Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

Работа №96728

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы224
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО 12
1.1 Анализ понятия «психолого-педагогическое сопровождение» в
научной литературе 12
1.2 Особенности психолого-педагогического сопровождения участников
образовательных отношений в ДОО 21
1.3 Характеристика психолого-педагогического
сопровождения участников образовательных отношений в ДОО в условиях введения инклюзивного
образования 33
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях введения инклюзивного
образования в ДОО 49
2.3 Анализ результатов исследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 105


В настоящее время в России, вследствие неблагоприятных эндогенных и экзогенных причин, существует тенденция к увеличению числа детей с проблемами в развитии, с отклонениями в психофизическом здоровье, с нарушением поведения. Общая основная особенность таких детей является задержка или нарушение в развитии, однако категория детей крайне не однородна.
По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число таких детей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками), а всего в мире около двухсот миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [65].
М.Н. Назарова описала в одной из своих работ о 4,5% детей, проживающих на территории Российской Федерации (1,7 миллионов человек) относятся к категории «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и «ребенок с особыми образовательными потребностями». Нарушения у этих детей вызваны различными отклонениями в состоянии здоровья, и они нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении, которое отвечает их потребностям [65].
Именно поэтому проблемы здоровья детей, а так же обеспечение им условий для успешной социализации и создания стартовых возможностей определены в качестве наиболее важных и актуальных в «Приоритетных направлениях развития» образовательной системы Российской Федерации [97].
Статистика Министерства образования РФ такова: в настоящее время более 353 тысяч детей дошкольного возраста, проживающих на территории России, нуждаются в специальном образовании и воспитании. Из них 63,6% этих детей посещают дошкольные общеобразовательные учреждения вместе с детьми с нормой развития [65].
Наиболее важными периодами предупреждения и выявления дизонтогенетических проявлений у детей являются младенческий, ранний и дошкольный возрасты. Именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения [27].
Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время российская система воспитания детей раннего возраста все более ориентируется на новые решения в поиске подходов организованности психолого-педагогического процесса, направляя его на гуманистическую, личностно-ориентированную формы. Однако на практике часто нарушаются все условия нормального развития ребенка из -за отсутствия необходимого индивидуального подхода к ребенку, психолого-педагогического внимания к особенностям детей, что приводит к отрицательным показателям социализации, а так же проявляется неправильный темп и ход нормального развития таких детей. Сейчас в системе дошкольного развития и образования выделяется недостаточно внимания к изучению и анализу потенциала возможностей личности ребенка, перспективе гармоничного психического, физического и духовного развития [72].
Многолетний опыт исследований и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования дошкольников доказывает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии. Отсюда следует, что предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте, и своевременное оказание комплексной медико -психолого¬педагогической помощи детям должно способствовать снижению численности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Такие психологи, педагоги как О. С.Аршатская, Е. Р.Баенская, И. А. Выродова, О. Е. Громова, С. Б. Лазуренко, О. С. Никольская, Т. В. Пелымская, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Л. И. Фильчикова, Г. В. Чиркина, Н. Д. Шматко понимали необходимость и важность обеспечения ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии и семьям, которые их воспитывали [91, 94, 102].
Аналогично идеи Л.С. Выготского об использовании сензетивных периодов становления психических функций, многие ученые стали разрабатывать и экспериментально апробировать комплексные программы ранней психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии дошкольников. В такие программы входила социально-психологическая социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, и их адаптация в социальную и общеобразовательную среду. Такие работы принадлежали Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, Н.Н. Малофееву, О.С. Никольской, Т.С. Овчинниковой, О.Г. Приходько, Т.В. Пелымской, Л.И. Солнцевой, Е.А. Стребелевой, С.Л. Хорош, Н.Д. Шматко и другим [61, 70, 91, 102].
За последние десятилетия отечественная наука продвинулась в данном направлении в практическом и теоретическом плане. Создали концепцию эволюции отношений обществ и государств к детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, теоретически подтвердили необходимость ранней социализации детей с проблемами в развитии в социум, предприняли попытки включения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Большой вклад в данные исследования внесли М.В. Жигорева, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Л.И. Плаксина, Т.Н. Симонова, Е.А. Стребелева, О.Н. Усанова, Н.Д. Шматко [61, 65, 74, 91, 102].
1 сентября 2013 г., после вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации», впервые дошкольное образование закрепилось в качестве уровня общего образования [97]. Поэтому дошкольное образование в контексте Федерального Государственного образовательного Стандарта (ФГОС) в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. А именно - наиболее востребованным
становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, а так же забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, которое является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения [95].
В законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и в Конституции РФ закреплены «права на получение равного со всеми образования категории лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии [97].
На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях существуют трудности по предоставлению качественных образовательных и воспитательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Это связано в большей степени с недостаточной разработанностью концептуально-методологической основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Проблема организации и содержания психолого-педагогического сопровождения детей со специальными образовательными условиями остается актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Дети со статусом «ребенок с ОВЗ» стали объектом изучения и педагогов, и психологов, и врачей.
Даже в 1994 году, когда в международный обиход был введен термин «инклюзия», важнейшим условием эффективности данного образования считали некую систему образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей. В современное время обеспечение специальных условий происходит в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ [13].
В данный период времени система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно развита, и получают ее 1/ 3 детей, которые в ней нуждаются [62].
Исследования систему психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями рассматривали Б.С. Братусь, О.С. Газман, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, А.Т. Цукерман и др [18, 30, 64, 99].
В работах Р.И. Айзмана, Н.А. Амосова, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, В.И. Бондина, Н.И. Брехмана, Н.Н. Волосковой, В.П. Озерова, Г.М. Соловьева, В.А. Шаповалова рассматривались психолого-педагогические теории, методы и технологии формирования здоровой жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями [72].
А.Г. Асмолов, Склярова, Г.М. А.В. Беляев, Л.И.Новикова, И.А. Малашихина, В.П. Озеров, Т.В. Соловьев понимали необходимость использования здоровьесберегающих технологий для реабилитации детей с ограничеными возможностями здоровья, и доказывали это в своих трудах. [8].
Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и др. [72].
В трудах В.П. Галицкого, Л.Н. Уварова, Ф.М.разработаны идеи формирования и развития психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями [72].
В теории педагогической практики и в самой науке педагогике последнего десятилетия активно используют понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Но, несмотря на большое количество публикаций по данному вопросу, все же недостаточно изучена специфика сопровождающей работы.
На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей- инвалидов и лиц с ОВЗ, которые испытывают значительные трудности в организации поведения, своей учебной, коммуникативной деятельности, в силу имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Полноценное психолого-педагогическое сопровождение позволяет устранять выявленные проблемы и своевременно оказывать детям необходимую поддержку.
Актуальность
• Возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равных правах в получении адекватного уровню его развития образования.
• Психологическая неготовность к инклюзивному образованию участников образовательных отношений в ДОУ, неумение взаимодействовать с особым ребенком, инклюзивная некомпетентность.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать программу психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в ДОО в условиях введения инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ отечественного и зарубежного опыта в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в условиях введения инклюзивного образования в ДОУ.
2. Определить особенности процесса психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в условиях введения инклюзивного образования в ДОУ
3. Разработать и апробировать программу по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в условиях введения инклюзивного образования в ДОУ.
Гипотеза: Эффективная реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного дошкольного учреждения представляется возможной, при разработке программы психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: Программа психолого-педагогического
сопровождения участников образовательных отношений как способ реализации инклюзивного образования в общеобразовательном дошкольном учреждении.
Субъекты исследования: участники образовательных отношений - педагоги, родители, дети дошкольного возраста (со статусом «ребенок с ОВЗ», дети с нормой развития, дети с диагнозом РЦОН и синдром гиперактивности/ гипервозбудимости, с нарушениями речи.
Методы исследования определялись в соответствии со спецификой предмета и объекта, целью, задачами и гипотезой исследования. В ходе диссертационного исследования применялись следующие методы: изучение и анализ историко-педагогических, философских, социологических, научно-методических и психологических материалов по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях введения инклюзивного образования в ДОУ; наблюдение (прямое и косвенное); сравнение и обобщение научно-исследовательских работ по исследуемой теме; опрос (очный и заочный - анкетирование), тестирование, количественная и качественная обработка материалов , метод математической обработки.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» Свердловской области поселка Белоярского. Участниками эксперимента стали 30 детей в возрасте от 4 до 7,5 лет, 19 педагогов учреждения и 15 родителей.
Организация и этапы исследования.
Исследование осуществлялось с августа 2016 года по август 2018 года.
Первый этап - поисково-теоретический - связан с изучением, обобщением и анализом состояния исследования поставленной проблемы в социологической, философской, психолого-педагогической, исторической и научно-методической литературе; с изучением передового психолого - педагогического опыта психолого-педагогического сопровождения детей (со статусом ребенок с ОВЗ, дети с нормой развития, дети с диагнозом РЦОН и синдром гиперактивности/ гипервозбудимости, с нарушениями речи - есть заключение ПМПК, статус «ребенок с ОВЗ»). Полученный материал дал возможность сформулировать рабочую гипотезу, определить объект и предмет исследования, цели и задачи, а также разработать теоретико¬методические основы исследования.
Второй этап - экспериментальный - этап выявления роли, возможностей и эффективности психолого-педагогического сопровождения детей (со статусом ребенок с ОВЗ, дети с нормой развития, дети с диагнозом РЦОН и синдром гиперактивности/ гипервозбудимости, с нарушениями речи - есть заключение ПМПК, статус «ребенок с ОВЗ»). Разрабатывались и апробировались организационные модели и педагогические средства повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения детей.
Третий этап - обобщающий - характеризовался систематизацией и обобщением полученных данных, анализом результатов опытно-экспериментальной работы по эффективности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 работы:
1. «Проблема инклюзивного образования в дошкольных общеобразовательных учреждениях» (Сборник материалов
конференции, УрГПУ, 2016)
2. «Семейная гостиная как метод психолого-педагогической
помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном общеобразовательном учреждении: опыт из практики» (Сборник материалов конференции, УрГПУ, 2017)
3. «Проблемы реализации инклюзивного образования в дошкольных общеобразовательных учреждениях» (РИНЦ, В85 Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, УрГПУ, Екатеринбург, 2017)
4. «Проблема доступности высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья» (РИНЦ, «Высшее образование в России: история и современность» сборник научных трудов. Екатеринбург,
Издательство: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, 2017).
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 114 страницах машинописного текста. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Диссертация иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами. Приложения содержат исследовательские и научно-практические материалы. Список литературы включает 103 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Инклюзивное образование - это комплексный процесс обучения, воспитания и развития, при котором происходит обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями. Путем организации обучения таких детей в общеобразовательных учреждениях применяются личностно-ориентированные методы обучения, учитываются индивидуальные особенности учебно-познавательной деятельности. На основании соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения определяются оптимальные пути и средства внедрения инклюзивного обучения.
В современное время педагогическая практика столкнулась с серьезной проблемой включения детей с особенными образовательными потребностями в процесс обучения и воспитания. Предоставление инклюзивным образованием возможности каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равных правах в получении образования происходит независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей. Образовательная практика показывает, что развитие инклюзивного образования - это сложный и многогранный процесс, который затрагивает правовые, научно - методологические и административные ресурсы.
Тенденции, существующие на современном этапе развития педагогической теории и практики, связаны с необходимостью широкого включения детей с особыми образовательными потребностями в социум, поэтому актуальной проблемой становится формирование инклюзивной и профессиональной компетентности педагогов и родителей данной категории детей, начиная с дошкольного возраста. Становится необходим широкий спектр основных знаний, умений, навыков, необходимых каждому субъекту образовательных отношений учреждения, для максимально возможного вовлечения таких детей в учебно-воспитательную деятельность. А так же появилась необходимость специального психолого -педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями для помощи вхождения их в социум, в коррекции и развитии для успешного воспитания и обучения.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательных отношений в ДОУ включает в себя: компетентность (инклюзивную и профессиональную) педагогов, родителей, специалистов; способность детей с особыми образовательными потребностями взаимодействовать с окружающим их миром; умение детей с нормой развития взаимодействовать с такой категорией детей, как «ребенок с ОВЗ», «ребенок с особыми образовательными потребностями». Все эти условия, при их положительном развитии, обеспечат максимально полное включение каждого ребенка в коллектив сверстников и взрослых, в учебно-воспитательный процесс и в дальнейшем - в широкий социум.



1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.М. Александровская — М., 2002.
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации/ С.В. Алехина - 2010.
3. Алехина С.В. Профессиональная готовность воспитателя к работе в условиях инклюзивного образования/ С.В. Алехина // Педагогика и психология. - 2012. №3-4. - С.164-171.
4. Алехина С.В. Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России/ С.В. Алехина - 2010.
5. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие / О. В. Алмазова ; М-во образования и науки РФ ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. — [2-е изд. перераб. и доп.]./ О.В. Алмазова — Екатеринбург, 2014. - 5 экз.
6. Андреева Л.В. «Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений»/ Л.В. Андреева - М.: Академия, 2005. - 576 с.
7. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студентов вузов на фак.педагогики, психологии и соц.работы / Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В.Зырянова / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия,
2012. - 192с.
8. Асмолов А. Г. Содействие ребенку - развитие личности // Забота - поддержка - консультирование. Серия «Новые ценности образования» / Под ред. Н. Б. Крыловой. - Вып. 26. - М. : НОВАТОР, 1996. - С. 9- 44.
9. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно -развивающего обучения / Н.В.Бабкина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 144 с.
10. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан. - СПб.: Дорваль, 1993. — 96 с.
11. Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка / А.И.Баркан. - М.: Дрофа-Плюс, 2003. - 352 с.
12. Башмакова, С. Б. Психология нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи: учебное пособие / С. Б. Башмакова. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 102 с.
13. Бердникова А.Г. Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса// Сибирский педагогический журнал/ А.Г. Бердникова - 2013
14. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298 с.
15. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ