ВВЕДЕНИЕ 12
1. Теоретические аспекты оплаты труда в бюджетных учреждениях 15
1.1.О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений 15
1.2. Состояние действующей системы материального стимулирования
труда государственных гражданских служащих 20
1.3. Анализ оплаты труда гражданских служащих, ежемесячных и иных
дополнительных выплат 32
1.4. Анализ зарубежной практики вознаграждения по результатам
служебной деятельности государственных служащих 40
2. Анализ состояния оплаты труда в Администрации муниципального
образования Новомариинского сельского поселения 58
2.1 Общая характеристика Администрации муниципального образования Новомариинского сельского поселения 58
2.2. Основные показатели деятельности Администрации муниципального
образования Новомариинское сельское поселение 68
2.3. Анализ системы оплаты труда работников в Администрации
муниципального образования Новомариинского сельского поселения 74
3. Проблемы и основные направления совершенствования системы оплаты
труда в бюджетном учреждении 86
3.1. Основные проблемы системы оплаты труда государственных
служащих 86
3.2. Основные направления совершенствования оплаты труда
государственных служащих 88
3.3 Рекомендации по совершенствованию заработной платы в Администрации муниципального образования сельское поселение 100
3.4. Социальная ответственность 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
Актуальность темы исследования. Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Понятие «оплата труда» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное). Уровень заработной платы работников бюджетной сферы - это вопрос государственных приоритетов. Поэтому вопросы заработной платы должны быть ключевыми в социальной политике государства. С целью уменьшения социальной напряженности, государство, как основной гарант оплаты труда работников бюджетной сферы, должно принимать своевременные меры по повышению уровня жизни населения, сохранению высококвалифицированных специалистов в социальной сфере.
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.
Зарплата заинтересовывает работников в повышении эффективности производства, способствует развитию творческой активности человеческого фактора и в конечном итоге влияет на темпы и масштабы социальноэкономического развития страны. Для того чтобы перечисленные функции
выполнялись, необходимо постоянно совершенствовать формы и системы оплаты труда.
Цель данной дипломной работы - совершенствование системы оплаты труда в Администрации муниципального образования Новомаринское сельское поселение.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические аспекты оплаты труда в бюджетных учреждениях;
— провести анализ состояния оплаты труда в Администрации муниципального образования Новомариинского сельского поселения;
— выявить проблемы и определить основные направления совершенствования системы оплаты труда в бюджетном учреждении.
Объект исследования - деятельность бюджетных учреждений. В данной работе предметом исследования являются организационноэкономические аспекты формирования и совершенствования оплаты труды в бюджетных учреждениях (на примере Администрации муниципального образования Новомариинского сельского поселения).
Литературный обзор. В данной работе были рассмотрены теоретические концепции и изучена литература по вопросам организации оплаты и стимулирования труда следующих авторов : А.П. Егоршин, П.В. Журавлев, А. В. Калина и другие.
База исследования. В основу работы положены научные труды ведущих российских специалистов, монографии, материалы научных дискуссий, нормативные акты, специализированные периодические издания.
Методы исследования. В работе будут использоваться следующие методы: табличный, системный анализ изучаемых процессов и явлений, синтез информации об объекте исследования, обработка теоретических материалов, индукция.
Теоретическими и методологическими основаниями исследования явились научная литература, практические материалы.
Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Практическая значимость исследования. В дипломной работе обобщены и подробно прокомментированы требования законодательных и нормативных актов, регулирующих оплату труда в бюджетных учреждениях, даны рекомендации по совершенствованию заработной платы в Администрации муниципального образования Новомариинское сельское поселение, что является возможным для практического применения.
Труд работников отраслей бюджетной сферы характеризуется высоким уровнем ответственности, квалификацией и максимальным проявлением творчества в их деятельности. Это накладывает отпечаток на организацию их заработной платы. Наряду с общими принципами, организация оплаты труда в бюджетной сфере имеет свои особенности, такие как использование единых основ регулирования заработной платы во всех уровнях бюджетной сферы, дифференциация тарифных ставок и окладов работников.
Однако наличие законодательных и других ограничений не означает, что у предприятия нет возможности для проявления инициативы в вопросах оплаты труда. Главное все же зависит от него самого. Всякий труд должен быть оплачен. Но предприятие заботит не только факт оплаты труда, его заботит и сам труд, его качество и производительность.
Действующую систему материального стимулирования труда государственных гражданских служащих можно охарактеризовать как комплекс материальных стимулов, который призван обеспечить качество и эффективность труда данной категории служащих, привлечь в сферу государственного управления талантливых и продуктивных работников, раскрыть и реализовать их потенциал. В ее основе лежит положение о том, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Государственные гарантии, установленные для гражданских служащих, образуют важную составную часть их служебного статуса и по своей сути не являются привилегией. Действующая в настоящее время система основных и дополнительных гарантий представляет собой, с одной стороны, форму государственной компенсации за те ограничения и ущемления прав, которые предусматриваются законодательством в отношении этой категории
служащих, а с другой стороны, форму признания социально-экономической значимости их труда, которая способствует сглаживанию существующих противоречий между формой и характером этого труда.
Анализ мирового опыта развития систем оплаты труда свидетельствует о том, что в этой сфере действуют следующие основные тенденции: формирование устойчивой связи работник - организация, которое обусловлено повышением роли личности работника и выходом его личных качеств на передний план; понимание того, что традиционные системы оплаты труда не отвечают требованиям настоящего времени: гибкость самих сотрудников и их высокая мобильность требуют гибкой оценки и оплаты их труда; углубление формализации регулирования отношений между сотрудником и работодателем в сфере оплаты труда; увеличение доли постоянной части в структуре заработной платы, имеющее своим следствием повышение степени надежности системы оплаты труда, рост уверенности сотрудника в гарантированном получении своего дохода; нарастание процесса индивидуализации системы оплаты труда, отказа работодателя от введения сотрудника в определенный стандарт.
Оплата труда по эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности создает возможности для подчинения
направленности деятельности государственных органов целям реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации, интересам общества, повышению профессиональной
квалификации гражданских служащих. Одним из ключевых направлений совершенствования системы материального стимулирования труда гражданских служащих является премирование. Разработка его финансовоэкономических, организационных, методических и социально
психологических основ и освоение практики их реализации должно рассматриваться сегодня в качестве актуальной задачи, соответствующей изменению статуса премиальных выплат в структуре денежного содержания гражданских служащих.
На сегодняшний день большое влияние на организацию оплаты труда в бюджетной сфере оказывают принятая программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальном образовании Новомариинского сельского поселения на 2014 - 2016 годы.
Реализация Программы проводится Администрацией поселения, отраслевыми (функциональными) органами Администрации поселения, осуществляющими функции и полномочия учредителей бюджетного учреждения поселения
Методическое руководство работой по реализации Программы выполняют органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей, выполняющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.
Хотелось бы отметить, что все задачи, поставленные в начале работы, достигнуты, раскрыты, а также достигнута главная цель работы, так как на конкретном примере Администрации муниципального образования Новомариинского сельского поселения, исследован учет расчетов по оплате труда и разработаны рекомендации по совершенствованию оплаты труда работников организации. В Администрации Новомариинского сельского поселения разработано и усовершенстванно положение о оплате труда с
30.12.2014 года муниципальных служащих изменено начисление заработной платы для стимулирования работников по мимо (премии, надбавки за особые условия труда, согласно штатного расписания) добавлены следующие выплаты, такие как денежное поощрение, классный чин, премия за особо важные и тайные задания. Так же в 2015 году заработная плата по сравнению с предшествующими годами увеличилась на 5 %.
Действующую систему материального стимулирования труда государственных гражданских служащих можно охарактеризовать как комплекс материальных стимулов, который призван обеспечить качество и эффективность труда данной категории служащих, привлечь в сферу государственного управления талантливых и продуктивных работников, раскрыть и реализовать их потенциал.
1. Алиев И.М., Горелов Н.А. Экономика труда / И.М. Алиев, Н.А. Горелов. - М.: Юрайт, 2014. - 670 с.
2. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика организации. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 240 с.
3. Бычин В.Б., Бобков В.Н. Экономика труда: учебник / В.Б. Бычин, В.Н. Бобков. М.: Инфра-М, 2014. - 336 с.
4. Бычин В.Б. Регламентация и нормирование труда: Учебное пособие /
В.Б. Бычин. - М.: Инфра-М, 2014. - 188 с.
5. Бычкова С. М. Практический аудит: учеб. пособие/ С. М. Бычкова, Т. Ю. Фомина — М.: ЭКСМО, 2009 — 176 с.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации
7. Валова С. Расчет среднего заработка в случаях, предусмотренных ТК
РФ «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и
налогообложение», 2014, N 2
8. Владимирова Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли / Л.П. Владимирова. - М.: Дашков и К, 2009. - 348 с.
9. Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2009. - 416 с.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
11. Гродских В.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2013. - 208 с.
12. Говоров О.В.Экономный вариант положения об оплате труда «Зарплата», 2015, N 3
13. Горяинова Л.В. Экономика. - М.: ЕАОИ, 2010. - 432 с.
14. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма/М.В. Иванова//Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2011. - Т. 2. - № 28. - С. 146-149.
15. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Экономика и социология труда: учебник / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская. - М.: Инфра-М, 2014. - 584 с.
16. Кузнецова Е. В. Экономика предприятия, «Правовая культура», 2005 - 352 с.
17. Ковалёв В. В. Экономика предприятия - М.: Финансы и статистика, 2004 - 560 с.
18. Коноленко О. Экономика предприятия - 2-е издание, перераб. дан-х: Фактор, 2003 - 148 с.
19. Корнев В. Заработная плата важнейший элемент договорных отношений // Управление персоналом. - 2011. - № 12. - С. 14 - 17
20. Липатова Н.Г., Анисимов Е.Г., Черныш А.Я., Карпов А.Н. Понятия и определения в области исследования проблем таможенного дела: Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. 92 с.
21. Любушкин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов. / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева,
В.Г. Дьякова; под общ. ред. проф. Н.П.Любушина. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2011. - 471 с.
22. Максимова В.Ф. Микроэкономика. - М.: ЕАОИ, 2011. - 204 с.
23. Маскаева А.И., Амирова Д.Р. Экономика и социология труда: учебное пособие / А.И. Маскаева, Д.Р. Амирова. - М.: Инфра-М, 2014. - 172 с.
24. Микроэкономика / Под ред. Артамонова В.С, Иванова С.А. - СПб.: 2012. - 320 с.
25. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая.
26.Озерникова Т. Зависимость результата работы от материальной
мотивации работника («Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012,N 12)
27.Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии / В.П. Пашуто. - М.: Кнорус, 2012. - 320 с.
28. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н, (с последующими изменениями и дополнениями в ред. Приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006г. №115н).
29. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, (в ред. Приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. №115н.
30. Приказ Минфина РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения» от 29.12.2009 №145н.
31. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. - М.: Академия, 2009. - 224 с.
32. Самородова Л.Л. Экономика. - Кемерово: ГУ КузГТУ, 2011. - 308 с.
33. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК : Учебник.- 4-е изд., испр. и доп. - МН.: Новое знание, 2009. - 736 с.
34. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности : Учебное пособие. - 2 -е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 272 с.
35.1. Сафонова Л.И. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Л.И. Сафонова, Л.И. Желбунова, В.М. Кац; Томский политехнический университет; Институт дистанционного образования. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 142 с.
36.. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия). - М.: Юрайт, 2013. - 672 с.
37. Сергиенко, Е.А. Анализ хозяйственной деятельности рыночных субъектов [Текст]. - Волгоград: ВГСХА, МУПК, 2010. - 293 с.
38. Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации. - Р-н/Д:
2011. - 491 с.
39. Кириллова, О.С., Муравлева, Т.В., Налоги и налогообложение: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2005.- 288 с. - (Курс лекций)
40. Перов, А.В., Толкушкин, А.В., Налоги и налогообложение: Учебник.- 9-изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2008- 986 с.
41. Перов, А.В., Толкушкин, А.В., Налоги и налогообложение: Учебник / Российское отд-ние Международной налоговой ассоциации (РОС- ИФА).- 7-изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007- 810 с.
42. Петров, М.А., Налоговая система и налогообложение в России: Учебник.- Ростов н/Д: «Феникс», 2008 г.
43. Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации»: Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 №106н // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: . - М.: АО Консультант Плюс, 1992-2014.
44. Устинов И.Ю. Экономика. Микроэкономика. - Воронеж: ВАИУ, 2010. - 179 с.
45. Шеремет Н. Принципы оплаты труда // Человек и труд. - 2011. - № 4. -
С. 71 - 73.
46. Шморгун Н. П., Головко И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - К.: ЦНЛ, 2006 - 528 с.
47. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ. От 21.11.1996 г (ред. от 03.11.2006г.)
48. Федеральный закон от 31.07.98 г. №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.04 г. №58-ФЗ Федеральный закон от 05.08.2000 г.
№117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 г. №166-ФЗ, от
31.12.2 г. №191-ФЗ и от 07.07.03 г. №117-ФЗ), текст с изменениями и дополнениями на 15 марта 2010г.
49. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21ноября 1996г. № 129-ФЗ (в редакции федерального закона от 28.12.2013 г. № 425 -ФЗ).
50. Экономика труда / Под ред. А. Асалиева. - М.: Инфра-М, 2014. - 336 с.