть «Моя исповедь». В этом произведении Карамзин выявляет новый тип, который можно поставить в один ряд с «маленьким человеком», «лишним человеком», тип «странного» человека.
Ю.М. Лотман, анализируя данное произведение, отмечает: «Идея врожденно злой природы человека лежит в основе повести «Моя исповедь» [Лотман 1998 : 344]. Еще несколько лет тому назад для Карамзина «я» было единственной, доступной пониманию человека реальностью и, следовательно, единственной возможной предпосылкой всех суждений («что человеку занимательнее самого себя?»). Теперь, оставаясь на позициях непознаваемости объективного, Карамзин исходит из мысли о необходимости согласования в едином общественном организме этих многочисленных, враждебных друг другу людей-эгоистов. Углубление в свое «я» теперь третируется как эгоизм, а любимая прежде самим автором характеристика внешнего мира как мира «китайских теней моего воображения» вкладывается в уста эгоиста - героя повести «Моя исповедь» [Лотман 1998: 345].
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что нет исследований, специально посвященных выявлению женских типажей в прозе Н.М. Карамзина.
Цель: проанализировать специфику женского образа в прозаических произведениях Н.М. Карамзина.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. Выявить этапы формирования образа женщины в истории русской литературы
2. Выявить особенности женского образа в сентиментализме
3. Проанализировать образы женщины в прозе Карамзина на разных этапах его творчества
Объект исследования: прозаические произведения Карамзина.
Предмет исследования: образ женщины в его произведениях.
Научная новизна заключается в том, что наше исследование позволяет уточнить существующие представления о приемах раскрытия женских образов в творчестве Карамзина. Анализ способов создания внутреннего мира героинь позволит выявить различные типажи на разных этапах творчества Карамзина.
Методология исследования основана на сравнительно-историческом методе, базируется на трудах, посвященных проблеме образа женщины (и др.) и на отечественных литературоведческих работах, посвященных изучению творчества Н.М. Карамзина (Г.А. Гуковский, П.А. Орлов, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Н.Д. Кочеткова, Ф.З. Канунова, А.Н. Кудреватых, Е.Н. Куприянова и др.).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в школьном и вузовском преподавании творчества Н.М. Карамзина на уроках литературы.
Апробация работы. Материалы исследования послужили основой для доклада на научной конференции «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, УрГПУ) в 2017-2018 уч. году и последующей публикации в сборнике научных трудов.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав (с выделением параграфов), заключения и списка литературы.
Литературоведы схожи в мысли о несомненной ценности творчества Н.М. Карамзина для истории русской литературы.
«Карамзиным, - писал В.Г. Белинский, - началась новая эпоха русской литературы» [Белинский 1954 : 71]. «Карамзина читали все грамотные люди, претендовавшие на образованность, многих из них только Карамзин и мог заставить приняться за чтение книг и полюбить это занятие как приятное и полезное» [Белинский 1954 : 71]. В.Г. Белинский называет литературную деятельность Карамзина подвигом. «Везде и во всем, - писал он, - Карамзин является не только преобразователем, но и начинателем, творцом» [Белинский 1954 : 71]. Критик выделил в истории русской литературы целый период, назвав его карамзинским.
Изучением творчества Н.М. Карамзина занимались Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, В.Э. Вацуро, П.А. Орлов, Ф.З. Канунова, Д.Д. Благой, Е.Н. Купреянова, Е.И. Осетров, Н.Д. Кочеткова, Л. А. Сапченко, С.Э. Павлович, Л.Г. Кислягина, Т. А. Каменецкая, В.И. Глухов, С.М. Исупова, С.Б. Калганова и др.
Анализ научной литературы приводит нас к выводу о том, что больше всего внимания ученые уделяют «Бедной Лизе» и «Письмам русского путешественника».
Так, например, Д.Д. Благой называет это произведение «самой знаменитой и. действительно, особенно характерной и значительной и литературно-общественном отношении повестью» [Благой 1951 : 644].
Одним из самых известных современных исследователей творчества Н.М. Карамзина является Ю.М. Лотман. Его работа посвящена биографии писателя, факторам, повлиявшим на его мировоззрение. Главное внимание автор уделяет путешествию Карамзина по Европе и работе над «Письмами русского путешественника». Другим произведениям Лотман уделяет незначительное внимание: «Например, «Бедная Лиза» упоминается в связи с характеристикой этических и философских взглядов писателя: «То, что добровольная гибель героини не вызывает у автора никакого осуждения, уже само по себе было «модным» взглядом, более связанным с «Вертером», чем с традиционными представлениями» [Лотман 1997 : 227].
С.Э. Павлович рассматривает «Бедную Лизу» как произведение во многом определившее жанровые каноны сентиментальной чувствительной повести: «Под пером Н.М. Карамзина четко определились характерные особенности «чувствительной повести». Она значительно ослабила назидательность, научилась не только говорить о любви героев, но передавать их состояние. Она сосредоточила внимание на личности и на ее духовной жизни, на отражении ее индивидуальных особенностей» [Павлович 1974 : 149]. Большое внимание ученый уделяет героям повести «Бедная Лиза», которые явились откровением для читающей публики: «Лиза первая в русской литературе героиня, которая, забыв о голосе долга и рассудка, смело пошла на встречу своей страсти. Эраст достаточно живой образ, совершенно выпадающий из схемы положительного героя, наметившейся в литературе. Карамзин, первый в русской литературе сумел раскрыть внутренний мир героев, их психическое состояние через особенности строения фразы, через эмоциональную окраску речи» [Павлович 1974 : 152].
«Одно из самых замечательных достижений Карамзина-повествователя состояло в том, что повести его были первыми опытами художественного анализа закономерностей и некоторых противоречий внутреннего мира человека. Тем самым они перенесли изображение явлений "нравственности" из области абстрактных моральных "истин" и столь же отвлеченного, абстрактного нравоучения, как это имело место в сентиментальных повестях и нравоучительных романах XVIII века, в сферу рассмотрения психологии отдельного человека. Новаторство Карамзина заключается в том, что он впервые предпринял попытки психологического раскрытия героя, попытки далеко не совершенные, но открывающие новую страницу в истории русской литературы» [Купреянова 2006 : 95 - 96].
Одной из немногих работ, специально посвященных проблеме Карамзинского психологизма, является статья Н.Г. Пурыскиной. Автор этой статьи рассматривает жест, как основной прием психологического анализа в произведениях Н.М. Карамзина: «Богата палитра эмоциональных оттенков, присущих душевному миру персонажей «Бедной Лизы»: огорчение, грусть, отчаяние, любовь... - всего не перечислишь. Достигается это мастерству языка жестов. Жест - самый чуткий и искренний вестник душевных движений человека, который далеко не всегда может словами поведать о своих чувствах» [Пурыскина 1985 : 113-117].
П.А. Орлов дает оценку сентиментальным произведениям Карамзина: «В сентиментальной прозе появляется субъект речи: личный повествователь, рассказчик. Душевные переживания «истории» или «случая» меняет представление на видение мира, он становится оправданным. Поменялся предмет изображения: не внешний мир, а внутренний мир героев. Повлиял и внутренний мир повествователя, который переживает, либо сопереживает. Это дало писателю вобрать не только сферу внешнего мира, а сделать центром обыденную жизнь предметом личного поведения. Главным объектом внимания писателей стал внутренний мир простолюдина, что обусловило необходимость искать новые средства художественной характеристики персонажей. Возник интерес к тому, как душевные качества героя проявляются в его внешности (портрет), в его отношении к природе (пейзаж), самооценке (исповедь)» [Орлов 1979 : 232].
В центре любого произведения стоит человек с его неповторимым характером, с его интересами. И основная задача любой литературы - раскрыть тайны его души. Н.М. Карамзин сумел приоткрыть тайну души человеческой. Писатель овладел приемами психологического анализа в раскрытии внутреннего мира человека. Именно поэтому его произведения вызывали большой интерес и не оставляли равнодушным ни одного читателя.
В современном литературоведении не подвергаются сомнению открытия писателя как психолога. Например, Г.А. Гуковский считает: «Повести и очерки Карамзина приближаются по манере к лирическим стихотворениям. И читатель искал в них не столько занимательного сюжета, довольно безразличного, сколько именно переживаний, создания эмоциональной атмосферы, до сентиментализма неизвестной русской литературе и открывавшей для неё перспективы нового и плодотворного понимания сложности душевной жизни человека» [Гуковский 1947 : 81].
Анализу достижений Карамзина в области изображения внутреннего мира героев посвящены работы Н. Д. Кочетковой. В них сделан анализ некоторых приемов раскрытия внутреннего мира сентиментальных героев (роль чтения, портрет, пейзаж). Исследователь отмечает следующее: «При всем различии в поисках новых путей и писатели, и художники, связанные с сентиментализмом, все с большим вниманием относятся к внутреннему миру человека, ищут средства для передачи его психологического состояния. В пределах одного направления возникают разные тенденции, противостоящие друг другу: с одной стороны, утверждение определенного стереотипа героя, с другой - стремление преодолеть возникающий шаблон, выйти за его рамки. В противоборстве названных тенденций осуществляется развитие художественного сознания, подготавливаемого к следующему этапу - искусству романтизма и отчасти реализма» [Кочеткова 1986 : 70 - 96].
Нельзя обойти вниманием диссертацию А.Н. Кудреватых, которая посвящена эволюции психологизма прозы Карамзина. Исследовательница прослеживает изменения от прямых форм раскрытия внутреннего мира к аналитизму, т.е. к более сложным формам [Кудреватых 2009].
Один из аспектов рассмотрения творчества Карамзина - жанровая специфика его произведений. Так Ю.М. Лотман отмечает: «Традиция прозы XVIII века подсказывала готовую художественную форму - политический роман с псевдоисторическим сюжетом, тот самый роман, о котором Карамзин столь пренебрежительно отозвался в «Рыцаре нашего времени». И Карамзин пошел по этому - недавно им самим осужденному - пути. Повесть «Марфа-посадница» не могла не оживить в сознании читателей начала XIX века воспоминания о тех исторических романах, авторы которых тревожат священных прах Нум, Аврелиев, Альфредов» [Лотман 1998 : 389].
С. Е. Подлесова в своей работе, посвященной жанру исторической повести в творчестве Карамзина, направляет внимание на стремление автора показать характеры героев в развитии, а не в статике [Подлесова 2000 : 72].
В карамзиноведении существует еще один дискуссионный вопрос: принадлежность писателя к определенному литературному направлению.
Ф.З. Канунова приходит к мысли, что «значение Карамзина-писателя <...> нужно видеть не в том, что он порывает с эстетикой сентиментализма, а в том, что он создает и совершенствует ее» [Канунова 1969 : 23].
Однако есть мнения, что Н.М. Карамзин был не только основоположником сентиментализма, но и стал родоначальником предромантизма в русской литературе (рубеж XVIII-XIX веков) [Троицкий 1985 : 68]. В данном случае объектом исследования становятся поздние произведения Карамзина, о которых пишет В.Ю. Троицкий, В. В. Биткинова и др.
По мнению В.Ю. Троицкого, поздняя проза Карамзина является переходным мостом от сентиментализма к романтизму: «На стыке этих двух литературных движений возникает повесть Карамзина "Наталья, боярская дочь". В ней предромантический интерес к отечественной истории "сошелся" в творческом воображении Карамзина с сентименталистским интересом к внутреннему миру человека. Две повести "Остров Борнгольм" и "Сиерра- Морена" написаны совершенно в ином романтическом ключе. Здесь на первый план выдвигается изображение неизвестных сентиментализму страстей и "ужасных" происшествий, резко противоположных по своему характеру "наивной" интриги сентиментальных произведений» [Троицкий 1985 : 68].
Говоря о Карамзине не только как о писателе-сентименталисте, исследователи приходят к выводу, что писатель положил начало другому аспекту изучения свойств личности, противоположному всему чувствительному и ранимому. Показателем такой «античувствительности» является повесть «Моя исповедь». В этом произведении Карамзин выявляет новый тип, который можно поставить в один ряд с «маленьким человеком», «лишним человеком», тип «странного» человека.
Ю.М. Лотман, анализируя данное произведение, отмечает: «Идея врожденно злой природы человека лежит в основе повести «Моя исповедь» [Лотман 1998 : 344]. Еще несколько лет тому назад для Карамзина «я» было единственной, доступной пониманию человека реальностью и, следовательно, единственной возможной предпосылкой всех суждений («что человеку занимательнее самого себя?»). Теперь, оставаясь на позициях непознаваемости объективного, Карамзин исходит из мысли о необходимости согласования в едином общественном организме этих многочисленных, враждебных друг другу людей-эгоистов. Углубление в свое «я» теперь третируется как эгоизм, а любимая прежде самим автором характеристика внешнего мира как мира «китайских теней моего воображения» вкладывается в уста эгоиста - героя повести «Моя исповедь» [Лотман 1998: 345].
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что нет исследований, специально посвященных выявлению женских типажей в прозе Н.М. Карамзина.
Цель: проанализировать специфику женского образа в прозаических произведениях Н.М. Карамзина.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. Выявить этапы формирования образа женщины в истории русской литературы
2. Выявить особенности женского образа в сентиментализме
3. Проанализировать образы женщины в прозе Карамзина на разных этапах его творчества
Объект исследования: прозаические произведения Карамзина.
Предмет исследования: образ женщины в его произведениях.
Научная новизна заключается в том, что наше исследование позволяет уточнить существующие представления о приемах раскрытия женских образов в творчестве Карамзина. Анализ способов создания внутреннего мира героинь позволит выявить различные типажи на разных этапах творчества Карамзина.
Методология исследования основана на сравнительно-историческом методе, базируется на трудах, посвященных проблеме образа женщины (и др.) и на отечественных литературоведческих работах, посвященных изучению творчества Н.М. Карамзина (Г.А. Гуковский, П.А. Орлов, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Н.Д. Кочеткова, Ф.З. Канунова, А.Н. Кудреватых, Е.Н. Куприянова и др.).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в школьном и вузовском преподавании творчества Н.М. Карамзина на уроках литературы.
Апробация работы. Материалы исследования послужили основой для доклада на научной конференции «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, УрГПУ) в 2017-2018 уч. году и последующей публикации в сборнике научных трудов.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав (с выделением параграфов), заключения и списка литературы.
В данной работе мы охватили временной интервал XVII - XVIII веков. В первой главе работы мы рассмотрели этапы формирования образа женщины в истории русской литературы. В Петровскую эпоху в центре внимания оказались «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория о храбром российском кавалере Александре и о любительницах его Тире и Элеоноре», «Гистория о некоем шлахецком сыне». Мы пришли к выводу, что эта первые произведения, в которых женщины более ярко изображены. Это тип сильной, храброй, но страдающей девушки, активно борющейся за свое право быть счастливыми. В «Гистории о храбром российском кавалере Александре и о любительницах его Тире и Элеоноре представлен тип роковой женщины, женщины-разрушительницы.
В эпоху классицизма мы взяли для анализа шуто-трагедию «Подщипа» И.А.Крылова, трагедию «Хорев» А.П. Сумарокова, комедию «Недоросль» Д.И. Фонвизина и др. В эту эпоху героини являются сходными для литературы классицизма. Все они представляют новый тип героя - человека с высокой гражданственностью и возможностью осуществлять борьбу за свою любовь.
В литературе Петровской эпохи и классицизма внедрение женских персонажей в литературу эпохи Петра I и эпохи классицизма - это только первые опыты показать женщину как полноценную, духовно богатую личность. Здесь свои приемы раскрытия характера. Чувства героинь можно узнать только по внешним проявлениям: поступкам, поведению, диалогам. Также характерен принцип «говорящих» фамилий, по которому мы можем узнать сущность действующих лиц. Здесь нет психологизма как такового, т.к. все внимание обращено внешним действиям.
В сентиментализме кардинально меняются сами героини и приемы создания женских типажей. Если в прошлые эпохи действующие женские типажи - это первые попытки показать ее с активной яркой стороны, то в сентиментальной прозе перед нами встает другой образ. Героини сентиментальной прозы очень чувствительные, метающиеся. Чаще всего это трагичный тип. Особого внимания заслуживает внутреннее состояние героинь. Все анализируемые нами героини данной эпохи заключены в нежный трогательный свой внутренний мир. Они страдают, льют слезы, полностью отдаются страстям и чувствам, и, главное, любят, любят большой сентиментальной любовью. Это, конечно же, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Бедная Маша» А.Е. Измайлова, «Российской Памела, или История Марии, добродетельной поселянки» П.Ю, Львова и др. Впервые появляется понятие «психологизм», представлены другие приемы раскрытия характера персонажей: жесть, деталь, портрет, внутренний монолог, параллелизм с природой, лирические отступления. Значительным элементом в раскрытии психологизма является фигура автора или рассказчика. Мы, следя за повествованием последнего, верим тому голосу, который ведет читателей по страницам книги. И голос рассказчика приобретает вид несомненной истины.
Анализ женских типажей на разных этапах литературного развития был важен для нашего исследования, т.к. основной целью нашей работы был анализ специфики женского образа в прозаических произведениях Н.М. Карамзина.
В ранней прозе Карамзина («Бедная Лиза», «Евгений и Юлия») героини укладываются в каноны сентиментализма, связь с природы с внутренним состоянием героинь показательно. Писатель-психолог использовал жесты, поступки, пейзаж, монологи в качестве приемов раскрытия характеров. В «исторических» повестях («Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», «Наталья, боярская дочь») это попытка изобразить женщину в истории. Наталья - историческая сентиментальная героиня, Марфа - женщина- правительница, которая обладает сильным решительным характером. Героини «таинственных» повестей («Сиерра-Морена», «Остров Борнгольм») представлены как непостижимые, неразгаданные, готические героини, совершившие страшный грех. Девушки зрелой прозы («Юлия», «Рыцарь нашего времени», «Чувствительный и холодный») нестатичные, они изменяются. Это героини со становящимся характером. Все, что казалось ранее важным и первостепенным, в финале произведения кажется дымом, недостойным малейшего внимания.
Необходимо вывести, что на протяжении литературы XVII-XVIII веков женские типы меняются. С каждым новым этапом развития литературы образ женщины эволюционирует. И, на наш взгляд, он впервые полностью раскрывается и обретает полноценность в эпохе сентиментализма, а именно в прозе Н.М. Карамзина. Героини Карамзина-психолога показаны в динамическом процессе, который претерпевал изменения под влиянием различных факторов его творческой судьбы.
Карамзин сделал огромный шаг в развитии русской литературы и впервые показал всю полноту и силу русской женщины, какая она была, есть и будет на самом деле: пылкая, страстная, любящая, непостоянная, но, самое главное, живая.
В эпоху классицизма мы взяли для анализа шуто-трагедию «Подщипа» И.А.Крылова, трагедию «Хорев» А.П. Сумарокова, комедию «Недоросль» Д.И. Фонвизина и др. В эту эпоху героини являются сходными для литературы классицизма. Все они представляют новый тип героя - человека с высокой гражданственностью и возможностью осуществлять борьбу за свою любовь.
В литературе Петровской эпохи и классицизма внедрение женских персонажей в литературу эпохи Петра I и эпохи классицизма - это только первые опыты показать женщину как полноценную, духовно богатую личность. Здесь свои приемы раскрытия характера. Чувства героинь можно узнать только по внешним проявлениям: поступкам, поведению, диалогам. Также характерен принцип «говорящих» фамилий, по которому мы можем узнать сущность действующих лиц. Здесь нет психологизма как такового, т.к. все внимание обращено внешним действиям.
В сентиментализме кардинально меняются сами героини и приемы создания женских типажей. Если в прошлые эпохи действующие женские типажи - это первые попытки показать ее с активной яркой стороны, то в сентиментальной прозе перед нами встает другой образ. Героини сентиментальной прозы очень чувствительные, метающиеся. Чаще всего это трагичный тип. Особого внимания заслуживает внутреннее состояние героинь. Все анализируемые нами героини данной эпохи заключены в нежный трогательный свой внутренний мир. Они страдают, льют слезы, полностью отдаются страстям и чувствам, и, главное, любят, любят большой сентиментальной любовью. Это, конечно же, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Бедная Маша» А.Е. Измайлова, «Российской Памела, или История Марии, добродетельной поселянки» П.Ю, Львова и др. Впервые появляется понятие «психологизм», представлены другие приемы раскрытия характера персонажей: жесть, деталь, портрет, внутренний монолог, параллелизм с природой, лирические отступления. Значительным элементом в раскрытии психологизма является фигура автора или рассказчика. Мы, следя за повествованием последнего, верим тому голосу, который ведет читателей по страницам книги. И голос рассказчика приобретает вид несомненной истины.
Анализ женских типажей на разных этапах литературного развития был важен для нашего исследования, т.к. основной целью нашей работы был анализ специфики женского образа в прозаических произведениях Н.М. Карамзина.
В ранней прозе Карамзина («Бедная Лиза», «Евгений и Юлия») героини укладываются в каноны сентиментализма, связь с природы с внутренним состоянием героинь показательно. Писатель-психолог использовал жесты, поступки, пейзаж, монологи в качестве приемов раскрытия характеров. В «исторических» повестях («Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», «Наталья, боярская дочь») это попытка изобразить женщину в истории. Наталья - историческая сентиментальная героиня, Марфа - женщина- правительница, которая обладает сильным решительным характером. Героини «таинственных» повестей («Сиерра-Морена», «Остров Борнгольм») представлены как непостижимые, неразгаданные, готические героини, совершившие страшный грех. Девушки зрелой прозы («Юлия», «Рыцарь нашего времени», «Чувствительный и холодный») нестатичные, они изменяются. Это героини со становящимся характером. Все, что казалось ранее важным и первостепенным, в финале произведения кажется дымом, недостойным малейшего внимания.
Необходимо вывести, что на протяжении литературы XVII-XVIII веков женские типы меняются. С каждым новым этапом развития литературы образ женщины эволюционирует. И, на наш взгляд, он впервые полностью раскрывается и обретает полноценность в эпохе сентиментализма, а именно в прозе Н.М. Карамзина. Героини Карамзина-психолога показаны в динамическом процессе, который претерпевал изменения под влиянием различных факторов его творческой судьбы.
Карамзин сделал огромный шаг в развитии русской литературы и впервые показал всю полноту и силу русской женщины, какая она была, есть и будет на самом деле: пылкая, страстная, любящая, непостоянная, но, самое главное, живая.
Подобные работы
- ТЕМА ДЕТСТВА В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017 - Светская повесть в прозе Н.М. Карамзина: материалы к изучению в школе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Женские образы в творчестве Б. Зайцева
Магистерская диссертация, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - РЕЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КИТАЙСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЖЕНСКОГО
САМОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ (НА
ПРИМЕРЕ РОМАНОВ ДЖ. ОСТЕН «ЧУВСТВО И
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ» И Л. УЛИЦКОЙ «КАЗУС КУКОЦКОГО»)
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Критерии оценки в литературной критике
В.В. Розанова (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЙ БИЛИНГВИЗМ РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (на материале писем)
Диссертация , филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЙ БИЛИНГВИЗМ РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Диссертация , филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



