ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УГОЛОВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 7
1.1. История развития законодательства, регулирующего вопросы примирения сторон в уголовном судопроизводстве в отечественной истории 7
1.2. Понятие несовершеннолетнего лица в законодательстве Российской
Федерации 10
1.3. Понятие, содержание и особенности применения процедуры примирения
в уголовном судопроизводстве 14
1.4. Некоторые аспекты применения примирительных технологий по
уголовным делам в отношении несовершеннолетних 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛГИЙ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ .... 28
2.1. Общая характеристика производства по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых 28
2.2. Правовое положение несовершеннолетних, защита и реализация их
конституционных прав в уголовном судопроизводстве 38
2.3. Особенности применения примирительной процедуры (медиации) при
производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 43
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ГРУППЕ РИСКА ИЛИ СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
Актуальность темы исследования. В настоящее время достаточно большое внимание уделяют такой социальной проблеме, как детская преступность. Многие ученые отмечают, что преступность становится год из года «моложе». Средний возраст несовершеннолетних правонарушителей и преступников колеблется от 12 до 17 лет, притом, что нижний показатель смещается на отметку 9-10 лет. В то же время, дети очень часто становятся объектом преступного деяния, а также оказываются вовлеченными взрослыми в преступную среду.
В условиях мирового кризиса преступность несовершеннолетних стала представлять одну из самых серьезных общественных проблем. Ее состояние и тенденции выступают одним из важнейших индикаторов нравственного здоровья и социального положения подрастающего поколения в обществе.
Так по данным МВД по России в январе - сентябре 2015 года зарегистрировано 1750,4 тыс. преступлений, или на 6,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них несовершеннолетними или при их участии совершено каждое 21 преступление - или 4,7% [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. По данным за январь - сентябрь 2018 года Свердловская область является лидером среди регионов с наибольшим показателем подростковой преступности от общего числа выявленных преступлений - 6,4 % [60]. За последние годы, качественно меняется структура преступности несовершеннолетних. Традиционно большая доля преступлений против собственности «вытесняется такими видами преступлений, как: преступления против личности, против общественной безопасности, преступления экстремистской направленности, преступления связанные с наркотиками. Увеличивается удельный вес преступлений в сфере компьютерных технологий.
Отмечается рост числа несовершеннолетних преступников из социальных групп, которые традиционно считаются «благополучными», что существенно расширяет социальный круг преступности несовершеннолетних и повышает ее интеллектуальный потенциал. Претерпевает кардинальные изменения и мотивация преступного поведения: возрастает число преступлений, носящих не ситуационный, а предумышленный характер, имеющих не детскую, а взрослую мотивацию (корысть, жестокость, садизм, агрессивность). Противоправные деяния несовершеннолетних носят демонстративный идеологизированный и политизированный характер.
С ростом детской преступности, возрастает число нарушений их прав в уголовно-правовой сфере. К подросткам, попавшим под действие уголовного закона, все чаще применяются наказания связанные с лишением свободы. В семейно-правовых отношениях интересы детей отходят на второй план, авторитет родительского воспитания ослабевает, дети с раннего возраста предназначены сами себе, отчего они позиционируют себя как полноправные субъекты общественных отношений и подвергаются унижению и нарушению своих законных прав и интересов, как со стороны взрослых, так и со стороны органов государственной власти.
Таким образом, теоретико-правовое исследование правовой защиты несовершеннолетних лиц, является сегодня весьма актуальной и своевременной научной задачей.
Степень изученности темы. Вопросам, касающимся защиты прав и интересов несовершеннолетних в уголовном процессе, посвящены работы таких исследователей как: А.П. Рыжаков, Е.А. Ухарева, Н.В. Машинская, А.А. Орлова, А.А. Мишенина, И.А. Кирянина, М.Н. Гордеева и др. Рассмотрением отдельных проблем, связанных с уголовным преследованием несовершеннолетних правонарушителей занимаются такие авторы как: А.Б. Шлипкина, О.В. Боровик, Н.Р. Косевич, Е.А. Брылева и др. Однако, данная тематика в силу своей меняющейся актуализации требует более детального рассмотрения, преобразования и объяснения практической значимости нововведений.
Признавая теоретическую и практическую значимость исследований указанных авторов, отметим, что они пока еще не привели к какому-либо существенному изменению форм, механизмов защиты прав несовершеннолетних.
Степень изученности проблемы определила выбор объекта, предмета, цели и задач данного исследования.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в процессе применения примирительных технологий по уголовным делам с участием несовершеннолетних.
Предмет исследования: применение примирительных технологий в уголовном судопроизводстве, как способ решения конфликтов в досудебном порядке, для обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации.
Цель исследования: проанализировать особенности уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних и рассмотреть особенности применения примирительных технологий в уголовном судопроизводстве.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать нормы международного права, российского и регионального законодательства по вопросам регулирования правового статуса несовершеннолетнего;
2. Рассмотреть особенности производства и применения примирительных технологий по уголовным делам с участием несовершеннолетних;
3. Изучить особенности механизмов защиты несовершеннолетних участников уголовного процесса, выявить основные проблемы их применения.
международные нормативные правовые акты, ратифицированные в России и связанные с защитой прав и интересов детей, такие как: Конвенция о правах ребенка от 5 декабря 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 г. и др. Также в основу исследования составили: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и др.
Методология исследования представлена следующими методами научного познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, специально-юридический, логический, анализ и статистический.
Научная новизна работы: заключается в разработке психолого-педагогического семинара для правоохранительных органов, осуществляющих непосредственную деятельность по предотвращению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также составлены практические рекомендации по заполнению индивидуальных карт детей, находящихся в группе риска и состоящих на внутришкольном учете.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Основополагающим направлением государственной социальной политики является гарантия соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, что определяет наделение и признанием за ними всех видов личных прав и свобод, которые содержатся в Конституции РФ, международных договорах и иных нормативных правовых актах.
Обеспечивая заботу о защите законных интересов и прав граждан, не достигших возраста 18 лет, государство и общество помогает создать оптимальные условия развития личности несовершеннолетнего, что способствует позитивному воспитанию, получению качественного образования, эффективной социализации подрастающего поколения.
На сегодняшний день правовое положение детей в Российской Федерации остается весьма неоднозначным. Нарушение прав и интересов детей случаются повсеместно как родителями, так и должностными лицами. Такая действительность в какой-то мере объясняется отсутствием единого федерального законодательства, регламентирующего вопросы защиты прав ребенка. Принятие единого законодательства, касающегося вопросов детства, помогло бы значительно облегчить государству и обществу контроль над обеспечением прав и интересов ребенка.
Во многих регионах деятельность по защите прав и интересов несовершеннолетних осуществляется по основным направлениям. Однако, проблемы, приводящие к преступности в среде несовершеннолетних не являются новыми и заключаются в недостаточной работе по профилактике преступного поведения, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Проведенное нами исследование, показало сложность и специфичность процессуальных стадий производства по уголовному расследованию в отношении несовершеннолетних. В процессе предварительного рассмотрения дела сотрудникам правоохранительных органов нужно помнить о соблюдении законных интересов и прав подростков, так как из-за специфики работы с указанной категорией граждан, высока вероятность их нарушения. В отношении несовершеннолетних производство по уголовным делам ведется по общим правилам, а также в соответствии с главой 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Целесообразно, чтобы допрос несовершеннолетних осуществляли только специально подготовленные сотрудники правоохранительных органов, которые имеют большой опыт работы с подростками. Для несовершеннолетних, законодательно предусмотрены более мягкие меры принуждения, так как существует вероятность их исправления и перевоспитания, силами государства и общественности, которые в сотрудничестве смогут оказать существенное педагогическое и нравственное воспитание на несовершеннолетних нарушителей закона.
Для того, чтобы наиболее эффективно и грамотно рассматривались уголовные дела в отношении несовершеннолетних Пленум ВС РФ требует постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию судей, которые работают с делами о преступлениях несовершеннолетних, чтобы обоснованно, справедливо и мотивированно выносить судебные решения.
На сегодняшний день все чаще обращаются к процедуре примирения, которая является основанием для прекращения уголовного дела, раскаяния преступника, возмещения им причиненного ущерба, а главное-это примирение с потерпевшим. Именно поэтому в современном уголовном судопроизводстве по делам в отношении несовершеннолетних предлагается участвовать профессиональному медиатору.
Применение процедуры примирения в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних на данный момент единственная область, в которой используются программы восстановительного правосудия с элементами классического уголовного процесса. Стоит отметить, что процедура примирения не имеет законодательного закрепления и является правом, а не обязанностью правоприменителей и остается всего лишь единичной инициативой.
Чаще всего примирительные процедуры осуществляются в службах примирения, главное требование к которым, заключается в независимости и самостоятельности при исполнении своих функций. Указанная деятельность на данный момент еще не получила официального статуса в рамках структур, в которых она создается.
Основополагающей идеей создания примирительного порядка расследования дел, является прекращение уголовного производства в суде, так как основным преимуществом судебного порядка рассмотрения дела по сравнению с досудебным является непосредственное участие сторон, исследование всех доказательств, право обвиняемого на защиту, строгая регламентация судебной процедуры законом с сохранением всех гарантий, принципов и условий (например, гласность, состязательность и т.п.).
Таким образом, процедура примирения находится на стадии формального оформления, не является законодательно закрепленной. Практика показывает, что к указанной технологии прибегает все больше сотрудников правоохранительных органов, так как она позволяет сократить число лиц, к которым применяется наказание в виде лишения свободы. Что касается особой категории граждан, несовершеннолетних, то процедура медиации позволяет в последующем способствовать ресоциализации подростка, его интеграции и успешному функционированию в обществе.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ от 04.08.2014 г. № 31. ;
2. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.
3. "Декларация прав ребенка" (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //
4. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Российская газета. - 2001. - № 249.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Российская газета. - 1996. - № 113.
7. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
8. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
9. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями);
10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
11. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193 - ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
12. Федеральный Закон от 9.06.2006 г. № 81-ФЗ «О ратификации
Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания» // Российская газета. - 2006. - № 4091.
13. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности». // Российская газета. - 1995. - № 160.
14. Федеральный Закон от 28.12.2013 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 52.
15. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012 г. № 23, ст. 2994. С. 6819-6845.
16. Постановление ГД ФС РФ от 14.05.2010 г. № 3656-5 ГД «О проекте Федерального закона № 201888-5 «О примирительной процедуре (медиации)» // Собрание законодательства РФ от 31.05.2010 г. № 22;
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» // Российская газета. - 2013. - № 294.
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 09.02.2012) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2011. - № 4.
19. Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845 «Об утверждении
Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2014. - № 11.
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 09.02.2012) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2011. - № 4.
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4.
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» // Российская газета. - 2013. - № 294.
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4.
24. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Министерства внутренних дел Российской Федерации; Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерства юстиции Российской Федерации; Федеральной службы безопасности Российской Федерации; Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации; Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 г. «О едином учете преступлений» // Российская газета. - 2006. - № 3979.
25. Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 // Рос. газета. 2009. 4 сент.
26. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (вместе с "Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях", утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн);
Учебная литература
27. Алиева, А. М. Проблемы внедрения примирительных процедур / А. М. Алиева // Право и экономика. - 2010. - № 3. - С. 17-19.
28. 14) Антипов, А. Н. Медиация: проблемы становления и развития / А. Н. Антипов // Российский судья. - 2014. - № 10. - С. 4-6.
29. Аболонин, В. О. В поисках российской модели судебной медиации / В. О. Аболонин // Российский юридический журнал. - 2011. - № 5 (сент.-окт.). - С. 120-127.
30. Ариети Д., Трамонте В. Медиация между потерпевшим и
правонарушителем в рамках процедур восстановительного правосудия: опыт Центра медиации «Trento» // Интеграция несовершеннолетних
правонарушителей в общество: роль судов и социальных служб (зарубежная практика и российский опыт): сб. докладов / под общ. ред. А. Л. Шиловской. - М., 2011. - С.172-190.
31. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Юрайт, 2014. С.34-35.
32. Боровик О. В. Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С.68.
33. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для ВУЗов, 6-е изд., перераб. и дополн. СПб.:Питер, 2012. С. 234.
34. Гусев В. Е. О соотношении права и медиации // Молодой ученый. 2011. № 10, т. 2. С. 56-57.
35. Деришев Ю. В., Забуга Е. Е. Потенциал прокуратуры России в сфере уголовной юстиции (на примере медиационной практики зарубежных стран) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. № 1. С. 10-15 ; Еремеев С. Г., Караваев А. Ф. Юридическая психология : учеб. пособие. М., 2013. 207с.
36. Калачева Е. Н. Деятельность адвоката по оказанию юридической помощи несовершеннолетним. - М.: Федеральная палата адвокатов, 2012. - С.184.
37. Карнозова Л. М. Медиация по уголовным делам в российской правовой системе // в сб.: Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013. - С.14-19.
38. Карнозова Л. М. Российское уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних и ювенальная юстиция // Государство и право. - 2017. - № 3. - С. 54-64.
39. Конин В.В. Некоторые вопросы применения восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Российская юстиция. - 2015. - № 7. - С.42-43.
40. Корнуков В.М. Конституционные основы положения личности в уголовном судопроизводстве. М.: Норма, 2013 г. — 609 с.
41. Омигов В. И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Рос. юстиция. 2012. № 1. 22-26.
42. Пенитенциарная криминология: Учебник / Под ред. Ю.М.
Антоняна, А.Я. Гришко, А.П. Фильченко. Рязань: Академия ФСИН России, 2013. — 849 с.
43. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2014. С. 163.
44. Рыжаков А.П. Субъекты (участники) уголовного процесса. М.: Дело и Сервис, 2013. С. 125-126.
45. Рыжаков А.П. Субъекты (участники) уголовного процесса. М.: Дело и Сервис, 2013. С. 125-126.
46. Савицкий В.М., Ларин А.М. Уголовный процесс: Словарь-справочник. - М, ИНФРА-М, 2013. - С. 82-83
47. Судебный контроль и новый УПК Российской Федерации// журнал "Юрист". 2014. №4. С.7
48. Ткачев В. Н. В Ростовской области региональная модель ювенальной юстиции // Рос. юстиция. 2012. № 2. С. 25-27 ; Кульшина Э. Ю. О практике работы Кингисеппского городского суда Ленинградской области по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних с применением элементов ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 4. С. 25-29 ; Вельянинов В. Н. О деятельности Пермского краевого суда по развитию ювенальной юстиции в Пермском крае // Там же. С. 30-31.
49. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Л.К. Айвар, Н.Н. Ахтырская, Э.И. Бордиловский и др.; под ред. В.И. Радченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2016. С.165.
50. Хананашвили Н. Результаты мониторинга деятельности служб примирения в 2012 году // Вестник восстановительной юстиции. 2013. № 10. С. 136-152.
51. Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2013 г. — 343 с.
52. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб. 2004. С. 181.
Электронные ресурсы
53. Зиброва Н.М. Защита и реализация конституционных прав
несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(24).
URL: http://sibac.info/archive/guman/9(24).pdf(дата обращения: 08.10.2018)
54. Медиатор - внесудебные процедуры - альтернативное урегулирование
споров - примирение сторон [Электронный ресурс] - Режим доступа : URL: http://mosmediator.narod.ru/status_mediatora/funktsii_mediatsii (дата
обращения: 20.07.2018 г.).
55. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/1305342/#ixzz4CExka42k. (Дата обращения 18.10.2018).
56. Пояснительная записка к Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (99) 19, посвященная медиации уголовных делах [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.08.2018)
57. Руководящие принципы в области предупреждения преступности и
уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий, принятому на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/1305345/#ixzz4CEyaq2jI(Дата обращения 20.10.2018).
58. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (Приняты 14.12. 1990 г. Резолюцией 45/112 на 68-ом
пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=6457 (Дата
обращения: 19.09.2018).
59. Рыжаков А.П. Задержание несовершеннолетнего. Избрание несовершеннолетнему лицу, подозреваемому в совершении преступления (обвиняемому), меры пресечения. Продление срока содержания под стражей несовершеннолетнего обвиняемого. Комментарий к статье 423 УПК РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(Дата обращения: 17.09.2018).
60. Состояние преступности в России за январь - май 2016 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn-- p 1 ai/upload/site1/document news/007/968/943/sb 1605.pdf(Дата обращения 11.10.2018 г.).
61. Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены
Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://mosmediator.narod.ru/index/0-1771(дата обращения: 20.09.2018).
62. Флямер М. Г. Опыт Центра «Судебно-правовая реформа» по включению процедур примирения в уголовном правосудии. URL: http://www.sprc.ru(дата обращения : 20.05.2018).